Путь:
Навигация
- Архив нормативно-правовых актов 1917-1992
- Вожди СССР
- География СССР
- Герои СССР
- Достижения СССР
- Обзор СССР 1967
- Организации СССР
- Очерки Истории Советской Культуры
- Памятники СССР
- Исторические материалы
- Наука и техника
- Статистика СССР
- Файловый архив СССР
- Советский Союз - архив документов
Язык [ РУССКИЙ ]
Поиск
Подписка и соц. сети
Новые материалы
- Откатные ворота для гаража и забора устройство, разновидности, применение, достоинства и недостатки 2024-09-17
- Как мостить дорожки из камня 2024-09-17
- Деревянные дома из клееного бруса важная роль усовершенствования сырья 2024-09-07
- Как выбрать кондиционер для квартиры секреты комфортного климата в вашем доме 2024-09-07
- Интернет-магазин брендовой обуви и аксессуаров где стиль и качество встречаются 2024-09-07
- Лазерная коррекция зрения показания и особенности методов 2024-08-01
- ЖК Светский Лес резиденции у моря 2024-08-01
- Техническое обследование зданий и сооружений цели и задачи 2024-07-30
- Причины и важность обращения к адвокату 2024-07-30
- Эффективное похудение и очищение организма 2024-07-30
- Алюминиевые конструкции преимущества и особенности 2024-06-21
- Виды подъемного оборудования и важность его использования 2024-06-15
- Стальные рулонные ворота преимущества и особенности 2024-06-15
- Как заказать лекарства онлайн 2024-06-15
- ПВХ-плитка достоинства материала 2024-06-15
Картинка недели
К началу
В конец
Создать личную галерею (раздел)
Создать личный альбом (с изображениями)
Создать материал
Очерки Истории Советской Культуры
Оценка раздела:
1
Серия публикаций
Оглавление, материал логически разделен на части:
ВЕЛИКАЯ ОКТЯБРЬСКАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ И ПЕРВЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Часть 1) Победа Октябрьской революции как решающая предпосылка создания новой социалистической культурыЧасть 2) Первые мероприятия Советской власти по строительству социалистической культуры
Часть 3) Кадры народного образования
Часть 4) Большую роль партия отводила печати
Часть 5) Работники искусства в планах пропаганды
Часть 6) Помощь трудящимся в ликвидации неграмотности
СТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ГОДЫ ИНОСТРАННОЙ ВОЕННОЙ ИНТЕРВЕНЦИИ И ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ
Часть 1) Специфика и задачи культурного строительства в годы гражданской войныЧасть 2) Становление и развитие советской общеобразовательной школы
Часть 3) Первые мероприятия по формированию социалистической интеллигенции
Часть 4) Культурно-просветительная работа среди трудящихся
Часть 5) Работа ученых в годы интервенции империалистических государств и гражданской войны
Часть 6) Революционный процесс в области художественной культуры
РАЗВИТИЕ СОВЕТСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ПЕРИОД ПОСТРОЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ФУНДАМЕНТА СОЦИАЛИЗМА
Часть 1) Задачи в области культурного строительства в связи с переходом к мирной жизниЧасть 2) Всенародный поход за ликвидацию неграмотности
Категории
Первые мероприятия по формированию социалистической интеллигенции
Дата публикации: 2016-06-06 00:17:35Просмотров: 2419
Автор: lomasm
Молодой республике были нужны сотни тысяч инженеров, учителей, агрономов, врачей и других специалистов, которые вместе с тем были бы убежденными и активными строителями социалистического общества. Подготовленная же до социалистической революции интеллигенция, во-первых, была малочисленна, во-вторых, в массе своей она верно служила господствующим классам; состав интеллигенции пополнялся в основном выходцами из буржуазно-помещичьей среды. В 1914 г. среди студентов восьми русских университетов дети дворян и чиновников составляли 38, 3%, дети духовенства и буржуазии 43, 2%, дети кулаков 25, а дети рабочих, крестьян и мелкобуржуазной интеллигенции только 4, 5% 3. Поэтому подготовка работников умственного труда выходцев из рабочих и крестьян была одной из важнейших задач, вставших после Октябрьской революции перед Коммунистической партией и Советским государством. Решающую роль в выполнении этой задачи должна была играть высшая школа.
Система обучения и воспитания в высшей школе царской России носила ярко выраженный буржуазно-помещичий характер. «Старая школа, говорил Ленин, прислужников, необходимых для капиталистов, старая школа из людей науки делала людей, которые должны были писать и говорить, как угодно капиталистам» 4. Поэтому систему высшего образования надо было коренным образом перестроить.
Задача заключалась в том, чтобы, удаляя из системы высшего образования все чуждое рабочему классу, умело использовать лучшие традиции дореволюционной высшей школы. Для этого Советская власть стремилась привлечь на свою сторону всех честных работников высшей школы, использовать их опыт и знания в подготовке кадров, ведя в то же время беспощадную борьбу против реакционно настроенной профессуры.
Начало строительства советской высшей школы было положено декретом «О правилах приема в высшие учебные заведения», подписанным В. И. Лениным 2 августа 1918 г. Правилами был предусмотрен прием в высшие учебные заведения всех граждан обоего пола, достигших 16 лет, и в первую очередь лиц из среды пролетариата и беднейшего крестьянства. Обучение стало бесплатным. Для нуждающихся студентов была установлена государственная стипендия. Вступительные, переводные и государственные экзамены отменялись1. Отмена экзаменов носила временный характер; она вызывалась необходимостью устранения всех препятствий к знаниям для трудящихся.
Чтобы подготовить трудящихся для обучения в высшей школе, по инициативе В. И. Ленина были созданы особые средние учебные заведения дневные и вечерние рабочие факультеты (рабфаки). Первые рабфаки были организованы при Московском коммерческом институте (ныне Московский институт народного хозяйства имени Г. В. Плеханова) и Московском государственном университете. Возникнув в конце 19i8 г., рабфаки вскоре получили широкое распространение. В течение 1920 г. в стране было открыто 45 рабочих факультетов, число обучавшихся на них увеличилось за год с 2 тыс. до 14 тыс.
Рабочие и крестьяне с огромным желанием шли на учебу. Профессор одного из вузов Иваново-Вознесенска так рассказал о появлении первых учащихся рабочих факультетов, их настроениях: «... живо припоминается тот острый интерес, писал он, с которым относилась преподавательская среда к многочисленной нахлынувшей в стены рабфака... массе рабочих и крестьян. Многие из последних приходили на приемные испытания собеседования прямо с вокзала, после дальней и утомительной дороги, тут же в классе пили и ели, тут же на полу засыпали от усталости. Рядом с бородатыми 30летними рабочими приходили 16-летние девочки-подростки; бойкие, разбитные ткачихи представляли резкий контраст с робкими парнями из медвежьих уголков нашей губернии...
Было необычайно приятно убеждаться, что приехавшая молодежь в огромной своей массе жаждет знаний, что она готова учиться по 14 часов в сутки, не боясь никаких лишений, что от нее можно требовать почти невозможного».
Наряду с обеспечением доступа к образованию детям трудящихся Советская власть приступила к перестройке других важных сторон деятельности высшей школы в соответствии с задачами Советского государства. Надо было постепенно изменить организационные принципы управления вузами, перестроить весь учебно-воспитательный процесс, обеспечить революционное направление работы высшей школы.
Преобразование высшей школы проводилось в крайне трудных условиях. Наиболее реакционная часть старой буржуазной профессуры была настроена антисоветски. Октябрьскую революцию она встретила враждебно. Такой же позиции придерживалась значительная часть студенчества выходцы из среды эксплуататорских классов. Поэтому они активно выступали против мероприятий Советской власти по демократизации высшего образования. Острая борьба шла внутри учебных заведений при создании рабочих факультетов. Предпринимались попытки помешать приему в высшую школу рабоче-крестьянской молодежи.
Реакционная часть буржуазной профессуры никак не могла примирить-с. с тем фактом, что объективное развитие политической жизни страны ставит рабочий класс в положение господствующего класса в высшей школе и что нет такой силы, которая смогла бы задержать этот закономерный процесс.
Партия предприняла первые шаги к укреплению руководства вузами. В этих целях в высшей школе был введен институт уполномоченных комиссаров из числа видных партийных и советских работников, знающих высшую школу. На комиссаров возлагались важные политические задачи: они должны были осуществлять контроль за выполнением постановлений органов Советской власти по революционной перестройке высшей школы, обеспечить объединение пролетарского студенчества в классовые профессиональные организации, принять меры к укреплению позиций пролетарского студенчества в руководящих органах вузов, организовать передовые силы учебных заведений на борьбу против реакционной профессуры, содействовать распространению марксистско-ленинских идей среди преподавателей и студентов.
Комиссары опирались в своей работе на коммунистические ячейки, которые стали создаваться в вузах, на прогрессивную часть студенчества и преподавателей.
Одновременно с созданием института уполномоченных комиссаров в вузах из числа передовых студентов, преимущественно студентов-рабочих, организовывались революционные комитеты, которые работали под руководством партийных организаций. Ревкомам были предоставлены широкие права в области контроля и политического руководства вузами.
Передовые ученые и прогрессивная интеллигенция активно поддерживали меры молодого Советского государства по перестройке высшей школы. В комиссии по реформе высшего образования участвовали профессора К. А. Тимирязев, П. К, Штернберг, М. Н. Покровский и другие. Деятельно помогал в организации Уральского университета А. М. Горький. Демократическую реформу высшей школы приветствовала прогрессивная часть студенчества.
Большое внимание партия и правительство уделяли перестройке гуманитарного образования. Существовавшие в системе университетов юридические и историко-филологические факультеты не могли выполнять задачу подготовки марксистских кадров по общественным наукам, так как находились в руках группы реакционных профессоров. Поэтому в 1919 г. эти факультеты были упразднены, и вместо них организованы факультеты общественных наук, которые должны были готовить историков, юристов, экономистов, дипломатов. Подготовка преподавательских кадров по марксизму-ленинизму возлагалась на Социалистическую академию общественных наук (с 1924 г. она стала именоваться Коммунистической академией), созданную решением Совета Народных Комиссаров от 25 мая 1918 г.
В июле 1920 г. Совет Народных Комиссаров принял постановление «О высших технических учебных заведениях», которым вносились коренные изменения в систему высшего технического образования.
Одновременно с перестройкой высших учебных заведений Советская власть проводила работу по расширению подготовки специалистов, организуя новые учебные заведения. В августе 1918 г. был создан политехнический институт в Иваново-Вознесенске, в сентябре того же года был подписан Декрет об открытии Московской горной академии, в январе 1919 г. было принято решение об организации шести новых университетов. Создавались сельскохозяйственные, медицинские учебные заведения. Тогда же начала развертываться работа по подготовке новых советских учительских кадров. Это диктовалось целым рядом обстоятельств. Старые учительские кадры были малочисленны, в силу чего не могли удовлетворить всевозрастающие запросы школы; часть старых учителей, особенно средней школы, примыкавших к «верхам» буржуазной интеллигенции, враждебно встретили Советскую власть и отказались работать в школе или избрали путь саботажа. Преподаватели классических языков не сразу приспособились к работе в советской школе. В то же время развивающееся школьное строительство и рост контингента учащихся требовали наращивания подготовки учительского персонала. Благодаря принятым мерам к концу 1920 г. в стране работало 55 педагогических вузов в два с половиной раза больше, чем в царской России. В 1919 г. для подготовки руководящих кадров народного образования, методистов, политпросветработников, преподавателей средних учебных заведений создается Академия коммунистического воспитания высшее учебное и научно-исследовательское педагогическое учебное заведение.
В годы гражданской войны начались работы по подготовке кадров военной интеллигенции. Были организованы краткосрочные курсы и школы, которые готовили младший и средний командный состав. К началу 1919 г. их было 63 с 21 720 учащимися. Для подготовки старшего и высшего командного состава в октябре 1918 г. была создана Академия генерального штаба (впоследствии Военная академия Красной Армии имени М. В. Фрунзе), а в декабре 1918 г. Военно-инженерная академия, Всего в годы гражданской войны было организовано восемь академий и высших военно-учебных заведений.
Для подготовки партийных кадров были созданы совпартшколы на местах и Центральная партийно-советская школа в Москве Коммунистический университет имени Я. М. Свердлова. С июня 1918 г. по январь 1920 г. свыше 3 тыс. выпускников университета было отправлено на фронт.
Формирование новой художественной интеллигенции началось с национализации в июне 1918 г. Петроградской и Московской консерваторий, которые были приравнены к высшим учебным заведениям. Была упразднена императорская Академия художеств. В Москве и Петрограде открыты свободные учебно-художественные мастерские.
Большое внимание уделялось организации высших учебных заведений в национальных районах. G помощью русских ученых за первые четыре года Советской власти в границах современной территории Белоруссии, Азербайджана, Грузии, Армении, Узбекистана и Казахстана было создано 23 вуза, в то время как до Октябрьской революции народы этих обширных районов не имели ни одного вуза.
В начале 1920 г. в связи с решающими победами на фронтах гражданской войны активизируется мирное строительство. В этот период принимаются чрезвычайные меры по ускорению подготовки кадров для народного хозяйства. В целях скорейшего выпуска необходимых кадров курс обучения в вузах сокращается до трех лет.
Советская власть учитывала, что для формирования советской интеллигенции требуется длительное время. Поэтому по указанию В. И. Ленина принимались меры к максимальному использованию в интересах социализма старых специалистов.
Ленин требовал проявления внимания к специалистам старой школы, создания товарищеской обстановки в работе. Он учил, что буржуазных специалистов надо поставить в такие условия, чтобы сама жизнь заставляла их сотрудничать с Советским государством, чтобы они видели невозможность возврата к старому строю. Наряду с факторами морального воздействия надо создавать для них хорошие материальные условия.
«Мы не можем строить власть, указывал он, если такое наследие капиталистической культуры, как интеллигенция, не будет использовано».
Придавая большое значение использованию старых специалистов, партия записала специальный пункт в своей Программе, принятой на VIII съезде. Задача состояла в том, чтобы «с одной стороны, не давать ни малейшей политической уступки данному буржуазному строю и беспощадно подавлять всякое контрреволюционное ее поползновение, а с другой так же беспощадно бороться с мниморадикальным, на самом же деле невежественным самомнением, будто трудящиеся в состоянии преодолеть капитализм и буржуазный строй, не учась у буржуазных специалистов, не используя их, не проделывая долгой школы работы с ними».
В результате огромных усилий партии по воспитанию и перевоспитанию старой интеллигенции многие из ее представителей активно включились в строительство новой жизни.
О том, насколько сложным был этот процесс, свидетельствует путь академика А. Ф. Иоффе.
«Значение Октябрьской революции я не сразу понял, вспоминал Иоффе. Взятие власти большевиками я сначала рассматривал как один из эпизодов революции, определяемой стремлением кончить войну, и думал, что решающая роль будет принадлежать крестьянству, снабженному оружием в результате демобилизации, но не способному удержать власти. Однако после того, как я летом побывал в Крыму, где под покровительством германской оккупационной армии держалась буржуазная власть, покушение на Ленина в Москве и звериная ненависть крымских либералов к пролетариату окончательно определили мою позицию. Для меня уже не было сомнений здесь у пролетариата светлое будущее, там у буржуазии жалкое догнивающее прошлое.
Возвратившись в сентябре 1918 г. в Ленинград, я твердо решил навсегда связать свою судьбу со Страной Советов и внести свою долю в будущее строительство».
В первые годы революции Советская власть активно пополняла ряды интеллигенции за счет выдвиженцев. Из числа передовых, наиболее сознательных и способных представителей рабочего класса и трудового крестьянства комплектовался руководящий состав государственных учреждений, аппарат партийных органов, административно-хозяйственных и других организаций. Так, за 19181 гг. на руководящие технические должности в промышленности было выдвинуто свыше 3, 5 тыс. рабочих и более 2 тыс. крестьян 2. Выдвиженцы самоотверженно трудились на порученных им участках работы, и многие из них впоследствии стали крупными организаторами производства, видными руководителями.
Таким образом, несмотря на колоссальные трудности культурного строительства в условиях военной интервенции империалистических государств и гражданской войны, хозяйственной разрухи и голода, Советская власть проводила значительную работу по формированию социалистической интеллигенции.
Система обучения и воспитания в высшей школе царской России носила ярко выраженный буржуазно-помещичий характер. «Старая школа, говорил Ленин, прислужников, необходимых для капиталистов, старая школа из людей науки делала людей, которые должны были писать и говорить, как угодно капиталистам» 4. Поэтому систему высшего образования надо было коренным образом перестроить.
Задача заключалась в том, чтобы, удаляя из системы высшего образования все чуждое рабочему классу, умело использовать лучшие традиции дореволюционной высшей школы. Для этого Советская власть стремилась привлечь на свою сторону всех честных работников высшей школы, использовать их опыт и знания в подготовке кадров, ведя в то же время беспощадную борьбу против реакционно настроенной профессуры.
Начало строительства советской высшей школы было положено декретом «О правилах приема в высшие учебные заведения», подписанным В. И. Лениным 2 августа 1918 г. Правилами был предусмотрен прием в высшие учебные заведения всех граждан обоего пола, достигших 16 лет, и в первую очередь лиц из среды пролетариата и беднейшего крестьянства. Обучение стало бесплатным. Для нуждающихся студентов была установлена государственная стипендия. Вступительные, переводные и государственные экзамены отменялись1. Отмена экзаменов носила временный характер; она вызывалась необходимостью устранения всех препятствий к знаниям для трудящихся.
Чтобы подготовить трудящихся для обучения в высшей школе, по инициативе В. И. Ленина были созданы особые средние учебные заведения дневные и вечерние рабочие факультеты (рабфаки). Первые рабфаки были организованы при Московском коммерческом институте (ныне Московский институт народного хозяйства имени Г. В. Плеханова) и Московском государственном университете. Возникнув в конце 19i8 г., рабфаки вскоре получили широкое распространение. В течение 1920 г. в стране было открыто 45 рабочих факультетов, число обучавшихся на них увеличилось за год с 2 тыс. до 14 тыс.
Рабочие и крестьяне с огромным желанием шли на учебу. Профессор одного из вузов Иваново-Вознесенска так рассказал о появлении первых учащихся рабочих факультетов, их настроениях: «... живо припоминается тот острый интерес, писал он, с которым относилась преподавательская среда к многочисленной нахлынувшей в стены рабфака... массе рабочих и крестьян. Многие из последних приходили на приемные испытания собеседования прямо с вокзала, после дальней и утомительной дороги, тут же в классе пили и ели, тут же на полу засыпали от усталости. Рядом с бородатыми 30летними рабочими приходили 16-летние девочки-подростки; бойкие, разбитные ткачихи представляли резкий контраст с робкими парнями из медвежьих уголков нашей губернии...
Было необычайно приятно убеждаться, что приехавшая молодежь в огромной своей массе жаждет знаний, что она готова учиться по 14 часов в сутки, не боясь никаких лишений, что от нее можно требовать почти невозможного».
Наряду с обеспечением доступа к образованию детям трудящихся Советская власть приступила к перестройке других важных сторон деятельности высшей школы в соответствии с задачами Советского государства. Надо было постепенно изменить организационные принципы управления вузами, перестроить весь учебно-воспитательный процесс, обеспечить революционное направление работы высшей школы.
Преобразование высшей школы проводилось в крайне трудных условиях. Наиболее реакционная часть старой буржуазной профессуры была настроена антисоветски. Октябрьскую революцию она встретила враждебно. Такой же позиции придерживалась значительная часть студенчества выходцы из среды эксплуататорских классов. Поэтому они активно выступали против мероприятий Советской власти по демократизации высшего образования. Острая борьба шла внутри учебных заведений при создании рабочих факультетов. Предпринимались попытки помешать приему в высшую школу рабоче-крестьянской молодежи.
Реакционная часть буржуазной профессуры никак не могла примирить-с. с тем фактом, что объективное развитие политической жизни страны ставит рабочий класс в положение господствующего класса в высшей школе и что нет такой силы, которая смогла бы задержать этот закономерный процесс.
Партия предприняла первые шаги к укреплению руководства вузами. В этих целях в высшей школе был введен институт уполномоченных комиссаров из числа видных партийных и советских работников, знающих высшую школу. На комиссаров возлагались важные политические задачи: они должны были осуществлять контроль за выполнением постановлений органов Советской власти по революционной перестройке высшей школы, обеспечить объединение пролетарского студенчества в классовые профессиональные организации, принять меры к укреплению позиций пролетарского студенчества в руководящих органах вузов, организовать передовые силы учебных заведений на борьбу против реакционной профессуры, содействовать распространению марксистско-ленинских идей среди преподавателей и студентов.
Комиссары опирались в своей работе на коммунистические ячейки, которые стали создаваться в вузах, на прогрессивную часть студенчества и преподавателей.
Одновременно с созданием института уполномоченных комиссаров в вузах из числа передовых студентов, преимущественно студентов-рабочих, организовывались революционные комитеты, которые работали под руководством партийных организаций. Ревкомам были предоставлены широкие права в области контроля и политического руководства вузами.
Передовые ученые и прогрессивная интеллигенция активно поддерживали меры молодого Советского государства по перестройке высшей школы. В комиссии по реформе высшего образования участвовали профессора К. А. Тимирязев, П. К, Штернберг, М. Н. Покровский и другие. Деятельно помогал в организации Уральского университета А. М. Горький. Демократическую реформу высшей школы приветствовала прогрессивная часть студенчества.
Большое внимание партия и правительство уделяли перестройке гуманитарного образования. Существовавшие в системе университетов юридические и историко-филологические факультеты не могли выполнять задачу подготовки марксистских кадров по общественным наукам, так как находились в руках группы реакционных профессоров. Поэтому в 1919 г. эти факультеты были упразднены, и вместо них организованы факультеты общественных наук, которые должны были готовить историков, юристов, экономистов, дипломатов. Подготовка преподавательских кадров по марксизму-ленинизму возлагалась на Социалистическую академию общественных наук (с 1924 г. она стала именоваться Коммунистической академией), созданную решением Совета Народных Комиссаров от 25 мая 1918 г.
В июле 1920 г. Совет Народных Комиссаров принял постановление «О высших технических учебных заведениях», которым вносились коренные изменения в систему высшего технического образования.
Одновременно с перестройкой высших учебных заведений Советская власть проводила работу по расширению подготовки специалистов, организуя новые учебные заведения. В августе 1918 г. был создан политехнический институт в Иваново-Вознесенске, в сентябре того же года был подписан Декрет об открытии Московской горной академии, в январе 1919 г. было принято решение об организации шести новых университетов. Создавались сельскохозяйственные, медицинские учебные заведения. Тогда же начала развертываться работа по подготовке новых советских учительских кадров. Это диктовалось целым рядом обстоятельств. Старые учительские кадры были малочисленны, в силу чего не могли удовлетворить всевозрастающие запросы школы; часть старых учителей, особенно средней школы, примыкавших к «верхам» буржуазной интеллигенции, враждебно встретили Советскую власть и отказались работать в школе или избрали путь саботажа. Преподаватели классических языков не сразу приспособились к работе в советской школе. В то же время развивающееся школьное строительство и рост контингента учащихся требовали наращивания подготовки учительского персонала. Благодаря принятым мерам к концу 1920 г. в стране работало 55 педагогических вузов в два с половиной раза больше, чем в царской России. В 1919 г. для подготовки руководящих кадров народного образования, методистов, политпросветработников, преподавателей средних учебных заведений создается Академия коммунистического воспитания высшее учебное и научно-исследовательское педагогическое учебное заведение.
В годы гражданской войны начались работы по подготовке кадров военной интеллигенции. Были организованы краткосрочные курсы и школы, которые готовили младший и средний командный состав. К началу 1919 г. их было 63 с 21 720 учащимися. Для подготовки старшего и высшего командного состава в октябре 1918 г. была создана Академия генерального штаба (впоследствии Военная академия Красной Армии имени М. В. Фрунзе), а в декабре 1918 г. Военно-инженерная академия, Всего в годы гражданской войны было организовано восемь академий и высших военно-учебных заведений.
Для подготовки партийных кадров были созданы совпартшколы на местах и Центральная партийно-советская школа в Москве Коммунистический университет имени Я. М. Свердлова. С июня 1918 г. по январь 1920 г. свыше 3 тыс. выпускников университета было отправлено на фронт.
Формирование новой художественной интеллигенции началось с национализации в июне 1918 г. Петроградской и Московской консерваторий, которые были приравнены к высшим учебным заведениям. Была упразднена императорская Академия художеств. В Москве и Петрограде открыты свободные учебно-художественные мастерские.
Большое внимание уделялось организации высших учебных заведений в национальных районах. G помощью русских ученых за первые четыре года Советской власти в границах современной территории Белоруссии, Азербайджана, Грузии, Армении, Узбекистана и Казахстана было создано 23 вуза, в то время как до Октябрьской революции народы этих обширных районов не имели ни одного вуза.
В начале 1920 г. в связи с решающими победами на фронтах гражданской войны активизируется мирное строительство. В этот период принимаются чрезвычайные меры по ускорению подготовки кадров для народного хозяйства. В целях скорейшего выпуска необходимых кадров курс обучения в вузах сокращается до трех лет.
Советская власть учитывала, что для формирования советской интеллигенции требуется длительное время. Поэтому по указанию В. И. Ленина принимались меры к максимальному использованию в интересах социализма старых специалистов.
Ленин требовал проявления внимания к специалистам старой школы, создания товарищеской обстановки в работе. Он учил, что буржуазных специалистов надо поставить в такие условия, чтобы сама жизнь заставляла их сотрудничать с Советским государством, чтобы они видели невозможность возврата к старому строю. Наряду с факторами морального воздействия надо создавать для них хорошие материальные условия.
«Мы не можем строить власть, указывал он, если такое наследие капиталистической культуры, как интеллигенция, не будет использовано».
Придавая большое значение использованию старых специалистов, партия записала специальный пункт в своей Программе, принятой на VIII съезде. Задача состояла в том, чтобы «с одной стороны, не давать ни малейшей политической уступки данному буржуазному строю и беспощадно подавлять всякое контрреволюционное ее поползновение, а с другой так же беспощадно бороться с мниморадикальным, на самом же деле невежественным самомнением, будто трудящиеся в состоянии преодолеть капитализм и буржуазный строй, не учась у буржуазных специалистов, не используя их, не проделывая долгой школы работы с ними».
В результате огромных усилий партии по воспитанию и перевоспитанию старой интеллигенции многие из ее представителей активно включились в строительство новой жизни.
О том, насколько сложным был этот процесс, свидетельствует путь академика А. Ф. Иоффе.
«Значение Октябрьской революции я не сразу понял, вспоминал Иоффе. Взятие власти большевиками я сначала рассматривал как один из эпизодов революции, определяемой стремлением кончить войну, и думал, что решающая роль будет принадлежать крестьянству, снабженному оружием в результате демобилизации, но не способному удержать власти. Однако после того, как я летом побывал в Крыму, где под покровительством германской оккупационной армии держалась буржуазная власть, покушение на Ленина в Москве и звериная ненависть крымских либералов к пролетариату окончательно определили мою позицию. Для меня уже не было сомнений здесь у пролетариата светлое будущее, там у буржуазии жалкое догнивающее прошлое.
Возвратившись в сентябре 1918 г. в Ленинград, я твердо решил навсегда связать свою судьбу со Страной Советов и внести свою долю в будущее строительство».
В первые годы революции Советская власть активно пополняла ряды интеллигенции за счет выдвиженцев. Из числа передовых, наиболее сознательных и способных представителей рабочего класса и трудового крестьянства комплектовался руководящий состав государственных учреждений, аппарат партийных органов, административно-хозяйственных и других организаций. Так, за 19181 гг. на руководящие технические должности в промышленности было выдвинуто свыше 3, 5 тыс. рабочих и более 2 тыс. крестьян 2. Выдвиженцы самоотверженно трудились на порученных им участках работы, и многие из них впоследствии стали крупными организаторами производства, видными руководителями.
Таким образом, несмотря на колоссальные трудности культурного строительства в условиях военной интервенции империалистических государств и гражданской войны, хозяйственной разрухи и голода, Советская власть проводила значительную работу по формированию социалистической интеллигенции.
Оценка материала:
0
Описание материала: Первые мероприятия по формированию социалистической интеллигенции
Остальные материалы раздела: Очерки Истории Советской Культуры
Предыдущая Становление и развитие советской общеобразовательной школыСледующая Культурно-просветительная работа среди трудящихся
Комментарии Всего: 2
2016-10-09 00:00:00 Гость: Гость От имени: Сергей mail: ldenis555@yahoo.com
0
0
Интеллигенция
Я сам себя читаю потомственным интеллигентом, папа - профессор астрофизики, мама - доктор биологических наук. И хотя сам я не пошёл по научной стезе, но, в какой то мере преподавательскую деятельность тоже можно считать научной
2016-12-21 00:00:00 Гость: Гость От имени: Тимофей mail: tnadolin@yandex.ru
0
0
Интеллигенция - это всегда бомба.
В самом начале статьи говорится, что до революции класс интеллигентов был крайне малочисленным. Монархия специально не плодила эту заразу, хорошо понимая, чем это может закончиться. Советы допустили эту ошибку, которую потом жестоко исправили в 37-ом году.
Оставить комментарий
Похожие материалы:
Похожие разделы:
Соседние разделы