work-flow-Initiative

Исторический альманах, портал коллекционеров информации, электронный музей

Язык [ РУССКИЙ ]

Соседние разделы


Очерки Истории Советской Культуры

Серия публикаций

Оглавление, материал логически разделен на части:

ВЕЛИКАЯ ОКТЯБРЬСКАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ И ПЕРВЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Часть 1) Победа Октябрьской революции как решающая предпосылка создания новой социалистической культуры
Часть 2) Первые мероприятия Советской власти по строительству социалистической культуры
Часть 3) Кадры народного образования
Часть 4) Большую роль партия отводила печати
Часть 5) Работники искусства в планах пропаганды
Часть 6) Помощь трудящимся в ликвидации неграмотности

СТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ГОДЫ ИНОСТРАННОЙ ВОЕННОЙ ИНТЕРВЕНЦИИ И  ГРАЖДАНСКОЙ  ВОЙНЫ

Часть 1) Специфика и задачи культурного строительства в годы гражданской войны
Часть 2) Становление и развитие советской общеобразовательной школы
Часть 3) Первые мероприятия по формированию социалистической интеллигенции
Часть 4) Культурно-просветительная работа среди трудящихся
Часть 5) Работа ученых в годы интервенции империалистических государств и гражданской войны
Часть 6) Революционный процесс в области художественной культуры

РАЗВИТИЕ СОВЕТСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ПЕРИОД ПОСТРОЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ФУНДАМЕНТА СОЦИАЛИЗМА

Часть 1) Задачи в области культурного строительства в связи с переходом к мирной жизни
Часть 2) Всенародный поход за ликвидацию неграмотности

Революционный процесс в области художественной культуры

Дата публикации: 2016-06-06 00:21:27
Просмотров: 2031
Автор:
Октябрь­ская революция коренным образом изменила роль и место литературы и искусства в нашей стране. Она поставила их на службу народа.
Но путь становления советской литературы и искусства был чрезвы­чайно сложным. Революция поставила перед каждым деятелем искусства вопрос: с кем он? С революционным народом или против него? Художест­венная интеллигенция по-разному встретила революцию. Одна часть не приняла ее, была настроена откровенно враждебно и покинула родину, другая, хотя и осталась в стране, четко не представляла себе целей и за­дач революции, не понимала происходящих событий, занимала выжида­тельную позицию. Те, кто сразу отдал свои силы служению народу, со­ставляли немногочисленную группу. Среди них родоначальник пролетар­ской литературы М. Горький, талантливые писатели и поэты В. Брюсов, А. Серафимович, А. Блок, В. Маяковский, выдающиеся деятели русско­го театра В. Немирович-Данченко, К. Станиславский, Е. Вахтангов, известные скульпторы М. Андреев, И. Шадр (Иванов), баталист М. Гре­ков, живописец и график И. Бродский и другие. Зачинатели советского искусства помогали понять правду революции тем, кто, заблуждаясь и колеблясь, честно стремился разобраться в происходящих событиях, и решительно боролась с теми, кто был врагом советского искусства, с враж-дзбными тенденциями в искусстве.
Социалистическая революция наполнила новым содержанием твор­чество писателей, художников, композиторов, работников театра, поста­вила перед ними сложные идейно-политические и художественные про­блемы. Это вызывало страстные споры о дальнейших путях развития худо­жественного творчества, о месте и роли творческой интеллигенции в рево­люционном процессе. Советская литература и искусство прокладывали себе путь в борьбе с различными враждебными течениями и группами, про­поведовавшими в литературе безыдейность, пессимизм, мистику, теорию «чистого искусства», отрицавшими необходимость служения литературы и искусства делу трудящихся.
Ведя борьбу с противниками идейности искусства, против формалисти­ческих течений в нем, партия неустанно направляла усилия творческих работников на овладение методами социалистического реализма, проводила в жизнь принцип партийности, народности художественного творчества, всестороннее обоснование которого принадлежит В. И. Ленину.
Ленин считал литературу и искусство важнейшей частью общепартий­ного дела. Не умаляя творческой индивидуальности и свободы художника, рассматривая искусство как необычайно специфическое дело, В. И. Ленин неоднократно подчеркивал, что партия не может стоять в стороне от руко­водства этой важной частью духовной жизни общества.
В. И. Ленин внимательно относился к писателям, художникам. Опи­раясь на тех, кто посвятил свое творчество делу революции, партия во гла-1е с В. И. Лениным учила писателей ближе стоять к жизни, народу, прав­диво изображать действительность в ее развитии, связывать свое творчест-0 с задачами, стоящими перед страной.
 
В годы гражданской войны в области художественной литературы появляется ряд значительных произведений, проникнутых пафосом рево­люционного героизма. Таковы пьесы В. Маяковского «Мистерия-буфф» (1918), его поэма «150 000 000» (1920), поэма А. Блока «Двенадцать» (1918), полные революционного пафоса стихи В. Брюсова, острые, проникнутые духом борьбы за дело рабочего класса басни, памфлеты и песни Д. Бедного. Героизм рабочих и крестьян на фронте и в тылу показывает в своих про­изведениях А. Серафимович. С революционными стихотворениями высту­пают Н. Асеев, Э. Багрицкий, С. Есенин и другие поэты.
Значительное развитие в годы гражданской войны получает изобра­зительное искусство. Широко распространенной ее формой прежде всего являются агитационно-политические плакаты. Они выпускались Государ­ственным издательством, Политическим управлением Реввоенсовета Рес­публики, отделениями издательств на фронтах, филиалами РОСТА в крупных городах. Отличительная черта советского плаката тех времен

конкретность, лаконичность, злободневность. Плакаты в яркой, доступной форме доносили до широких масс лозунги Коммунистической партии, звали к беспощадной борьбе с врагом, внушали веру в победу тру­дящихся.
Большой популярностью пользовались военные плакаты Д. Моора (Д. С. Орлова) «Ты записался добровольцем? » (1920), «Врангель еще жив, добей его без пощады», В. Дени (В. И. Денисова) «Антанта под маской мира» (1920) и другие. Серьезную мобилизующую и воспитательную роль играли «Окна сатиры РОСТА», созданные в 1919 г. художниками-реалис­тами вместе с Владимиром Маяковским и Демьяном Бедным. Они откли­кались на самые насущные вопросы дня, на события на фронтах и т. д. В плакатах тех лет получили отражение темы борьбы с голодом, болез­нями, пережитками прошлого в быту и т. д.
Осуществляя ленинский план монументальной пропаганды, лучшие скульпторы принимали участие в создании бюстов, статуй, мемориальных досок, памятников. За период с 1918 по 1920 г. в Москве было установлено 25 памятников, в Петрограде 15. Такая работа проводилась в Киеве, Минске, Баку и других городах 1. В тот период были выполнены бюсты Радищева, Герцена, французского революционера Лассаля. На Сенатской башне Кремля была помещена мемориальная доска, посвященная борцам Октябрьской революции. Работа была выполнена скульптором С. Т. Ко­ненковым. На открытии мемориальной доски, которое состоялось 7 но­ября 1918 г., выступил Ленин 2.
Стремясь отразить революционный подъем масс, художники принимали участие в оформлении городов, колонн демонстрантов, украшении площа­дей, улиц и т. д. Только в украшении Петрограда в дни первой годовщины Октябрьской революции приняло участие более 170 художников 3. Цент­ральными образами плакатов и панно являлись рабочий, крестьянин, красногвардеец.
Но это были лишь первые шаги советской скульптуры и живописи. Тогда они не получили и не могли еще получить своего развития. Художни­ки-реалисты не имели еще необходимых навыков для решения новых задач. Часть скульпторов находилась под влиянием формалистического искус­ства. Тормозила развитие художественного творчества пропаганда пролет-культовцев об отказе от реалистического воспроизведения действи­тельности.
В тяжелые годы гражданской войны партия и правительство стреми­лись создать условия для развития театрального искусства. 26 августа 1919 г. В. И. Ленин подписал декрет «Об объединении театрального дела»4, которым театры со всем их имуществом объявлялись национальным досто­янием. Партия принимала меры к перевоспитанию представителей старой театральной интеллигенции, помогала росту молодых кадров, стремилась превратить театр в орган коммунистической пропаганды, усилить его политико-просветительные функции, создать подлинно народный театр.
0          новой роли театров и настроениях передовых представителей театраль­
ной общественности рассказывает в своих воспоминаниях выдающийся
режиссер, один из создателей МХАТа К. С. Станиславский.
«Театр, говорил он, получил новую миссию: он должен был от­крыть свои двери для самых широких слоев зрителей, для тех миллионов людей, которые до того времени не имели возможности пользоваться куль­турными удовольствиями... Мы очутились в беспомощном состоянии при виде нахлынувшей на театр громады. Но сердце билось тревожно и радост­но при сознании огромной по важности миссии, выпавшей на нашу долю» *.
Создание нового театра, приход в него трудящихся масс сопровождал­ся идейной перестройкой старых театров, пересмотром их репертуара, иным, чем прежде, подходом к принципам истолкования сценических об­разов. И советский театр делает первые шаги по пути утверждения социа­листического реализма. Наряду с пьесами Островского, Чехова, Шиллера, Шекспира, Гюго и других классиков в театрах шли новые постановки, в которых делались попытки показать революцию, борьбу народных масс против внутреннихивнешних врагов, отразить подвиги героев гражданской войны.
Появляется особый тип театра массовые представления на улицах и площадях городов с участием зрителей. Например, 1 мая 1920 г. на пор­тале Фондовой биржи в Петрограде была представлена массовая инсцени­ровка «Мистерия освобожденного труда», в которой участвовали большой оркестр, актеры театров и цирка и более 2 тыс. красноармейцев.
В эти годы возникают новые профессиональные театры. В 1919 г. открывается Большой драматический театр в Петрограде, в 1920 г. сту­дия Вахтангова, Театр РСФСР, Театр революционной сатиры и другие. Начинали создаваться национальные театры. В 1920 г. на Украине был открыт Театр имени Ивана Франко, в Чебоксарах начал свою деятельность первый чувашский национальный театр, в Уфе открылся первый башкир­ский театр.
По инициативе В. И. Ленина в 1920 г. было установлено почетное звание Народного артиста республики 3.
Первые шаги в годы гражданской войны делало советское киноискус­ство. В августе 1919 г. был обнародован декрет СНК «О переходе фотогра­фической и кинематографическсй торговли и промышленности в ведение Народного комиссариата по просвещению».
В то тяжелое время не было еще возможности создавать большие кино­фильмы. Главным образом снимались кадры хроникального характера. Основное внимание уделялось съемкам боевых действий на фронтах граж­данской войны. Создатели фильмов и те, кто им помогал, работали в слож­ной обстановке, нередко подвергая себя опасности и проявляя боевой энтузиазм. Вот как описывает один из эпизодов фронтовых съемок оператор Э. К. Тиссе: «... мне было поручено снимать наступление наших войск на Керчь, где засели количественно превосходящие, вооруженные англо­французскими интервентами белогвардейские части. Для съемок мне пре­доставили отбитый у противника потрепанный трофейный танк (своих у нас еще не было). Танк шел впереди наступающих красноармейцев и красно­флотцев. Он содрогался от выстрелов, но водитель вел его хладнокровно в самую гущу боя, изредка спрашивая меня, хорошо ли все видно. Танкист, наблюдавший за моей работой, кричал мне: «Больше снимай, чтобы все знали, как сражаются большевики»,
Снимались и другие важные события в жизни нашей страны съезды партии и Советов, революционные праздники, парады Красной Армии и т. д. С 1917 по 1920 г. было заснято около 30 документальных фильмов, в которых нашел воплощение образ В. И. Ленина.
С победой Октябрьской революции были созданы все необходимые условия для широкого развития музыкального искусства и музыкаль­ной культуры народа. На основе специального декрета, подписанного В. И. Лениным в ноябре 1917 г., были национализированы оперные театры. В июне 1918 г., как уже было отмечено выше, объявлены государствен­ными Московская и Ленинградская консерватории, а в декабре музы­кальные школы и издательства.
Передовые композиторы старшего поколения и представители моло­дежи активно включаются в пропаганду русской реалистической музыки. В острой борьбе против формализма, модернистских влияний и вульгари­заторских извращений начинает складываться советская музыкальна)! культура.
В годы гражданской войны широкий размах получает массовая кон­цертная работа, развивается музыкальная самодеятельность. Появляются песни о революции и гражданской войне: «Марш Буденного» Дмитрия По­красса, «Проводы» («Как родная меня мать провожала... ») Д. С. Василь-ева-Буглая и другие.
Изложенные в главе материалы свидетельствуют о том, что в период иностранной военной интервенции и гражданской войны были достигнуты заметные успехи в области культурного строительства, хотя военная обста­новка и хозяйственная разруха в стране сдерживали темпы этой работы.
В эти годы довольно интенсивно проводилась работа по ликвидации неграмотности как на фронте, так и среди гражданского населения. Осу­ществлялся переход к новой, советской системе народного образования. Началась работа по перестройке высшей школы и созданию социалисти­ческой интеллигенции. Претворялся в жизнь ленинский план мобилизации науки на службу социализма. Закладывались основы советской литературы и искусства. С учетом обстановки совершенствовали формы и методы своей работы культурно-просветительные учреждения.
Описание материала: Революционный процесс в области художественной культуры

Остальные материалы раздела: Очерки Истории Советской Культуры

Предыдущая Работа ученых в годы интервенции империалистических государств и гражданской войны
Следующая Задачи в области культурного строительства в связи с переходом к мирной жизни

Адрес страницы: link

Революционный процесс в области художественной культуры Революционный процесс в области художественной культуры