Исторический альманах, портал коллекционеров информации, электронный музей 'ВиФиАй' work-flow-Initiative 16+
СОХРАНИ СВОЮ ИСТОРИЮ НА СТРАНИЦАХ WFI Категории: Актуальное Избранное Telegram: Современная Россия
Исторический альманах, портал коллекционеров информации, электронный музей

Путь:

Навигация


Язык [ РУССКИЙ ]

Поиск
Подписка и соц. сети

Подписаться на обновления сайта


Поделиться

Яндекс.Метрика

Новые материалы

Картинка недели

К началуК началу
В конецВ конец
Создать личную галерею (раздел)Создать личную галерею (раздел)
Создать личный альбом (с изображениями)Создать личный альбом (с изображениями)
Создать материалСоздать материал

Союз советских социалистических республик

Оценка раздела:
Не нравится
1
Нравится
Раздел рассматривает следующие направления:
  1. Международные отношения
  2. Промышленность
  3. Сельское хозяйство
  4. Экономика и финансы
  5. Торговля
  6. Транспорт
  7. Наука и образование
  8. Здравоохранение
  9. Культура и искусство
  10. Население и уровень жизни
На пути развития Советского Союза

Великая Октябрьская социалистическая революция, уничтожив всякие национальные привилегии и предоставив всем нациям право на самоопределение, открыла им широкие возможности для всестороннего политического, экономического и культурного развития. Многие народы СССР имеют свою национальную государственность союзные и автономные республики, автономные области, национальные округа.
Первой советской республикой, созданной сразу после победы Октябрьской революции, была РСФСР. Вскоре были созданы самостоятельные советские республики Украинская ССР (декабрь 1917 г.) и Белорусская ССР (январь 1919 г.). Несколько позднее образовались Азербайджанская (апрель 1920 г.), Армянская (ноябрь 1920 г.) и Грузинская (февраль 1921 г.) советские республики, которые в марте 1922 г. объединились как равноправные в Закавказскую Советскую Федеративную Социалистическую Республику   (ЗСФСР).
В декабре 1922 г. советские социалистические республики объединились в союзное государство Союз Советских Социалистических Республик. В дальнейшем в Союз ССР вошли: Узбекская и Туркменская республики (27 октября 1924 г.), созданные после проведения национального размежевания в Средней Азии; Таджикская ССР (5 декабря 1929 г.), входившая до этого в состав Узбекской ССР; Казахская ССР и Киргизская ССР (5 декабря 1936 г.), преобразованные из автономных республик РСФСР; 5 декабря 1936 г. была упразднена ЗСФСР и составлявшие ее республики вошли непосредственно в СССР.
В Литве, Латвии и Эстонии Советская власть была установлена вскоре после Октябрьской революции. Однако буржуазии с помощью империалистических государств удалось подавить здесь Советскую власть и реставрировать капиталистические порядки. Только в 1940 г. в этих республиках Советская власть была восстановлена и Литовская, Латвийская и Эстонская советские республики были приняты в состав СССР.
Большая часть Молдавии, в которой Советская власть была установлена также вскоре после Октябрьской революции, в 1918 г. была оккупирована боярской Румынией, а на остальной части, после изгнания австро-германских империалистов, была создана Молдавская АССР в составе Украинской ССР. В 1940 г. ранее оккупированная территория была воссоединена с Молдавской АССР и образована Молдавская ССР.
Ныне Советский Союз добровольное объединение 15 равноправных советских социалистических республик.
Среди автономных республик раньше всех были созданы Башкирская (1919 г.), Татарская (1920 г.), Дагестанская, Абхазская и Аджарская (1921 г.), Якутская (1922 г.), Нахичеванская (1924 г.). Автономные республики Бурятская, Кабардино-Балкарская, Каракалпакская, Калмыцкая, Коми, Марийская, Мордовская, Северо-Осетинская, Тувинская, Удмуртская, Чувашская, Чечено-Ингушская в разное время были преобразованы из автономных областей.
Со времени создания Союза ССР число единиц национальной государственности значительно возросло. В 1923 г. было 4 союзные республики, 13 автономных республик, 16 автономных областей, а к 1967 г. союзных республик стало 15, автономных республик 20, автономных областей C национальных округов 10.
 

Категории

Краткий обзор Очерки истории советской культуры

Дата публикации: 2015-05-16 16:55:16
Просмотров: 2445
Автор:
«Очерки истории советской культуры» 

В статье дано краткое изложение марксистско-ленин­ской теории культуры и культурной революции, ее значение в строительстве социализма и коммунизма 
с небольшим обзором некоторых наиболее значительных советских публикаций по вопросам марксистско-ленинской теории культуры и культурной революции, а также практики КПСС и Советского государства в области культурного строительства.
«Очерки истории советской культуры»

В статье дано краткое изложение марксистско-ленин­ской теории культуры и культурной революции, ее значение в строительстве социализма и коммунизма 
с небольшим обзором некоторых наиболее значительных советских публикаций по вопросам марксистско-ленинской теории культуры и культурной революции, а также практики КПСС и Советского государства в области культурного строительства.


Классики марксизма-ленинизма глубоко и всесторонне разработали учение  о культуре,   раскрыли  ее значение в  жизни  общества.
Культура в марксистско-ленинском понимании это совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых челове­чеством в процессе общественно-исторической практики, а также сово­купность принципов и способов освоения и использования этих ценностей людьми в целях преобразования природы и общества, воспитания чело­века.
Культура делится на материальную и духовную. К материальной культуре относятся средства производства, материальные ценности, созданные в процессе производства, производственный опыт. К духовной культуре относятся результаты духовной деятельности человека наука, искусство, литература, мораль, право, политика и соответствующие им учреждения: научные институты, школы, библиотеки, театры, му­зеи  и   т.   д.
Деление культуры на материальную и духовную является услов­ным, ибо это есть две стороны единой культуры, которые находятся в диалектической  взаимозависимости.
Материальная и духовная культура имеют общий фундамент. Этим фундаментом, как отмечал В. И. Ленин, является материальное про­изводство 1.
Культура явление историческое; ее уровень, характер и роль зависят от исторически конкретной формы материального производства, от  характера   общественных   отношений.
«Способ производства материальной жизни, подчеркивал Маркс в предисловии к «Критике политической экономии», обусловливает социальный,   политический  и  духовный   процессы  жизни   вообще» 2.
См.: Ленин В. И. Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-де-ократов? Поли.  собр.  соч.   Изд.   5-е, т. 1, с. 256.   Все ссылки на  произведения Р -И. Ленина даются по пятому изданию.
Маркс К., Э н г е ль с Ф. Соч. Изд.-2-е, т. 13, с. 7. Все ссылки на работы К. Марк­са и ф. Энгельса даются по второму изданию.

 

Однако духовная культура, будучи зависима от материальных усло­вий, не изменяется автоматически вслед за своей материальной основой; она обладает относительной самостоятельностью, оказывает воздействие на общественное производство, способствуя его дальнейшему прогрессу. Энгельс писал: «Политическое, правовое, философское, религиозное, литературное, художественное и т. д. развитие основано на экономиче­ском развитии. Но все они также оказывают влияние друг на друга и на экономический базис»1.
Марксизм-ленинизм учит, что каждому общественному строю при­суща своя культура. Развитие и изменение способов производства мате­риальных благ обязательно сопровождается изменением культуры. Перво­бытное, рабовладельческое, феодальное и капиталистическое общества каждое имело свой тип культуры. В классово-антагонистическом обще­стве (рабовладельческом, феодальном, капиталистическом) культура при­нимает классовый характер как по своему идейному содержанию, так и по своей практической направленности; господствующей является ду­ховная   культура   господствующего   класса.
К. Маркс и Ф.  Энгельс в работе «Немецкая идеология» писали: «Класс,  имеющий в  своем распоряжении  средства  материального про­изводства, располагает вместе с тем и средствами духовного производства, и в силу этого мысли тех, у кого нет средств для духовного производства, оказываются в общем подчиненными господствующему классу» 2.
Культура рабовладельческого, феодального, капиталистического об­ществ не является однородной, хотя на первый взгляд она выступает как культура  определенного общества.
Говоря о культуре буржуазного общества, В. И. Ленин отмечал: «Есть две нации в каждой современной нации... Есть две национальные культуры в каждой национальной культуре. Есть великорусская культура Пуришкевичей, Гучковых и Струве, но есть также велико­русская культура, характеризуемая именами Чернышевского и Пле­ханова» 3.
Далее В. И. Ленин подчеркивал, что «в каждой национальной куль­туре есть, хотя бы не развитые, элементы демократической и социалисти­ческой культуры, ибо в каждой нации есть трудящаяся и эксплуатируемая масса, условия жизни которой неизбежно порождают идеологию демо­кратическую и социалистическую. Но в каждой нации есть также культу­ра   буржуазная...   в   виде   господствующей   культуры»4.
Возможности культурного развития народных масс в классово-антагонистическом обществе весьма ограниченны. Так, например, буржу­азия мирится с этим развитием лишь в тех рамках, которые определяются потребностями   капиталистического   производства.    Буржуазия   исполь-
1  Энгельс Ф. Боргису В. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 39, с. 175.
2  М а р к с К., Э н г е л ь с Ф. Соч., т. 3, с. 46.
8 Л е н и н В. И. Критические заметки по национальному вопросу. Поли. собр. соч.,
* Там же, с. 120!.

зует культуру для духовного закабаления трудящихся. В этих целях она использует материальную базу культуры, большой штат идеологов, разрабатывающих теории и концепции, направленные на духовное раст­ление   трудящихся   масс.
Новым, высшим типом культуры является социалистическая куль­тура. Она приходит на смену буржуазной культуре. Эта смена законо­мерна, поскольку исторически закономерен и неизбежен переход от ка­питалистического строя к социалистическому.
Социалистическая революция, свергая господство эксплуататоров, неизбежно уничтожает и господство буржуазной идеологии с ее реакцион­ными идеями; она превращает культуру из духовного оружия эксплуата­торов в духовное оружие народа, в оружие его просвещения.
Назначение социалистической культуры служить трудовому на­роду, обеспечить всем трудящимся полную возможность пользоваться всеми завоеваниями науки и искусства, помогать им в строительстве социалистического и коммунистического общества.
Ведущей силой в строительстве социалистической культуры является рабочий класс, как самый организованный и политически сознательный класс общества. Организующая роль в строительстве социалистической культуры   принадлежит   Коммунистической   партии.
Экономическую основу социалистической культуры составляет об­щественная собственность на средства производства, а ее идейной основой является марксизм-ленинизм.
Основной отличительной чертой социалистической культуры является ее партийность. В произведениях В. И. Ленина «Что такое «друзья наро­да» и как они воюют против социал-демократов?», «Экономическое содер­жание народничества и критика его в книге г. Струве», «Партийная орга­низация и партийная литература» и др. четко и ясно формулируется принцип партийности культуры.
«...Материализм, писал Владимир Ильич, включает в себя, так сказать, партийность, обязывая при всякой оценке события прямо и открыто становиться на точку зрения определенной общественной группы» 1.
Партийность заключается в точно и определенно выраженной обще­ственной и творческой позиции писателя, художника и каждого деятеля культуры. Принцип партийности В. И. Ленин распространял на все виды духовного творчества: литературу, искусство, просвещение, обра­зование. Партийность писателя и художника должна быть не только выражением правильно понятой исторической необходимости, но и бес­компромиссной борьбой за интересы народа, за передовые коммунистиче­ские   идеалы.
О партийности как внутренней совести художника слова, как по­будительном   мотиве творчества   очень   хорошо   сказал   В.   Маяковский
Ленин В. И. Экономическое   содержание   народничества   и критика его в книге Струве. Поли. собр. соч., т. 1, с. 419.
 

на диспуте «Пути и политика Совкино» в 1928 г.: «Я не «поэт, а прежде всего поставивший свое перо в услужение, заметьте, в услужение сегод­няшнему часу, настоящей деятельности и проводнику ее советскому правительству и партии» ". В этих словах пролетарского поэта предельно четко выражена его боевая революционная позиция.
Наши идеологические противники в целях ослабления идейного влияния советской литературы и искусства на народы мира пытаются опровергнуть ленинский принцип партийности, объявляя- его несовме­стимым со свободой творчества художника и писателя. Партийность и объективность, утверждают они, несовместимы. В. И. Ленин в статье «Партийная организация и партийная литература» в этой связи писал: «Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя» 2.
В отличие от буржуазного общества, в котором многие писатели и художники целиком и полностью зависимы от капиталистических моно­полий и являются их платными слугами, в Советском государстве деятели культуры приобретают подлинную свободу творчества. Только в усло­виях социализма, где средства производства, в том числе и материально-техническая база культуры и искусства, находятся в руках народа, стремление трудящихся масс к просвещению и образованию, к лите­ратуре и искусству является импульсом и огромной перспективой для развития творческой деятельности работников культуры и ис­кусства.
В партийности перекрещиваются теория и практика, мысль и дейст­вие, личность и общество, убеждение и чувство, идеал и его осуществле­ние. Ленинский принцип партийности мощное оружие в руках партии против безыдейности и аполитичности, извращенных вкусов в области литературы и искусства. Забвение этого принципа чревато тяжелыми последствиями   на   культурном   фронте.
Ленинский принцип партийности органически связан с принципом народности. Марксистско-ленинский принцип народности социалистиче­ской культуры обосновывается тем, что подлинным создателем и носите­лем всех материальных и духовных ценностей является народ. «... Ум десятков миллионов творцов, говорил Ленин, создает нечто неизме­римо более высокое, чем самое великое и гениальное предвидение» 3.
Ленинскую идею о народной основе социалистической культуры довольно   четко   охарактеризовал   М.    Горький.
«Народ, говорил Горький, не только сила, создающая все мате­риальные ценности, он единственный и неиссякаемый источник цен­ностей духовных... создавший все великие поэмы, все трагедии земли и величайшую  из   них историю   всемирной  культуры»4.

Советская социалистическая культура интернациональна; в ней гармонически сочетаются национальная форма и национальные традиции с   социалистическим   содержанием.
Социалистическая культура формируется с учетом культурных цен­ностей прошлого. Разрабатывая программу культурной революции, Ленин особое внимание обращал на преемственность культурного насле­дия, необходимость использования всего подлинно ценного, что было создано   трудом   предшествующих   поколений.
На III Всероссийском съезде РКСМ В. И. Ленин говорил: «Мы можем строить коммунизм только из той суммы знаний, организаций и учреж­дений, при том запасе человеческих сил и средств, которые остались нам от старого общества» 1. Использование пролетариатом культурного на­следия   прошлого историческая   необходимость   и   закономерность.
Вместе с тем Ленин призыва-л критически, творчески осмысливать культурное наследие, различать в нем прогрессивное и реакционнее. Смотреть на культурное наследие только как на сумму духовных цен­ностей, которые нужно сохранить, недостаточно. Его нужно-приумножать и обогащать новым содержанием. Марксизм завоевал всемирно-историче­ское значение тем, что усвоил и переработал все, что было ценного в более чем двухтысячелетием  развитии мысли и культуры.
Примером марксистского подхода к использованию культурного наследия может служить отношение В. И. Ленина к литературному наследию Л.  Толстого.
Характеризуя выдающегося русского писателя как обличителя помещичье-буржуазного строя и духовенства, В. И. Ленин не замалчивал и его слабых сторон. В литературном творчестве писателя, отмечал В. И. Ленин, уживались два противоречивых взгляда: «с одной стороны, гениальный художник, давший не только несравненные картины русской жизни, но и первоклассные произведения мировой литературы. С другой стороны помещик, юродствующий во Христе» 2.
Социалистическая культура развивается и утверждается в ходе социалистического строительства, одной из составных частей которого является   культурная   революция.
Культурная революция охватывает все стороны общественной жизни, * процессе ее осуществления решаются самые разнообразные задачи. Ее основное содержание: подъем народного просвещения создание всех условий для приобщения самых широких масс трудящихся к поли­тике, знаниям, эстетическим ценностям; распространение научной социа­листической идеоловии и организация на ее принципах всей духовной жизни народа; преодоление мелкобуржуазных взглядов и нравов 3.

 

'Маяковский В. Поли. собр. соч., т. 12. М., 1959, с. 358Y. «Ленин В. И. Поли. собр. соч., т. 12, с. 104.
Ленин В. И. Третий Всероссийский съезд Советов рабочих, солдатских и кресть­янских депутатов. Поли. собр. соч., т. 35, с. 281.
Г о р ь к.и й М. Собр. соч., т. 24. М., 1953, с. 26.
Ленин В. И. Задачи союзов молодежи. Поли. собр. соч., т. 41, с. 301. Ленин В. И. Лев Толстой, как зеркало русской революции. Поли. собр. соч., т.
См.ПК 100-летию со дня рождения Владимира Ильича Ленина. Тезисы ЦК КПСС. М., ^/О, с. 29

Культурная революция, начавшаяся в нашей стране с первых дней Великой Октябрьской социалистической революции, к концу 30-х гг. одержала решающие победы. Но это не означало, что в полной мере были решены все ее задачи в нашей стране. Культурная революция продол­жается.
В своем развитии культурная революция проходит два этапа со­циалистический   и   коммунистический.
В наше время СССР находится на завершающем этапе культурной революции. «На этом этапе обеспечивается создание всех необходимых идеологических и культурных условий для победы коммунизма» \
На завершающем этапе идет процесс перерастания социалистической культуры в культуру коммунистическую, культуру бесклассового об­щества.
Развитие социалистической культуры под руководством Коммуни­стической партии впервые в истории обрело сознательный плано­мерный характер и определяется на каждом историческом этапе, с одной стороны, достигнутым уровнем культуры и материальных произво­дительных сил, а с другой социалистическим и коммунистическим идеалом.
Социалистическая культура ирообраз всемирной духовной куль­туры коммунистического общества, которая будет носить общечеловече­ский  характер.
«Культура коммунизма, вбирая в себя и развивая все лучшее, что создано мировой культурой, явится новой, высшей ступенью в культур­ном развитии человечества. Она воплотит в себе все многообразие и богат­ство духовной жизни общества, высокую идейность и гуманизм нового мира» ?.
Становление и развитие социалистической культуры проходило в обстановке острой классовой борьбы. Социалистическая культура как величайший переворот в духовной жизни трудящихся и как социально-политический фактор, активно воздействующий на трудящихся других стран, сразу оказалась под огнем буржуазных идеологов, ревизионистов, «советологов», антикоммунистов всех мастей и разновидностей. На куль­турном фронте столкнулись две враждебные идеологии социалисти­ческая и буржуазная. Культурный фронт стал ареной острой идеологиче­ской борьбы.
Буржуазные идеологи еще в 20-е гг. усмотрели в культурных пре­образованиях молодого Советского государства смертельную опасность для господства буржуазии и выступали со злобной клеветой на все меро­приятия Коммунистической партии и Советского государства в области культурного строительства. Напуганные Великой Октябрьской социали­стической революцией, они пророчили неминуемую гибель русской культуры.
Программа Коммунистической партии Советского Союза. М., 1974, с. 129. 2 Там же, с. 130.
 

С проклятиями и клеветой на Советскую власть, которая якобы разрушала русскую культуру и погубила Россию, выступили оказав­шиеся в белогвардейской эмиграции писатели Мережковский, Гиппиус, Чириков, Ремизов и др. Так, Ремизов в своей антисоветской книге «Слово о погибели Русской земли» с воплем и бессильной злобой обрушился на Октябрьскую революцию за то, что она лишила помещиков и капиталистов власти и   капитала.
В годы Советской власти вырос большой отряд советских писателей, их ядром стали М. Горький, В. Маяковский, А. Серафимович и др., кото­рые явились основоположниками социалистического реализма в художест­венной литературе.
Произведения тогда молодых писателей Л. Леонова «Вор» и «Соть», М. Шолохова «Тихий Дон», «Поднятая целина», Ф. Гладкова «Цемент», А. Серафимовича «Железный поток» и многих других вызвали большой интерес в читательских кругах Западной Европы, а также и в США. Клубы Джона Рида в США, объединявшие передовую часть американ­ских писателей, устанавливали живые контакты с советскими писате­лями. На книжном рынке США стали появляться книги советских пи­сателей.
В 1930 г. писатели Дж. Кьюниц, Л. Лозовик, Дж. Флимен выпустили сборник «Голос Октября. Искусство и литература в России», в котором дается в основном правильное представление о принципах политики Коммунистической  партии  в   области  советской  культуры.
В 1932 г. известный романист У. Фрэнк выпустил книгу «Рассвет в России», в которой высоко оценил место писателей в советском обществе. Широко известна переписка с советскими писателями Т. Драйзера, Э.   Синклера,   М.   Гольда.
Об отношении передовых писателей Соединенных Штатов Америки к Советской России свидетельствует заявление публициста Линкольна Стефенса на митинге в 1931 г. в Сан-Франциско: «Все дороги в наши дни ведут  в  Москву» х.
Рост международного авторитета Советского государства, его успехи в хозяйственном и культурном строительстве вызвали у буржуазных идеологов   приступ   ненависти.
В 30-е гг. в США сформировалось целое направление «советологии», которое поставило своей задачей представлять в ложном свете культур­ные   преобразования   в   СССР.
«Советологи» из стана белоэмигрантов пытались набросить тень на основоположника литературы социалистического реализма М. Горь­кого. Так, белоэмигрант П. Струве утверждал, будто М. Горький как писатель в первые годы революции не имел какого-либо влияния на молодую послереволюционную литературу. Ему вторила Александрова, заявляя, что ей не удалось «обнаружить в произведениях молодых совет­ских писателей  влияния М. Горького».
Цит. по кн.: Литература созидания и борьбы. Сб. статей. М., 1973, с. 246G.

 

Достойную отповедь этим клеветникам дали выдающиеся советские писатели Л. Леонов,  А. Фадеев.
«Все мы, говорил Л. Леонов, нынешняя литературная генера­ция, выпорхнули на свет из широкого горьковского рукава». «Среди писателей моего поколения, писал А. Фадеев, нет ни одного, кто, входя в литературу, не был бы им благословлен. Главой советской литера­туры был и остался великий Горький» 1.
«Советологи» утверждали, что советские писатели не могли создать ни   одного  «подлинно  великого  произведения  искусства» 2.
И эта злобная клевета на советскую литературу и ее писателей рас­пространялась в то время, когда такие художественные произведения, как «Жизнь Клима Самгина» М. Горького, «Железный поток» А. Серафи­мовича, «Чапаев» Д. Фурманова, «Цемент» Ф. Гладкова, «Тихий Дон» М. Шолохова, «Разгром» А. Фадеева, стихи и поэмы В. Маяковского, приобрели мировую известность. В то же время «советологи» выдвигали на первый план малоизвестных и отвергнутых советской общественностью писателей А.  Белого, А. Ремизова и других символистов-декадентов.
В 50-е и 60-е гг. в США появляется новое поколение «советологов» в лице Д. Брауна, У. Харкинса, В. Эрлина, Г. Джиффордса, Д. Биллинг-тона, А. Штейна и др. В эти годы «советологи» распространяют так назы­ваемую теорию о «едином культурном потоке», осуществляют тактику «наведения мостов». Они утверждают, что культура и есть та сфера обще­ственной деятельности, которая ведет к соединению систем социализма и капитализма, а стало быть, к трансформации социалистической системы в капиталистическую.
И современные теоретики так называемого «конвергентного» разви­тия общества Р. Арон, У. Ростоу, 3. Бжезинский и др. стремятся направить культуру и сознание человека на путь объединенной, читай «буржуазной», духовной стандартизации. Согласно утверждению сто­ронников «конвергенции», все прежние политические, идейные и культур­ные расхождения должны постепенно исчезнуть в сознании человека единого индустриального общества.
В современной западной печати широко рекламируются теории «автономности», «внеидеэлогичности» культуры. Все эти теории имеют своей целью размыть основы социалистической культуры, подменить подлинные духовные ценности, социалистическую культуру буржуаз­ными и ревизионистскими стереотипами, идеологическими стандартами буржуазного мира.
Современные «модные» ренегаты типа А. Лефера, Э. Фишера, Р. Га-роди неуклонно призывают освободиться от идеологии и быть «свобод­ными» и «независимыми» художниками слова.
В книге «В поисках действительности» Э. Фишер утверждает, что идеология есть некая «угроза» подлинному искусству, так как она отвле-
1 Цит. по.кн.: Литература созидания и борьбы. Сб. статей, с. 251R.
3 Там же, с. 254.                .
 

кает художника от жизни и природы искусства, способна улавливать только  «тень  действительности»,   затемняя   ее  живой   облик» 1.
Посягательствам Э. Фишера на основы социалистической культуры дал сокрушительную отповедь М. Шолохов на XXIV съезде КПСС.
«Боевая роль советской литературы и искусства в мировом процессе развития художественной культуры, говорил Шолохов, определяется прежде всего зарядом коммунистической идейности и партийности, кото­рый присущ лучшим произведениям наших художников... Именно это и вызывает яростную злобу у наших идеологических врагов, у их пособни-ков ревизионистов... Но пора и нам... перейти в более решительное наступление и противопоставить усилиям ренегатов и ревизионистов всех   оттенков   наше   безотказное   оружие ленинскую   немеркнущую
правду» 2.
Все теории буржуазных идеологов, реформистов и ренегатов, отме­тил М. Суслов в июне 1972 г. на VI съезде Всесоюзного общества «Знание», «выражают не силу антикоммунизма, а его слабость, растерянность, страх перед реальными достижениями социализма, неспособность вырабо­тать позитивную программу, которая могла бы противостоять жизне­утверждающей   силе   научного   коммунизма» 3.
В современном буржуазном мире широко рекламируются так называемые «массовая культура» и «элитарная культура». Первая пред­назначена для низов капиталистического мира, вторая для элиты, сверхинтеллектуалов. Та и другая имеют одну цель формирование облика человека  буржуазного  общества.
Весь механизм «массовой культуры» служит в руках господствующих классов средством отвлечения трудящихся от активной общественно-политической деятельности, притупления классовых противоречий в буржуазном обществе.
Многие явления «массовой культуры» рассчитаны на утверждение в буржуазном мире сильной личности бизнесмена, сверхчеловека, супермена, гангстера, ковбоя или шпиона типа Джеймса Бонда, секрет­ного агента «007», которому все дозволено убивать и насиловать.
В течение десятилетий процветают «ковбойские романы и фильмы, сочинения полицейско-детективного содержания, произведения, авторы которых демонстрируют всякого рода патологию, в том числе психо­патологию, фильмы и романы ужасов и т. д.» 4.
Наиболее уродливой стороной «массовой культуры» является порно­графия,  которая наводняет телевидение и кино.
«Элитарная культура» предназначена для интеллектуальной верхуш­ки буржуазного общества. Модными атрибутами «элитарной литературы»
1  Цит. по кн.: Щербина В. Писатель в современном мире. М., 1973, с. 48.
2  XXIV'съезд Коммунистической партии Советского Союза. Стенографический отчет,
ч.  I.  M.,  1971, с.  430.
3  «Правда», 1972, 21  июня.
4  «Вопросы литературы», 1971, 10, с. 72.
 

является «иррациональный, во многом скептический подход к миру, презрение к обычному, пропаганда исключительности персонажей...»1.
«Элитарная культура» так же, как и «массовая культура», выпол­няет разрушительную функцию в области культуры. «Элитарные тен­денции» в буржуазном мире порождаются на почве отчуждения культуры от народа, утраты связей писателя, художника с обществом.
Распространение «массовой» и «элитарной» культур в буржуазном мире вызывает законную тревогу и протест передовой части интеллиген­ции, усматривающей в этих эрзац-культурах одну из причин пассивности и   инертности   значительной   части   населения.
Американский писатель-реалист Т. Драйзер писал, что в условиях современного капитализма и под воздействием так называемой «массовой культуры» «человек неизбежно «выдыхается» и физически и морально; и с миллионами людей это либо уже произошло, либо должно произойти в ближайшем будущем. Они живут и умирают, так ничего и не испытав, ради чего стоило бы жить. Жизнь среднего человека превратилась в муку: так она ничтожна и бессмысленна, до такой степени сам он сбит с толку и заранее обречен на поражение» 2.
Таким образом, современная реакционная буржуазная культура, порожденная уродливыми чертами буржуазного строя, основанного на эксплуатации и угнетении человека человеком, антинародна. Она имеет своей целью не нравственное совершенствование человека, а пробуждение у него инстинктов вседозволенности, морального и нравственного опусто­шения; не приобщения к активной общественно-политической деятельно­сти, а уход от реальной действительности в мир мифов и иллюзий. Еще в свое время В. И. Ленин писал: «...«цивилизованный», «культурный», капиталистический мир идет к неслыханному краху, который способен порвать   и   неминуемо  порвет  все   основы   культурной   жизни» 3.
Однако ошибочно было бы полагать, что в современном буржуазном мире происходит однолинейный процесс культурного развития, во главе которого стоят реакционно настроенные деятели. Наряду с реакционной культурой имеет место развитие демократической культуры, представи­телями которой являются такие прогрессивно настроенные писатели и поэты, как Т. Драйзер, Д. Амаду, П. Неруда, Н. Хикмет и многие другие. Представители демократической культуры в своих трудах вскры­вают и осуждают пороки современного буржуазного общества, ставят в качестве героев художественных произведений человека труда, призы­вают   народы   мира   к   социальному   прогрессу.
Проблема изучения культурного строительства в СССР привлекала и привлекает внимание многих историков, философов, деятелей народ­ного образования, литературы и искусства.

Огромный вклад в дальнейшую разработку ленинской теории куль­турной революции в СССР и в освещение практической деятельности Коммунистической партии в области строительства социалистической культуры внесли соратники и ученики В. И. Ленина Н. К. Крупская, д. В. Луначарский, М. И. Калинин и др., которые стояли у истоков социалистической культуры.
Особенно значительно теоретическое наследие Н. К. Крупской, ко­торая с 1917 г. стояла во главе внешкольного Отдела Народного комис­сариата по просвещению, с 1920 г. возглавляла Главполитпросвет при Наркомпросе, а с 1929 г. и до своей кончины являлась заместителем на­родною комиссара просвещения Российской Советской Федеративной Социалистической Республики. Ее перу принадлежит множество статей и брошюр, посвященных самым различным вопросам культурно-про­светительной работы, начиная от роли и задач рабочего клуба и сельской избы-читальни в социалистическом строительстве и кончая антирелиги­озной пропагандой и библиотечным делом 1.
Широк диапазон научных трудов Н. К. Крупской в области педаго­гического образования. Как выдающийся организатор народного просве­щения и талантливый педагог, Н. К. Крупская разработала такие важ­нейшие проблемы школьного строительства, как формирование комму­нистического мировоззрения у подрастающего поколения, политехниче­ские образование и трудовое воспитание, комсомольская и пионерская организации в школе,  внешкольная работа,  семья и школа 2.
Энциклопедично по своему характеру теоретическое наследие А. В. Луначарского. Будучи человеком разносторонне образованным, Анатолий Васильевич Луначарский внес огромный вклад в разработку проблем народного просвещения и образования, советской литературы, театрального искусства, музыкальной культуры, живописи, прикладного искусства   и   т.   д. 3.
В целом ряде статей, докладов, речей и рецензий А. В. Луначарский прослеживает пути становления и развития советского театра. В его на­следии видное место занимают анализ литературного творчества проле­тарских писателей и поэтов, пути развития и задачи молодой рабочей и крестьянской литературы.
В плане эстетики и литературной критики Анатолий Васильевич рас­сматривает общие проблемы социалистической культуры: искусство и революция, культурные задачи рабочего класса, пролетариат и искусство, марксизм и литература.
Теоретическое наследие А. В. Луначарского составляет 12 объеми­стых томов.

 

См.: Щербина В. Писатель в современном мире. М., 1973, с. 179. гз Драйзер Т. Собр. соч. в 12-ти т., т. 11. М., 1954, с. 7.
Л е н и н В. И.   IV конференция профессиональных союзов и фабрично-заводских комитетов Москвы 27 июня 2 июля 1918 г. Поли. собр. соч., т. 36, с. 436.
См.: Крупская Н. К. О культурно-просветительной работе. Избр. статьи и ре-то М., 1957.
См.: Крупская Н. К. Избр. пед. произв. М., 1965.
См.: Луначарский А. В. О народном образовании. М., 1958; Он же. Собр. соч., тт. 220М.,  1964.

Широкий круг вопросов в области строительства социалистической культуры мы находим в статьях, докладах, выступлениях и письмах М. И. Калинина. Большинство его трудов посвящено проблеме коммуни­стического воспитания молодежи, подготовки молодежи к активному участию в социалистическом строительстве. Во многих статьях и выступ­лениях М. И. Калинина освещаются вопросы воспитания советского пат­риотизма  и пролетарского интернационализма х.
Ряд проблем школьного строительства излагается в трудах А. С. Буб­нова и В. П. Потемкина, в разное время стоявших во главе Наркомпроса РСФСР.
A.  С. Бубнов, будучи народным комиссаром просвещения РСФСР,
активно содействовал проведению в жизнь Закона о всеобщем обязатель­
ном начальном обучении, был сторонником политехнического образова­
ния, много уделял внимания идейности преподавания, боролся с извраще­
ниями в содержании и методике преподавания школьных предметов.
B.  П. Потемкин был одним из организаторов и первым президентом
Академии педагогических наук Российской Федерации. Под его руковод­
ством проводилась работа по сохранению школ и контингента учащихся
в годы Великой Отечественной войны, осуществлению в послевоенный пе­
риод всеобщего 7-летнего образования, развитию школ рабочей и сельской
молодежи.
В 30х гг. в исторической и историко-партийной литературе еще отсутствовали общие работы монографического характера, посвя­щенные деятельности Коммунистической партии и Советского государ­ства в осуществлении культурной революции. В эти годы деятели народ­ного образования и просвещения, науки и культуры, советские историки и философы ограничиваются исследованием отдельных аспектов этой проблемы.
Наиболее активно и плодотворно развернулась работа советских историков и философов по исследованию деятельности Коммунистической партии и Советского государства в области культурного строительства в   50е   гг.
К числу фундаментальных работ многопланового характера относят­ся книги М. П. Кима «Коммунистическая партия организатор куль­турной революции в СССР» (1955) и «40 лет советской культуры» (1957). В работах М. П. Кима в широком плане освещается деятельность партии и государства по строительству социалистической культуры, раскрывают­ся сущность и значение культурной революции, ее закономерности и особенности в переходный период от капитализма к социализму. Харак­терная особенность этих работ состоит в том, что в них прослеживается развитие   всех   звеньев   социалистической   культуры.
Значительным вкладом в исследование проблем культурной рево­люции в СССР явилась книга И. С. Смирнова «Ленин и советская куль­тура» (1960). В ней на большом документальном материале прослеживается
5 См.: Калинин М. И. О коммунистическом воспитании. М., 1964. 16

государственная деятельность В. И. Ленина в области строительства социалистической культуры в первые месяцы (с октября 1917 по лето 1918 г.) Советской власти.
И. С. Смирнов сумел создать оригинальное произведение, воспроиз­водящее практическую деятельность В. И. Ленина на культурном фронте в процессе становления Советской власти.
Роль В. И. Ленина в разработке теории культурной революции, а также практическая деятельность Коммунистической партии по осуще­ствлению культурной революции в СССР освещается в работах Г. Г. Кар­пова «Ленин о культурной революции» (1970), В. В. Горбунова «Ленин и социалистическая культура»  (1972).
Широкий круг вопросов в области строительства социалистической культуры рассматривается в книгах А. Н. Арнольдова «Социализм и культура» (1962), «Культура развитого социализма» (1975), «Социалисти­ческий образ жизни и культура» (1976) и других исследователей.
Среди монографических исследований в области строительства социа­листической культуры в нашей стране следует отметить работу «КПСС во главе культурной революции» (1972), подготовленную коллективом историков, философов и искусствоведов. В данной работе освещается ленинское учение о культурной революции и руководство партии куль­турным   строительством.
В монографии наибольший интерес представляет аспект идеологиче­ской работы партии среди трудящихся и ее деятельность в области куль­турного строительства в условиях развитого социализма. Авторы на большом документальном материале прослеживают взаимодействие со­циалистической культуры с созданием материально-технической базы коммунизма, с формированием коммунистических общественных отноше­ний и воспитанием нового человека.
Весомым вкладом в разработку проблем культурной революции в СССР явилась монография С. А. Федюкина «Великий Октябрь и интел­лигенция» (1972). Автор на богатом документальном материале просле­живает политику Коммунистической партии в отношении к различным слоям   старой  интеллигенции.
В монографии довольно обстоятельно раскрывается процесс диф­ференциации старой интеллигенции в первые годы после социалистиче­ской революции, политика Коммунистической партии по привлечению ее на сторону Советской власти, консолидация сил старой интеллигенции вокруг   задач   социалистического   строительства.
История формирования и роста интеллигенции в 19175 гг. показа­на в сводной коллективной монографии «Советская интеллигенция» (1968). В 1966 г. вышла коллективная монография советских философов «Строительство коммунизма и духовный мир человека». Авторы в фило­софском плане рассматривают закономерности становления и развития социалистического сознания и духовной жизни в СССР на первой фазе коммунизма, прослеживают пути перерастания социалистического со­знания   в   коммунистическое.

В монографии большое место уделяется таким важным вопросам, как формирование научного мировоззрения, трудовое, атеистическое и эстетическое воспитание трудящихся, разоблачение буржуазной идео­логии, показываются основные пути формирования коммунистической культуры,   сближения  культур  социалистических  наций.
Большой интерес представляет книга, подготовленная также учены­ми-философами, «Коммунизм и культура» (1966), а также сборник «Культурная революция в СССР в 19176 гг.»   (1967).
Известный вклад в разработку вопросов культурной революции в СССР внесли М. Т. Иовчук, Э. А. Баллер, А. Н. Маслин, В. Т. Ермаков, В. С. Злобин, В. Д. Есаков и другие исследователи.
Целый ряд работ, изданных в 19600 гг., посвящен истории куль­турной революции в национальных районах страны, вопросам культур­ного   строительства   на   местах.
Наибольшее число работ советских историков относится к исследо­ванию деятельности Коммунистической партии по осуществлению руко­водства   отдельными   звеньями   культурного   строительства.
Организаторская деятельность Коммунистической партии по ликви­дации неграмотности и проведению культурно-просветительной работы раскрывается в книгах В. А. Куманева «Социализм и всеобщая грамот­ность» (1967), «Революция и просвещение масс» (1973), Л. С. Фрид «Очер­ки по истории развития политико-просветительной работы в РСФСР 19189 гг.» (1941), Т. А. Ремизовой «Культурно-просветительная работа в РСФСР 19215 гг.» (1962). В этих работах раскрываются руководящая роль Коммунистической партии в организации всенарод­ного похода за всеобщую грамотность, формы и методы культурно-просве­тительной работы среди трудящихся на отдельных этапах социалистиче­ского строительства. Ликвидация неграмотности и культурно-просве­тительная работа рассматривается в органической связи с политическим просвещением   масс.   .
Строительство общеобразовательной школы и осуществление все­общего начального, неполного среднего и среднего обучения в Советском Союзе освещаются в коллективных монографиях «Народное образо­вание в СССР» (1957) под редакцией И. А. Каирова и др. и «Народное образование в СССР. 19177 гг.» (1967) под редакцией М. А. Про­кофьева и др.
Организаторская деятельность Коммунистической партии в области народного образования на отдельных этапах социалистического строи­тельства анализируется в монографиях Ф. Ф. Королева «Очерки истории советской школы и педагогики  19170 гг.» (1958) и др.
Большой интерес историков, экономистов и деятелей высшей школы вызвала проблема строительства советской высшей школы и подготовка квалифицированных кадров. К числу общих работ по данной проблеме относятся книги «Высшая школа за 50 лет» (1967) под редакцией В. П. Елютина, «Кадры для науки (специалисты высшей квалификации) в СССР  и   в капиталистических  странах» (1968) Е. В.  Чуткерашвили,

«КПСС организатор революционного преобразования высшей школы» (1963) В. В. Украинцева, «Развитие высшей школы в СССР» (1971) ]3.   П.   Елютина.
Ряд крупных исследований посвящен вопросам развития советской науки. Здесь прежде всего следует назвать сборники документов «Ленин и Академия наук», «Наука Союза ССР», книги «Октябрь и научный про­гресс» и «Ленин и современная наука», изданные первая к 50-летию Вели­кой Октябрьской социалистической революции, вторая в связи со 100-летием со дня рождения В. И. Ленина.
В сборнике «Ленин и современная наука» показана огромная роль Владимира Ильича в развитии советской науки и использовании ее в целях строительства социализма. Достоинство книги «Ленин и становле­ние Академии наук как центра советской науки» (1969) А. В. Кольцова состоит, во-первых, в привлечении большого документального материала, характеризующего перестройку Академии наук в 19175 гг. и прак­тическую деятельность ее ученых, во-вторых, в показе роли В. И. Ленина в развитии науки, его заботы о науке и деятелях науки.
В ряду крупных литературоведческих работ монографического ха­рактера, отличающихся своей многоплановостью и документальностью, стоят книги В. Р. Щербины «Ленин и вопросы литературы» (1967) и «Пи­сатель в  современном мире»  (1973).
В этих монографиях исследуется ленинская концепция роли и места художественной литературы в обществе, раскрывается ленинское учение о партийности и народности литературы, прослеживаются пути развития литературы в СССР и за рубежом, дается отпор фаль­сификаторам социалистической художественной культуры. Автор рас­крывает буржуазную суть так называемой «массовой культуры» и «эли­тарной   культуры».
К числу фундаментальных работ в области художественной культу­ры, несомненно, относится многотомная «История русской советской литературы»,   изданная   в   60-х   гг.
В 1973 г. вышел сборник статей «Литература созидания и борьбы», который представляет собой комплексное исследование проблемы социа­листического реализма в современных условиях. Авторы сборника крупные советские литературоведы А. Метченко, Л. Тимофеев, В. Ива­нов, Е. Книпович, А. Беляев и др. рассматривают пути развития совет­ской литературы, ленинское наследие и его роль в становлении и утвер­ждении социалистического реализма, принципы партийности и народно­сти в советской литературе, формирование нового человека как глав­ного героя современной   литературы.
Исходя из постановления ЦК КПСС «О литературно-художественной критике», авторы сборника в критическом плане анализируют ряд художественных произведений, изданных за последние годы. На стра­ницах сборника дается острая и объективная критика буржуазных фальсификаторов социалистической культуры вообще и литературы в   частности.

К числу крупных работ в области искусства относится многотомная история советского драматического театра, изданная в 50е гг., а также история советского искусства, очерки истории советского кино.
Значительный интерес представляет книга Н. Малахова «Социали­стический реализм и модернизм» (1970). Автор монографии дает анализ внутреннего единства формы и содержания в реалистическом искусстве, ставит проблемы творческого новаторства в искусстве, исследует пробле­матику социалистического реализма как творческого метода советского искусства, показывает интернационализм и национальное многообразие социалистической художественной культуры.
В 1963 г. вышла книга А. Лебедева «Против абстракционизма в ис­кусстве». Автор, исходя из ленинской концепции социалистического реализма, рассматривает истоки и классовую сущность абстракционизма и модернизма в буржуазном искусстве, анализирует причины упадка и разложения1 современного буржуазного искусства, его социальные функ­ции   в   буржуазном   обществе.
В 1977 г. вышла в свет книга М. Б. Храпченко «Художественное творчество, действительность, человек», в которой исследуются проблемы марксистского литературоведения и искусствоведения. Автор также осве­щает актуальные вопросы эстетики и теории литературы, говорит об ис­кусстве и демократии, социалистическом реализме и модернизме.
С познавательной точки зрения значительный интерес представляет книга Ю. А. Лукина «Художественная культура зрелого социализма» (1977).
В 1979 г. вышли из печати книги, посвященные вопросам культуры: М. Т. Иовчук и Л. Н. Коган «Советская социалистическая культура (исторический опыт и современные проблемы)», Э. А. Баллер «Ком­мунизм, культура, человек».
и искусствоведения. Автор также осве­щает актуальные вопросы эстетики и теории литературы, говорит об ис­кусстве и демократии, социалистическом реализме и модернизме.
С познавательной точки зрения значительный интерес представляет книга Ю. А. Лукина «Художественная культура зрелого социализма» (1977).
В 1979 г. вышли из печати книги, посвященные вопросам культуры: М. Т. Иовчук и Л. Н. Коган «Советская социалистическая культура (исторический опыт и современные проблемы)», Э. А. Баллер «Ком­мунизм, культура, человек».

Оценка материала:
Нравится
0
Не нравится
Описание материала: «Очерки истории советской культуры» В статье дано краткое изложение марксистско-ленин­ской теории культуры и культурной революции, ее значение в строительстве социализма и коммунизма с небольшим обзором некоторых наиболее значительных советских публикаций по вопросам марксистско-ленинской теории культуры и культурной революции, а также практики КПСС и Советского государства в области культурного строительства.

Оставить комментарий

Похожие материалы:

Похожие разделы:

Новые альбомы:


Разработка страницы завершена на 0%
Используйте средства защиты! Соблюдайте гигиену! Избегайте посещения людных мест!
Операции:
WFI.lomasm.ru исторические материалы современной России и Советского Союза, онлайн музей СССР
Полезные советы...