Исторический альманах, портал коллекционеров информации, электронный музей 'ВиФиАй' work-flow-Initiative 16+
СОХРАНИ СВОЮ ИСТОРИЮ НА СТРАНИЦАХ WFI Категории: Актуальное Избранное Telegram: Современная Россия
Исторический альманах, портал коллекционеров информации, электронный музей

Путь:

Навигация


Язык [ РУССКИЙ ]

Поиск
Подписка и соц. сети

Подписаться на обновления сайта


Поделиться

Яндекс.Метрика

Новые материалы

Картинка недели

К началуК началу
В конецВ конец
Создать личную галерею (раздел)Создать личную галерею (раздел)
Создать личный альбом (с изображениями)Создать личный альбом (с изображениями)
Создать материалСоздать материал

Очерки Истории Советской Культуры

Оценка раздела:
Не нравится
1
Нравится

Серия публикаций

Оглавление, материал логически разделен на части:

ВЕЛИКАЯ ОКТЯБРЬСКАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ И ПЕРВЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Часть 1) Победа Октябрьской революции как решающая предпосылка создания новой социалистической культуры
Часть 2) Первые мероприятия Советской власти по строительству социалистической культуры
Часть 3) Кадры народного образования
Часть 4) Большую роль партия отводила печати
Часть 5) Работники искусства в планах пропаганды
Часть 6) Помощь трудящимся в ликвидации неграмотности

СТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ГОДЫ ИНОСТРАННОЙ ВОЕННОЙ ИНТЕРВЕНЦИИ И  ГРАЖДАНСКОЙ  ВОЙНЫ

Часть 1) Специфика и задачи культурного строительства в годы гражданской войны
Часть 2) Становление и развитие советской общеобразовательной школы
Часть 3) Первые мероприятия по формированию социалистической интеллигенции
Часть 4) Культурно-просветительная работа среди трудящихся
Часть 5) Работа ученых в годы интервенции империалистических государств и гражданской войны
Часть 6) Революционный процесс в области художественной культуры

РАЗВИТИЕ СОВЕТСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ПЕРИОД ПОСТРОЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ФУНДАМЕНТА СОЦИАЛИЗМА

Часть 1) Задачи в области культурного строительства в связи с переходом к мирной жизни
Часть 2) Всенародный поход за ликвидацию неграмотности

Категории

Культурно-просветительная работа среди трудящихся

Дата публикации: 2016-06-06 00:19:23
Просмотров: 2187
Автор:
Культурно-просветительная работа среди трудящихся
Руководя культурным строительством, Коммунистическая партия и Советское пра­вительство с первых дней Октябрьской революции большое внимание уде­ляли проведению культурно-просветительной работы среди трудящихся. Эта работа тесно связывалась с политикой партии, пропагандой и агита­цией, главными задачами, которые решала страна в тот или иной период.
В 19180 гг. вся культурно-просветительная работа была подчи­нена основной политической задаче того периода разгрому иностранных интервентов и белогвардейцев, защите завоеваний революции. Она имела целью непримиримую борьбу с буржуазной идеологией, воспитание со­знательных, культурных строителей нового общества.
В целях мобилизации сил страны на борьбу с внутренними и внешними врагами особое внимание уделялось политической агитации и пропаганде как на фронтах, так и среди гражданского населения.
В Красной Армии огромную политическую работу вели военные ко­миссары, фронтовые, армейские, дивизионные политические отделы, ар­мейские партийные организации, коммунисты. Только с 21 июля по 8 ноя­бря 1918 г. агитационно-просветительный отдел Всероссийского бюро во­енных комиссаров отправил в войска, действовавшие на Волге и Урале, 1419 членов партии, в том числе 1184 агитатора 1.
Для ведения агитационно-пропагандистской работы в прифронтовых районах были созданы особые передвижные политпросветагитпоезда, агитпароходы во главе с видными партийными и советскими работниками. Так, агитационно-инструкторский поезд «Октябрьская революция» воз­главлял М. И. Калинин. За четыре поездки по стране в 1919 г. он побывал в 15 губерниях, 36 уездных городах, 70 волостях и селах 2. Коллектив агитпарохода «Красная звезда» во главе с Н. К. Крупской, совершая поездку по Волге, посетил 93 населенных пункта, в том числе 6 губерн­ских городов, 21 уездный город, заводы Сормова, Ижевский, Боткинский, Мотовилиху и около 40 сел и деревень. За время рейса было проведено 202 митинга, дано 195 киносеансов, которые посетили 225 тыс. человек.
Насколько тщательно готовились агитпоезда и как они совершали свои рейсы, можно показать на примере агитпоезда «Красный казак», направленного в 1920 г. на Дон и Кубань, только что освобожденные от деникинцев.
В год предстоящей поездки в курских железнодорожных мастерских всю зиму расписывали поезд московские художники, украшали вагоны карикатурами, рисунками, лозунгами. Один из иностранных журнали­стов, часто посещавших в те дни мастерские, отмечал: «Мы смотрели аги­тационный поезд... Сразу завладел он нами могучей силой революционных идей. Эта сила яркими красками изображена прекрасно... Агитационные поезда делают чудеса. Они революционизируют миллионы людей, яв­ляются мощным орудием массовой пропаганды и просвещения, словом, художественным образом, кинематографом и музыкой».
В апреле 1920 г. «Красный казак», нарядный, ярко раскрашенный, укомплектованный богатой библиотекой, множеством грампластинок (300 штук астрономическая цифра для того времени), разнообразными филь­мами, двинулся наконец из Москвы на Дон и Кубань. И всюду, где бы ни останавливался «Красный казак», в Ейске или Армавире, Новороссий­ске или Новочеркасске, он привлекал массу народа своим праздничным оформлением вагонов, внушительной афишей киносеансов, выступлениями агитаторов. Каждая его остановка была для местных жителей событием они узнавали новости из пер­вых рук, знакомились с декретами Советской власти.
Рабочий день в агитпоезде начинался рано. Ответственные представи­тели наркоматов, агитаторы спешили на митинги, читали лекции, разбира­ли жалобы. Учили, проверяли, помогали, направляли работу местных Со­ветов. И сами учились на местном опыте.
Создавались также местные агитпоезда и агитпароходы, передвижные агитационно-пропагандистские отряды «Красные обозы» и «Красные повозки», которые снабжались граммофоном, пластинками с речами Ленина, политической литературой. Агитбригады посещали самые отдаленные рай­оны страны.
В годы гражданской войны широко практиковались собрания и митинги, на которых тысячи коммунистов и беспартийных активистов разъясняли идеи и политику партии. Они охватывали широкие слои населения
и оказывали большое влияние на повышение их классовой сознательности.
Особенно важно было то, что на этих собраниях и митингах трудящиеся принимали решения быть верными Советской власти, всеми силами под­держивать Красную Армию.            F
 
 
Творческая инициатива народных масс выдвигала различные формы массово-политической и организаторской работы. Одной из таких форм явились беспартийные конференции трудящихся, на которых обсуждались самые насущные проблемы о хлебе, о военном положении, вопросы, связанные с укреплением государственного строя и государственного ап­парата, и т. д. Они возникли в Москве в 1919 г. по инициативе коммунистов Красной Пресни и получили широкое распространение в городах, воин­ских частях, на селе. Так, за полгода, прошедшие после VIII съезда пар­тии, только в 24 губерниях было проведено примерно 11 тыс. беспартийных крестьянских конференций, в которых приняло участие около 500 тыс. человек *.

Беспартийные конференции способствовали политическому воспита­нию трудящихся, сплочению их вокруг Коммунистической партии, помо­гали ей приобщить широкие народные массы к социалистическому строи­тельству. Они были высоко оценены В. И. Лениным. Рассматривая бес­партийные конференции как важный канал связи партии с массами В. И. Ленин писал: «... мы стараемся всецело поддержать, развить, рас­ширить такое учреждение, как беспартийные -рабочие и крестьянские кон­ференции, чтобы следить за настроением масс, сближаться с ними, отве­чать на их запросы, выдвигать из них лучших работников на государ­ственные должности и т. д. ».
В. И. Ленин принимал личное участие в работе беспартийных конфе­ренций. Он выступал с речами на конференциях красноармейцев Ходынско-го гарнизона 15 июля 1919 г, рабочих и красноармейцев Пресненского, Сущевско-Марьинского, Хамовнического и Бутырского районов Москвы 6 августа 1919 г., Басманского, Лефортовского, Алексеевского и Соколь­нического'районов 3 сентября 1919 г. и на IV Московской общегородской беспартийной конференции работниц 23 сентября 1919 г..
Одной из популярных форм политико-массовой работы являлась на­глядная агитация. Витрины, красочные плакаты и диаграммы на злобу дня в яркой и доступной форме разъясняли важнейшие политические события, которыми жила страна. Именно в те годы возникли и получили широкое распространение «Окна РОСТА». Появившись впервые в Москве, в 1920 г. они выходили уже во многих городах в Петрограде, Баку, Саратове, Смоленске, Киеве и других.
Несмотря на тяжелое положение в стране, постоянно увеличивался объем печатной продукции. Тираж «Правды» вырос со 138, 1 тыс. экземп­ляров в 1919 г. до 250 тыс. экземпляров в 1920 г., тираж «Бедноты» под­нялся с 240 тыс. до 570 тыс. экземпляров 6.
Большое значение для политического просвещения трудящихся имело издание сочинений основоположников марксизма-ленинизма. В те годы стали издаваться произведения Маркса и Энгельса. По решению IX съез­да РКП(б), состоявшегося в 1920 г., была начата подготовка издания со­брания Сочинений В. И. Ленина.
В ноябре 1920 г. декретом Совета Народных Комиссаров было центра­лизовано библиотечное дело, и создана единая библиотечная сеть РСФСР. Количество библиотек в 1920 г. возросло вдвое по сравнению с 1919 г. 7.
Особенно большое внимание партия и правительство уделяли поли­тической пропаганде и культурно-просветительной работе в деревне, рассматривая ее как важное средство упрочения союза рабочего класса и крестьянства, укрепления фронта и тыла страны, идеологического воспи­тания крестьянских масс. VIII съезд партии, состоявшийся в марте 1919 г., принял специальное решение по этому вопросу. Съезд подчеркнул, что «на первом месте должно стоять распространение общей политической и специально для крестьян издаваемой популярной литературы и газет в выдержанном коммунистическом духе. Надо стремиться к тому, чтобы при каждой школе, каждом народном доме была организована библиотека-читальня с политическим отделом. Для коммунистической пропаганды должны быть использованы кинематограф, театр, концерты, выставки и т. п. Пропаганда среди крестьян не должна быть оторванной от жизненных задач крестьянина-земледельца, но тесно связанной с вопросами агрономи­ческой экономики» 1. При организации всей этой работы предусматри­валась широкая помощь на селе со стороны рабочего класса.
В ходе культурно-просветительной работы партии и советской общест­венности пришлось вести решительную борьбу против ошибочной и вредной позиции руководителей Пролеткульта.
Пролеткульт (пролетарская культура) объединение, образовавшее­ся в сентябре 1917 г. с целью сплочения пролетарских культурно-просвети­тельных организаций, стихийно возникших после Февральской революции. Вначале деятельность пролеткультовских организаций имела положитель­ное значение, так как в их составе было немало рабочих, которые стреми­лись к знаниям, культуре. И полезные начинания Пролеткульта всячески поддерживались. Ему выделялись помещения, деньги и другие средства.
Одним из теоретиков Пролеткульта являлся ревизионист А. Богда­нов, философские взгляды которого были подвергнуты суровой критике В. И. Лениным еще в 1908 г. в книге «Материализм и эмпириокритицизм» 3. Ревизионистские взгляды Богданова нашли свое отражение в практике Пролеткульта. Его руководители хотели работать независимо от партии и государственных органов. Они проповедовали отказ от культурного нас­ледия прошлого, утверждали, что задача строительства пролетарской куль­туры может быть разрешена только силами самого пролетариата.
Это в корне противоречило взглядам и идеям В. И. Ленина о строи­тельстве социалистической культуры.
«Владимир Ильич, писала Н. К. Крупская, не берет культуру как нечто изолированное, взятое вне времени и пространства... Почему он спорил с Пролеткультом? Пролеткультовцы думали, что можно построить специальную пролетарскую культуру, которая не будет связана со всей окружающей жизнью, т. е. культуру, которая будет представлять нечто обособленное, нечто замкнутое. Против этого возражал Владимир Иль­ич».

Позиция. лидеров Пролеткульта исключала из процесса строительства культуры широкие народные массы, и прежде всего крестьянство. Это вело к отрицанию руководящей роли рабочего класса в строительстве социализма.
Антимарксистская сущность позиций Пролеткульта была подвергну­та решительной критике в написанном В. И. Лениным в октябре 1920 г. проекте резолюции «О пролетарской культуре», в речи на III съезде ком­сомола и других выступлениях, в подготовленном при участии Ленина письме ЦК РКП(б) «О пролеткультах».
Несмотря на колоссальные трудности, культурно-просветительная работа среди трудящихся в годы гражданской войны получила значитель­ный размах. Ее проводила армия культпросветработников численностью около 450 тыс. человек.
Культурно-просветительную и политико-воспитательную работу среди трудящихся масс под руководством партии вели различные организации и ведомства. Это приводило к параллелизму и распылению сил. Поэтому декретом Совета Народных Комиссаров от 12 ноября 1920 г. на базе вне­школьного отдела Наркомпроса был образован Главный политико-просве­тительный комитет республики (Главполитпросвет). На этот орган было возложено объединение всей политико-просветительной и культурно-массовой работы, которую вели профсоюзные и комсомольские органы, Политуправление Красной Армии, внешкольный отдел Наркомпроса и другие организации. Председателем комитета была назначена Н. К. Круп­ская. На местах создавались губернские, уездные, волостные политпро-светы. Через эти органы партия осуществляла руководство работой изб-читален, клубов, массовых библиотек, развитием музейного дела, массо­вым образованием рабочих и крестьян, деятельностью коммунистических университетов, совпартшкол, других политико-просветительных органи­заций.
Оценка материала:
Нравится
0
Не нравится
Описание материала: Культурно-просветительная работа среди трудящихся

Комментарии Всего: 2

Оставить комментарий

Похожие материалы:

Похожие разделы:

Новые альбомы:


Разработка страницы завершена на 0%
Используйте средства защиты! Соблюдайте гигиену! Избегайте посещения людных мест!
Операции:
WFI.lomasm.ru исторические материалы современной России и Советского Союза, онлайн музей СССР
Полезные советы...