Помощь трудящимся в ликвидации неграмотности
Дата публикации: 2016-05-27 22:25:21Просмотров: 2517
Автор: lomasmНередко трудящиеся-крестьяне обращались с просьбой помочь им в ликвидации своей неграмотности.
«Мы, крестьяне Новгородской губернии, говорилось в письме в «Правду», всем сходом 25 ноября просим товарищей Петрограда помочь нам создать первую крестьянскую революционную школу в деревне Шилово... Сознавая наше безвыходное положение, что в свободной стране не должно быть неграмотных, просим откликнуться на это святое дело, пожертвовать книги, учебные пособия и деньги».
С другой стороны, грамотные граждане, учитывая стремление трудящихся к знаниям, образованию, охотно включались в работу по обучению взрослых. С просьбой использовать их в качестве учителей обращались работники просвещения, студенты, рабочие, служащие.
«Мы предлагаем свои знания для народа, писали в своем заявлении в Наркомпрос две медицинские сестры, и просим призвать нас в качестве учительниц в деревню... большевистская программа за права народа нам больше других нравится, и мы ей сочувствуем. Мы знаем, что на Руси широкой есть такие углы, где люди еще не слыхали грамотного человека. В такие-то края хотим мы ехать».
Творческая инициатива народных масс рождала различные формы приобщения масс к знаниям. Одной из таких форм явились народные тиверситеты. Это были школы для взрослых, создаваемые самими тру-ящимися при помощи местных органов власти. Они ставили своей целью олитическое просвещение и общее развитие слушателей. В этих учебных введениях наряду с изучением русского языка и арифметики учащиеся получали знания по общественным и естественным наукам. В число слушателей этих школ зачислялись преимущественно рабочие и крестьяне, [ародные университеты были организованы в Москве, Петрограде, зстроме, Смоленске, Астрахани, Ярославле, Саратове и многих других городах.
В литературе освещена история создания Богородского, Данилов-ого народных университетов, Уральского рабоче-крестьянского и других университетов. Так, в Богородске (ныне Ногинск), например, университет был открыт в начале 1918 г. Число желающих учиться в нем значительно превысило первоначально запланированную цифру 500 человек. "Уже в первые недели существования университета число слушателей, записавшихся на вечерние курсы, на лекции и групповые занятия, превысило 1200 человек, не считая слушателей публичных лекций, подростков и групп безграмотных и малограмотных.
Наряду с народными университетами широкое распространение в первые месяцы Советской власти получили рабочие общеобразовательные и профессионально-технические курсы, школы взрослых, культурно-просветительные кружки. Они сыграли огромную роль в политическом просвещении и повышении культурно-технического уровня трудящихся.
Сразу после Октябрьской революции по инициативе трудящихся, при содействии местных Советов и большевистских комитетов открывались рабочие, крестьянские и солдатские клубы, которые становились центрами политической и культурно-просветительной работы. В клубах проводились собрания и митинги, читались лекции и доклады по различным вопросам, ставились спектакли, организовывались концерты. Клубы привлекали большое количество людей. Рогожский рабоче-социалисти-ческий клуб в Москве, например, весной 1918 г. насчитывал свыше 5 тыс. человек. Рабочий клуб в Гусь-Хрустальном Владимирской губернии за полтора месяца посетило 5 тыс. человек 3. Большое количество посетителей привлекали к себе сельские клубы и народные дома, созданные под руководством волостных и сельских партийных ячеек.
Важнейшими культурными очагами становились библиотеки, а также избы-читальни, которые начали открываться в деревнях вскоре после Октябрьской революции и получили затем широкое распространение. Избы-читальни, как правило, содержались на средства самого населения и возникали по его инициативе.
Огромной была тяга народных масс к искусству. В городах и деревнях возникали кружки художественной самодеятельности, изостудии, музыкальные и театральные коллективы.
Большое внимание работе массовых культурно-просветительных организаций уделял Ленин. В своих речах и статьях он постоянно обращал внимание на то, чтобы деятельность этих организаций находилась под контролем партийных и советских органов, увязывалась с задачами строительства социализма.
Мы по всей линии своей просветительной работы, говорил он, не можем стоять на старой точке аполитичности просвещения, не можем ставить просветительную работу вне связи с политикой.
Таким образом, Великий Октябрь положил начало революционным преобразованиям не только в сфере экономической и политической жизни нашей страны, но и в области культурного строительства.
Решая задачу превращения завоеваний человеческой культуры в достояние трудящихся, приобщения народных масс к активному духовному творчеству, Советская власть с первых дней Октябрьской революции приступила к ликвидации старых, реакционных учреждений культуры и созданию новых, советских, к перестройке системы народного образования, к привлечению научных сил для решения задач хозяйственного и культурного строительства, к распространению грамотности и политических знаний среди трудящихся путем организации школ, кружков, средствами изобразительного искусства, через печать и другие каналы.
Огромное значение в деле социалистического перевоспитания масс имели меры Советского государства, направленные на ликвидацию национального гнета, сословного строя, привилегий церкви, неравноправия женщины.
Первые законодательные акты в области культурного строительства и неустанная организаторская работа по их претворению в жизнь свиде-тельствовали об огромном внимании Коммунистической партии, лично В. И. Ленина к просвещению и образованию трудящихся. По инициативе В. И. Ленина, под его непосредственным руководством осуществлялись все важнейшие мероприятия в области народного образования, науки, культуры. Активными участниками и создателями новой, социалистической культуры являлись сами народные массы.
Успехи в области культурного строительства, достигнутые в первые месяцы после установления власти трудящихся, получили отражение в первой Советской Конституции, принятой на V Всероссийском съезде Советов 10 июля 1918 г. и законодательно закрепившей великие завоевания Октябрьской социалистической революции.