Путь:
Навигация
- Архив нормативно-правовых актов 1917-1992
- Вожди СССР
- География СССР
- Герои СССР
- Достижения СССР
- Обзор СССР 1967
- Организации СССР
- Очерки Истории Советской Культуры
- Памятники СССР
- Исторические материалы
- Наука и техника
- Статистика СССР
- Файловый архив СССР
- Советский Союз - архив документов
Язык [ РУССКИЙ ]
Поиск
Подписка и соц. сети
Новые материалы
- Строительство дома под ключ преимущества услуги и важность обращения к профессионалам 2025-01-24
- Минеральные удобрения важность использования и преимущества закупки оптом 2025-01-24
- BIVE инновационный инструмент для проверки юристов и адвокатов по реальным делам 2025-01-16
- Старт продаж квартир в ЖК Италика в Крыму преимущества жизни, отдыха и инвестиций 2025-01-16
- Кроссворды интеллектуальное развлечение, которое всегда с вами 2025-01-16
- Роллеты на окна стиль, безопасность и комфорт в одном решении 2025-01-16
- Бахилы Незаменимый аксессуар для чистоты и безопасности 2025-01-08
- Лучшие фильмы и сериалы онлайн 1080p на КиноБухте 2025-01-07
- Синдром сухого глаза как последствие заболеваний век и конъюнктивы 2025-01-07
- Лорд фильмы 2025 2025-01-02
- Проволока для рукоделия и творчества 0.8 мм 20 метров 2024-12-27
- 10 факторов, влияющих на цену наручных часов 2024-12-27
- Топ 5 популярных ручек Parker 2024-12-27
- Масло расторопши 2024-12-27
- Где отметить праздники с комфортом аренда коттеджа 2024-12-22
Картинка недели
К началу
В конец
Создать личную галерею (раздел)
Создать личный альбом (с изображениями)
Создать материал
Очерки Истории Советской Культуры
Оценка раздела:
1
Серия публикаций
Оглавление, материал логически разделен на части:
ВЕЛИКАЯ ОКТЯБРЬСКАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ И ПЕРВЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Часть 1) Победа Октябрьской революции как решающая предпосылка создания новой социалистической культурыЧасть 2) Первые мероприятия Советской власти по строительству социалистической культуры
Часть 3) Кадры народного образования
Часть 4) Большую роль партия отводила печати
Часть 5) Работники искусства в планах пропаганды
Часть 6) Помощь трудящимся в ликвидации неграмотности
СТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ГОДЫ ИНОСТРАННОЙ ВОЕННОЙ ИНТЕРВЕНЦИИ И ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ
Часть 1) Специфика и задачи культурного строительства в годы гражданской войныЧасть 2) Становление и развитие советской общеобразовательной школы
Часть 3) Первые мероприятия по формированию социалистической интеллигенции
Часть 4) Культурно-просветительная работа среди трудящихся
Часть 5) Работа ученых в годы интервенции империалистических государств и гражданской войны
Часть 6) Революционный процесс в области художественной культуры
РАЗВИТИЕ СОВЕТСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ПЕРИОД ПОСТРОЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ФУНДАМЕНТА СОЦИАЛИЗМА
Часть 1) Задачи в области культурного строительства в связи с переходом к мирной жизниЧасть 2) Всенародный поход за ликвидацию неграмотности
Категории
Задачи в области культурного строительства в связи с переходом к мирной жизни
Дата публикации: 2016-07-24 22:55:06Просмотров: 2270
Автор: lomasm
Задачи в области культурного строительства в связи с переходом к мирной жизни. Дальнейшее развитие идей культурной революции в последних статьях В. И. Ленина. После окончания гражданской войны и вступления страны в полосу мирного социалистического строительства по-новому встал вопрос о культурной работе. Она должна была быть подчинена главной задаче того периода — восстановлению народного хозяйства, созданию необходимых условий для победы социализма в нашей стране. Работа по восстановлению народного хозяйства началась в сложной политической обстановке и проходила в острой, непримиримой борьбе с капиталистическими элементами внутри страны, которых активно поддерживал международный капитализм.
Хозяйственное положение страны было тогда чрезвычайно тяжелым. Большой упадок переживала промышленность, сильно был разрушен железнодорожный транспорт, в состоянии крайнего разорения находилось сельское хозяйство. Население терпело большую нужду и лишения, так как не хватало хлеба, промышленных изделий и других предметов первой необходимости.
Экономическое возрождение страны требовало колоссальных усилий. Для управления хозяйством у пролетариата по-прежнему не хватало своих опытных, грамотных кадров. Наряду с использованием буржуазных специалистов надо было вовлечь в хозяйственное и государственное строительство широкие массы трудящихся; это требовало усиления всей культурной и воспитательной работы.
Надо так поставить воспитательную работу, учил Ленин, чтобы поголовно управлять умели все и знали, как это делать.
Развивая идеи В. И. Ленина и характеризуя особенности работы в этот период, Н. К. Крупская писала: «Теперь гражданская война кончена, на фронтах пока что почти спокойно, море входит в свои берега. Теперь необходимо использовать завоевания революции. Нужна упорная длительная работа, и в первую очередь работа культурная, без которой невозможен и общий хозяйственный подъем. Никогда не была так велика жажда знания в массах, как теперь. Правда, обычная агитация уже не удовлетворяет потребностям выросшей массы, зато особенно чутко воспринимается углубленная, связанная с хозяйственным строительством агитация и пропаганда, зато возросло тяготение к книжке, желание учиться»
Основой дальнейшего укрепления и развития политического и экономического положения страны являлся переход от политики «военного коммунизма» к новой экономической политике. Осуществление этой меры В. И. Ленин непосредственно связывал с широким развертыванием культурной работы среди населения. Выступая 17 октября 1921 г. на II Всероссийском съезде политпросветов с докладом о роли этих органов в осуществлении нэпа, он говорил, что задача подъема культуры — одна из самых очередных. При этом особое внимание В. И. Ленин обращал на три «главных врага», которые стоят перед политико-просветительными органами и с которыми надо решительно бороться. Это — коммунистическое чванство, безграмотность, взятка.
Поясняя свои мысли, Владимир Ильич говорил, что нельзя все задачи решить коммунистическим декретированием, как думают некоторые члены партии. «Это только коммунистическое чванство. Научиться политически просвещать — вот в чем дело»,— подчеркивал он. Относительно второго врага В. И. Ленин указывал, что, пока в стране существует безграмотность, о политическом просвещении слишком трудно говорить. Наконец, если не ликвидировано такое явление, как взятка, говорил Ленин, нет речи о политическом просвещении масс. Решение этих задач великий вождь рассматривал как необходимое условие повышения культурного и политического уровня народа.
В декабре 1922 г. по инициативе В. И. Ленина, под руководством Коммунистической партии был образован Союз Советских Социалистических Республик. Создание первого в мире многонационального государства трудящихся — это победа ленинской национальной политики. В связи с образованием Союза ССР перед партией и Советским государством встали ответственные задачи по дальнейшему подъему и выравниванию уровней народов нашей страны в области культуры. Насколько сложными были эти задачи, можно судить по тому, что из себя представляли национальные окраины России к моменту революции. Так, уделом подавляющего большинства населения национальных окраин были нищета, болезни, темнота. Достаточно сказать, что число людей, не овладевших элементарной грамотой, в начале 20-х гг. составляло в Казахстане 82%, в республиках Средней Азии — от 90 до 96%. Социальная структура общества в этих республиках была по существу феодальной. Экономической и культурной отсталостью отличались и многие районы Закавказья, Белоруссия.
В целях преодоления культурной отсталости населения национальных окраин, ускоренного развития там народного образования, науки, литературы и искусства союзному правительству предстояло в соответствии с указаниями Ленина усилить этим районам всестороннюю помощь со стороны более развитых наций, и прежде всего со стороны русского народа. Надо было на основе неуклонного роста экономики всех советских республик, общими усилиями обеспечить осуществление в СССР культурной революции.
23 декабря 1922 г.— 21 марта 1923 г. В. И. Ленин продиктовал свои последние статьи и письма. В них получил глубокое и всестороннее обоснование и дальнейшее развитие план построения социализма в нашей стране, намечены перспективы коммунистического строительства в СССР.
В своих последних работах В. И. Ленин развил дальше идеи культурной революции, высказанные им ранее. Сам термин «культурная революция» он впервые употребил в своей работе «(*) кооперации»
В. И. Ленин рассматривал культурную революцию как необходимое условие преобразования общества на социалистических началах, неотъемлемую часть процесса построения социализма и коммунизма. Поэтому его план социалистического строительства в СССР включал в себя не только перестройку в области экономики и политики, но и перевоспитание самого человека, изменение его быта, отношения к обществу, повышение культурного уровня широких народных масс.
В. И. Лениным были определены основные задачи культурной революции в СССР. Это — ликвидация неграмотности и малограмотности населения, унаследованной от царского строя, существенное повышение культурно-технической подготовки основной массы рабочих и крестьян до уровня, необходимого для механизированного производства, развитие культуры ранее угнетенных национальностей, перевоспитание старых специалистов и создание кадров народной советской интеллигенции, дальнейшее развитие науки, формирование социалистической литературы и искусства, формирование у советских людей марксистско-ленинской идеологии.
В. И. Ленин настойчиво подчеркивал, что образовательный и культурный подъем населения является одним из решающих условий повышения производительности труда.
Владимир Ильич вопросы социалистической культуры непосредственно связывал с перестройкой и совершенствованием советского государственного аппарата.
Полное кооперирование крестьянства он ставил в прямую зависимость от успешного осуществления культурной революции. В работе «О кооперации» он писал: «Вторая наша задача состоит в культурной работе для крестьянства. А эта культурная работа в крестьянстве, как экономическая цель, преследует именно кооперирование. При условии полного кооперирования мы бы уже стояли обеими ногами на социалистической почве. Но это условие полного кооперирования включает в себя такую культурность крестьянства (именно крестьянства, как громадной массы), что это полное кооперирование невозможно без целой культурной революции» 1. Эта мысль вождя еще раз была подчеркнута в резолюции XIII съезда РКП(б) «О культурной работе в деревне».
Успешное осуществление культурной революции определяло решение национального вопроса. В процессе культурной революции происходит подъем общей культуры в прошлом отсталых национальностей, выравнивание уровня культуры народов нашей страны, формирование культуры социалистической по содержанию и национальной по форме.
Культурная революция создает благоприятные условия для вовлечения женщин в активную производственную, государственную и общественно-политическую деятельность.
В. И. Ленин подчеркивал, что культурная революция — это сложный, многогранный, длительный процесс, «целый переворот, целая полоса культурного развития всей народной массы», что культурные задачи не могут быть решены так быстро, как задачи политические и военные; здесь нужно проявлять наибольшее упорство, настойчивость и систематичность.
Ленинская программа культурной революции явилась важным вкладом в революционную теорию и практику.
В середине 20-х гг., когда страна приступила к технической реконструкции народного хозяйства, вопросы культурного строительства встали с большой остротой. Надо было в широких масштабах организовать работу по повышению квалификации кадров, в значительном количестве готовить новые кадры технически грамотных специалистов из рабочих и крестьян, повышать общеобразовательный и общекультурный уровень трудящихся. XV конференция ВКП(б), состоявшаяся в октябре — ноябре 1926 г., призвала поднимать массы «на все более и более высокие ступени культурного развития» 2.
Первым пятилетним планом развития народного хозяйства СССР были определены конкретные сроки и темпы социалистических преобразований. Предстояло за короткий срок построить фундамент социалистической экономики, создать в стране такую индустрию, которая была бы способна перевооружить и перестроить на социалистической основе не только всю промышленность и транспорт, но и сельское хозяйство.
Выполнение такой программы находилось в прямой связи с дальнейшим усилением темпов культурного строительства. Поэтому XV съезд партии в директивах по составлению пятилетнего плана указал на необходимость решительного повышения культурного уровня населения города и деревни. Пятилетний план предусматривал введение всеобщего обязательного начального обучения, ликвидацию неграмотности населения в возрасте до 40 лет, подготовку квалифицированных специалистов и научных работников, расширение сети школьных и культурно-просветительных учреждений. Особое внимание должно было быть обращено на развитие национальных культур народностей СССР3.
Эта работа осуществлялась в обстановке напряженной борьбы против капиталистических элементов города и деревни, а внутри партии с троцкистами, правыми оппортунистами и другими капитулянтами.
Оценка материала:
0
Описание материала: Задачи в области культурного строительства в связи с переходом к мирной жизни. Дальнейшее развитие идей культурной революции в последних статьях В. И. Ленина.
Остальные материалы раздела: Очерки Истории Советской Культуры
Предыдущая Революционный процесс в области художественной культурыСледующая Всенародный поход за ликвидацию неграмотности
Оставить комментарий
Похожие материалы:
Похожие разделы:
Соседние разделы