Исторический альманах, портал коллекционеров информации, электронный музей 'ВиФиАй' work-flow-Initiative 16+
СОХРАНИ СВОЮ ИСТОРИЮ НА СТРАНИЦАХ WFI Категории: Актуальное Избранное Telegram: Современная Россия
Исторический альманах, портал коллекционеров информации, электронный музей

Путь:

Навигация


Язык [ РУССКИЙ ]

Поиск
Подписка и соц. сети

Подписаться на обновления сайта


Поделиться

Яндекс.Метрика

Новые материалы

Картинка недели

К началуК началу
В конецВ конец
Создать личную галерею (раздел)Создать личную галерею (раздел)
Создать личный альбом (с изображениями)Создать личный альбом (с изображениями)
Создать материалСоздать материал

Современная Россия

Оценка раздела:
Не нравится
0
Нравится
Актуальные события и история современной России:
Внешняя и внутренняя политика, экономика, происшествия, аналитика, новости

Категории

Не надо бояться слова "Юкос", а сельскую культуру надо поднимать

Дата публикации: 2020-05-05 02:31:45
Дата модификации: 2020-05-05 02:31:45
Просмотров: 549
Материал приурочен к дате: 2003-07-30
Прочие материалы относящиеся к: Дате 2003-07-30 Материалы за: Год 2003
Автор:
Михаил ШВЫДКОЙ: 
 
 
 
Приезжавший на прошлой неделе вместе с главой правительства в наш город министр культуры России Михаил Швыдкой встретился с новосибирскими журналистами в пресс-клубе, и отведенного по регламенту часа, конечно же, не хватило для всех вопросов, которые хотелось бы ему задать. Во-первых, потому, что у жителей культурной столицы Сибири всегда есть, что спросить у "культурного министра", во-вторых, оттого, что доктор искусствоведения Швыдкой чрезвычайно интересный собеседник - даже в формате многолюдной пресс-конференции.
 
О цели визита
 
- Мне было важно показать председателю правительства прежде всего работы, которые происходят сегодня в театре оперы и балета. И решить вопросы, скажем так, с более интенсивным финансированием уже готового проекта его реконструкции и реставрации. Хотя за последние три года суммы на ремонт и реконструкцию оперного значительно увеличились. Но сейчас мы подошли к такому моменту, когда нужно сконцентрировать ресурсы - значительные деньги, чтобы в 2005 году (я не говорю конкретно - 12 мая или 7 ноября) закончить наиважнейший ее этап. Мы хотим провести реставрацию большого зала и сменить все сценическое оборудование. Это очень дорогие мероприятия, и надо было показать Касьянову, как все обстоит в реальности.
Мне показалось, новосибирский оперный произвел на председателя правительства такое же впечатление, как на меня в 1967 году, когда я увидел этот театр впервые. И, я думаю, мы обрели союзника в этом вопросе, что чрезвычайно важно, так как средства нужны большие...
Кроме того, здесь, в Новосибирске, есть несколько объектов культуры, которые требуют довольно серьезных работ. Это и ваша специальная музыкальная школа при консерватории, и сама консерватория, и давний недострой - хореографическое училище. Это суммы не такие значительные, как оперный, но мы провели совещание по всем этим вопросам и будем решать, что, когда и каким образом делать. Кстати, повезло филармонии: к началу нового концертного сезона решено приобрести для нее новый концертный рояль. Если бы все проблемы решались таким образом, я был бы просто счастлив.
 
Бюджет текущий и 2004 года
 
Оперативный бюджет 2003 года меня устраивает. Какие-то очертания будущего года тоже более-менее ясны. Мы увеличим бюджет культуры, скажем так, в необходимой для нас степени... Какие-либо конкретные цифры я пока не буду открывать. Потому что исполнению бюджета всегда сопутствует такой деликатный процесс "утруски-усушки". Скажу лишь, что бюджет мы увеличим с опережением по отношению к инфляции, и это важно, а также с учетом того, что с 1 октября нынешнего года бюджетные организации увеличивают зарплату на 33 процента. Мы учли проблему тарифов... Сейчас мы ведем согласование в правительстве по двум другим разделам бюджета. Это федеральная целевая программа (а у нас кинематограф финансируется именно по такой программе) и федеральная адресная инвестиционная программа - все, что связано со строительством. Я думаю, мы по отношению к текущему году увеличим бюджет культуры процентов на 20. Чтобы было понятно: с 1999 года бюджет федеральный на культуру увеличился в 6 раз. Применительно к Новосибирску: с 2000 года федеральные программные (целевые) деньги с 300 млн рублей увеличились в 7 раз. Сюда не входит содержание оперного театра, ремонт, какие-то текущие расходы. Это только на различные мероприятия и реставрацию. В свою очередь область увеличила в последние два-три года финансирование культуры почти в три раза. Это тоже серьезные деньги. Притом, как вы понимаете, большая часть уходит на зарплату. Целевые - на мероприятия, а основные деньги идут на зарплату, ремонт, укрепление материально-технической базы учреждений культуры.
 
О фонде содействия реконструкции оперного
 
Фонд существует, им занимается один из первых демократических губернаторов вашей области - Индинок. Он активно привлекает средства. Но эти деньги несопоставимы с тем, что нужно, и с тем, что дает государство. Действительно, трудность развития таких фондов в том, что их спонсоры и инвесторы не имеют льгот при налогообложении. И сами фонды находятся под довольно серьезным налоговым прессом...
Недавно, на заседании Госсовета, которое проходило 16 июня в Санкт-Петербурге, этот вопрос поднимали многие губернаторы и, естественно, Министерство культуры. В настоящее время ведутся такие, достаточно сложные, диалоги с финансовым и экономическим блоками в правительстве - все понимают, что нельзя облагать спонсорские средства налогами дважды. Хотя я в свое время был одним из тех, кто выступал за отмену льгот кинематографу. Потому что сумма "откатов" достигала 82 процентов. То есть людям приносили миллион, и они должны были 820 тысяч тут же отдать. Все, таким образом, ходили под статьей УК. Причем не те, кому отдавали, то есть спонсоры, а наши продюсеры, счастливые от того, что под видом миллиона добыли 180 тысяч на кино. Мы пришли к выводу, что мы лучше компенсируем из бюджета эту льготу, так как возникновения рядом с кинопроизводством "прачечной по отмыванию денег" я боялся больше всего. Потому что как только возникает льгота, возникает "прачечная"...
И вместе с тем, я считаю, все равно, если мы идем к цивилизованной экономике, то мы должны будем предусматривать льготы для благотворителей. Это относится не только к культуре, но к образованию, благотворительности социальной. Но это - проблема внесения изменений в бюджетный и налоговый кодексы, то есть в самом скором будущем она не решится.
 
Сберечь труппу НГАТОиБ
 
Подрядчикам удобно войти в здание на полтора года, все сделать и уйти. По плану реконструкции театра, 1 млрд 300 млн рублей надо освоить за 6 - 7 месяцев. Огромные деньги! (Если учесть, что на Большой театр у меня в инвестициях на будущий год числится 500 млн рублей). Поэтому подрядчики, ясно, капризничают, как ясно и то, что прерывать работы больше, чем на 6 - 7 месяцев в году, опасно. Очень изменился рынок труда: солисты мигрируют по стране - поют где угодно, танцуют где угодно. Мы можем потерять труппу, поэтому мы должны идеи подрядчиков притирать к идеям творческим - надо находить какой-то компромисс. Строго говоря, никакого распоряжения правительства не надо. Можно сконцентрировать ресурсы и в рабочем порядке с премьер-министром и министрами финансов и экономики все решить. Но для дисциплины специальное распоряжение правительства, я считаю, необходимо. И с точки зрения преемственности власти - тоже.
 
Это - сердце театра
 
Смена сценического оборудования в оперном - это 750 млн рублей. Оно нестандартное у вас и поэтому такое дорогое. Но поскольку к любому оборудованию нужны общестроительные работы, нужно сделать реставрацию зала: обновить роспись плафонов, сменить полы и сделать точно такие же, как есть сейчас, зрительские кресла. Все это очень дорогостоящие работы. Сегодня речь идет о такой реконструкции, о сохранении сердца театра - большого зала и сценической площадки. Почему все так непросто? Потому что это большой и сложный организм... Это как Эрмитаж... Как лечение зубов. Это нельзя никогда закончить, это можно только остановить. Такой театр требует бесконечного процесса - ремонтного, реставрационного. Закончили одно, принялись за другое. Другой вопрос: вот то, что мы сейчас делаем, не делали ровно 58 лет. Лебедки 44-го года стоят, штанкеты, которые съела ржавчина... Мы делаем то, что сразу переведет театр в новое качество. А дальше что-то отремонтировать, пристроить - это уже детали...
 
О других объектах и приоритетах
 
Мы сегодня были в специальной музыкальной школе при консерватории. Ясно, что там интернат для учащихся нужен как воздух. Ясно, что этот объект надо закончить в 2004 году. И понятно, что хочу я не хочу, но мы снимем деньги с каких-то других российских объектов и отдадим деньги ССМШ, поскольку это завершающаяся стройка - и детям это полезно, и городу важно. А вот с хореографическим училищем, ясно, в 2004 году ничего не произойдет, мы только начнем какие-то процессы внятные производить в 2005-м. Только обследование объекта займет примерно год, так как 10 лет к нему не прикасалась рука живого человека. А вот все, что связано с завершающимся строительством, мы будем, конечно, финансировать интенсивно. Мы строим не первый объект в таком режиме финансирования. Так строили и новую сцену Большого театра, и
Третьяковскую галерею, и эрмитажные фондохранилища.
 
Пленэр и прочее
 
Министерство сегодня закупает произведения у художников только по просьбам музеев. Потому что сегодня работают рыночные механизмы, появились какие-то иные заказчики кроме государства. И в принципе можно искать какую-то свою нишу. Другое дело, если музей или галерея хотят купить произведение современного художника или даже коллекцию современную, то здесь, естественно, после рассмотрения на экспертном совете мы идем навстречу музею. Что касается пленэров, мы эту практику стали потихоньку возрождать. И я считаю, правильно. Мы перестали поддерживать выставки персональные, мы поддерживаем выставки коллективные. Просто потому, что у нас не хватает средств.
 
Приватизация - это цепь "обременений"...
 
Из 17 предложенных Министерству к приватизации в этом году унитарных предприятий мы согласились только на шесть... Это не значит, что остальные будут влачить нищенское существование в прежних рамках. Половину ГУПов мы ликвидируем, половину - переведем в другую форму существования. Потому что, допустим, ГУП "Сценарные мастерские" с уставным фондом 71 тысяча рублей - ну что из него делать акционерную компанию? Безумие... Скорее всего, оно должно стать типичным автономным некоммерческим объединением. Или чем-то в этом роде. Потому что акционерка, она все-таки создается с целью извлечения прибыли. А здесь производится чисто интеллектуальный продукт... Одновременно мы отложили вопрос об акционировании Большого цирка на проспекте Вернадского. Я считаю: пока не решен вопрос, каким путем будет развиваться российское цирковое искусство, как цирковые массивы будут изменять свои юридические статусы, до тех пор нельзя приватизировать ни один цирк. Тем более, что у меня свой взгляд на приватизацию в области культуры. Она возможна. Безусловно. Но здесь необходимо очень много так называемых обременений. Прежде всего с тем, чтобы новое юридическое лицо в новой форме выполняло свою социальную функцию, то есть оставалось учреждением культуры. Чтобы мы не получили то, что произошло когда-то с киносетью, когда в кинотеатрах стали создаваться торговые точки самого разного свойства. Кроме того, я не уверен, что в сфере культуры вообще надо приватизировать имущественный комплекс. В кинематографе - другое дело, это индустрия. А театры, концертные залы - их имущественный комплекс, по моему мнению, надо оставить у государства. А вот труппы - их деятельность, конечно, может существовать и в форме некоммерческого партнерства, и в форме частного предприятия... Потому что с помощью имущественного комплекса государство сможет проводить социальную политику. Так было, кстати, в царской России: город владел зданием, приезжал антрепренер, заключал с городом соглашение на сезон, нанимал труппу. Если труппа действовала успешно, она оставалась в городе надолго. Так, как это было с Синельниковым на Украине или с Коршем в Москве. Я этого не исключаю, но говорю об этом с осторожностью. Хотя первое, что говорят люди: "Давайте приватизируем имущественный комплекс". Но я считаю, что это вопрос не абсолютно прозрачный.
Большая тема - продажа в частное владение памятников культуры. Молодому Новосибирску это не грозит, а вот в Петербурге - проблема. В целом по России содержание 80000 памятников оплачивается из казны, то есть из кармана налогоплательщика. Я не посягаю на святыни, не говорю о Большом театре или, допустим, о Кремле. Но считаю, в принципе такая продажа (особенно если это, как в Петербурге, просто жилые дома) возможна, но требует большого числа обременений для нового владельца. Это очень широко практикуется в Европе, например, в Италии, во Франции, Германии. Хозяин, даже если это его родовой памятник, должен обихаживать дом или замок, абсолютно ничего без разрешения государства не может перестраивать, модернизировать и т. д. У нас был случай весьма примечательный: Брынцалов купил памятник - с обременением - усадьбу Николина-Урюпина. Он за три года ничего там не смог сделать, привести в порядок, и мы забрали усадьбу... И это нормальная ситуация. Но когда мне говорят "Вы все хотите продать", я отвечаю: "Когда на налоги трудящихся содержатся памятники, которые никогда не будут им принадлежать, это и есть прямое наступление на права трудящихся..." Нет никакого государства, есть налоги учителей, врачей, предпринимателей и так далее. Поэтому государству надо оставить ровно столько, сколько ему нужно, и не больее того...
 
"Нельзя жить в двух разных странах"
 
Да, в Новосибирской области принимается целевая программа поддержки и развития сельской культуры. Это замечательно. Но аналогичной федеральной программы по селу нет, и я боюсь, что не будет еще некоторое время. Потому что сегодня и начиная с 2005 года, когда вступит в силу законодательство о разграничении ответственности, бюджетной в том числе, муниципалитеты будут отвечать за муниципальное, регионы - за региональное, федералы - за федеральное... Уже сегодня по бюджетному кодексу очень непросто финансировать программы, связанные с селом. Тем не менее последние два года, мы считаем, что проблема сельской культуры важнейшая - в селе живет почти 40 млн человек. В малых городах живет приблизительно еще миллионов 35. И эта проблема сегодня колоссальная, потому что нельзя жить в двух разных странах. А мы живем в двух разных странах - в информационном плане: сельские библиотеки, к примеру, сегодня сформированы так, что их читатели читают книги, выпущенные в другой стране - в стране под названием Советский Союз. И новых у них нет. Поэтому, я считаю, это одна из самых больших проблем. В октябре мы должны провести совместную коллегию с министерствами сельского хозяйства, образования и здравоохранения на предмет положения дел в селе. Будем предлагать новые подходы в организации там информационно-культурных и досуговых центров. При этом работаем совместно вместе с "ЮКОСОМ" (не надо бояться этого слова!): сделали в прошлом году модельную программу "Сельская библиотека нового поколения" - построили вместе 20 новых библиотек. И начался эффект и процесс мультипликации: президент Чувашии Федоров на наши две библиотеки построил сразу 100. В общем, мы стараемся сейчас провоцировать региональные местные бюджеты на выделение средств для сельских библиотек. Потому что, я считаю, это вопрос первостепенный и принципиальной важности.
 
Татьяна ШИПИЛОВА.
Оценка материала:
Нравится
0
Не нравится
Описание материала: Приезжавший на прошлой неделе вместе с главой правительства в наш город министр культуры России Михаил Швыдкой встретился с новосибирскими журналистами в пресс-клубе, и отведенного по регламенту часа, конечно же, не хватило для всех вопросов, которые хотелось бы ему задать.

Оставить комментарий

Новые альбомы:


Разработка страницы завершена на 0%
Используйте средства защиты! Соблюдайте гигиену! Избегайте посещения людных мест!
Операции:
WFI.lomasm.ru исторические материалы современной России и Советского Союза, онлайн музей СССР
Полезные советы...