Путь:
Навигация
- Архив нормативно-правовых актов 1917-1992
- Вожди СССР
- География СССР
- Герои СССР
- Достижения СССР
- Обзор СССР 1967
- Организации СССР
- Очерки Истории Советской Культуры
- Памятники СССР
- Исторические материалы
- Наука и техника
- Статистика СССР
- Файловый архив СССР
- Советский Союз - архив документов
Язык [ РУССКИЙ ]
Поиск
Подписка и соц. сети
Новые материалы
- Автомобили HAVAL обзор популярных моделей 2024-12-01
- Преимущества покупки грузовиков с пробегом и важность обращения к официальному дилеру 2024-12-01
- Покупка загородной недвижимости особенности выбора и ключевые моменты 2024-11-30
- В чем преимущества биокаминов 2024-11-30
- Откатные ворота для гаража и забора устройство, разновидности, применение, достоинства и недостатки 2024-09-17
- Как мостить дорожки из камня 2024-09-17
- Деревянные дома из клееного бруса важная роль усовершенствования сырья 2024-09-07
- Как выбрать кондиционер для квартиры секреты комфортного климата в вашем доме 2024-09-07
- Интернет-магазин брендовой обуви и аксессуаров где стиль и качество встречаются 2024-09-07
- Лазерная коррекция зрения показания и особенности методов 2024-08-01
- ЖК Светский Лес резиденции у моря 2024-08-01
- Техническое обследование зданий и сооружений цели и задачи 2024-07-30
- Причины и важность обращения к адвокату 2024-07-30
- Эффективное похудение и очищение организма 2024-07-30
- Алюминиевые конструкции преимущества и особенности 2024-06-21
Картинка недели
К началу
В конец
Создать личную галерею (раздел)
Создать личный альбом (с изображениями)
Создать материал
Очерки Истории Советской Культуры
Оценка раздела:
1
Серия публикаций
Оглавление, материал логически разделен на части:
ВЕЛИКАЯ ОКТЯБРЬСКАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ И ПЕРВЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Часть 1) Победа Октябрьской революции как решающая предпосылка создания новой социалистической культурыЧасть 2) Первые мероприятия Советской власти по строительству социалистической культуры
Часть 3) Кадры народного образования
Часть 4) Большую роль партия отводила печати
Часть 5) Работники искусства в планах пропаганды
Часть 6) Помощь трудящимся в ликвидации неграмотности
СТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ГОДЫ ИНОСТРАННОЙ ВОЕННОЙ ИНТЕРВЕНЦИИ И ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ
Часть 1) Специфика и задачи культурного строительства в годы гражданской войныЧасть 2) Становление и развитие советской общеобразовательной школы
Часть 3) Первые мероприятия по формированию социалистической интеллигенции
Часть 4) Культурно-просветительная работа среди трудящихся
Часть 5) Работа ученых в годы интервенции империалистических государств и гражданской войны
Часть 6) Революционный процесс в области художественной культуры
РАЗВИТИЕ СОВЕТСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ПЕРИОД ПОСТРОЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ФУНДАМЕНТА СОЦИАЛИЗМА
Часть 1) Задачи в области культурного строительства в связи с переходом к мирной жизниЧасть 2) Всенародный поход за ликвидацию неграмотности
Категории
Большую роль партия отводила печати
Дата публикации: 2016-05-27 22:19:52Просмотров: 1774
Автор: lomasm
Естественно, после победы пролетарской революции такое сильное оружие, как печать, надо было отобрать у буржуазии.
Задолго до Октябрьской революции контрреволюционные газеты усердно выступали против большевистской партии, клеветали на ее вождя В. И. Ленина. В момент революции и после ее свершения эксплуататорские классы и их идеологи активно использовали прессу в борьбе против Советской власти. Так, например, на второй день после Октябрьского восстания, 26 октября 1917 г., буржуазные газеты опубликовали воззвание несуществующего Временного правительства, в котором силы российской контрреволюции призывались к сплочению для свержения большевистской власти б. В клевете на народ, партию, Советскую власть не уступали буржуазной печати газеты меньшевиков и эсеров. Особую активность в этом деле проявляли «Рабочая газета» и «Дело народа».
Коммунистическая партия и Советское правительство немедленно приняли меры к ликвидации контрреволюционной печати. В первые же дни после Октября Петроградский Военно-революционный комитет закрыл ряд буржуазных газет, активно выступавших против Советской власти. Материальная база закрытых газет перешла в распоряжение парода.
27 октября 1917 г. был утвержден и на следующий день опубликован за подписью В. И. Ленина Дек-рет о печати. Этим документом определялись меры борьбы с контрреволюционной прессой.
Против ленинского декрета активно выступили буржуазные и эсеро-меныпевистские газеты. Враги революции утверждали, что большевики якобы нарушают свободу печати, закрывая буржуазные газеты. Выступая 4 ноября 1917 г. на заседании ВЦИК, обсуждавшем вопрос о печати В. И. Ленин говорил, что мы не можем дать буржуазии клеветать на нас! Мы должны уйти от свободы печати, зависящей от капитала. «Мы и раньше заявляли, что закроем буржуазные газеты, если возьмем власть в руки. Терпеть существование этих газет, значит перестать быть социалистом».
Одновременно с закрытием враждебных газет проводилась большая работа по созданию и развитию советской печати. Накануне Октября партия имела в своем распоряжении 75 газет и журналов 2. Особое место среди них занимала массовая ежедневная газета «Правда», которой руководил лично В. И. Ленин. После революции постепенно расширяются тиражи советских изданий, появляются новые газеты и журналы. В ноябре 1917 г. начинает выходить «Деревенская беднота», с января 1918 г.
«Красная газета». Создаются и местные советские газеты. Большое внимание уделялось организации и развитию национальной печати. Например, уже на первом заседании ЦИК Советов Украины, 13 декабря 1917 г., (ило^ принято решение об издании официального органа правительства газеты «BicHHK Украшьско1 Народно! Республши» на украинском и русском языках.
Газеты, издававшиеся в те годы, сыграли огромную роль в разъяснении декретов Советского правительства, в политическом просвещении трудящихся. На страницах печати систематически публиковались статьи и речи В. И. Ленина. Только за первые полгода существования Советской Республики в «Правде» и «Известиях» было напечатано более 300 ленинских документов.
В первые годы Советской власти много внимания уделялось организации дела издания и распространения книг для народа. Большое значение этому придавал В. И. Ленин. В статье «Из октябрьских воспоминаний» А. В. Луначарский приводит беседу с Владимиром Ильичей по этому вопросу.
«Книга огромная сила, говорил Ленин. Тяга к ней в результате революции очень увеличится. Надо обеспечить читателя и большими 'итательными залами, и подвижностью книги, которая должна сама Доходить до читателя. Придется использовать для этого почту, устроить "сякого рода формы передвижения. На всю громаду нашего народа, в котором количество грамотных станет расти, у нас, вероятно, станет не хватать книг, и если не сделать книгу летучей и не увеличить во много раз ее обращение, то у нас будет книжный голод».
В целях осуществления этой задачи Советское правительство прежде всего провело национализацию частых книжных фондов (за исключением библиотек ученых, деятелей литературы и искусства) и распределение их по общественным библиотекам. Учитывая трудности с изданием новой литературы и тягу народа к знаниям, проводилась работа по рациональному использованию имеющегося книжного фонда, коренной перестройке работы библиотек, читальных залов.
В июле 1918 г. Совет Народных Комиссаров принял специальный декрет «Об охране библиотек и книгохранилищ Российски Социалистической Федеративной Советской Республики».
29 декабря 1917 г. ВЦИК принял Декрет о Государственном издательстве. Было решено приступить к выпуску сочинений К. Маркса и ф. Энгельса. Проводилась подготовительная работа к выпуску произведений Н. А. Некрасова, А. В. Кольцова, М. Е. Салтыкова-Щедрина, А. П. Чехова, Л. Н. Толстого, Н. В. Гоголя и других русских писателей. При ВЦИК, Петроградском и Московском Советах были созданы издательские отделы, которые руководили работой по выпуску массовой литературы.
В первые месяцы после установления Советской власти была начата работа по национализации дворцов, музеев, художественных галерей и других культурных учреждений. 3 июня 1918 г. была национализирована Третьяковская галерея, в ноябре Художественная галерея С. И. Щукина, затем в собственность народа перешли художественные собрания А. И. Морозова, И. С. Остроухова, коллекции произведений искусства, находившиеся в загородных дворцах, усадьбах, монастырях. Одновременно принимались меры к организации охраны и сохранности памятников искусства и старины.
Еще в ноябре 1917 г. при Наркомпросе была организована Коллегия по делам музеев и охраны памятников искусства и старины, в работе которой принимали участие крупные ученые, специалисты музейного дела, художники. В сентябре 1918 г. был издан декрет Совета Народных Комиссаров «О запрещении вывоза за границу предметов искусства и старины».
Буржуазия распространяла клеветнические слухи о разрушении большевиками памятников культуры во время вооруженного восстания в Петрограде и боев в Москве с контрреволюционерами. Антисоветские газеты писали, что якобы разграблен Зимний дворец, подверглись уничтожению Московский Кремль, соборы Василия Блаженного и Успенский. Между тем повреждения, нанесенные зданию Зимнего дворца, были совершенно незначительны, его основные ценности были сохранены. Что касается кремлевских памятников, то в «Известиях Московского Военно-революционного комитета» от 3 ноября 1917 г. сообщалось, что «... Кремль в целом, как исторический памятник, сохранился... Вне Кремля ни одно здание, имеющее какую-либо художественную ценность, не разрушено».
Однако разъяснения не всегда помогали. Слухи о том, что Кремль разрушен, продолжали циркулировать. Нужны были какие-то особо эффективные меры, чтобы доказать несостоятельность подобных утверждений. И было дано разрешение в субботу пасхальной ночи в мае 1918 г. отслужить в соборах Кремля традиционную заутреню со звоном колоколов.
«И когда в двенадцать часов ночи, писал очевидец, ударил знаменитый колокол Ивана Великого и мощные волны его звона прокатились над всем городом, в распахнувшиеся ворота Кремля густой толпой повалил народ. Вошедшие могли убедиться в том, что, несмотря на величайшие трудности и препятствия, все сохранено, все цело и все смутные и недоброжелательные слухи не имели под собой никакой почвы».
Известный американской публицист Альберт Рис Вильяме, в октябрьские дни находившийся в России, в своей книге «Путешествие в революцию» отмечал, как бережно и любовно отнеслись рабочие-красногвардейцы Петрограда к ценностям Зимнего дворца.
«Уходя из дворца через единственную оставшуюся для выхода дверь, писал он, мы увидели около нее молоденького командира-большевика, поблизости от него стол и двух солдат, которые обыскивали всех, кто уходил, чтобы из дворца не были унесены никакие ценности. Командир снова и снова повторял: «Товарищи, этот дворец теперь принадлежит народу. Это теперь наш дворец. Не воруйте у народа. Не позорьте народ».
Клевету врагов о разграблении большевиками Зимнего дворца опровергает Джон Рид американский писатель-революционер, находившийся в октябрьские дни в гуще событий и правдиво рассказавший в своей книге «10 дней, которые потрясли мир» обо всем, что происходило тогда в революционной России.
«... Заявления эсеровской газеты «Народ» и некоторых членов городской думы, писал Джон Рид, гласящие, что из дворца было похищено на 500 млн. рублей ценных предметов, являются большим преувеличением.
Важнейшие произведения искусства, хранившиеся во дворце, картины, статуи, ковры и гобелены, редкий фарфор, старинное оружие были вывезены в Москву еще в сентябре месяце, и через десять дней по занятии Кремля большевиками я лично видел их там, в подвале Большого Кремлевского дворца. Могу засвидетельствовать, что все это было в полном порядке и сохранности... ».
В начале 1918 г. Ленин выдвинул свой замечательный план монументальной пропаганды план художественного оформления советских городов. Идея этого плана заключалась в широком распространении коммунистических идей средствами изобразительного искусства и поэзии.
В разных местах, говорил Владимир Ильич, на подходящих стенах или на каких-нибудь специальных сооружениях для этого разбросать краткие, но выразительные надписи, содержащие коренные принципы и лозунги марксизма, а также формулы, дающие оценку тому или другому великому историческому событию.
Далее Ленин предлагал составить список тех предшественников социализма или теоретиков и борцов, а также тех светочей философской мысли, науки, искусства и т. п., которые хотя и не имели прямого отношения к социализму, но являлись подлинными героями культуры, и поставить им монументы в Москве и других городах РСФСР.
Список лиц, коим надлежало поставить монументы, был опубликован в газете «Известия» 2 августа 1918 г. за подписью Ленина.
Задолго до Октябрьской революции контрреволюционные газеты усердно выступали против большевистской партии, клеветали на ее вождя В. И. Ленина. В момент революции и после ее свершения эксплуататорские классы и их идеологи активно использовали прессу в борьбе против Советской власти. Так, например, на второй день после Октябрьского восстания, 26 октября 1917 г., буржуазные газеты опубликовали воззвание несуществующего Временного правительства, в котором силы российской контрреволюции призывались к сплочению для свержения большевистской власти б. В клевете на народ, партию, Советскую власть не уступали буржуазной печати газеты меньшевиков и эсеров. Особую активность в этом деле проявляли «Рабочая газета» и «Дело народа».
Коммунистическая партия и Советское правительство немедленно приняли меры к ликвидации контрреволюционной печати. В первые же дни после Октября Петроградский Военно-революционный комитет закрыл ряд буржуазных газет, активно выступавших против Советской власти. Материальная база закрытых газет перешла в распоряжение парода.
27 октября 1917 г. был утвержден и на следующий день опубликован за подписью В. И. Ленина Дек-рет о печати. Этим документом определялись меры борьбы с контрреволюционной прессой.
Против ленинского декрета активно выступили буржуазные и эсеро-меныпевистские газеты. Враги революции утверждали, что большевики якобы нарушают свободу печати, закрывая буржуазные газеты. Выступая 4 ноября 1917 г. на заседании ВЦИК, обсуждавшем вопрос о печати В. И. Ленин говорил, что мы не можем дать буржуазии клеветать на нас! Мы должны уйти от свободы печати, зависящей от капитала. «Мы и раньше заявляли, что закроем буржуазные газеты, если возьмем власть в руки. Терпеть существование этих газет, значит перестать быть социалистом».
Одновременно с закрытием враждебных газет проводилась большая работа по созданию и развитию советской печати. Накануне Октября партия имела в своем распоряжении 75 газет и журналов 2. Особое место среди них занимала массовая ежедневная газета «Правда», которой руководил лично В. И. Ленин. После революции постепенно расширяются тиражи советских изданий, появляются новые газеты и журналы. В ноябре 1917 г. начинает выходить «Деревенская беднота», с января 1918 г.
«Красная газета». Создаются и местные советские газеты. Большое внимание уделялось организации и развитию национальной печати. Например, уже на первом заседании ЦИК Советов Украины, 13 декабря 1917 г., (ило^ принято решение об издании официального органа правительства газеты «BicHHK Украшьско1 Народно! Республши» на украинском и русском языках.
Газеты, издававшиеся в те годы, сыграли огромную роль в разъяснении декретов Советского правительства, в политическом просвещении трудящихся. На страницах печати систематически публиковались статьи и речи В. И. Ленина. Только за первые полгода существования Советской Республики в «Правде» и «Известиях» было напечатано более 300 ленинских документов.
В первые годы Советской власти много внимания уделялось организации дела издания и распространения книг для народа. Большое значение этому придавал В. И. Ленин. В статье «Из октябрьских воспоминаний» А. В. Луначарский приводит беседу с Владимиром Ильичей по этому вопросу.
«Книга огромная сила, говорил Ленин. Тяга к ней в результате революции очень увеличится. Надо обеспечить читателя и большими 'итательными залами, и подвижностью книги, которая должна сама Доходить до читателя. Придется использовать для этого почту, устроить "сякого рода формы передвижения. На всю громаду нашего народа, в котором количество грамотных станет расти, у нас, вероятно, станет не хватать книг, и если не сделать книгу летучей и не увеличить во много раз ее обращение, то у нас будет книжный голод».
В целях осуществления этой задачи Советское правительство прежде всего провело национализацию частых книжных фондов (за исключением библиотек ученых, деятелей литературы и искусства) и распределение их по общественным библиотекам. Учитывая трудности с изданием новой литературы и тягу народа к знаниям, проводилась работа по рациональному использованию имеющегося книжного фонда, коренной перестройке работы библиотек, читальных залов.
В июле 1918 г. Совет Народных Комиссаров принял специальный декрет «Об охране библиотек и книгохранилищ Российски Социалистической Федеративной Советской Республики».
29 декабря 1917 г. ВЦИК принял Декрет о Государственном издательстве. Было решено приступить к выпуску сочинений К. Маркса и ф. Энгельса. Проводилась подготовительная работа к выпуску произведений Н. А. Некрасова, А. В. Кольцова, М. Е. Салтыкова-Щедрина, А. П. Чехова, Л. Н. Толстого, Н. В. Гоголя и других русских писателей. При ВЦИК, Петроградском и Московском Советах были созданы издательские отделы, которые руководили работой по выпуску массовой литературы.
В первые месяцы после установления Советской власти была начата работа по национализации дворцов, музеев, художественных галерей и других культурных учреждений. 3 июня 1918 г. была национализирована Третьяковская галерея, в ноябре Художественная галерея С. И. Щукина, затем в собственность народа перешли художественные собрания А. И. Морозова, И. С. Остроухова, коллекции произведений искусства, находившиеся в загородных дворцах, усадьбах, монастырях. Одновременно принимались меры к организации охраны и сохранности памятников искусства и старины.
Еще в ноябре 1917 г. при Наркомпросе была организована Коллегия по делам музеев и охраны памятников искусства и старины, в работе которой принимали участие крупные ученые, специалисты музейного дела, художники. В сентябре 1918 г. был издан декрет Совета Народных Комиссаров «О запрещении вывоза за границу предметов искусства и старины».
Буржуазия распространяла клеветнические слухи о разрушении большевиками памятников культуры во время вооруженного восстания в Петрограде и боев в Москве с контрреволюционерами. Антисоветские газеты писали, что якобы разграблен Зимний дворец, подверглись уничтожению Московский Кремль, соборы Василия Блаженного и Успенский. Между тем повреждения, нанесенные зданию Зимнего дворца, были совершенно незначительны, его основные ценности были сохранены. Что касается кремлевских памятников, то в «Известиях Московского Военно-революционного комитета» от 3 ноября 1917 г. сообщалось, что «... Кремль в целом, как исторический памятник, сохранился... Вне Кремля ни одно здание, имеющее какую-либо художественную ценность, не разрушено».
Однако разъяснения не всегда помогали. Слухи о том, что Кремль разрушен, продолжали циркулировать. Нужны были какие-то особо эффективные меры, чтобы доказать несостоятельность подобных утверждений. И было дано разрешение в субботу пасхальной ночи в мае 1918 г. отслужить в соборах Кремля традиционную заутреню со звоном колоколов.
«И когда в двенадцать часов ночи, писал очевидец, ударил знаменитый колокол Ивана Великого и мощные волны его звона прокатились над всем городом, в распахнувшиеся ворота Кремля густой толпой повалил народ. Вошедшие могли убедиться в том, что, несмотря на величайшие трудности и препятствия, все сохранено, все цело и все смутные и недоброжелательные слухи не имели под собой никакой почвы».
Известный американской публицист Альберт Рис Вильяме, в октябрьские дни находившийся в России, в своей книге «Путешествие в революцию» отмечал, как бережно и любовно отнеслись рабочие-красногвардейцы Петрограда к ценностям Зимнего дворца.
«Уходя из дворца через единственную оставшуюся для выхода дверь, писал он, мы увидели около нее молоденького командира-большевика, поблизости от него стол и двух солдат, которые обыскивали всех, кто уходил, чтобы из дворца не были унесены никакие ценности. Командир снова и снова повторял: «Товарищи, этот дворец теперь принадлежит народу. Это теперь наш дворец. Не воруйте у народа. Не позорьте народ».
Клевету врагов о разграблении большевиками Зимнего дворца опровергает Джон Рид американский писатель-революционер, находившийся в октябрьские дни в гуще событий и правдиво рассказавший в своей книге «10 дней, которые потрясли мир» обо всем, что происходило тогда в революционной России.
«... Заявления эсеровской газеты «Народ» и некоторых членов городской думы, писал Джон Рид, гласящие, что из дворца было похищено на 500 млн. рублей ценных предметов, являются большим преувеличением.
Важнейшие произведения искусства, хранившиеся во дворце, картины, статуи, ковры и гобелены, редкий фарфор, старинное оружие были вывезены в Москву еще в сентябре месяце, и через десять дней по занятии Кремля большевиками я лично видел их там, в подвале Большого Кремлевского дворца. Могу засвидетельствовать, что все это было в полном порядке и сохранности... ».
В начале 1918 г. Ленин выдвинул свой замечательный план монументальной пропаганды план художественного оформления советских городов. Идея этого плана заключалась в широком распространении коммунистических идей средствами изобразительного искусства и поэзии.
В разных местах, говорил Владимир Ильич, на подходящих стенах или на каких-нибудь специальных сооружениях для этого разбросать краткие, но выразительные надписи, содержащие коренные принципы и лозунги марксизма, а также формулы, дающие оценку тому или другому великому историческому событию.
Далее Ленин предлагал составить список тех предшественников социализма или теоретиков и борцов, а также тех светочей философской мысли, науки, искусства и т. п., которые хотя и не имели прямого отношения к социализму, но являлись подлинными героями культуры, и поставить им монументы в Москве и других городах РСФСР.
Список лиц, коим надлежало поставить монументы, был опубликован в газете «Известия» 2 августа 1918 г. за подписью Ленина.
Оценка материала:
0
Описание материала: Естественно, после победы пролетарской революции такое сильное оружие, как печать, надо было отобрать у буржуазии.
Остальные материалы раздела: Очерки Истории Советской Культуры
Предыдущая Кадры народного образованияСледующая Работники искусства в планах пропаганды
Комментарии Всего: 2
2016-11-06 00:00:00 Гость: Гость От имени: Sabina mail: Natulya.Tsarenko@mail.ru
0
0
Большую роль партия отводила печати.
Действительно, партия большую роль отводила печати, но только все ли напечатанное соответствовало истине? По моему далеко не все. В те годы печаталось то, что хотели вожди. Конечно где-то % на 80-85 это и было правдой. Но были и ложные выступления. Правда относили их к эссеровским, провокационным. Но они были и писались они членами РСДПР, которых потом либо арестоввывали, либо они сами успевали скрыться за границей.
2016-12-15 00:00:00 Пользователь: Alla from vkontakte От имени: Alla from vkontakte
0
0
80-85% правды печатала большевистская пресса... Да не смешите меня Журналистика и правда - это понятия из разных плоскостей.Пресса всегда обслуживала или тех, кто платит, или тех кого боялась. А автор статьи, по-моему симпатизирует большевикам и одному из самых кровавых диктаторов Ленину. Я даже не буду васпросить читать историю. Просто читайте "Собачье сердце" Булгакова и поймёте какая власть пришла после переворота 1917
Оставить комментарий
Похожие материалы:
Похожие разделы:
Соседние разделы