Специфика и задачи культурного строительства в годы гражданской войны
Дата публикации: 2016-06-06 00:03:33Просмотров: 1712
Автор: lomasm1918е годы это период интервенции империалистических государств и гражданской войны. Он охватывает очень тяжелый, но вместе с тем героический этап истории Советского государства, когда трудящиеся нашей страны под руководством большевистской партии, возглавляемой В. И. Лениным, в вооруженной борьбе отстояли завоевания Великого Октября, создали условия для строительства социализма, сохранили базу мирового революционного движения.
Иностранная военная интервенция и гражданская война требовали ведения против врагов социалистической революции не только экономи-ческой и политической борьбы, но и идеологической. Без политического воспитания широких масс трудящихся, повышения их образовательного и культурного уровня трудно было решать эту задачу.
Процесс становления советской культуры в 19180 гг. имел свои особенности, которые определялись обстановкой, сложившейся тогда в стране. Во-первых, развитие культуры происходило в неимоверно трудных условиях, связанных с борьбой против внутренней и внешней контрреволюции, разрухой, голодом, болезнями; во-вторых, вся работа по культурному строительству была подчинена задачам мобилизации трудящихся на разгром врага, целям победы трудящихся в гражданской войне. В этой связи особое внимание отводилось политическому просвещению народных масс, повышению классового сознания трудящихся, воспитанию их в революционном духе.
В тяжелые годы гражданской войны, в обстановке неимоверных трудностей огромное внимание вопросам культурного строительства уделял В. И. Ленин. В своих произведениях' и выступлениях он глубоко раскрыл роль социалистической культуры в строительстве социализма и коммунизма.
Большое место проблемам социалистической культуры отводилось во второй Программе партии, разработанной В. И. Лениным и принятой VIII съездом в 1919 г. В этом историческом документе, определившем основные задачи строительства социалистического общества в нашей стране, были намечены главные направления развития культуры и науки. В особом разделе Программы были сформулированы важнейшие положения об организации в Стране Советов основ школьного дела и просветитель' ой работы. Программа предусматривала также меры по развитию профессионального обучения, обеспечению доступа в высшую школу трудящимся, предоставлению им возможности пользоваться всеми сокровищами искусства, широкому привлечению народных масс к активному участию в строительстве социалистической культуры.
2 октября 1920 г. Лениным была произнесена речь на III съезде РКСМ 1, ставшая программным документом партии в деле коммунистического воспитания молодого поколения.
В речах на I Всероссийском съезде работников просвещения и социалистической культуры 2, на II Всероссийском съезде учителей-интерна-чоналистов 3, в набросках резолюции о пролетарской культуре 4, в речи на Всероссийском совещании политпросветов губернских и уездных отделов народного образования 5 и в других выступлениях В. И. Ленин глубоко обосновал связь воспитательной, агитационно-пропагандистской, культурно-просветительной работы с классовой борьбой пролетариата, с задачами социалистического переустройства общества. Он решительно выступил против аполитичности, подверг суровой критике извращения линии партии в области культурного строительства, определил отношение пролетариата к культурному наследию прошлого, раскрыл пути и методы строительства новой, пролетарской культуры. В. И. Ленин убедительно доказал необходимость партийного руководства идеологической, культурно-просветительной работой. Эти и другие, развитые в его более поздних трудах, указания вождя сыграли огромную роль в развертывании культурного строительства в нашей стране.