Путь:
Навигация
- Архив нормативно-правовых актов 1917-1992
- Вожди СССР
- География СССР
- Герои СССР
- Достижения СССР
- Обзор СССР 1967
- Организации СССР
- Очерки Истории Советской Культуры
- Памятники СССР
- Исторические материалы
- Наука и техника
- Статистика СССР
- Файловый архив СССР
- Советский Союз - архив документов
Язык [ РУССКИЙ ]
Поиск
Подписка и соц. сети
Новые материалы
- Откатные ворота для гаража и забора устройство, разновидности, применение, достоинства и недостатки 2024-09-17
- Как мостить дорожки из камня 2024-09-17
- Деревянные дома из клееного бруса важная роль усовершенствования сырья 2024-09-07
- Как выбрать кондиционер для квартиры секреты комфортного климата в вашем доме 2024-09-07
- Интернет-магазин брендовой обуви и аксессуаров где стиль и качество встречаются 2024-09-07
- Лазерная коррекция зрения показания и особенности методов 2024-08-01
- ЖК Светский Лес резиденции у моря 2024-08-01
- Техническое обследование зданий и сооружений цели и задачи 2024-07-30
- Причины и важность обращения к адвокату 2024-07-30
- Эффективное похудение и очищение организма 2024-07-30
- Алюминиевые конструкции преимущества и особенности 2024-06-21
- Виды подъемного оборудования и важность его использования 2024-06-15
- Стальные рулонные ворота преимущества и особенности 2024-06-15
- Как заказать лекарства онлайн 2024-06-15
- ПВХ-плитка достоинства материала 2024-06-15
Картинка недели
К началу
В конец
Создать личную галерею (раздел)
Создать личный альбом (с изображениями)
Создать материал
Очерки Истории Советской Культуры
Оценка раздела:
1
Серия публикаций
Оглавление, материал логически разделен на части:
ВЕЛИКАЯ ОКТЯБРЬСКАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ И ПЕРВЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Часть 1) Победа Октябрьской революции как решающая предпосылка создания новой социалистической культурыЧасть 2) Первые мероприятия Советской власти по строительству социалистической культуры
Часть 3) Кадры народного образования
Часть 4) Большую роль партия отводила печати
Часть 5) Работники искусства в планах пропаганды
Часть 6) Помощь трудящимся в ликвидации неграмотности
СТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ГОДЫ ИНОСТРАННОЙ ВОЕННОЙ ИНТЕРВЕНЦИИ И ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ
Часть 1) Специфика и задачи культурного строительства в годы гражданской войныЧасть 2) Становление и развитие советской общеобразовательной школы
Часть 3) Первые мероприятия по формированию социалистической интеллигенции
Часть 4) Культурно-просветительная работа среди трудящихся
Часть 5) Работа ученых в годы интервенции империалистических государств и гражданской войны
Часть 6) Революционный процесс в области художественной культуры
РАЗВИТИЕ СОВЕТСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ПЕРИОД ПОСТРОЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ФУНДАМЕНТА СОЦИАЛИЗМА
Часть 1) Задачи в области культурного строительства в связи с переходом к мирной жизниЧасть 2) Всенародный поход за ликвидацию неграмотности
Категории
Помощь трудящимся в ликвидации неграмотности
Дата публикации: 2016-05-27 22:25:21Просмотров: 2515
Автор: lomasm
Нередко трудящиеся-крестьяне обращались с просьбой помочь им в ликвидации своей неграмотности.
«Мы, крестьяне Новгородской губернии, говорилось в письме в «Правду», всем сходом 25 ноября просим товарищей Петрограда помочь нам создать первую крестьянскую революционную школу в деревне Шилово... Сознавая наше безвыходное положение, что в свободной стране не должно быть неграмотных, просим откликнуться на это святое дело, пожертвовать книги, учебные пособия и деньги».
С другой стороны, грамотные граждане, учитывая стремление трудящихся к знаниям, образованию, охотно включались в работу по обучению взрослых. С просьбой использовать их в качестве учителей обращались работники просвещения, студенты, рабочие, служащие.
«Мы предлагаем свои знания для народа, писали в своем заявлении в Наркомпрос две медицинские сестры, и просим призвать нас в качестве учительниц в деревню... большевистская программа за права народа нам больше других нравится, и мы ей сочувствуем. Мы знаем, что на Руси широкой есть такие углы, где люди еще не слыхали грамотного человека. В такие-то края хотим мы ехать».
Творческая инициатива народных масс рождала различные формы приобщения масс к знаниям. Одной из таких форм явились народные тиверситеты. Это были школы для взрослых, создаваемые самими тру-ящимися при помощи местных органов власти. Они ставили своей целью олитическое просвещение и общее развитие слушателей. В этих учебных введениях наряду с изучением русского языка и арифметики учащиеся получали знания по общественным и естественным наукам. В число слушателей этих школ зачислялись преимущественно рабочие и крестьяне, [ародные университеты были организованы в Москве, Петрограде, зстроме, Смоленске, Астрахани, Ярославле, Саратове и многих других городах.
В литературе освещена история создания Богородского, Данилов-ого народных университетов, Уральского рабоче-крестьянского и других университетов. Так, в Богородске (ныне Ногинск), например, университет был открыт в начале 1918 г. Число желающих учиться в нем значительно превысило первоначально запланированную цифру 500 человек. "Уже в первые недели существования университета число слушателей, записавшихся на вечерние курсы, на лекции и групповые занятия, превысило 1200 человек, не считая слушателей публичных лекций, подростков и групп безграмотных и малограмотных.
Наряду с народными университетами широкое распространение в первые месяцы Советской власти получили рабочие общеобразовательные и профессионально-технические курсы, школы взрослых, культурно-просветительные кружки. Они сыграли огромную роль в политическом просвещении и повышении культурно-технического уровня трудящихся.
Сразу после Октябрьской революции по инициативе трудящихся, при содействии местных Советов и большевистских комитетов открывались рабочие, крестьянские и солдатские клубы, которые становились центрами политической и культурно-просветительной работы. В клубах проводились собрания и митинги, читались лекции и доклады по различным вопросам, ставились спектакли, организовывались концерты. Клубы привлекали большое количество людей. Рогожский рабоче-социалисти-ческий клуб в Москве, например, весной 1918 г. насчитывал свыше 5 тыс. человек. Рабочий клуб в Гусь-Хрустальном Владимирской губернии за полтора месяца посетило 5 тыс. человек 3. Большое количество посетителей привлекали к себе сельские клубы и народные дома, созданные под руководством волостных и сельских партийных ячеек.
Важнейшими культурными очагами становились библиотеки, а также избы-читальни, которые начали открываться в деревнях вскоре после Октябрьской революции и получили затем широкое распространение. Избы-читальни, как правило, содержались на средства самого населения и возникали по его инициативе.
Огромной была тяга народных масс к искусству. В городах и деревнях возникали кружки художественной самодеятельности, изостудии, музыкальные и театральные коллективы.
Большое внимание работе массовых культурно-просветительных организаций уделял Ленин. В своих речах и статьях он постоянно обращал внимание на то, чтобы деятельность этих организаций находилась под контролем партийных и советских органов, увязывалась с задачами строительства социализма.
Мы по всей линии своей просветительной работы, говорил он, не можем стоять на старой точке аполитичности просвещения, не можем ставить просветительную работу вне связи с политикой.
Таким образом, Великий Октябрь положил начало революционным преобразованиям не только в сфере экономической и политической жизни нашей страны, но и в области культурного строительства.
Решая задачу превращения завоеваний человеческой культуры в достояние трудящихся, приобщения народных масс к активному духовному творчеству, Советская власть с первых дней Октябрьской революции приступила к ликвидации старых, реакционных учреждений культуры и созданию новых, советских, к перестройке системы народного образования, к привлечению научных сил для решения задач хозяйственного и культурного строительства, к распространению грамотности и политических знаний среди трудящихся путем организации школ, кружков, средствами изобразительного искусства, через печать и другие каналы.
Огромное значение в деле социалистического перевоспитания масс имели меры Советского государства, направленные на ликвидацию национального гнета, сословного строя, привилегий церкви, неравноправия женщины.
Первые законодательные акты в области культурного строительства и неустанная организаторская работа по их претворению в жизнь свиде-тельствовали об огромном внимании Коммунистической партии, лично В. И. Ленина к просвещению и образованию трудящихся. По инициативе В. И. Ленина, под его непосредственным руководством осуществлялись все важнейшие мероприятия в области народного образования, науки, культуры. Активными участниками и создателями новой, социалистической культуры являлись сами народные массы.
Успехи в области культурного строительства, достигнутые в первые месяцы после установления власти трудящихся, получили отражение в первой Советской Конституции, принятой на V Всероссийском съезде Советов 10 июля 1918 г. и законодательно закрепившей великие завоевания Октябрьской социалистической революции.
«Мы, крестьяне Новгородской губернии, говорилось в письме в «Правду», всем сходом 25 ноября просим товарищей Петрограда помочь нам создать первую крестьянскую революционную школу в деревне Шилово... Сознавая наше безвыходное положение, что в свободной стране не должно быть неграмотных, просим откликнуться на это святое дело, пожертвовать книги, учебные пособия и деньги».
С другой стороны, грамотные граждане, учитывая стремление трудящихся к знаниям, образованию, охотно включались в работу по обучению взрослых. С просьбой использовать их в качестве учителей обращались работники просвещения, студенты, рабочие, служащие.
«Мы предлагаем свои знания для народа, писали в своем заявлении в Наркомпрос две медицинские сестры, и просим призвать нас в качестве учительниц в деревню... большевистская программа за права народа нам больше других нравится, и мы ей сочувствуем. Мы знаем, что на Руси широкой есть такие углы, где люди еще не слыхали грамотного человека. В такие-то края хотим мы ехать».
Творческая инициатива народных масс рождала различные формы приобщения масс к знаниям. Одной из таких форм явились народные тиверситеты. Это были школы для взрослых, создаваемые самими тру-ящимися при помощи местных органов власти. Они ставили своей целью олитическое просвещение и общее развитие слушателей. В этих учебных введениях наряду с изучением русского языка и арифметики учащиеся получали знания по общественным и естественным наукам. В число слушателей этих школ зачислялись преимущественно рабочие и крестьяне, [ародные университеты были организованы в Москве, Петрограде, зстроме, Смоленске, Астрахани, Ярославле, Саратове и многих других городах.
В литературе освещена история создания Богородского, Данилов-ого народных университетов, Уральского рабоче-крестьянского и других университетов. Так, в Богородске (ныне Ногинск), например, университет был открыт в начале 1918 г. Число желающих учиться в нем значительно превысило первоначально запланированную цифру 500 человек. "Уже в первые недели существования университета число слушателей, записавшихся на вечерние курсы, на лекции и групповые занятия, превысило 1200 человек, не считая слушателей публичных лекций, подростков и групп безграмотных и малограмотных.
Наряду с народными университетами широкое распространение в первые месяцы Советской власти получили рабочие общеобразовательные и профессионально-технические курсы, школы взрослых, культурно-просветительные кружки. Они сыграли огромную роль в политическом просвещении и повышении культурно-технического уровня трудящихся.
Сразу после Октябрьской революции по инициативе трудящихся, при содействии местных Советов и большевистских комитетов открывались рабочие, крестьянские и солдатские клубы, которые становились центрами политической и культурно-просветительной работы. В клубах проводились собрания и митинги, читались лекции и доклады по различным вопросам, ставились спектакли, организовывались концерты. Клубы привлекали большое количество людей. Рогожский рабоче-социалисти-ческий клуб в Москве, например, весной 1918 г. насчитывал свыше 5 тыс. человек. Рабочий клуб в Гусь-Хрустальном Владимирской губернии за полтора месяца посетило 5 тыс. человек 3. Большое количество посетителей привлекали к себе сельские клубы и народные дома, созданные под руководством волостных и сельских партийных ячеек.
Важнейшими культурными очагами становились библиотеки, а также избы-читальни, которые начали открываться в деревнях вскоре после Октябрьской революции и получили затем широкое распространение. Избы-читальни, как правило, содержались на средства самого населения и возникали по его инициативе.
Огромной была тяга народных масс к искусству. В городах и деревнях возникали кружки художественной самодеятельности, изостудии, музыкальные и театральные коллективы.
Большое внимание работе массовых культурно-просветительных организаций уделял Ленин. В своих речах и статьях он постоянно обращал внимание на то, чтобы деятельность этих организаций находилась под контролем партийных и советских органов, увязывалась с задачами строительства социализма.
Мы по всей линии своей просветительной работы, говорил он, не можем стоять на старой точке аполитичности просвещения, не можем ставить просветительную работу вне связи с политикой.
Таким образом, Великий Октябрь положил начало революционным преобразованиям не только в сфере экономической и политической жизни нашей страны, но и в области культурного строительства.
Решая задачу превращения завоеваний человеческой культуры в достояние трудящихся, приобщения народных масс к активному духовному творчеству, Советская власть с первых дней Октябрьской революции приступила к ликвидации старых, реакционных учреждений культуры и созданию новых, советских, к перестройке системы народного образования, к привлечению научных сил для решения задач хозяйственного и культурного строительства, к распространению грамотности и политических знаний среди трудящихся путем организации школ, кружков, средствами изобразительного искусства, через печать и другие каналы.
Огромное значение в деле социалистического перевоспитания масс имели меры Советского государства, направленные на ликвидацию национального гнета, сословного строя, привилегий церкви, неравноправия женщины.
Первые законодательные акты в области культурного строительства и неустанная организаторская работа по их претворению в жизнь свиде-тельствовали об огромном внимании Коммунистической партии, лично В. И. Ленина к просвещению и образованию трудящихся. По инициативе В. И. Ленина, под его непосредственным руководством осуществлялись все важнейшие мероприятия в области народного образования, науки, культуры. Активными участниками и создателями новой, социалистической культуры являлись сами народные массы.
Успехи в области культурного строительства, достигнутые в первые месяцы после установления власти трудящихся, получили отражение в первой Советской Конституции, принятой на V Всероссийском съезде Советов 10 июля 1918 г. и законодательно закрепившей великие завоевания Октябрьской социалистической революции.
Оценка материала:
1
Описание материала: Нередко трудящиеся-крестьяне обращались с просьбой помочь им в ликвидации своей неграмотности.
Остальные материалы раздела: Очерки Истории Советской Культуры
Предыдущая Работники искусства в планах пропагандыСледующая Специфика и задачи культурного строительства в годы гражданской войны
Оставить комментарий
Похожие материалы:
Похожие разделы:
Соседние разделы