Путь:
Навигация
- Архив нормативно-правовых актов 1917-1992
- Вожди СССР
- География СССР
- Герои СССР
- Достижения СССР
- Обзор СССР 1967
- Организации СССР
- Очерки Истории Советской Культуры
- Памятники СССР
- Исторические материалы
- Наука и техника
- Статистика СССР
- Файловый архив СССР
- Советский Союз - архив документов
Язык [ РУССКИЙ ]
Поиск
Подписка и соц. сети
Новые материалы
- Откатные ворота для гаража и забора устройство, разновидности, применение, достоинства и недостатки 2024-09-17
- Как мостить дорожки из камня 2024-09-17
- Деревянные дома из клееного бруса важная роль усовершенствования сырья 2024-09-07
- Как выбрать кондиционер для квартиры секреты комфортного климата в вашем доме 2024-09-07
- Интернет-магазин брендовой обуви и аксессуаров где стиль и качество встречаются 2024-09-07
- Лазерная коррекция зрения показания и особенности методов 2024-08-01
- ЖК Светский Лес резиденции у моря 2024-08-01
- Техническое обследование зданий и сооружений цели и задачи 2024-07-30
- Причины и важность обращения к адвокату 2024-07-30
- Эффективное похудение и очищение организма 2024-07-30
- Алюминиевые конструкции преимущества и особенности 2024-06-21
- Виды подъемного оборудования и важность его использования 2024-06-15
- Стальные рулонные ворота преимущества и особенности 2024-06-15
- Как заказать лекарства онлайн 2024-06-15
- ПВХ-плитка достоинства материала 2024-06-15
Картинка недели
К началу
В конец
Создать личную галерею (раздел)
Создать личный альбом (с изображениями)
Создать материал
Очерки Истории Советской Культуры
Оценка раздела:
1
Серия публикаций
Оглавление, материал логически разделен на части:
ВЕЛИКАЯ ОКТЯБРЬСКАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ И ПЕРВЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Часть 1) Победа Октябрьской революции как решающая предпосылка создания новой социалистической культурыЧасть 2) Первые мероприятия Советской власти по строительству социалистической культуры
Часть 3) Кадры народного образования
Часть 4) Большую роль партия отводила печати
Часть 5) Работники искусства в планах пропаганды
Часть 6) Помощь трудящимся в ликвидации неграмотности
СТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ГОДЫ ИНОСТРАННОЙ ВОЕННОЙ ИНТЕРВЕНЦИИ И ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ
Часть 1) Специфика и задачи культурного строительства в годы гражданской войныЧасть 2) Становление и развитие советской общеобразовательной школы
Часть 3) Первые мероприятия по формированию социалистической интеллигенции
Часть 4) Культурно-просветительная работа среди трудящихся
Часть 5) Работа ученых в годы интервенции империалистических государств и гражданской войны
Часть 6) Революционный процесс в области художественной культуры
РАЗВИТИЕ СОВЕТСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ПЕРИОД ПОСТРОЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ФУНДАМЕНТА СОЦИАЛИЗМА
Часть 1) Задачи в области культурного строительства в связи с переходом к мирной жизниЧасть 2) Всенародный поход за ликвидацию неграмотности
Категории
Культурно-просветительная работа среди трудящихся
Дата публикации: 2016-06-06 00:19:23Просмотров: 2144
Автор: lomasm
Руководя культурным строительством, Коммунистическая партия и Советское правительство с первых дней Октябрьской революции большое внимание уделяли проведению культурно-просветительной работы среди трудящихся. Эта работа тесно связывалась с политикой партии, пропагандой и агитацией, главными задачами, которые решала страна в тот или иной период.
В 19180 гг. вся культурно-просветительная работа была подчинена основной политической задаче того периода разгрому иностранных интервентов и белогвардейцев, защите завоеваний революции. Она имела целью непримиримую борьбу с буржуазной идеологией, воспитание сознательных, культурных строителей нового общества.
В целях мобилизации сил страны на борьбу с внутренними и внешними врагами особое внимание уделялось политической агитации и пропаганде как на фронтах, так и среди гражданского населения.
В Красной Армии огромную политическую работу вели военные комиссары, фронтовые, армейские, дивизионные политические отделы, армейские партийные организации, коммунисты. Только с 21 июля по 8 ноября 1918 г. агитационно-просветительный отдел Всероссийского бюро военных комиссаров отправил в войска, действовавшие на Волге и Урале, 1419 членов партии, в том числе 1184 агитатора 1.
Для ведения агитационно-пропагандистской работы в прифронтовых районах были созданы особые передвижные политпросветагитпоезда, агитпароходы во главе с видными партийными и советскими работниками. Так, агитационно-инструкторский поезд «Октябрьская революция» возглавлял М. И. Калинин. За четыре поездки по стране в 1919 г. он побывал в 15 губерниях, 36 уездных городах, 70 волостях и селах 2. Коллектив агитпарохода «Красная звезда» во главе с Н. К. Крупской, совершая поездку по Волге, посетил 93 населенных пункта, в том числе 6 губернских городов, 21 уездный город, заводы Сормова, Ижевский, Боткинский, Мотовилиху и около 40 сел и деревень. За время рейса было проведено 202 митинга, дано 195 киносеансов, которые посетили 225 тыс. человек.
Насколько тщательно готовились агитпоезда и как они совершали свои рейсы, можно показать на примере агитпоезда «Красный казак», направленного в 1920 г. на Дон и Кубань, только что освобожденные от деникинцев.
В год предстоящей поездки в курских железнодорожных мастерских всю зиму расписывали поезд московские художники, украшали вагоны карикатурами, рисунками, лозунгами. Один из иностранных журналистов, часто посещавших в те дни мастерские, отмечал: «Мы смотрели агитационный поезд... Сразу завладел он нами могучей силой революционных идей. Эта сила яркими красками изображена прекрасно... Агитационные поезда делают чудеса. Они революционизируют миллионы людей, являются мощным орудием массовой пропаганды и просвещения, словом, художественным образом, кинематографом и музыкой».
В апреле 1920 г. «Красный казак», нарядный, ярко раскрашенный, укомплектованный богатой библиотекой, множеством грампластинок (300 штук астрономическая цифра для того времени), разнообразными фильмами, двинулся наконец из Москвы на Дон и Кубань. И всюду, где бы ни останавливался «Красный казак», в Ейске или Армавире, Новороссийске или Новочеркасске, он привлекал массу народа своим праздничным оформлением вагонов, внушительной афишей киносеансов, выступлениями агитаторов. Каждая его остановка была для местных жителей событием они узнавали новости из первых рук, знакомились с декретами Советской власти.
Рабочий день в агитпоезде начинался рано. Ответственные представители наркоматов, агитаторы спешили на митинги, читали лекции, разбирали жалобы. Учили, проверяли, помогали, направляли работу местных Советов. И сами учились на местном опыте.
Создавались также местные агитпоезда и агитпароходы, передвижные агитационно-пропагандистские отряды «Красные обозы» и «Красные повозки», которые снабжались граммофоном, пластинками с речами Ленина, политической литературой. Агитбригады посещали самые отдаленные районы страны.
В годы гражданской войны широко практиковались собрания и митинги, на которых тысячи коммунистов и беспартийных активистов разъясняли идеи и политику партии. Они охватывали широкие слои населения
и оказывали большое влияние на повышение их классовой сознательности.
Особенно важно было то, что на этих собраниях и митингах трудящиеся принимали решения быть верными Советской власти, всеми силами поддерживать Красную Армию. F
Творческая инициатива народных масс выдвигала различные формы массово-политической и организаторской работы. Одной из таких форм явились беспартийные конференции трудящихся, на которых обсуждались самые насущные проблемы о хлебе, о военном положении, вопросы, связанные с укреплением государственного строя и государственного аппарата, и т. д. Они возникли в Москве в 1919 г. по инициативе коммунистов Красной Пресни и получили широкое распространение в городах, воинских частях, на селе. Так, за полгода, прошедшие после VIII съезда партии, только в 24 губерниях было проведено примерно 11 тыс. беспартийных крестьянских конференций, в которых приняло участие около 500 тыс. человек *.
Беспартийные конференции способствовали политическому воспитанию трудящихся, сплочению их вокруг Коммунистической партии, помогали ей приобщить широкие народные массы к социалистическому строительству. Они были высоко оценены В. И. Лениным. Рассматривая беспартийные конференции как важный канал связи партии с массами В. И. Ленин писал: «... мы стараемся всецело поддержать, развить, расширить такое учреждение, как беспартийные -рабочие и крестьянские конференции, чтобы следить за настроением масс, сближаться с ними, отвечать на их запросы, выдвигать из них лучших работников на государственные должности и т. д. ».
В. И. Ленин принимал личное участие в работе беспартийных конференций. Он выступал с речами на конференциях красноармейцев Ходынско-го гарнизона 15 июля 1919 г, рабочих и красноармейцев Пресненского, Сущевско-Марьинского, Хамовнического и Бутырского районов Москвы 6 августа 1919 г., Басманского, Лефортовского, Алексеевского и Сокольнического'районов 3 сентября 1919 г. и на IV Московской общегородской беспартийной конференции работниц 23 сентября 1919 г..
Одной из популярных форм политико-массовой работы являлась наглядная агитация. Витрины, красочные плакаты и диаграммы на злобу дня в яркой и доступной форме разъясняли важнейшие политические события, которыми жила страна. Именно в те годы возникли и получили широкое распространение «Окна РОСТА». Появившись впервые в Москве, в 1920 г. они выходили уже во многих городах в Петрограде, Баку, Саратове, Смоленске, Киеве и других.
Несмотря на тяжелое положение в стране, постоянно увеличивался объем печатной продукции. Тираж «Правды» вырос со 138, 1 тыс. экземпляров в 1919 г. до 250 тыс. экземпляров в 1920 г., тираж «Бедноты» поднялся с 240 тыс. до 570 тыс. экземпляров 6.
Большое значение для политического просвещения трудящихся имело издание сочинений основоположников марксизма-ленинизма. В те годы стали издаваться произведения Маркса и Энгельса. По решению IX съезда РКП(б), состоявшегося в 1920 г., была начата подготовка издания собрания Сочинений В. И. Ленина.
В ноябре 1920 г. декретом Совета Народных Комиссаров было централизовано библиотечное дело, и создана единая библиотечная сеть РСФСР. Количество библиотек в 1920 г. возросло вдвое по сравнению с 1919 г. 7.
Особенно большое внимание партия и правительство уделяли политической пропаганде и культурно-просветительной работе в деревне, рассматривая ее как важное средство упрочения союза рабочего класса и крестьянства, укрепления фронта и тыла страны, идеологического воспитания крестьянских масс. VIII съезд партии, состоявшийся в марте 1919 г., принял специальное решение по этому вопросу. Съезд подчеркнул, что «на первом месте должно стоять распространение общей политической и специально для крестьян издаваемой популярной литературы и газет в выдержанном коммунистическом духе. Надо стремиться к тому, чтобы при каждой школе, каждом народном доме была организована библиотека-читальня с политическим отделом. Для коммунистической пропаганды должны быть использованы кинематограф, театр, концерты, выставки и т. п. Пропаганда среди крестьян не должна быть оторванной от жизненных задач крестьянина-земледельца, но тесно связанной с вопросами агрономической экономики» 1. При организации всей этой работы предусматривалась широкая помощь на селе со стороны рабочего класса.
В ходе культурно-просветительной работы партии и советской общественности пришлось вести решительную борьбу против ошибочной и вредной позиции руководителей Пролеткульта.
Пролеткульт (пролетарская культура) объединение, образовавшееся в сентябре 1917 г. с целью сплочения пролетарских культурно-просветительных организаций, стихийно возникших после Февральской революции. Вначале деятельность пролеткультовских организаций имела положительное значение, так как в их составе было немало рабочих, которые стремились к знаниям, культуре. И полезные начинания Пролеткульта всячески поддерживались. Ему выделялись помещения, деньги и другие средства.
Одним из теоретиков Пролеткульта являлся ревизионист А. Богданов, философские взгляды которого были подвергнуты суровой критике В. И. Лениным еще в 1908 г. в книге «Материализм и эмпириокритицизм» 3. Ревизионистские взгляды Богданова нашли свое отражение в практике Пролеткульта. Его руководители хотели работать независимо от партии и государственных органов. Они проповедовали отказ от культурного наследия прошлого, утверждали, что задача строительства пролетарской культуры может быть разрешена только силами самого пролетариата.
Это в корне противоречило взглядам и идеям В. И. Ленина о строительстве социалистической культуры.
«Владимир Ильич, писала Н. К. Крупская, не берет культуру как нечто изолированное, взятое вне времени и пространства... Почему он спорил с Пролеткультом? Пролеткультовцы думали, что можно построить специальную пролетарскую культуру, которая не будет связана со всей окружающей жизнью, т. е. культуру, которая будет представлять нечто обособленное, нечто замкнутое. Против этого возражал Владимир Ильич».
Позиция. лидеров Пролеткульта исключала из процесса строительства культуры широкие народные массы, и прежде всего крестьянство. Это вело к отрицанию руководящей роли рабочего класса в строительстве социализма.
Антимарксистская сущность позиций Пролеткульта была подвергнута решительной критике в написанном В. И. Лениным в октябре 1920 г. проекте резолюции «О пролетарской культуре», в речи на III съезде комсомола и других выступлениях, в подготовленном при участии Ленина письме ЦК РКП(б) «О пролеткультах».
Несмотря на колоссальные трудности, культурно-просветительная работа среди трудящихся в годы гражданской войны получила значительный размах. Ее проводила армия культпросветработников численностью около 450 тыс. человек.
Культурно-просветительную и политико-воспитательную работу среди трудящихся масс под руководством партии вели различные организации и ведомства. Это приводило к параллелизму и распылению сил. Поэтому декретом Совета Народных Комиссаров от 12 ноября 1920 г. на базе внешкольного отдела Наркомпроса был образован Главный политико-просветительный комитет республики (Главполитпросвет). На этот орган было возложено объединение всей политико-просветительной и культурно-массовой работы, которую вели профсоюзные и комсомольские органы, Политуправление Красной Армии, внешкольный отдел Наркомпроса и другие организации. Председателем комитета была назначена Н. К. Крупская. На местах создавались губернские, уездные, волостные политпро-светы. Через эти органы партия осуществляла руководство работой изб-читален, клубов, массовых библиотек, развитием музейного дела, массовым образованием рабочих и крестьян, деятельностью коммунистических университетов, совпартшкол, других политико-просветительных организаций.
В 19180 гг. вся культурно-просветительная работа была подчинена основной политической задаче того периода разгрому иностранных интервентов и белогвардейцев, защите завоеваний революции. Она имела целью непримиримую борьбу с буржуазной идеологией, воспитание сознательных, культурных строителей нового общества.
В целях мобилизации сил страны на борьбу с внутренними и внешними врагами особое внимание уделялось политической агитации и пропаганде как на фронтах, так и среди гражданского населения.
В Красной Армии огромную политическую работу вели военные комиссары, фронтовые, армейские, дивизионные политические отделы, армейские партийные организации, коммунисты. Только с 21 июля по 8 ноября 1918 г. агитационно-просветительный отдел Всероссийского бюро военных комиссаров отправил в войска, действовавшие на Волге и Урале, 1419 членов партии, в том числе 1184 агитатора 1.
Для ведения агитационно-пропагандистской работы в прифронтовых районах были созданы особые передвижные политпросветагитпоезда, агитпароходы во главе с видными партийными и советскими работниками. Так, агитационно-инструкторский поезд «Октябрьская революция» возглавлял М. И. Калинин. За четыре поездки по стране в 1919 г. он побывал в 15 губерниях, 36 уездных городах, 70 волостях и селах 2. Коллектив агитпарохода «Красная звезда» во главе с Н. К. Крупской, совершая поездку по Волге, посетил 93 населенных пункта, в том числе 6 губернских городов, 21 уездный город, заводы Сормова, Ижевский, Боткинский, Мотовилиху и около 40 сел и деревень. За время рейса было проведено 202 митинга, дано 195 киносеансов, которые посетили 225 тыс. человек.
Насколько тщательно готовились агитпоезда и как они совершали свои рейсы, можно показать на примере агитпоезда «Красный казак», направленного в 1920 г. на Дон и Кубань, только что освобожденные от деникинцев.
В год предстоящей поездки в курских железнодорожных мастерских всю зиму расписывали поезд московские художники, украшали вагоны карикатурами, рисунками, лозунгами. Один из иностранных журналистов, часто посещавших в те дни мастерские, отмечал: «Мы смотрели агитационный поезд... Сразу завладел он нами могучей силой революционных идей. Эта сила яркими красками изображена прекрасно... Агитационные поезда делают чудеса. Они революционизируют миллионы людей, являются мощным орудием массовой пропаганды и просвещения, словом, художественным образом, кинематографом и музыкой».
В апреле 1920 г. «Красный казак», нарядный, ярко раскрашенный, укомплектованный богатой библиотекой, множеством грампластинок (300 штук астрономическая цифра для того времени), разнообразными фильмами, двинулся наконец из Москвы на Дон и Кубань. И всюду, где бы ни останавливался «Красный казак», в Ейске или Армавире, Новороссийске или Новочеркасске, он привлекал массу народа своим праздничным оформлением вагонов, внушительной афишей киносеансов, выступлениями агитаторов. Каждая его остановка была для местных жителей событием они узнавали новости из первых рук, знакомились с декретами Советской власти.
Рабочий день в агитпоезде начинался рано. Ответственные представители наркоматов, агитаторы спешили на митинги, читали лекции, разбирали жалобы. Учили, проверяли, помогали, направляли работу местных Советов. И сами учились на местном опыте.
Создавались также местные агитпоезда и агитпароходы, передвижные агитационно-пропагандистские отряды «Красные обозы» и «Красные повозки», которые снабжались граммофоном, пластинками с речами Ленина, политической литературой. Агитбригады посещали самые отдаленные районы страны.
В годы гражданской войны широко практиковались собрания и митинги, на которых тысячи коммунистов и беспартийных активистов разъясняли идеи и политику партии. Они охватывали широкие слои населения
и оказывали большое влияние на повышение их классовой сознательности.
Особенно важно было то, что на этих собраниях и митингах трудящиеся принимали решения быть верными Советской власти, всеми силами поддерживать Красную Армию. F
Творческая инициатива народных масс выдвигала различные формы массово-политической и организаторской работы. Одной из таких форм явились беспартийные конференции трудящихся, на которых обсуждались самые насущные проблемы о хлебе, о военном положении, вопросы, связанные с укреплением государственного строя и государственного аппарата, и т. д. Они возникли в Москве в 1919 г. по инициативе коммунистов Красной Пресни и получили широкое распространение в городах, воинских частях, на селе. Так, за полгода, прошедшие после VIII съезда партии, только в 24 губерниях было проведено примерно 11 тыс. беспартийных крестьянских конференций, в которых приняло участие около 500 тыс. человек *.
Беспартийные конференции способствовали политическому воспитанию трудящихся, сплочению их вокруг Коммунистической партии, помогали ей приобщить широкие народные массы к социалистическому строительству. Они были высоко оценены В. И. Лениным. Рассматривая беспартийные конференции как важный канал связи партии с массами В. И. Ленин писал: «... мы стараемся всецело поддержать, развить, расширить такое учреждение, как беспартийные -рабочие и крестьянские конференции, чтобы следить за настроением масс, сближаться с ними, отвечать на их запросы, выдвигать из них лучших работников на государственные должности и т. д. ».
В. И. Ленин принимал личное участие в работе беспартийных конференций. Он выступал с речами на конференциях красноармейцев Ходынско-го гарнизона 15 июля 1919 г, рабочих и красноармейцев Пресненского, Сущевско-Марьинского, Хамовнического и Бутырского районов Москвы 6 августа 1919 г., Басманского, Лефортовского, Алексеевского и Сокольнического'районов 3 сентября 1919 г. и на IV Московской общегородской беспартийной конференции работниц 23 сентября 1919 г..
Одной из популярных форм политико-массовой работы являлась наглядная агитация. Витрины, красочные плакаты и диаграммы на злобу дня в яркой и доступной форме разъясняли важнейшие политические события, которыми жила страна. Именно в те годы возникли и получили широкое распространение «Окна РОСТА». Появившись впервые в Москве, в 1920 г. они выходили уже во многих городах в Петрограде, Баку, Саратове, Смоленске, Киеве и других.
Несмотря на тяжелое положение в стране, постоянно увеличивался объем печатной продукции. Тираж «Правды» вырос со 138, 1 тыс. экземпляров в 1919 г. до 250 тыс. экземпляров в 1920 г., тираж «Бедноты» поднялся с 240 тыс. до 570 тыс. экземпляров 6.
Большое значение для политического просвещения трудящихся имело издание сочинений основоположников марксизма-ленинизма. В те годы стали издаваться произведения Маркса и Энгельса. По решению IX съезда РКП(б), состоявшегося в 1920 г., была начата подготовка издания собрания Сочинений В. И. Ленина.
В ноябре 1920 г. декретом Совета Народных Комиссаров было централизовано библиотечное дело, и создана единая библиотечная сеть РСФСР. Количество библиотек в 1920 г. возросло вдвое по сравнению с 1919 г. 7.
Особенно большое внимание партия и правительство уделяли политической пропаганде и культурно-просветительной работе в деревне, рассматривая ее как важное средство упрочения союза рабочего класса и крестьянства, укрепления фронта и тыла страны, идеологического воспитания крестьянских масс. VIII съезд партии, состоявшийся в марте 1919 г., принял специальное решение по этому вопросу. Съезд подчеркнул, что «на первом месте должно стоять распространение общей политической и специально для крестьян издаваемой популярной литературы и газет в выдержанном коммунистическом духе. Надо стремиться к тому, чтобы при каждой школе, каждом народном доме была организована библиотека-читальня с политическим отделом. Для коммунистической пропаганды должны быть использованы кинематограф, театр, концерты, выставки и т. п. Пропаганда среди крестьян не должна быть оторванной от жизненных задач крестьянина-земледельца, но тесно связанной с вопросами агрономической экономики» 1. При организации всей этой работы предусматривалась широкая помощь на селе со стороны рабочего класса.
В ходе культурно-просветительной работы партии и советской общественности пришлось вести решительную борьбу против ошибочной и вредной позиции руководителей Пролеткульта.
Пролеткульт (пролетарская культура) объединение, образовавшееся в сентябре 1917 г. с целью сплочения пролетарских культурно-просветительных организаций, стихийно возникших после Февральской революции. Вначале деятельность пролеткультовских организаций имела положительное значение, так как в их составе было немало рабочих, которые стремились к знаниям, культуре. И полезные начинания Пролеткульта всячески поддерживались. Ему выделялись помещения, деньги и другие средства.
Одним из теоретиков Пролеткульта являлся ревизионист А. Богданов, философские взгляды которого были подвергнуты суровой критике В. И. Лениным еще в 1908 г. в книге «Материализм и эмпириокритицизм» 3. Ревизионистские взгляды Богданова нашли свое отражение в практике Пролеткульта. Его руководители хотели работать независимо от партии и государственных органов. Они проповедовали отказ от культурного наследия прошлого, утверждали, что задача строительства пролетарской культуры может быть разрешена только силами самого пролетариата.
Это в корне противоречило взглядам и идеям В. И. Ленина о строительстве социалистической культуры.
«Владимир Ильич, писала Н. К. Крупская, не берет культуру как нечто изолированное, взятое вне времени и пространства... Почему он спорил с Пролеткультом? Пролеткультовцы думали, что можно построить специальную пролетарскую культуру, которая не будет связана со всей окружающей жизнью, т. е. культуру, которая будет представлять нечто обособленное, нечто замкнутое. Против этого возражал Владимир Ильич».
Позиция. лидеров Пролеткульта исключала из процесса строительства культуры широкие народные массы, и прежде всего крестьянство. Это вело к отрицанию руководящей роли рабочего класса в строительстве социализма.
Антимарксистская сущность позиций Пролеткульта была подвергнута решительной критике в написанном В. И. Лениным в октябре 1920 г. проекте резолюции «О пролетарской культуре», в речи на III съезде комсомола и других выступлениях, в подготовленном при участии Ленина письме ЦК РКП(б) «О пролеткультах».
Несмотря на колоссальные трудности, культурно-просветительная работа среди трудящихся в годы гражданской войны получила значительный размах. Ее проводила армия культпросветработников численностью около 450 тыс. человек.
Культурно-просветительную и политико-воспитательную работу среди трудящихся масс под руководством партии вели различные организации и ведомства. Это приводило к параллелизму и распылению сил. Поэтому декретом Совета Народных Комиссаров от 12 ноября 1920 г. на базе внешкольного отдела Наркомпроса был образован Главный политико-просветительный комитет республики (Главполитпросвет). На этот орган было возложено объединение всей политико-просветительной и культурно-массовой работы, которую вели профсоюзные и комсомольские органы, Политуправление Красной Армии, внешкольный отдел Наркомпроса и другие организации. Председателем комитета была назначена Н. К. Крупская. На местах создавались губернские, уездные, волостные политпро-светы. Через эти органы партия осуществляла руководство работой изб-читален, клубов, массовых библиотек, развитием музейного дела, массовым образованием рабочих и крестьян, деятельностью коммунистических университетов, совпартшкол, других политико-просветительных организаций.
Оценка материала:
0
Описание материала: Культурно-просветительная работа среди трудящихся
Остальные материалы раздела: Очерки Истории Советской Культуры
Предыдущая Первые мероприятия по формированию социалистической интеллигенцииСледующая Работа ученых в годы интервенции империалистических государств и гражданской войны
Комментарии Всего: 2
2016-09-02 00:00:00 Гость: Гость От имени: Семён mail: 55den333@mail.ru
0
0
Сложная тема
Сложная тема. Среди трудящихся активно внедрялся соцреализм, а это, на мой взгляд, большая фикция
2016-12-21 00:00:00 Гость: Гость От имени: Анна mail: ledihanna@rambler.ru
0
0
просветительская работа
С одной стороны вроде бы и не плохо, что велась культурно- просветительская работа, но с другой стороны те методы принуждения, которые при этом использовались вызывали скорее отторжение. Вероятно, это еще зависело от того, кто эту работу проводил.
Оставить комментарий
Похожие материалы:
Похожие разделы:
Соседние разделы