work-flow-Initiative СОХРАНИ СВОЮ ИСТОРИЮ НА СТРАНИЦАХ НАШЕГО САЙТА

Портал коллекционеров информации, электронный музей

'ВиФиАй' 16+

Путь

Соседние разделы

Операции

WFI.lomasm.ru исторические материалы современной России и Советского Союза, онлайн музей СССР

К началуК началу
В конецВ конец
Создать личную галерею (раздел)Создать личную галерею (раздел)
Создать личный альбом (с изображениями)Создать личный альбом (с изображениями)
Создать материалСоздать материал

Очерки Истории Советской Культуры

Оценка раздела:
Нравится
1
Не нравится

Серия публикаций

Оглавление, материал логически разделен на части:

ВЕЛИКАЯ ОКТЯБРЬСКАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ И ПЕРВЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Часть 1) Победа Октябрьской революции как решающая предпосылка создания новой социалистической культуры
Часть 2) Первые мероприятия Советской власти по строительству социалистической культуры
Часть 3) Кадры народного образования
Часть 4) Большую роль партия отводила печати
Часть 5) Работники искусства в планах пропаганды
Часть 6) Помощь трудящимся в ликвидации неграмотности

СТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ГОДЫ ИНОСТРАННОЙ ВОЕННОЙ ИНТЕРВЕНЦИИ И  ГРАЖДАНСКОЙ  ВОЙНЫ

Часть 1) Специфика и задачи культурного строительства в годы гражданской войны
Часть 2) Становление и развитие советской общеобразовательной школы
Часть 3) Первые мероприятия по формированию социалистической интеллигенции
Часть 4) Культурно-просветительная работа среди трудящихся
Часть 5) Работа ученых в годы интервенции империалистических государств и гражданской войны
Часть 6) Революционный процесс в области художественной культуры

РАЗВИТИЕ СОВЕТСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ПЕРИОД ПОСТРОЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ФУНДАМЕНТА СОЦИАЛИЗМА

Часть 1) Задачи в области культурного строительства в связи с переходом к мирной жизни
Часть 2) Всенародный поход за ликвидацию неграмотности

Задачи в области культурного строительства в связи с переходом к мирной жизни

Дата публикации: 2016-07-24 22:55:06
Просмотров: 933
Автор:
Задачи в области культурного строительства в связи с переходом к мирной жизни. Дальнейшее развитие идей культурной революции в последних статьях В. И. Ленина.
 
Задачи в области культурного строительства в связи с переходом к мирной жизни. Дальнейшее развитие идей культурной революции в последних статьях В. И. Ленина. После окончания гражданской войны и вступления страны в полосу мирного социалистического строительства по-новому встал вопрос о культурной работе. Она должна была быть подчинена главной задаче того периода — восстановлению народного хозяйства, созданию необходимых условий для победы социализма в нашей стране. Работа по восстановлению народного хозяйства началась в сложной политической обстановке и проходила в острой, непримиримой борьбе с капиталистическими элементами внутри страны, которых активно поддерживал международный капитализм.
Хозяйственное положение страны было тогда чрезвычайно тяжелым. Большой упадок переживала промышленность, сильно был разрушен железнодорожный транспорт, в состоянии крайнего разорения находилось сельское хозяйство. Население терпело большую нужду и лишения, так как не хватало хлеба, промышленных изделий и других предметов первой необходимости.
Экономическое возрождение страны требовало колоссальных усилий. Для управления хозяйством у пролетариата по-прежнему не хватало своих опытных, грамотных кадров. Наряду с использованием буржуазных специалистов надо было вовлечь в хозяйственное и государственное строительство широкие массы трудящихся; это требовало усиления всей культурной и воспитательной работы.
Надо так поставить воспитательную работу, учил Ленин, чтобы поголовно управлять умели все и знали, как это делать.
Развивая идеи В. И. Ленина и характеризуя особенности работы в этот период, Н. К. Крупская писала: «Теперь гражданская война кончена, на фронтах пока что почти спокойно, море входит в свои берега. Теперь необходимо использовать завоевания революции. Нужна упорная длительная работа, и в первую очередь работа культурная, без которой невозможен и общий хозяйственный подъем. Никогда не была так велика жажда знания в массах, как теперь. Правда, обычная агитация уже не удовлетворяет потребностям выросшей массы, зато особенно чутко воспринимается углубленная, связанная с хозяйственным строительством агитация и пропаганда, зато возросло тяготение к книжке, желание учиться»
Основой дальнейшего укрепления и развития политического и экономического положения страны являлся переход от политики «военного коммунизма» к новой экономической политике. Осуществление этой меры В. И. Ленин непосредственно связывал с широким развертыванием культурной работы среди населения. Выступая 17 октября 1921 г. на II Всероссийском съезде политпросветов с докладом о роли этих органов в осуществлении нэпа, он говорил, что задача подъема культуры — одна из самых очередных. При этом особое внимание В. И. Ленин обращал на три «главных врага», которые стоят перед политико-просветительными органами и с которыми надо решительно бороться. Это — коммунистическое чванство, безграмотность, взятка.
Поясняя свои мысли, Владимир Ильич говорил, что нельзя все задачи решить коммунистическим декретированием, как думают некоторые члены партии. «Это только коммунистическое чванство. Научиться политически просвещать — вот в чем дело»,— подчеркивал он. Относительно второго врага В. И. Ленин указывал, что, пока в стране существует безграмотность, о политическом просвещении слишком трудно говорить. Наконец, если не ликвидировано такое явление, как взятка, говорил Ленин, нет речи о политическом просвещении масс. Решение этих задач великий вождь рассматривал как необходимое условие повышения культурного и политического уровня народа.
В декабре 1922 г. по инициативе В. И. Ленина, под руководством Коммунистической партии был образован Союз Советских Социалистических Республик. Создание первого в мире многонационального государства трудящихся — это победа ленинской национальной политики. В связи с образованием Союза ССР перед партией и Советским государством встали ответственные задачи по дальнейшему подъему и выравниванию уровней народов нашей страны в области культуры. Насколько сложными были эти задачи, можно судить по тому, что из себя представляли национальные окраины России к моменту революции. Так, уделом подавляющего большинства населения национальных окраин были нищета, болезни, темнота. Достаточно сказать, что число людей, не овладевших элементарной грамотой, в начале 20-х гг. составляло в Казахстане 82%, в республиках Средней Азии — от 90 до 96%. Социальная структура общества в этих республиках была по существу феодальной. Экономической и культурной отсталостью отличались и многие районы Закавказья,  Белоруссия.
В целях преодоления культурной отсталости населения национальных окраин, ускоренного развития там народного образования, науки, литературы и искусства союзному правительству предстояло в соответствии с указаниями Ленина усилить этим районам всестороннюю помощь со стороны более развитых наций, и прежде всего со стороны русского народа. Надо было на основе неуклонного роста экономики всех советских республик, общими усилиями обеспечить осуществление в СССР культурной революции.
23 декабря 1922 г.— 21 марта 1923 г. В. И. Ленин продиктовал свои последние статьи и письма. В них получил глубокое и всестороннее обоснование и дальнейшее развитие план построения социализма в нашей стране,  намечены перспективы коммунистического строительства в СССР.
В своих последних работах В. И. Ленин развил дальше идеи культурной революции, высказанные им ранее. Сам термин «культурная революция» он впервые употребил в своей работе «(*) кооперации»
В. И. Ленин рассматривал культурную революцию как необходимое условие преобразования общества на социалистических началах, неотъемлемую часть процесса построения социализма и коммунизма. Поэтому его план социалистического строительства в СССР включал в себя не только перестройку в области экономики и политики, но и перевоспитание самого человека, изменение его быта, отношения к обществу, повышение культурного уровня широких народных масс.
В. И. Лениным были определены основные задачи культурной революции в СССР. Это — ликвидация неграмотности и малограмотности населения, унаследованной от царского строя, существенное повышение культурно-технической подготовки основной массы рабочих и крестьян до уровня, необходимого для механизированного производства, развитие культуры ранее угнетенных национальностей, перевоспитание старых специалистов и создание кадров народной советской интеллигенции, дальнейшее развитие науки, формирование социалистической литературы и искусства, формирование у советских людей марксистско-ленинской идеологии.
В. И. Ленин настойчиво подчеркивал, что образовательный и культурный подъем населения является одним из решающих условий повышения производительности труда.
Владимир Ильич вопросы социалистической культуры непосредственно связывал с перестройкой и совершенствованием советского государственного аппарата.
Полное кооперирование крестьянства он ставил в прямую зависимость от успешного осуществления культурной революции. В работе «О кооперации» он писал: «Вторая наша задача состоит в культурной работе для крестьянства. А эта культурная работа в крестьянстве, как экономическая цель, преследует именно кооперирование. При условии полного кооперирования мы бы уже стояли обеими ногами на социалистической почве. Но это условие полного кооперирования включает в себя такую культурность крестьянства (именно крестьянства, как громадной массы), что это полное    кооперирование  невозможно   без   целой   культурной    революции» 1. Эта мысль вождя еще раз была подчеркнута в резолюции XIII съезда РКП(б) «О культурной работе в деревне».
Успешное осуществление культурной революции определяло решение национального вопроса. В процессе культурной революции происходит подъем общей культуры в прошлом отсталых национальностей, выравнивание уровня культуры народов нашей страны, формирование культуры социалистической по содержанию и национальной по форме.
Культурная революция создает благоприятные условия для вовлечения женщин в активную производственную, государственную и общественно-политическую деятельность.
В. И. Ленин подчеркивал, что культурная революция — это сложный, многогранный, длительный процесс, «целый переворот, целая полоса культурного развития всей народной массы», что культурные задачи не могут быть решены так быстро, как задачи политические и военные; здесь нужно проявлять наибольшее упорство, настойчивость и систематичность.
Ленинская программа культурной революции явилась важным вкладом в революционную теорию и практику.
В середине 20-х гг., когда страна приступила к технической реконструкции народного хозяйства, вопросы культурного строительства встали с большой остротой. Надо было в широких масштабах организовать работу по повышению квалификации кадров, в значительном количестве готовить новые кадры технически грамотных специалистов из рабочих и крестьян, повышать общеобразовательный и общекультурный уровень трудящихся. XV конференция ВКП(б), состоявшаяся в октябре — ноябре 1926 г., призвала поднимать массы «на все более и более высокие ступени культурного  развития» 2.
Первым пятилетним планом развития народного хозяйства СССР были определены конкретные сроки и темпы социалистических преобразований. Предстояло за короткий срок построить фундамент социалистической экономики, создать в стране такую индустрию, которая была бы способна перевооружить и перестроить на социалистической основе не только всю промышленность и транспорт, но и сельское хозяйство.
Выполнение такой программы находилось в прямой связи с дальнейшим усилением темпов культурного строительства. Поэтому XV съезд партии в директивах по составлению пятилетнего плана указал на необходимость решительного повышения культурного уровня населения города и деревни. Пятилетний план предусматривал введение всеобщего обязательного начального обучения, ликвидацию неграмотности населения в возрасте до 40 лет, подготовку квалифицированных специалистов и научных работников, расширение сети школьных и культурно-просветительных учреждений. Особое внимание должно было быть обращено на развитие национальных культур народностей СССР3.
Эта работа осуществлялась в обстановке напряженной борьбы против капиталистических элементов города и деревни, а внутри партии с троцкистами, правыми оппортунистами и другими капитулянтами.
Оценка материала:
Нравится
0
Не нравится
Описание материала: Задачи в области культурного строительства в связи с переходом к мирной жизни. Дальнейшее развитие идей культурной революции в последних статьях В. И. Ленина.

ПредыдущаяРеволюционный процесс в области художественной культуры
Следующая Всенародный поход за ликвидацию неграмотности
Остальные материалы раздела: Очерки Истории Советской Культуры

Оставить комментарий

как гость

Похожие материалы:

Краткий обзор Очерки истории советской культуры
Закон СССР от 29.10.1976 Об охране и использовании памятников истории и культуры
Постановление Совмина СССР от 16.09.1982 N 865 Об утверждении Положения об охране и использовании памятников истории и культуры
Постановление Совмина РСФСР от 23.07.1965 N 882 Об организации Всероссийского добровольного общества охраны памятников истории и культуры
Постановление Совмина СССР от 04.07.1988 N 816 О комплексной реконструкции и реставрации памятников истории и культуры в Новгороде и Пскове
Постановление Совмина РСФСР от 23.02.1973 N 92 Об утверждении Устава Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры
Постановление Совмина РСФСР от 20.07.1984 N 324 О дополнительных мерах по сохранению и использованию памятников истории и культуры природного ла
Сборник цен на научно-проектные работы по памятникам истории и культуры. СЦНПР-91 утв. Приказом Минкультуры СССР от 05.11.1990 N 321
Постановление Совмина РСФСР от 26.09.1983 N 443 О дополнительных мерах по сохранению и использованию памятников истории и культуры и природного
Распоряжение Совмина РСФСР от 25.01.1990 N 80-р О включении в список памятников истории и культуры, подлежащих охране как памятники государствен

Похожие разделы:

Обычные истории
Внутренности советской электроники
Шедевры советской фотографии
Шедевры советской архитектуры
Документация по Военной советской электронике
lomasm~ Модуль памяти от советской ПЭВМ ЕС1841
Гужвин, Анатолий Петрович-Фото Губернатора Астраханской области 1991-2004

Новые альбомы:

Разработка страницы завершена на 0%
Яндекс.Метрика

Поиск

Язык

[ РУССКИЙ ]

Авторизация


Войти в social_apps
Social Apps

Поддержка



Подписаться на обновления сайта


Мы в социальных сетях

Мы в социальных сетях

Изменить размер шрифта: + -

Полезные советы...

Навигация


Новые материалы

Картинка недели

Адрес страницы: Действительный адрес: https://wfi.lomasm.ru/русский.очерки_истории_советской_культуры/задачи_в_области_культурного_строительства_в_связи_с_переходом_к_мирной_жизни