Кадры народного образования
Дата публикации: 2016-05-27 22:16:46Просмотров: 1770
Автор: lomasmВажным звеном перестройки школы являлся вопрос о кадрах народного образования.
Установление Советской власти многие учителя под влиянием контр-революционной верхушки учительских союзов встретили враждебно. Антисоветски настроенная часть Всероссийского учительского союза явилась организатором выступлений учителей в некоторых городах. Так, например, стачки учителей в Москве продолжались со 2 декабря 1917 г. по 11 марта 1918 г.
Партия поставила перед собой задачу завоевать на свою сторону учителя. В. И. Ленин в своих выступлениях неоднократно подчеркивал, что необходимо систематически проводить разъяснительную работу среди учителей, пресекать влияние враждебных элементов на учительские массы. Одновременно Советское правительство проявляло заботу об улучшении материального положения народных учителей. В декабре 1917 г. Совнарком принял декрет о выдаче единовременного пособия учителям в сумме 12 млн. 520 тыс. рублей. В июне 1918 г. В. И. Ленин подписал постановление «О нормах оплаты учительского труда», в котором повышались месячные ставки для учителей начальных и средних школ.
В целях очищения учительства от контрреволюционных элементов 26 февраля 1918 г. было принято постановление «О выборности всех педагогических и административно-педагогических должностей».
Большую роль в привлечении учительской массы на сторону Советской власти сыграл Союз учителей-интернационалистов, созданный в ноябре 1917 г. Эта организация объединяла в своих рядах передовых учителей. Она явилась опорой Советской власти в политическом просвещении учительства. В. И. Ленин постоянно интересовался работой Союза. 5 июня 1918 г. он выступил с приветствием на его первом съезде.
«Учительская армия, говорил Ленин, должна поставить себе гигантские просветительные задачи и прежде всего должна стать главной армией социалистического просвещения... Учительство должно слиться со всей борющейся массой трудящихся. Задача новой педагогики связать учительскую деятельность с задачей социалистической организации общества».
Ведя борьбу за привлечение учительской массы на сторону Советской власти, партия и государство уже в те годы начали осуществлять мероприятия по подготовке новых кадров учителей из рабочих и крестьян. 9 ноября 1917 г. при Государственной комиссии по просвещению был образован отдел по подготовке преподавательского персонала. В 1917 г. правительство ассигновало на подготовку учителей 476 тыс. рублей и в первой половине 1918 г. 928 тыс. рублей.
С первых дней революции началось создание системы государственного руководства наукой. В ноябре 1917 г. в составе Государственной комиссии был создан научный отдел, на который было возложено руководство Академией наук, вузами, библиотеками, музеями и научными обществами.
Исключительно важное значение имело привлечение ученых к решению задач хозяйственного и культурного строительства. В этих целях в январе 1918 г. при Наркомпросе был создан Отдел по мобилизации научных сил на службу рабочей и крестьянской Госсии, а в феврале того же года при Высшем совете народного хозяйства (ВСНХ) был основан Совет экспертов, которому поручалась работа по объединению научных и технических сил для содействия решению экономических задач страны 1.
Практическое осуществление мер по привлечению ученых к социа-листическому строительству также было сопряжено с трудностями. Передовые представители науки К. А. Тимирязев, И. В. Мичурин, К. Э. Циолковский, И. М. Губкин, А. Н. Бах и др. приветствовали Советскую власть. Однако часть ученых не понимала происходящих событий или относилась к новому строю недоверчиво и даже враждебно. Политические убеждения отдельных ученых были не в пользу Советской власти. Так, академики А. С. Лаппо-Данилевский, С. Ф. Ольденбург, А. С. Фаминцын, А. А. Шахматов были членами кадетской партии. Академик С. Ф. Ольденбург входил в первый состав Временного правительства, академик А. С. Лаппо-Данилевский участвовал в подготовке положения об Учредительном собрании.
Партия и государство поставили своей задачей привлечь ученых к делу социалистического строительства. Эта задача решалась положительно. Ученые постепенно меняли свое отношение к социалистическому государству. В качестве примера можно привести академика С. Ф. Оль-денбурга, который уже в 1918 г. встал на путь активного сотрудничества с Советской властью и много сделал для перестройки Академии наук.
Огромная заслуга в организации советской науки принадлежит лично В. И. Ленину. Он внимательно и чутко относился к нуждам научных учреждений, высоко ценил ученых, отдающих свои знания народу. По поручению В. И. Ленина в январе марте 1918 г. происходили переговоры Наркомпроса с Академией наук. Ученые высказались за сотрудничество с Советской властью.
«Академия всегда готова, говорилось, в заявлении общего собрания, по требованию жизни и государства приняться за посильную научную и теоретическую разработку отдельных задач, выдвигаемых нуждами государственного строительства, являясь при этом организующим и привлекающим ученые силы страны центром» *.
Показателем заботливого отношения В. И. Ленина, молодой Советской власти к работе научных учреждений является выделение значительных средств на их нужды. Общая сумма расходов Советского правительства на научные мероприятия в первую половин-у 1918 г. превысила 10 млн. рублей.
В апреле 1918 г. Ленин написал «Набросок плана научно-технических работ». В этом выдающемся труде, определившем программу деятельности ученых на многие годы, Ленин поставил задачу возможно быстрее составить план реорганизации промышленности и экономического подъема России. Это яркое свидетельство научного подхода нашей партии к вопросам социалистического строительства.
Большую роль в осуществлении социально-экономических преобразований, в борьбе за политическое просвещение трудящихся, подъем их культурного уровня наша партия отводила печати. Известно, как высоко ценил газету В. И. Ленин, какие задачи он ставил перед периодической печатью в деле распространения большевистских идей, сплочения революционных сил. Еще в период создания партии В. И. Ленин подчеркивал, что «газета не только коллективный пропагандист и коллективный агитатор, но так же и коллективный организатор».