work-flow-Initiative

Исторический альманах, портал коллекционеров информации, электронный музей

Язык [ РУССКИЙ ]

Соседние разделы


Очерки Истории Советской Культуры

Серия публикаций

Оглавление, материал логически разделен на части:

ВЕЛИКАЯ ОКТЯБРЬСКАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ И ПЕРВЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Часть 1) Победа Октябрьской революции как решающая предпосылка создания новой социалистической культуры
Часть 2) Первые мероприятия Советской власти по строительству социалистической культуры
Часть 3) Кадры народного образования
Часть 4) Большую роль партия отводила печати
Часть 5) Работники искусства в планах пропаганды
Часть 6) Помощь трудящимся в ликвидации неграмотности

СТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ГОДЫ ИНОСТРАННОЙ ВОЕННОЙ ИНТЕРВЕНЦИИ И  ГРАЖДАНСКОЙ  ВОЙНЫ

Часть 1) Специфика и задачи культурного строительства в годы гражданской войны
Часть 2) Становление и развитие советской общеобразовательной школы
Часть 3) Первые мероприятия по формированию социалистической интеллигенции
Часть 4) Культурно-просветительная работа среди трудящихся
Часть 5) Работа ученых в годы интервенции империалистических государств и гражданской войны
Часть 6) Революционный процесс в области художественной культуры

РАЗВИТИЕ СОВЕТСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ПЕРИОД ПОСТРОЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ФУНДАМЕНТА СОЦИАЛИЗМА

Часть 1) Задачи в области культурного строительства в связи с переходом к мирной жизни
Часть 2) Всенародный поход за ликвидацию неграмотности

Первые мероприятия по формированию социалистической интеллигенции

Дата публикации: 2016-06-06 00:17:35
Просмотров: 2401
Автор:
Молодой республике были нужны сотни тысяч инженеров, учителей, агрономов, врачей и других специалистов, которые вместе с тем были бы убежденными и активными строителями социалистического общества. Подготовленная же до социалистической революции интеллигенция, во-первых, была малочисленна, во-вторых, в массе своей она верно служила господствующим классам; состав интеллигенции пополнялся в основном выходцами из буржуазно-помещичьей среды. В 1914 г. среди студентов восьми русских университетов дети дворян и чиновников составляли 38, 3%, дети духовенства и буржуазии 43, 2%, дети кулаков 25, а дети рабочих, крестьян и мелкобуржуазной интеллигенции только 4, 5% 3. Поэтому подготовка работников умственного труда выходцев из рабо­чих и крестьян была одной из важнейших задач, вставших после Ок­тябрьской революции перед Коммунистической партией и Советским госу­дарством. Решающую роль в выполнении этой задачи должна была играть высшая школа.
Система обучения и воспитания в высшей школе царской России но­сила ярко выраженный буржуазно-помещичий характер. «Старая школа, говорил Ленин, прислужников, необходимых для капи­талистов, старая школа из людей науки делала людей, которые должны были писать и говорить, как угодно капиталистам» 4. Поэтому систему высшего образования надо было коренным образом перестроить.
Задача заключалась в том, чтобы, удаляя из системы высшего образова­ния все чуждое рабочему классу, умело использовать лучшие традиции дореволюционной высшей школы. Для этого Советская власть стремилась привлечь на свою сторону всех честных работников высшей школы, исполь­зовать их опыт и знания в подготовке кадров, ведя в то же время беспощад­ную борьбу против реакционно настроенной профессуры.
Начало строительства советской высшей школы было положено декре­том «О правилах приема в высшие учебные заведения», подписанным В. И. Лениным 2 августа 1918 г. Правилами был предусмотрен прием в высшие учебные заведения всех граждан обоего пола, достигших 16 лет, и в первую очередь лиц из среды пролетариата и беднейшего крестьянства. Обучение стало бесплатным. Для нуждающихся студентов была установлена государственная стипендия. Вступительные, переводные и государственные экзамены отменялись1. Отмена экзаменов носила временный характер; она вызывалась необходимостью устранения всех препятствий к знаниям для трудящихся.
Чтобы подготовить трудящихся для обучения в высшей школе, по инициативе В. И. Ленина были созданы особые средние учебные заведе­ния дневные и вечерние рабочие факультеты (рабфаки). Первые рабфаки были организованы при Московском коммерческом институте (ныне Мос­ковский институт народного хозяйства имени Г. В. Плеханова) и Москов­ском государственном университете. Возникнув в конце 19i8 г., рабфаки вскоре получили широкое распространение. В течение 1920 г. в стране было открыто 45 рабочих факультетов, число обучавшихся на них увели­чилось за год с 2 тыс. до 14 тыс.
Рабочие и крестьяне с огромным желанием шли на учебу. Профессор одного из вузов Иваново-Вознесенска так рассказал о появлении первых учащихся рабочих факультетов, их настроениях: «... живо припоминается тот острый интерес, писал он, с которым относилась преподавательская среда к многочисленной нахлынувшей в стены рабфака... массе рабочих и крестьян. Многие из последних приходили на приемные испытания со­беседования прямо с вокзала, после дальней и утомительной дороги, тут же в классе пили и ели, тут же на полу засыпали от усталости. Рядом с бо­родатыми 30летними рабочими приходили 16-летние девочки-под­ростки; бойкие, разбитные ткачихи представляли резкий контраст с роб­кими парнями из медвежьих уголков нашей губернии...
Было необычайно приятно убеждаться, что приехавшая молодежь в огромной своей массе жаждет знаний, что она готова учиться по 14 часов в сутки, не боясь никаких лишений, что от нее можно требовать почти не­возможного».
Наряду с обеспечением доступа к образованию детям трудящихся Советская власть приступила к перестройке других важных сторон дея­тельности высшей школы в соответствии с задачами Советского государства. Надо было постепенно изменить организационные принципы управления вузами, перестроить весь учебно-воспитательный процесс, обеспечить рево­люционное направление работы высшей школы.
Преобразование высшей школы проводилось в крайне трудных усло­виях. Наиболее реакционная часть старой буржуазной профессуры была настроена антисоветски. Октябрьскую революцию она встретила враждебно. Такой же позиции придерживалась значительная часть студенчества выходцы из среды эксплуататорских классов. Поэтому они активно высту­пали против мероприятий Советской власти по демократизации высшего образования. Острая борьба шла внутри учебных заведений при создании рабочих факультетов. Предпринимались попытки помешать приему в высшую школу рабоче-крестьянской молодежи.
Реакционная часть буржуазной профессуры никак не могла примирить-с. с тем фактом, что объективное развитие политической жизни страны ста­вит рабочий класс в положение господствующего класса в высшей школе и что нет такой силы, которая смогла бы задержать этот закономерный процесс.
Партия предприняла первые шаги к укреплению руководства вузами. В этих целях в высшей школе был введен институт уполномоченных комис­саров из числа видных партийных и советских работников, знающих выс­шую школу. На комиссаров возлагались важные политические задачи: они должны были осуществлять контроль за выполнением постановлений органов Советской власти по революционной перестройке высшей школы, обеспечить объединение пролетарского студенчества в классовые профес­сиональные организации, принять меры к укреплению позиций пролетар­ского студенчества в руководящих органах вузов, организовать передовые силы учебных заведений на борьбу против реакционной профессуры, со­действовать распространению марксистско-ленинских идей среди препода­вателей и студентов.
Комиссары опирались в своей работе на коммунистические ячейки, которые стали создаваться в вузах, на прогрессивную часть студенчества и преподавателей.
Одновременно с созданием института уполномоченных комиссаров в вузах из числа передовых студентов, преимущественно студентов-рабочих, организовывались революционные комитеты, которые работали под руко­водством партийных организаций. Ревкомам были предоставлены широкие права в области контроля и политического руководства вузами.
Передовые ученые и прогрессивная интеллигенция активно поддер­живали меры молодого Советского государства по перестройке высшей школы. В комиссии по реформе высшего образования участвовали профес­сора К. А. Тимирязев, П. К, Штернберг, М. Н. Покровский и другие. Деятельно помогал в организации Уральского университета А. М. Горь­кий. Демократическую реформу высшей школы приветствовала прогрес­сивная часть студенчества.
Большое внимание партия и правительство уделяли перестройке гу­манитарного образования. Существовавшие в системе университетов юри­дические и историко-филологические факультеты не могли выполнять за­дачу подготовки марксистских кадров по общественным наукам, так как находились в руках группы реакционных профессоров. Поэтому в 1919 г. эти факультеты были упразднены, и вместо них организованы факультеты общественных наук, которые должны были готовить историков, юристов, экономистов, дипломатов. Подготовка преподавательских кадров по марксизму-ленинизму возлагалась на Социалистическую академию обществен­ных наук (с 1924 г. она стала именоваться Коммунистической академией), созданную решением Совета Народных Комиссаров от 25 мая 1918 г.
В июле 1920 г. Совет Народных Комиссаров принял постановление «О высших технических учебных заведениях», которым вносились корен­ные изменения в систему высшего технического образования.
Одновременно с перестройкой высших учебных заведений Советская власть проводила работу по расширению подготовки специалистов, орга­низуя новые учебные заведения. В августе 1918 г. был создан политехни­ческий институт в Иваново-Вознесенске, в сентябре того же года был под­писан Декрет об открытии Московской горной академии, в январе 1919 г. было принято решение об организации шести новых университетов. Созда­вались сельскохозяйственные, медицинские учебные заведения. Тогда же начала развертываться работа по подготовке новых советских учительских кадров. Это диктовалось целым рядом обстоятельств. Старые учительские кадры были малочисленны, в силу чего не могли удовлетворить всевоз­растающие запросы школы; часть старых учителей, особенно средней шко­лы, примыкавших к «верхам» буржуазной интеллигенции, враждебно встретили Советскую власть и отказались работать в школе или избрали путь саботажа. Преподаватели классических языков не сразу приспособились к работе в советской школе. В то же время развивающееся школь­ное строительство и рост контингента учащихся требовали наращивания подготовки учительского персонала. Благодаря принятым мерам к концу 1920 г. в стране работало 55 педагогических вузов в два с половиной раза больше, чем в царской России. В 1919 г. для подготовки руководящих кадров народного образования, методистов, политпросветработников, пре­подавателей средних учебных заведений создается Академия коммунисти­ческого воспитания высшее учебное и научно-исследовательское педа­гогическое учебное заведение.
В годы гражданской войны начались работы по подготовке кадров во­енной интеллигенции. Были организованы краткосрочные курсы и школы, которые готовили младший и средний командный состав. К началу 1919 г. их было 63 с 21 720 учащимися. Для подготовки старшего и высшего командного состава в октябре 1918 г. была создана Академия генераль­ного штаба (впоследствии Военная академия Красной Армии имени М. В. Фрунзе), а в декабре 1918 г. Военно-инженерная академия, Всего в годы гражданской войны было организовано восемь академий и высших военно-учебных заведений.
Для подготовки партийных кадров были созданы совпартшколы на местах и Центральная партийно-советская школа в Москве Коммунис­тический университет имени Я. М. Свердлова. С июня 1918 г. по январь 1920 г. свыше 3 тыс. выпускников университета было отправлено на фронт.
Формирование новой художественной интеллигенции началось с на­ционализации в июне 1918 г. Петроградской и Московской консерваторий, которые были приравнены к высшим учебным заведениям. Была упразднена императорская Академия художеств. В Москве и Пет­рограде открыты свободные учебно-художественные мастерские.
Большое внимание уделялось организации высших учебных заведе­ний в национальных районах. G помощью русских ученых за первые четы­ре года Советской власти в границах современной территории Белорус­сии, Азербайджана, Грузии, Армении, Узбекистана и Казахстана было создано 23 вуза, в то время как до Октябрьской революции народы этих обширных районов не имели ни одного вуза.
В начале 1920 г. в связи с решающими победами на фронтах граждан­ской войны активизируется мирное строительство. В этот период принима­ются чрезвычайные меры по ускорению подготовки кадров для народного хозяйства. В целях скорейшего выпуска необходимых кадров курс обуче­ния в вузах сокращается до трех лет.
Советская власть учитывала, что для формирования советской интел­лигенции требуется длительное время. Поэтому по указанию В. И. Ленина принимались меры к максимальному использованию в интересах социализ­ма старых специалистов.
Ленин требовал проявления внимания к специалистам старой школы, создания товарищеской обстановки в работе. Он учил, что буржуазных специалистов надо поставить в такие условия, чтобы сама жизнь заставляла их сотрудничать с Советским государством, чтобы они видели невозмож­ность возврата к старому строю. Наряду с факторами морального воздейст­вия надо создавать для них хорошие материальные условия.
«Мы не можем строить власть, указывал он, если такое наследие капиталистической культуры, как интеллигенция, не будет исполь­зовано».
Придавая большое значение использованию старых специалистов, партия записала специальный пункт в своей Программе, принятой на VIII съезде. Задача состояла в том, чтобы «с одной стороны, не давать ни малейшей политической уступки данному буржуазному строю и беспощадно подавлять всякое контрреволюционное ее поползновение, а с другой так же беспощадно бороться с мниморадикальным, на самом же деле не­вежественным самомнением, будто трудящиеся в состоянии преодолеть капитализм и буржуазный строй, не учась у буржуазных специалистов, не используя их, не проделывая долгой школы работы с ними».

В результате огромных усилий партии по воспитанию и перевоспита­нию старой интеллигенции многие из ее представителей активно включи­лись в строительство новой жизни.
О том, насколько сложным был этот процесс, свидетельствует путь академика А. Ф. Иоффе.
«Значение Октябрьской революции я не сразу понял, вспоминал Иоффе. Взятие власти большевиками я сначала рассматривал как один из эпизодов революции, определяемой стремлением кончить войну, и думал, что решающая роль будет принадлежать крестьянству, снабженному ору­жием в результате демобилизации, но не способному удержать власти. Однако после того, как я летом побывал в Крыму, где под покровительством германской оккупационной армии держалась буржуазная власть, покуше­ние на Ленина в Москве и звериная ненависть крымских либералов к про­летариату окончательно определили мою позицию. Для меня уже не было сомнений здесь у пролетариата светлое будущее, там у буржуазии жалкое догнивающее прошлое.
Возвратившись в сентябре 1918 г. в Ленинград, я твердо решил на­всегда связать свою судьбу со Страной Советов и внести свою долю в буду­щее строительство».
В первые годы революции Советская власть активно пополняла ряды интеллигенции за счет выдвиженцев. Из числа передовых, наиболее созна­тельных и способных представителей рабочего класса и трудового кресть­янства комплектовался руководящий состав государственных учреждений, аппарат партийных органов, административно-хозяйственных и других организаций. Так, за 19181 гг. на руководящие технические долж­ности в промышленности было выдвинуто свыше 3, 5 тыс. рабочих и более 2 тыс. крестьян 2. Выдвиженцы самоотверженно трудились на порученных им участках работы, и многие из них впоследствии стали крупными орга­низаторами производства, видными руководителями.
Таким образом, несмотря на колоссальные трудности культурного строительства в условиях военной интервенции империалистических го­сударств и гражданской войны, хозяйственной разрухи и голода, Советская власть проводила значительную работу по формированию социалистиче­ской интеллигенции.
Описание материала: Первые мероприятия по формированию социалистической интеллигенции

Остальные материалы раздела: Очерки Истории Советской Культуры

Предыдущая Становление и развитие советской общеобразовательной школы
Следующая Культурно-просветительная работа среди трудящихся

Комментарии Всего: 2


Адрес страницы: link

Первые мероприятия по формированию социалистической интеллигенции Первые мероприятия по формированию социалистической интеллигенции