work-flow-Initiative

Исторический альманах, портал коллекционеров информации, электронный музей

Язык [ РУССКИЙ ]

Соседние разделы


Очерки Истории Советской Культуры

Серия публикаций

Оглавление, материал логически разделен на части:

ВЕЛИКАЯ ОКТЯБРЬСКАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ И ПЕРВЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Часть 1) Победа Октябрьской революции как решающая предпосылка создания новой социалистической культуры
Часть 2) Первые мероприятия Советской власти по строительству социалистической культуры
Часть 3) Кадры народного образования
Часть 4) Большую роль партия отводила печати
Часть 5) Работники искусства в планах пропаганды
Часть 6) Помощь трудящимся в ликвидации неграмотности

СТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ГОДЫ ИНОСТРАННОЙ ВОЕННОЙ ИНТЕРВЕНЦИИ И  ГРАЖДАНСКОЙ  ВОЙНЫ

Часть 1) Специфика и задачи культурного строительства в годы гражданской войны
Часть 2) Становление и развитие советской общеобразовательной школы
Часть 3) Первые мероприятия по формированию социалистической интеллигенции
Часть 4) Культурно-просветительная работа среди трудящихся
Часть 5) Работа ученых в годы интервенции империалистических государств и гражданской войны
Часть 6) Революционный процесс в области художественной культуры

РАЗВИТИЕ СОВЕТСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ПЕРИОД ПОСТРОЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ФУНДАМЕНТА СОЦИАЛИЗМА

Часть 1) Задачи в области культурного строительства в связи с переходом к мирной жизни
Часть 2) Всенародный поход за ликвидацию неграмотности

Становление и развитие советской общеобразовательной школы

Дата публикации: 2016-06-06 00:07:59
Просмотров: 2145
Автор:
С началом военной интервенции иностранных империалистов и гражданской войны работа по ликвидации старой и созданию новой, советской школы не прекращалась. Декретом ВЦИК от 16 октября 1918 г. были утверждены «Положение о единой трудовой школе Российской Социали­стической Федеративной Советской Республики» и «Декларация о единой трудовой школе».
В Положении и Декларации были намечены важнейшие направления перестройки школы, устанавливались новые основы содержания и орга­низации учебно-воспитательной работы. В противовес буржуазным и мелкобуржуазным теоретикам, проповедовавшим аполитичность школы, в декларации подчеркивалась связь школы с политикой, определялись пути демократизации школы, провозглашалась необходимость поли­технического образования.
В соответствии с Положением вместо различных типов школ создава­лась единая трудовая школа с разделением на две ступени: I ступень для детей от 8 до 13 лет (пятилетний курс) и II ступень от 13 до 17 лет (четырехлетний курс).
Переход к новой системе образования на основе «Положения о еди­ной трудовой школе» в связи с военной интервенцией и гражданской войной происходил в различных районах страны не одновременно. В цент­ральных областях Российской Федерации перестройка проводилась в 1918/19 учебном году. В целом ряде губерний РСФСР Казанской, Уфимской, Оренбургской, Тюменской и некоторых других работа по строительству советской школы, начавшаяся в конце 1918 г., была прервана ввиду захвата территорий этих районов интервентами и бело­гвардейцами и возобновлялась по мере восстановления Советской власти. Процесс ликвидации старой и создания новой системы народного обра­зования в большинстве районов Российской Федерации завершился только к концу 1920 г.
В национальных республиках реорганизация школьной системы проводилась позже. В Белоруссии она началась в 1919 г., на Украине, в Армении и Азербайджане в 1920 г., в Грузии в 1921 г. К
Единую трудовую школу приходилось создавать в чрезвычайно трудных условиях. Так, инспектор Наркомпроса в своем отчете о состоя­нии школ в Хамовническом районе Москвы отмечал, что общее недоеда­ние, отсутствие одежды, обуви и других предметов первой необходимости ощущалось детьми, так же как и взрослыми, несмотря на особое внима­ние, уделявшееся подрастающему поколению Советской властью. Можно сказать, говорилось в документе, что не будь в школе завтраков, то она совсем бы опустела.
В отчете Оренбургского губернского отдела народного образования (конец 1919 г. ) указывалось, что работа школ проходила при полном отсутствии книг, руководств, материалов, инструментов, что школы размещались большей частью в тесных, неприспособленных зданиях, где нет возможности организовать трудовые процессы и даже ввести горячие завтраки.
Еще сложнее было работать по созданию единой трудовой школы в тех районах, где происходили военные действия или территория которых - двергалась оккупации. Так, пагубно отразился на жизни школ Воро­нежской губернии набег банд Мамонтова и Шкуро осенью 1919 г., когда вся губерния в течение месяца находилась в их власти, а южные районы до января 1920 г. В результате этого набега одни школы были разбиты, разорены до основания, другие остались без учителей, третьи без книг, без пособий, без топлива. Там, где белогвардейцы находились более продолжительное время, восстанавливалась старая школьная система.
После изгнания белых с Дона там остались только остовы разрушен­ных школьных зданий, поломанное оборудование; не было учителей, бумаги, книг, учебных пособий. Вот как работали сельские школы:
«У каждого ученика была дощечка, выструганная, а иногда и покра­шенная. Висела она через плечо на веревке. Писали и тотчас же стирали, не давая времени закрепиться зрительному образу. Лица, руки, одежда были в мелу. Мел тонкой пылью носился в воздухе, оседал плотным слоем на полу, на партах... букварей не было... Всякий клочок печатной бу­маги, отрывок газеты все использовалось в целях обучения» 2.
Несмотря на серьезные трудности, большое внимание в эти годы уделялось перестройке содержания и методов работы школы. Исключи­тельно важное значение в этой связи имело издание новых учебных пла­нов, программ, подготовка учебников.
На первых порах широкое право разрабатывать учебные планы и программы и вводить их в действие было предоставлено местным органам народного образования. Это имело положительное значение с точки зрения развертывания их инициативы. Но не имея достаточного опыта и квалифицированной помощи со стороны центра, низовые работники не могли подготовить полноценные учебно-методические документы. Разработанные ими планы и программы страдали существенными недо­статками.
К началу 1920/21 учебного года Наркомпрос издал примерные учеб­ные планы и программы для школ I и II ступеней.
Учебный план 1920 г. существенно отличался от плана дореволюци­онной школы (см. таблицу на стр. 54) 3.
Из таблицы видно, что в учебном плане советской школы видное место отводилось изучению таких основополагающих предметов, как естество­знание, химия, физика. Вводились изобразительное искусство' и физиче­ская культура, которые отсутствовали в учебном плане гимназии. Исключительно большое значение имело увеличение часов на историю, которая включала изучение первой Советской Конституции и истории социализма. Недостатком плана 1920 г. являлось отсутствие специально выделенных часов на труд и малое количество времени на изучение языков. При даль­нейшем совершенствовании учебных планов эти и другие недочеты плана 1920 г. постепенно устранялись.
Учебные программы 1920 г. также являлись примерными. Они должны были применяться с учетом местных условий. Эти программы выгодно отли­чались от «Материалов для образовательной работы трудовой школы», изданных Наркомпросом еще в 1918 г. Если составители материалов глав­ную задачу школы видели в «выполнении учащимися всякого рода трудо­вых заданий, в изучении комплексов явлений природы и общественной жизни» 1, отводя изучение основ наук на второй план, то программы 1920 г. основное внимание концентрировали на задаче усвоения учащимися си­стематических знаний.
Стремясь перестроить содержание и методы школьного образования в рассматриваемый период, Наркомпрос ориентировал учителей на акти­визацию учебного процесса, преодоление формализма в преподавании, уст­ранение зубрежки, развитие самостоятельности и инициативы учащихся. В большинстве школ основной формой организации учебных занятий оста­валась тогда классно-урочная система. Но она дополнялась лабораторно -практическими работами, организацией экскурсий. Большое внимание уде­лялось наглядности в преподавании. Общественно-политическое воспита­ние учащихся осуществлялось на уроках и во внеклассных мероприятиях. Однако в этой работе тогда не было и не могло еще быть строго про­думанной системы.
Советская школа делала первые шаги по пути творческих поисков но­вых форм и методов воспитания и образования. Было немало ошибок. В про­граммно-методической, учебной работе имело место влияние буржуаз­ных и мелкобуржуазных педагогических идей, в частности влияние «тео­рии свободного воспитания».
Создание новой системы народного образования встретило ожесточен­ное сопротивление со стороны враждебных элементов. Буржуазия, стре­мясь сохранить школу как свое классовое орудие, активно проводила агитацию против реформы. В особенно сложной обстановке проходило преобразование школьного дела в национальных республиках и областях, где большое влияние имели религия, пережитки родовых и феодальных отношений.
Выдвигая задачу введения всеобщего обязательного обучения детей до 17-летнего возраста, Коммунистическая партия и Советское государство понимали, что для ее претворения в жизнь потребуется длительное время. В условиях же военной интервенции и гражданской войны фактически невозможно было осуществить даже всеобщее начальное обучение в объеме школы I ступени, т. е. детей от 8 до 13 лет.
Стране срочно требовались квалифицированные рабочие, специалисты для промышленности и сельского хозяйства. Это вызвало необходимость сохранения на некоторое время профессиональных учебных заведений на более низкой общеобразовательной и возрастной базе.
В первые годы Советской власти развертывалось строительство средних школ. Если в 1914/15 учебном году в дореволюционной России было 1953 школы II ступени, в которых обучались преимущественно дети имущих классов, то в 1920/21 учебном году в Советской Республике насчитывалось уже 4163 средние школы. Причем наибольшее количество новых средних школ было создано в сельской местности.
В те героические годы в Советской Республике происходило слияние двух революционных потоков в области народного просвещения. С одной стороны, трудящиеся массы стремились к свету и знаниям. С другой, Коммунистическая партия и Советское государство прилагали невероят­ные усилия, направленные на просвещение и образование народа. «Воро­нежская коммуна» в корреспонденции «Молодежь в школе» от 2 октября 1920 г. писала: «Советская власть не забыла рабочую молодежь, она дала ей все: школы, книги, дворцы. Школа, наука, знания к услугам молодежи... Дружной ратью двинемся мы на войну с темнотой и невежеством для того, чтобы запастись в наших школах знаниями для будущей борьбы и победы».
Советское правительство находило возможность оказывать помощь другим республикам кадрами, денежными средствами, учебным инвента­рем, школьными принадлежностями. Так, в апреле 1920 г. из Москвы в Ташкент было отправлено 22 вагона с учебными принадлежностями, учеб­никами и бумагой 1.
Огромные усилия Советской власти позволили расширить в стране сеть школ и увеличить число учащихся в них. Если в 1914/15 учебном году в дореволюционной России насчитывалось 105 524 школы, в которых обуча­лось 789 6249 учащихся, то в 1920/21 учебном году количество школ в Советской Республике достигло 118 398, а число учащихся в них возросло до 978 099 человек.
водил своей рукой огрубелые, неподатливые крестьянские пальцы, стараясь начертать первые буквы... ».
Благодаря усилиям Коммунистической партии и Советского госу­дарства, активному участию самого населения к концу 1920 г. в стране насчитывалось около 41 тыс. школ и пунктов ликвидации неграмотности для взрослых, в которых обучалось 1157 тыс. человек.
Описание материала: Становление и развитие советской общеобразовательной школы.

Остальные материалы раздела: Очерки Истории Советской Культуры

Предыдущая Специфика и задачи культурного строительства в годы гражданской войны
Следующая Первые мероприятия по формированию социалистической интеллигенции

Комментарии Всего: 2


Адрес страницы: link

Становление и развитие советской общеобразовательной школы Становление и развитие советской общеобразовательной школы