Путь:
Навигация
- Архив нормативно-правовых актов 1917-1992
- Вожди СССР
- География СССР
- Герои СССР
- Достижения СССР
- Обзор СССР 1967
- Организации СССР
- Очерки Истории Советской Культуры
- Памятники СССР
- Исторические материалы
- Наука и техника
- Статистика СССР
- Файловый архив СССР
- Советский Союз - архив документов
Язык [ РУССКИЙ ]
Поиск
Подписка и соц. сети
Новые материалы
- Кредит с большой финансовой нагрузкой где взять 2024-12-19
- Процент потребительского кредита-какой оптимальный выбрать 2024-12-18
- Почему китайские автокраны опережают отечественные аналоги 2024-12-18
- Пенниборд что собой представляет, кому подойдет 2024-12-18
- Застройщик Территория Жизни какие проекты предлагает в Пензе 2024-12-18
- Автомобили HAVAL обзор популярных моделей 2024-12-01
- Преимущества покупки грузовиков с пробегом и важность обращения к официальному дилеру 2024-12-01
- Покупка загородной недвижимости особенности выбора и ключевые моменты 2024-11-30
- В чем преимущества биокаминов 2024-11-30
- Откатные ворота для гаража и забора устройство, разновидности, применение, достоинства и недостатки 2024-09-17
- Как мостить дорожки из камня 2024-09-17
- Деревянные дома из клееного бруса важная роль усовершенствования сырья 2024-09-07
- Как выбрать кондиционер для квартиры секреты комфортного климата в вашем доме 2024-09-07
- Интернет-магазин брендовой обуви и аксессуаров где стиль и качество встречаются 2024-09-07
- Лазерная коррекция зрения показания и особенности методов 2024-08-01
Картинка недели
К началу
В конец
Создать личную галерею (раздел)
Создать личный альбом (с изображениями)
Создать материал
Очерки Истории Советской Культуры
Оценка раздела:
1
Серия публикаций
Оглавление, материал логически разделен на части:
ВЕЛИКАЯ ОКТЯБРЬСКАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ И ПЕРВЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Часть 1) Победа Октябрьской революции как решающая предпосылка создания новой социалистической культурыЧасть 2) Первые мероприятия Советской власти по строительству социалистической культуры
Часть 3) Кадры народного образования
Часть 4) Большую роль партия отводила печати
Часть 5) Работники искусства в планах пропаганды
Часть 6) Помощь трудящимся в ликвидации неграмотности
СТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ГОДЫ ИНОСТРАННОЙ ВОЕННОЙ ИНТЕРВЕНЦИИ И ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ
Часть 1) Специфика и задачи культурного строительства в годы гражданской войныЧасть 2) Становление и развитие советской общеобразовательной школы
Часть 3) Первые мероприятия по формированию социалистической интеллигенции
Часть 4) Культурно-просветительная работа среди трудящихся
Часть 5) Работа ученых в годы интервенции империалистических государств и гражданской войны
Часть 6) Революционный процесс в области художественной культуры
РАЗВИТИЕ СОВЕТСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ПЕРИОД ПОСТРОЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ФУНДАМЕНТА СОЦИАЛИЗМА
Часть 1) Задачи в области культурного строительства в связи с переходом к мирной жизниЧасть 2) Всенародный поход за ликвидацию неграмотности
Категории
Всенародный поход за ликвидацию неграмотности
Дата публикации: 2017-03-20 17:21:54Дата модификации: 2017-03-20 17:21:54
Просмотров: 1653
Автор: lomasm
Всенародный поход за ликвидацию неграмотности. В первый период после Октябрьской революции и в годы гражданской войны, как было сказано выше, проводилась значительная работа по просвещению трудящихся, и в частности по ликвидации их неграмотности. Однако в те годы, особенно в условиях войны, когда главное внимание партии и народа было направлено на защиту завоеваний социалистической революции, темпы и размах этой работы, как и культурного строительства в целом, естественно, были значительно ограничены. В. И. Ленин, отмечая положительную работу, проведенную в области народного образования за годы Советской власти, указывал вместе с тем, что прогресс в этом отношении оказался слишком медленным. Если в 1897 г. на 1 тыс. человек населения России (Европейская часть, Северный Кавказ и Западная Сибирь) приходилось 223 грамотных, то в 1920 г. эта цифра равнялась 319 *.
Особенно неблагополучно было положение в деревне и главным образом среди национальных меньшинств. Например, на 1 тыс. человек населения в 1920 г. среди марийцев, проживающих на селе, было 149 грамотных, среди мордвин — 139, среди башкир — 91 человек 2.
Поэтому ликвидация неграмотности продолжала оставаться исключительно важной задачей в области культурного строительства. Партия и государство по-прежнему уделяли этому вопросу большое внимание. На X съезде РКП(б), состоявшемся в марте 1921 г., специально рассматривались культурно-просветительные задачи среди трудящихся. В постановлении съезда по национальному вопросу особо подчеркивалась необходимость усиления работы по поднятию культурного уровня трудящихся нерусских народностей.
С переходом к мирному строительству работа по ликвидации неграмотности начала принимать более организованный характер. Ее итоги систематически обсуждались на специально созываемых съездах. Первый Всероссийский съезд ликбеза состоялся в феврале 1922 г. Съезд отметил положительную работу, проведенную после издания декрета СНК РСФСР (декабрь 1919 г.), и определил задачи на ближайший период. Съезд признал необходимым усиленно обучать грамоте трудящихся моложе 50 лет, преимущественно подростков.
Однако в начальный период нэпа страна переживала серьезные финансовые трудности. Осложняли положение голод, разруха, эпидемии. Это повлекло за собой сокращение расходов на культурное строительство. Учреждения народного образования были временно переведены на местный бюджет.
Некоторые руководящие работники народного образования в центре и на местах восприняли эти вынужденные меры как свертывание работы по ликвидации неграмотности и ослабили к нему свое внимание.
Трудности работы по ликвидации неграмотности усугублялись еще тем, что враждебные элементы ожесточенно продолжали свою антисоветскую деятельность. Они не только вели агитацию среди населения, но не останавливались даже перед физическим уничтожением учителей. Так, например, на Урале в начале 1921 г. в Ишимском уезде кулацкие банды убили 30 учителей, в Тобольской — 17 1. Аналогичные факты имели место и в других районах страны.
В силу всех этих причин работа по ликвидации неграмотности в ряде мест была значительно ослаблена, а кое-где прекращена вовсе.
Чтобы выправить положение, был принят ряд срочных и конкретных мер. В течение 1922 г. в ЦК РКП(б) и на местах проведены специальные совещания по ликбезу. Местными Советами по указанию директивных органов были увеличены ассигнования на нужды народного образования. Например, в Тюменской губернии в феврале — марте 1923 г. средства на эти цели по местному бюджету были повышены с 10 до 27—30%. В уездных политпросветотделах были выделены специальные работники, которые занимались только вопросами ликбеза. Большое внимание уделялось разъяснительной работе среди населения.
Была усилена помощь учреждениям ликбеза со стороны шефствующих предприятий и организаций. Заводы и фабрики помогали пунктам по ликвидации неграмотности топливом, школьными принадлежностями, снабжали учителей рабочими пайками. В ряде мест шефские организации содержали пункты ликбеза полностью или частично на свои средства. Так, например, Пермское рабочее общество культурного шефства над деревней выделило четверть своих средств на ликвидацию неграмотности крестьян подшефных деревень 2.
Принимались меры для активизации работы по обучению грамоте крас-ноармейцев. В 1922—1923 гг. Реввоенсовет издал ряд приказов об усилении в воинских частях борьбы с неграмотностью. По неполным данным, в 1923 г. грамоте было обучено более 115 тыс. бойцов3.
Обучаясь грамоте, красноармейцы лучше разбирались в политических вопросах и быстрее овладевали военными знаниями. Это обстоятельство имело и другое важное значение. Демобилизованные красноармейцы, возвратившись домой, обучали грамоте других, принимали активное участие в политико-просветительной работе, в восстановлении народного хозяйства. Так, перед отъездом в деревню красноармеец Решетников заявил, что он прежде всего постарается применить в деревне то, чему его научила Красная Армия. А научила она многому.
«Я был безграмотен, когда поступил в нее,— говорил он,— а теперь пишу, читаю. Она научила меня разбираться в политике и понимать то,
что не мог осмыслить раньше. Первой полосой моей работы в деревне будет, конечно, работа по поднятию сельского хозяйства, которое упало за годы войны. Наряду с этим я не забуду о заветах т. Ленина и постараюсь передать все то, что я здесь узнал о нем, своим землякам. Загляну я и в сельсовет. Если туда засели кулаки, постараюсь в законном порядке выкурить их оттуда. Буду агитировать за то, чтобы крестьяне строили школы...» *.
Одной из важных мер, направленных на улучшение дела ликвидации неграмотности, было создание общества «Долой неграмотность» (ОДН). Первыми членами общества были В. И. Ленин, М. И. Калинин, Н. К. Крупская, А. В. Луначарский, М. Н. Покровский, А. С. Бубнов, А. М. Горький и другие. Возглавили общество видные государственные и общественные деятели. Руководителем Центрального совета общества являлся М. И. Калинин, на Украине — председатель ВЦИК Г. И. Петровский, в Грузии — старый большевик М. Г. Цхакая, в Армении — заместитель председателя ЦИК республики Р. П. Даштоян, во главе Дальневосточной организации «Долой неграмотность» стоял председатель Дальревкома Я; Б. Гамарник и т. д.
Ячейки общества «Долой неграмотность» создавались повсеместно. Организованное в РСФСР в 1923 г. общество через год уже имело в своих рядах около 100 тыс. членов. Оно проводило среди неграмотных разностороннюю политико-просветительную работу.
По плану ВЧК ликбеза и решению XV Всероссийского съезда Советов, состоявшегося в январе 1924 г., неграмотность среди взрослого населения должна была быть ликвидирована к 7 ноября 1927 г.— к десятой годовщине Великой Октябрьской социалистической революции. С этого времени работа по ликвидации неграмотности еще более активизируется. Для широкого охвата населения учебой наряду с улучшением работы ликпунктов организовывались индивидуальные занятия на дому с теми, кто по тем или иным причинам не мог посещать школы. Улучшается методическая работа. Выпускаются новые учебные пособия, книги для самостоятельного чтения малограмотными. Принимаются меры к повышению квалификации учителей — ликвидаторов неграмотности. В 14 губерниях страны в 1923 г. переподготовку по методике обучения взрослых на специальных курсах прошли 12 тыс. слушателей 2.
Особое внимание обращалось на обучение молодежи. VI Всероссийский съезд РЛКСМ, состоявшийся 12—18 июля 1924 г., специально обсудил вопрос «О ликвидации безграмотности». Съезд подчеркнул, что ликвидация безграмотности среди молодежи — один из важнейших ленинских заветов молодежи, стоящий на очереди дня комсомольской работы. В этой связи поставил перед комсомолом две задачи:
а) окончательная ликвидация неграмотности и малограмотности среди членов РЛКСМ и постоянная работа по обучению вновь вступающих;
б) мобилизация внимания и сил организации и членов союза на ликвидацию неграмотности среди всей молодежи, а также среди всего трудящегося населения страны.
При этом VI съезд РЛКСМ призвал особое внимание обратить на работу по ликвидации неграмотности среди членов ЛКСМ национальных окраин. Было признано также необходимым более интенсивно проводить обучение женской молодежи. Съезд подчеркнул, что организация ликвидации неграмотности среди деревенской молодежи — одна из основных задач шефствующих городских ячеек. В постановлении также специально выделялась работа по ликвидации неграмотности среди допризывников *.
После съезда активность молодежи в работе по ликвидации неграмотности заметно возросла. Неграмотные комсомольцы учились сами, умеющие читать и писать настойчиво привлекали к учебе других, студенты вузов и техникумов, старшеклассники школ занимались с неграмотными и малограмотными.
Активно участвовали в работе по ликвидации неграмотности и пионеры. Так, в одной из школ Архангельской губернии по инициативе пионеров были взяты на учет все дома, где не было грамотных. К каждому дому был прикреплен пионер. Он писал крестьянам письма, читал им газеты, рассказывал о работе избы-читальни, обучал грамоте взрослых.
Широкий размах приняла работа по ликвидации неграмотности в на-циональных районах страны. ЦИК и Совнарком Туркестанской автономной республики, например, утвердили план-смету на 1924—1925 гг., в котором намечалось число элементарных школ для взрослых довести до 1450, из них 450 предусматривалось содержать за счет государственного, 800 — местного и 200 — профсоюзного бюджета. В Грузии на работу по обучению грамоте было мобилизовано 6 тыс. работников культуры, 5 тыс. комсомольцев, 10 тыс. студентов и старшеклассников. В Азербайджане в эти годы не было ни одного селения, где бы не поднимали вопроса об открытии школы грамоты 2.
Центральный Комитет Коммунистической партии постоянно интересовался работой по ликвидации неграмотности. В мае 1925 г. ЦК ВКП(б) заслушал отчет о работе общества «Долой неграмотность» и отметил ряд недостатков. В своем постановлении Центральный Комитет подчеркнул, что центр тяжести деятельности ОДН должен быть перенесен в сельскую местность. В то же время обращалось внимание на необходимость усиления работы среди подростков. ЦК ВКП(б) определил конкретные меры по дальнейшему улучшению руководства ОДН со стороны партийных организаций. Они должны были: принять активное участие в формировании правлений губернских, уездных и областных ОДН, создавать в них партийные фракции, выделять для постоянной работы в правлениях ОДН по одному ответственному партийному работнику.
К концу восстановительного периода в деле ликвидации неграмотности были достигнуты серьезные успехи. Если в 1922 г. по СССР обучалось грамоте 463,3 тыс. человек, то в 1925 г. это число увеличилось до 1383 3 тыс. Яркую картину роста количества обучающихся грамоте дают цифры по союзным республикам. По сравнению с 1922 г. на Украине число обучающихся увеличилось в 28 раз, в Грузии — в 15 раз, в Казахстане — в 5 раз, в Киргизии и Узбекистане — более чем в 3 раза 1.
Но несмотря на эти успехи, процент неграмотных оставался еще высоким, особенно среди сельского населения, в национальных республиках и областях. К началу первой пятилетки в деревне 43% мужчин и 60% женщин не умели читать и писать. В национальных республиках этот процент был еще выше. Например, у казахов было 90% неграмотных. В Таджикистане неграмотно было больше половины населения. Женщин-таджичек среди посещающих курсы ликбеза в 1927/28 г. было менее одного процента 2.
Поэтому дальнейшая работа по ликвидации неграмотности продолжала оставаться важнейшей задачей культурной революции. XV съезд ВКП(б) в директивах по составлению первого пятилетнего плана развития народного хозяйства обратил внимание на необходимость дальнейшего усиления работы по ликвидации неграмотности.
В соответствии с постановлением съезда партии значительно оживили свою работу все организации, занимающиеся ликбезом: профсоюзы, комсомол, ОДН, Политическое управление Красной Армии, Центросоюз, Колхозцентр и другие.
VIII съезд ВЛКСМ, состоявшийся в 1928 г., постановил завершить ликвидацию неграмотности среди членов ВЛКСМ. Съезд обязал каждого грамотного комсомольца обучить одного неграмотного 3.
Во второй половине 1928 г. по инициативе комсомола начинается культ-поход за всеобщую грамотность населения. Поддержанный партией культпоход получил широкое распространение по всей стране. Если в 1928 г. в борьбу за ликвидацию неграмотности включилось 100 тыс. культармейцев, то через год их было уже 250 тыс. 4.
В начале 1929 г. был созван II Всероссийский съезд общества «Долой неграмотность». В работе съезда приняли участие делегаты от Российской Федерации и других союзных республик. Съезд высказался за дальнейшую активизацию деятельности общества.
17 мая 1929 г. ЦК ВКП(б) принял постановление «О работе по ликвидации неграмотности». В этом документе отмечалось, что задача социалистической перестройки народного хозяйства и огромная тяга трудящихся масс к повышению своего культурного уровня настойчиво требуют решительного перелома в дальнейшей работе по ликвидации неграмотности. Центральный Комитет признал необходимым коренным образом перестроить всю систему работы на основе результатов накопленного опыта и
добиться планомерной организации всей работы по ликвидации неграмотности на основе единого плана, объединения сил и средств и широкой само-деятельности всех организаций, принимающих участие в ликвидации не-грамотности.
ЦК ВКП(б) рекомендовал в дальнейшей работе по ликвидации негра-мотности наряду со старыми, оправдавшими себя на практике приемами широко использовать новые формы работы, выявленные культпоходом: организацию групп содействия ликвидации неграмотности при городских и сельских Советах, общественные смотры работы школ, конференции неграмотных и малограмотных, шефство грамотных над неграмотными и т. д.
В постановлении подчеркивалась исключительная важность задачи ликвидации неграмотности в деревне. Рекомендовалось широко использовать в этой работе инициативу рабочих шефских обществ, демобилизованных красноармейцев и студенчество.
Особенно остро Центральный Комитет поставил вопрос о ликвидации неграмотности среди населения восточных республик и областей, а также национальных меньшинств.
ЦК ВКП(б) указал на необходимость усилить работу по ликвидации неграмотности среди женщин.
В постановлении Центрального Комитета предусматривались меры по увеличению ассигнований на ликвидацию неграмотности, своевременному выпуску и удешевлению букварей, учебников для малограмотных, а также художественной, общественно-политической и другой литературы 1.
На основе постановления ЦК ВКП(б) руководство работой по ликвидации неграмотности было поднято на новую ступень. Деятельность государственных, общественных организаций и обществ трудящихся в этой области строилась теперь по единому плану. Для объединения их усилий в борьбе за ликвидацию неграмотности при органах Советской власти на местах были созданы специальные комиссии.
Благодаря принятым мерам борьба за всеобщую грамотность населения приняла массовый характер. К 1930 г. общее количество участников культпохода за ликвидацию неграмотности достигло почти 1 млн. человек.
Еще больший размах эта работа получила после XVI съезда ВКП(б) (1930), поставившего ликвидацию неграмотности и проведение всеобщего начального обучения как боевую задачу партии на ближайший период 2.
Между коллективами предприятий и организаций, районами, городами, областями и республиками развертывается социалистическое соревнование по ликбезу.
В декабре 1931 г. рабочие ленинградских заводов «Красный путиловец», «Большевик», «Красная заря» обратились ко всем трудящимся страны с призывом в кратчайший срок полностью ликвидировать неграмотность на предприятиях. «Неграмотность и малограмотность — враги пятилетки
и большевистских темпов — должны быть добиты» 1,— говорилось в обращении. Этот призыв получил отклик по всей стране.
В этот период усилилась помощь города в работе по ликвидации не-грамотности и малограмотности среди крестьян. Так, только по данным 17 областей СССР, в период посевной кампании 1930 г. было направлено в деревню 1529 бригад, члены которых проводили не только большую культурно-массовую работу, но и приняли участие в организации колхозов.
«Работаю уже несколько недель,— писал один из культармейцев, посланный в отдаленную деревню ЦЧО,— Обучаю 40 неграмотных, работать приходится в две смены: утром — с подростками, вечером — со взрослыми. По вечерам после занятий хожу на собрания — организуем колхоз» 2.
В годы первой пятилетки более тесно увязывалось обучение грамоте с практикой социалистического строительства. В школах ликбеза большое внимание обращалось на политическое просвещение неграмотных и
малограмотных. Вводились политчасы, читались лекции на обществен-но-политические темы.
Работа по ликвидации неграмотности и в эти годы проходила в условиях ожесточенного сопротивления классово враждебных элементов", которые пытались использовать в своих целях отсталость народных масс пережитки прошлого в их сознании. Было немало случаев избиения учителей, поджогов ликпунктов, уничтожения книг и букварей. Только осенью 1929 г. было совершено до двухсот преступных актов классового врага против культармейцев, из них более 60 случаев относились к террористическим *.
Однако попытки классового врага сорвать работу по ликвидации не-грамотности встретили активный отпор органов Советской власти и широких масс трудящихся.
Благодаря усилиям партии и правительства, широкому развитию ини-циативы масс к концу первой пятилетки были достигнуты крупные успехи в ликвидации неграмотности. В 1932 г. в школах ликбеза обучалось около 40 млн. человек. Высокими темпами развертывалась эта работа в национальных республиках, где число охваченных ликбезом по сравнению с началом пятилетки увеличилось в несколько раз. Грамотность населения в Туркмении за эти годы поднялась с 13,5 до 61%, в Узбекистане — с 12 до 72%, в Таджикистане — с 4 до 36% ив республиках Закавказья — с 48 до 79% 2.
Выдающийся индийский поэт, прозаик, драматург и общественный деятель Рабиндранат Тагор, посетивший в сентябре 1930 г. Советский Союз, отметил в своих письмах о России: «Нам, британским подданным, и не снилась та всеохватывающая, безграничная, неустанная энергия, которая проявляется здесь для поднятия образования и обучения всех наций и народностей краев и областей России. До приезда сюда я даже не мог себе представить, что это может достичь таких размеров» .
Оценка материала:
0
Описание материала: Всенародный поход за ликвидацию неграмотности. В первый период после Октябрьской революции и в годы гражданской войны, как было сказано выше, проводилась значительная работа по просвещению трудящихся, и в частности по ликвидации их неграмотности.
Остальные материалы раздела: Очерки Истории Советской Культуры
Предыдущая Задачи в области культурного строительства в связи с переходом к мирной жизниОставить комментарий
Похожие материалы:
Похожие разделы:
Соседние разделы