Путь:
Навигация
- Архив нормативно-правовых актов 1917-1992
- Вожди СССР
- География СССР
- Герои СССР
- Достижения СССР
- Обзор СССР 1967
- Организации СССР
- Очерки Истории Советской Культуры
- Памятники СССР
- Исторические материалы
- Наука и техника
- Статистика СССР
- Файловый архив СССР
- Советский Союз - архив документов
Язык [ РУССКИЙ ]
Поиск
Подписка и соц. сети
Новые материалы
- Автомобили HAVAL обзор популярных моделей 2024-12-01
- Преимущества покупки грузовиков с пробегом и важность обращения к официальному дилеру 2024-12-01
- Покупка загородной недвижимости особенности выбора и ключевые моменты 2024-11-30
- В чем преимущества биокаминов 2024-11-30
- Откатные ворота для гаража и забора устройство, разновидности, применение, достоинства и недостатки 2024-09-17
- Как мостить дорожки из камня 2024-09-17
- Деревянные дома из клееного бруса важная роль усовершенствования сырья 2024-09-07
- Как выбрать кондиционер для квартиры секреты комфортного климата в вашем доме 2024-09-07
- Интернет-магазин брендовой обуви и аксессуаров где стиль и качество встречаются 2024-09-07
- Лазерная коррекция зрения показания и особенности методов 2024-08-01
- ЖК Светский Лес резиденции у моря 2024-08-01
- Техническое обследование зданий и сооружений цели и задачи 2024-07-30
- Причины и важность обращения к адвокату 2024-07-30
- Эффективное похудение и очищение организма 2024-07-30
- Алюминиевые конструкции преимущества и особенности 2024-06-21
Картинка недели
К началу
В конец
Создать личную галерею (раздел)
Создать личный альбом (с изображениями)
Создать материал
Очерки Истории Советской Культуры
Оценка раздела:
1
Серия публикаций
Оглавление, материал логически разделен на части:
ВЕЛИКАЯ ОКТЯБРЬСКАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ И ПЕРВЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Часть 1) Победа Октябрьской революции как решающая предпосылка создания новой социалистической культурыЧасть 2) Первые мероприятия Советской власти по строительству социалистической культуры
Часть 3) Кадры народного образования
Часть 4) Большую роль партия отводила печати
Часть 5) Работники искусства в планах пропаганды
Часть 6) Помощь трудящимся в ликвидации неграмотности
СТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ГОДЫ ИНОСТРАННОЙ ВОЕННОЙ ИНТЕРВЕНЦИИ И ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ
Часть 1) Специфика и задачи культурного строительства в годы гражданской войныЧасть 2) Становление и развитие советской общеобразовательной школы
Часть 3) Первые мероприятия по формированию социалистической интеллигенции
Часть 4) Культурно-просветительная работа среди трудящихся
Часть 5) Работа ученых в годы интервенции империалистических государств и гражданской войны
Часть 6) Революционный процесс в области художественной культуры
РАЗВИТИЕ СОВЕТСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ПЕРИОД ПОСТРОЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ФУНДАМЕНТА СОЦИАЛИЗМА
Часть 1) Задачи в области культурного строительства в связи с переходом к мирной жизниЧасть 2) Всенародный поход за ликвидацию неграмотности
Категории
Первые мероприятия Советской власти по строительству социалистической культуры
Дата публикации: 2016-05-27 22:14:31Просмотров: 2992
Автор: lomasm
Первые мероприятия Советской власти по строительству социалистической культуры.
В первые же дни Советской власти по указаниям В. И. Ленина и под его непосредственным руководством началась большая работа по развертыванию культурного строительства.
Первым актом в области строительства социалистической культуры явилось создание в составе рабоче-крестьянского правительства Народного комиссариата по просвещению. Это решение было принято на II Всероссийском съезде Советов 26 октября 1917 г.
Народным комиссаром по просвещению был утвержден Анатолий Васильевич Луначарский. Поручая Луначарскому эту ответственную работу, Центральный Комитет партии учитывал его разносторонние знания, огромную эрудицию во многих областях общественных наук.
На'ркомпросу тогда было поручено заниматься не только делами народного образования (дошкольное воспитание, школы и высшие учебные заведения, профессионально-техническое обучение, ликвидация неграмотности), но и другими областями культурного строительства (руководство научными учреждениями, вопросами литературы, искусства, библиотечным и книгоиздательским делом, культурно-просветительнойработой).
На руководящую работу в Народный комиссариат по просвещению были направлены также Н. К. Крупская, М. Н. Покровский, П. К. Штернберг, М. И. Лепешинский, Ф. Н. Петров и другие известные общественно-политические деятели и ученые.
Наркомпрос начал свою деятельность в трудных условиях: отсутствовали необходимые кадры, не было никакого опыта, недоставало средств. Высшие и средние чиновники старого министерства народного просвещения объявили саботаж. Только низшие служащие заявили о своей готовности поддерживать мероприятия Советского правительства.
А. В. Луначарский в своих воспоминаниях писал: «Согласовать большевистскую власть с чиновниками министерства народного просвещения оказалось невозможным. Решено было отправиться на приступ мрачного дома, откуда расходилась паутина высоких царских чиновников-пауков, великих, по выражению Щедрина, мастеров народного затемнения. Решено было что же поделаешь! выгнать оттуда все чиновничьи сонмы... и постараться потом постепенно заполнить образовавшуюся пустоту нашей медленно растущей и, увы, далеко не совершенной коллекцией «квалифицированных сил».
Для общего руководства делом народного просвещения в республике Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет и Совет Народных Комиссаров декретом от 9 ноября 1917 г. учредили Государственную комиссию по просвещению 2. В декрете подчеркивалось, что комиссия должна строить свою работу, опираясь на широкую самодеятельность трудящихся на местах. Комиссия являлась временным органом. Ее возглавлял в качестве председателя народный комиссар по просвещению. В состав комиссии входили представители от различных организаций и учреждений.
Исключительно важным разделом деятельности Государственной комиссии и Народного комиссариата по просвещению являлось строительство новой, трудовой школы.
Дореволюционная школа, как известно, была построена на принципах сословности, национального угнетения и неравноправия мужчин и женщин в получении образования. Сама школьная система была крайне сложной и запутанной. Она была построена таким образом, чтобы лишить детей рабочих и крестьян возможности получения ими среднего и высшего образования. На все учебные заведения распространяла свое влияние церковь. Особенно притеснялось население национальных окраин. Так, среди киргизов грамотные составляли 0, 6%, среди таджиков 0, 5%, туркмен 0, 7%, узбеков 1, 6% и т. д. Не имели своей письменности 48 национальностей 1. Искусственно сдерживалось женское образование.
Наша партия еще в своей первой Программе, принятой на II съезде РСДРП в 1903 г., разработала основные принципы по народному образованию, а в работе «Материалы по пересмотру партийной программы», написанной в апреле мае 1917 г., В. И. Ленин изложил положения, которые легли в основу практической деятельности Советской власти в области народного образования. Это право населения получать образование на родном языке, отделение церкви от государства и школы от церкви, бесплатное и обязательное общее и политехническое образование для всех детей обоего пола до 16 лет, бесплатная государственная помощь учащимся учебными пособиями, пищей и одеждой, широкое привлечение населения к делу народного образования 2.
Вслед за ликвидацией министерства народного просвещения Временного правительства Советская власть начала коренную перестройку всей системы школьного образования и упразднение старых органов управления школами. Управление начальными и средними школами, а также культурно-просветительными учреждениями передавалось в ведение местных органов Советской власти, в составе которых создавались отделы народного образования. Одновременно в ведение Народного комиссариата по просвещению передавались все учебные заведения, находившиеся в различных ведомствах.
Еще 29 октября 1917 г. было опубликовано обращение народного комиссара по просвещению к гражданам России «О народном просвещении». В нем подчеркивалось, что Советская власть ставит своей задачей добиться в кратчайший срок полной грамотности населения и введения всеобщего обязательного и бесплатного обучения детей школьного возраста.
Большое значение для демократизации народного образования и культуры имели «Декларация прав народов России», принятая Советом Народных Комиссаров 2 ноября 1917 г., и обращение Советского правительства «Ко всем трудящимся мусульманам России и Востока», опубликованное 22 ноября. В этих документах провозглашалось уничтожение национального гнета, предоставление народам России равноправия во всех областях государственной, хозяйственной деятельности и культурной жизни.
Советская власть покончила с сословным делением граждан России, являвшимся большим препятствием в развитии народного образования и культуры. 12 ноября был опубликован декрет Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров «Об уничтожении сословий и гражданских чинов». Все существовавшие в России сословия и сословные деления граждан, сословные привилегии и ограничения, сословные организации и учреждения, а также все гражданские чины, всякие звания (дворянин, купец, мещанин и пр. ), титулы (князь, граф и пр. ) и наименования гражданских чинов (тайный, статский и прочие советники) упразднялись; устанавливалось одно общее для всего населения России наименование гражданин Российской Республики.
В целях освобождения школы из-под влияния церкви 15 декабря 1917 г. было принято постановление «О передаче дела воспитания и образования из духовного ведомства в ведение Народного комиссариата по просвещению». «Передаче подлежали все церковноприходские (начальные, одноклассные, двухклассные) школы, учительские семинарии, духовные училища и семинарии, женские епархиальные училища, миссионерские школы, академии и все другие, носящие различные названия низшие, средние и высшие школы и учреждения духовного ведомства, со штатами, ассигновками, движимым и недвижимым имуществами, т. е. со зданиями, надворными постройками, с земельными участками под зданиями и необходимыми для школ землями и усадьбами (если таковые окажутся), библиотеками и всякого рода пособиями, ценностями, капиталами и ценными бумагами и процентами с них и со всем тем, что предназначалось для вышеозначенных школ и учреждений».
20 января 1918 г. был подписан В. И. Лениным декрет Совета Народных Комиссаров «О свободе совести, церковных и религиозных обществах». Этим декретом церковь отделялась от государства, а школа от церкви. Декрет провозглашал:
«Преподавание религиозных вероучений во всех государственных и общественных, а также частных учебных заведениях, где преподаются общеобразовательные предметы, не допускается». Это означало полную светскость советской школы.
Духовенство пыталось противодействовать принятию декрета и проведению его в жизнь. Накануне принятия декрета патриарх Тихон в специальном послании к верующим «предал анафеме» Советскую власть и ее руководителей. После издания декрета церковный собор объявил, что всем православным, принимающим участие в исполнении декрета, грозят «тягчайшие церковные кары, вплоть до отлучения от церкви». Были попытки организовать антиправительственные выступления в дни больших религиозных празднеств. Но трудящиеся массы, вопреки всем стараниям служителей церкви, не поддались антисоветской агитации.
В конце декабря 1917 г. в нашей стране было введено новое правописание, устранявшее излишние трудности в изучении русского языка *.
В мае 1918 г. было принято постановление Наркомпроса «О введении обязательного совместного обучения», в котором говорилось, что с момента опубликования настоящего постановления все учебные заведения принимают на свободные вакансии учащихся обоего пола на равных основаниях.
По примеру РСФСР преобразования в области народного образования и культуры проводились и в других советских республиках, в которых были созданы народные комиссариаты по просвещению и образованы отделы народного образования в составе местных Советов, изданы декреты о передаче всех учебных заведений в ведение наркомпросов, об отделении церкви от государства и школы от церкви, о бесплатном обучении.
В. И. Ленин внимательно следил за деятельностью органов просвещения. Будучи занят большой государственной работой, он глубоко вникал в дела народного образования, находил время для задушевных бесед с учителями и учащимися, повседневно заботился о приобщении трудящихся к сокровищницам культуры. Только за 19178 гг. им было подписано около 30 декретов и постановлений по народному просвещению и культурному строительству *.
В первые же дни Советской власти по указаниям В. И. Ленина и под его непосредственным руководством началась большая работа по развертыванию культурного строительства.
Первым актом в области строительства социалистической культуры явилось создание в составе рабоче-крестьянского правительства Народного комиссариата по просвещению. Это решение было принято на II Всероссийском съезде Советов 26 октября 1917 г.
Народным комиссаром по просвещению был утвержден Анатолий Васильевич Луначарский. Поручая Луначарскому эту ответственную работу, Центральный Комитет партии учитывал его разносторонние знания, огромную эрудицию во многих областях общественных наук.
На'ркомпросу тогда было поручено заниматься не только делами народного образования (дошкольное воспитание, школы и высшие учебные заведения, профессионально-техническое обучение, ликвидация неграмотности), но и другими областями культурного строительства (руководство научными учреждениями, вопросами литературы, искусства, библиотечным и книгоиздательским делом, культурно-просветительнойработой).
На руководящую работу в Народный комиссариат по просвещению были направлены также Н. К. Крупская, М. Н. Покровский, П. К. Штернберг, М. И. Лепешинский, Ф. Н. Петров и другие известные общественно-политические деятели и ученые.
Наркомпрос начал свою деятельность в трудных условиях: отсутствовали необходимые кадры, не было никакого опыта, недоставало средств. Высшие и средние чиновники старого министерства народного просвещения объявили саботаж. Только низшие служащие заявили о своей готовности поддерживать мероприятия Советского правительства.
А. В. Луначарский в своих воспоминаниях писал: «Согласовать большевистскую власть с чиновниками министерства народного просвещения оказалось невозможным. Решено было отправиться на приступ мрачного дома, откуда расходилась паутина высоких царских чиновников-пауков, великих, по выражению Щедрина, мастеров народного затемнения. Решено было что же поделаешь! выгнать оттуда все чиновничьи сонмы... и постараться потом постепенно заполнить образовавшуюся пустоту нашей медленно растущей и, увы, далеко не совершенной коллекцией «квалифицированных сил».
Для общего руководства делом народного просвещения в республике Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет и Совет Народных Комиссаров декретом от 9 ноября 1917 г. учредили Государственную комиссию по просвещению 2. В декрете подчеркивалось, что комиссия должна строить свою работу, опираясь на широкую самодеятельность трудящихся на местах. Комиссия являлась временным органом. Ее возглавлял в качестве председателя народный комиссар по просвещению. В состав комиссии входили представители от различных организаций и учреждений.
Исключительно важным разделом деятельности Государственной комиссии и Народного комиссариата по просвещению являлось строительство новой, трудовой школы.
Дореволюционная школа, как известно, была построена на принципах сословности, национального угнетения и неравноправия мужчин и женщин в получении образования. Сама школьная система была крайне сложной и запутанной. Она была построена таким образом, чтобы лишить детей рабочих и крестьян возможности получения ими среднего и высшего образования. На все учебные заведения распространяла свое влияние церковь. Особенно притеснялось население национальных окраин. Так, среди киргизов грамотные составляли 0, 6%, среди таджиков 0, 5%, туркмен 0, 7%, узбеков 1, 6% и т. д. Не имели своей письменности 48 национальностей 1. Искусственно сдерживалось женское образование.
Наша партия еще в своей первой Программе, принятой на II съезде РСДРП в 1903 г., разработала основные принципы по народному образованию, а в работе «Материалы по пересмотру партийной программы», написанной в апреле мае 1917 г., В. И. Ленин изложил положения, которые легли в основу практической деятельности Советской власти в области народного образования. Это право населения получать образование на родном языке, отделение церкви от государства и школы от церкви, бесплатное и обязательное общее и политехническое образование для всех детей обоего пола до 16 лет, бесплатная государственная помощь учащимся учебными пособиями, пищей и одеждой, широкое привлечение населения к делу народного образования 2.
Вслед за ликвидацией министерства народного просвещения Временного правительства Советская власть начала коренную перестройку всей системы школьного образования и упразднение старых органов управления школами. Управление начальными и средними школами, а также культурно-просветительными учреждениями передавалось в ведение местных органов Советской власти, в составе которых создавались отделы народного образования. Одновременно в ведение Народного комиссариата по просвещению передавались все учебные заведения, находившиеся в различных ведомствах.
Еще 29 октября 1917 г. было опубликовано обращение народного комиссара по просвещению к гражданам России «О народном просвещении». В нем подчеркивалось, что Советская власть ставит своей задачей добиться в кратчайший срок полной грамотности населения и введения всеобщего обязательного и бесплатного обучения детей школьного возраста.
Большое значение для демократизации народного образования и культуры имели «Декларация прав народов России», принятая Советом Народных Комиссаров 2 ноября 1917 г., и обращение Советского правительства «Ко всем трудящимся мусульманам России и Востока», опубликованное 22 ноября. В этих документах провозглашалось уничтожение национального гнета, предоставление народам России равноправия во всех областях государственной, хозяйственной деятельности и культурной жизни.
Советская власть покончила с сословным делением граждан России, являвшимся большим препятствием в развитии народного образования и культуры. 12 ноября был опубликован декрет Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров «Об уничтожении сословий и гражданских чинов». Все существовавшие в России сословия и сословные деления граждан, сословные привилегии и ограничения, сословные организации и учреждения, а также все гражданские чины, всякие звания (дворянин, купец, мещанин и пр. ), титулы (князь, граф и пр. ) и наименования гражданских чинов (тайный, статский и прочие советники) упразднялись; устанавливалось одно общее для всего населения России наименование гражданин Российской Республики.
В целях освобождения школы из-под влияния церкви 15 декабря 1917 г. было принято постановление «О передаче дела воспитания и образования из духовного ведомства в ведение Народного комиссариата по просвещению». «Передаче подлежали все церковноприходские (начальные, одноклассные, двухклассные) школы, учительские семинарии, духовные училища и семинарии, женские епархиальные училища, миссионерские школы, академии и все другие, носящие различные названия низшие, средние и высшие школы и учреждения духовного ведомства, со штатами, ассигновками, движимым и недвижимым имуществами, т. е. со зданиями, надворными постройками, с земельными участками под зданиями и необходимыми для школ землями и усадьбами (если таковые окажутся), библиотеками и всякого рода пособиями, ценностями, капиталами и ценными бумагами и процентами с них и со всем тем, что предназначалось для вышеозначенных школ и учреждений».
20 января 1918 г. был подписан В. И. Лениным декрет Совета Народных Комиссаров «О свободе совести, церковных и религиозных обществах». Этим декретом церковь отделялась от государства, а школа от церкви. Декрет провозглашал:
«Преподавание религиозных вероучений во всех государственных и общественных, а также частных учебных заведениях, где преподаются общеобразовательные предметы, не допускается». Это означало полную светскость советской школы.
Духовенство пыталось противодействовать принятию декрета и проведению его в жизнь. Накануне принятия декрета патриарх Тихон в специальном послании к верующим «предал анафеме» Советскую власть и ее руководителей. После издания декрета церковный собор объявил, что всем православным, принимающим участие в исполнении декрета, грозят «тягчайшие церковные кары, вплоть до отлучения от церкви». Были попытки организовать антиправительственные выступления в дни больших религиозных празднеств. Но трудящиеся массы, вопреки всем стараниям служителей церкви, не поддались антисоветской агитации.
В конце декабря 1917 г. в нашей стране было введено новое правописание, устранявшее излишние трудности в изучении русского языка *.
В мае 1918 г. было принято постановление Наркомпроса «О введении обязательного совместного обучения», в котором говорилось, что с момента опубликования настоящего постановления все учебные заведения принимают на свободные вакансии учащихся обоего пола на равных основаниях.
По примеру РСФСР преобразования в области народного образования и культуры проводились и в других советских республиках, в которых были созданы народные комиссариаты по просвещению и образованы отделы народного образования в составе местных Советов, изданы декреты о передаче всех учебных заведений в ведение наркомпросов, об отделении церкви от государства и школы от церкви, о бесплатном обучении.
В. И. Ленин внимательно следил за деятельностью органов просвещения. Будучи занят большой государственной работой, он глубоко вникал в дела народного образования, находил время для задушевных бесед с учителями и учащимися, повседневно заботился о приобщении трудящихся к сокровищницам культуры. Только за 19178 гг. им было подписано около 30 декретов и постановлений по народному просвещению и культурному строительству *.
Оценка материала:
0
Описание материала: Первые мероприятия Советской власти по строительству социалистической культуры.
В первые же дни Советской власти по указаниям В. И. Ленина и под его непосредственным руководством началась большая работа по развертыванию культурного строительства.
Остальные материалы раздела: Очерки Истории Советской Культуры
Предыдущая Победа Октябрьской революции как решающая предпосылка создания новой социалистической культурыСледующая Кадры народного образования
Оставить комментарий
Похожие материалы:
Похожие разделы:
Соседние разделы