Исторический альманах, портал коллекционеров информации, электронный музей 'ВиФиАй' work-flow-Initiative 16+
СОХРАНИ СВОЮ ИСТОРИЮ НА СТРАНИЦАХ WFI Категории: Актуальное Избранное Telegram: Современная Россия
Исторический альманах, портал коллекционеров информации, электронный музей

Путь:

Навигация


Язык [ РУССКИЙ ]

Поиск
Подписка и соц. сети

Подписаться на обновления сайта


Поделиться

Яндекс.Метрика

Новые материалы

Картинка недели

К началуК началу
В конецВ конец
Создать личную галерею (раздел)Создать личную галерею (раздел)
Создать личный альбом (с изображениями)Создать личный альбом (с изображениями)
Создать материалСоздать материал

История Астрахани

Оценка раздела:
Не нравится
3
Нравится
История города Астрахань и Астраханской области

"Забытые новости" городов можно посмотреть или добавить на историческом форуме

или в теме "Забытые новости Астрахани"

Категории

ВЕЛИКА РОССИЯ, НО РАЗДАВАТЬ ЕЕ ЗЕМЛИ НЕ СЛЕДУЕТ

Дата публикации: 2017-12-16 13:29:13
Дата модификации: 2017-12-16 13:29:13
Просмотров: 1123
Материал приурочен к дате: 2001-01-23
Прочие материалы относящиеся к: Дате 2001-01-23 Материалы за: Год 2001
Автор:
Давно это было. Так давно, что и старожилы далеко не все помнят, как оседали на земле кочевники в степях между Волгой и Уралом. Столетиями кочевали они в кибитках на этих просторах, выращивая скот. Рождались в них и умирали.
 
Письмена на камне
Давно это было. Так давно, что и старожилы далеко не все помнят, как оседали на земле кочевники в степях между Волгой и Уралом. Столетиями кочевали они в кибитках на этих просторах, выращивая скот. Рождались в них и умирали. Быт кочевника не предусматривал сооружения фундаментальных архитектурных памятников. Сегодня только по разбросанным по степи родовым кладбищам и можно установить, в каком районе возникали их стоянки. Примечательно, что даже для своего особо почитаемого правителя Букей-хана, основателя так называемой Букеевской орды, казахи не создали сколько-нибудь значительной усыпальницы.
 
В прошлом году мне довелось побывать на его могиле. Букей-хан захоронен на российской земле недалеко от села Малый Арал рядом с усыпальницей другого не менее почитаемого среди казахов их духовного и светского просветителя и лекаря Сеид-бабы. Это место с давних пор пользуется вниманием не только местного населения. Побывать здесь стремятся не только за тем, чтобы поклониться могилам основателя Букеевской орды и Сеид-бабы. Паломники верят в чудодейственную силу энергии, исходящей, по их мнению, от этого места, которое иначе, чем святым, в народе не именуют.
 
Среди барханов, которые вряд ли сильно изменились за прошедшие столетия, в 1993-1994 годах усилиями жителей сел Байбек и Малого Арала сооружен скромный, по сравнению с мавзолеем Курмангазы Сагырбаева у села Алтынжар, комплекс с усыпальницами, гостиницей для паломников. О том, что на этом месте находятся могилы этих известных деятелей казахского народа, указывает узкая невысокая каменная плита с арабскими письменами, сохранившаяся с той поры до наших дней на склоне одного из барханов. Если бы не эта скромная плита, то историки, наверное, до сих пор бы спорили, где именно захоронены эти люди.
 
В том, что Букей-хан и Сеид-баба заслужили более достойного их деяниям увековечения, в этих селах мало кто сомневается. Глава сельскохозяйственного предприятия “Родина” Галимжан Нугманов рассказывал, что в перспективе этот комплекс, являющийся памятником историко-культурного значения, планируется расширить. Он мечтает создать на его базе музей духовного просветительства XVIII-XIX веков. Но для начала предстоит провести туда хорошую дорогу, электричество, водопровод, чтобы разбить там сад.
 
Эта идея, право же, заслуживает того, чтобы ее поддержали власти не только в нашей области, но и в соседних казахстанских приграничных областях. Ведь жизненный путь Букей-хана является наглядным примером добрососедского сосуществования казахов, перешедших под его руководством в российское подданство в начале XIX столетия, с соседними племенами башкиров и татар, казачеством и русским населением рыболовных поселков.
 
К сожалению, не все сегодня любят вспоминать исторические примеры. Вернее, вспоминают, но только те, которые их больше устраивают. История опять становится заложником больших политических игр в руках определенных финансово-промышленных групп, которые не жалеют времени, сил и средств, чтобы обосновать свои права на приглянувшуюся им территорию.
 
Наверное, в этом есть определенная вина тех, кто в свое время принимал решения, которые сегодня дают повод усомниться в их правильности. Но разве мог кто-нибудь подумать еще десять – пятнадцать лет назад, что на рубеже XX – XXI веков столетиями мирно живущие вместе народы начнут делить свою землю, и могилы предков станут аргументом в споре? А ведь именно такая ситуация складывается в нашей области.
 
Могилы предков
Волго-уральская степь только с виду кажется безжизненной. Барханы навевают тоску, как ветер навевает барханы. Но эта степь дает корм для многочисленных животных, как диких, так и домашних. В этом обширном регионе сохранились стада сайгаков. Животноводы успешно выращивают разнообразный скот.
 
Сельскохозяйственное предприятие “Родина” Красноярского района в этом отношении весьма преуспело. Оно разводит лошадей и является племенным заводом по выращиванию калмыцкой породы верблюдов и племенным заводом по выращиванию крозбредных овец астраханского регионального типа.
 
Поголовье верблюдов у этого хозяйства вообще самое крупное в России. Разведение верблюдов считается мало затратным видом животноводства. Их мясо идет в пищу. Из шерсти делаются одеяла, которые пользуются спросом на областном рынке. Молоком верблюдов уже сегодня СХП “Родина” обеспечивает весь Красноярский район и может в перспективе обеспечить всю Астраханскую область. Для этого руководство предприятия, занимающееся, кроме животноводства, и другими видами хозяйственной деятельности, к примеру, табаководством, вкладывает немалые средства в освоение своих земель.
 
В частности, полным ходом ведутся работы по обустройству участка “АЗАУ”. По словам руководителя предприятия Г. Нугманова, там хороший травостой, имеется источник пресной воды. До экономического кризиса там находилось 25 тысяч овец, три тысячи голов крупного рогатого скота, около двух тысяч лошадей и одна тысяча верблюдов.
 
Сейчас в СХП “Родина” поголовье скота несколько уменьшилось. Но виной тому не истощение хозяйственных земель, а экономический кризис, поразивший всю экономику страны.
 
Тем не менее оно остается одним из немногих хозяйств в области, которое сохраняет большое поголовье скота и имеет хорошие перспективы к его увеличению. В этой связи СХП “Родина” большие надежды возлагает на свой участок “АЗАУ”. В настоящее время там сосредоточено 1200 голов верблюдов, 700 лошадей и около семи тысяч овец. “Сейчас мы выходим на круглогодичное содержание овец в степи, - пояснил Г. Нугманов. - Овцы будут у нас пригоняться на зимовку на участок “АЗАУ”, а весной мы будем переводить их на отгонные пастбища”. Для зимовки скота здесь строятся капитальные помещения (уже завершается строительство кошар и четырех новых домиков для чабанов).
 
- Эти земли представляют большой интерес для нашего хозяйства и активно нами эксплуатируются, - говорит Г. Нугманов. - В их освоение вкладываются крупные средства. Мы никогда не представляли, что на эту землю может претендовать кто-то другой. У нас там живут скотоводы-чабаны. Наши специалисты по 10–15 раз за день ездят туда. Без этих земель мы обойтись не можем. Это сразу резко подорвет экономику нашего хозяйства. Куда мы денем свое поголовье?
 
В 1986 году в связи со строительством Астраханского газового комплекса встал вопрос, что делать с поголовьем крозбредных овец, которых разводил на научной основе совхоз “Аксарайский”: или передать их в другую область или оставить здесь, в Красноярском районе. Тогда поголовье было передано колхозу “Родина”, благодаря чему в области оставили 10 тысяч голов овец, которых выводили для астраханских условий специалисты московской академии имени Тимирязева. А что будет, если СХП “Родина” лишится своих земельных угодий? Кто тогда сможет принять столь крупное поголовье?
 
- Если будут удовлетворены претензии казахстанцев, то мы будем ездить на свою землю через границу с Казахстаном, - объясняет ситуацию старожил села Байбек, бывший председатель колхоза “Родина” Казбек Дусейнович Кухалов, - потому что из участка “АЗАУ” выделяется часть земли (около 20-30 га), на которую как раз претендует Казахстан. Нам остается от него изолированная часть, попасть на которую можно, только пересекая территорию Казахстана.
 
Есть еще один аспект, который не позволяет нам уступить эту землю, - продолжает он. - На участке “АЗАУ” находятся четыре наших родовых кладбища. Я хорошо это знаю, потому что мой отец, возглавляя сельскохозяйственную артель “Родина” села Байбек, принимал этот участок от государства в вечное пользование нашему колхозу в 1934-1936 годах. Казахстанцы хотят забрать участок, на котором находятся наши родовые кладбища. Мы вынуждены будем ездить к могилам предков в другое государство.
 
Как только возник спор о принадлежности этих земель, я предложил: пусть казахстанцы покажут нам хотя бы одну могилу своих родственников на этих четырех кладбищах. У казахов испокон веков были внутренние мелкие междоусобицы, но победителем в итоге оказывалась та сторона, которая предъявляла права на пастбища на основании родовых кладбищ на этой территории. Всем известно, что доказать свою правоту кочевник может только могилами предков, которые покоятся в земле.
 
Предъявите документ
Впрочем, вполне возможно, что прибегать к этому старинному, овеянному легендами способу решения земельного спора России и Казахстану будет не обязательно. У СХП “Родина” сохранился бесценный документ: Государственный акт на вечное пользование землей колхозами от 22 октября 1965 года за № 598219, который был выдан сельскохозяйственной артели “Родина” села Байбек Красноярского района Астраханской области РСФСР, подтверждающий, что за этой артелью закрепляется в бесплатное и бессрочное пользование, то есть навечно, земля, среди участков которой значится и участок “АЗАУ”.
 
Один раз эти документальные материалы уже сослужили верную службу байбекским жителям. В 1968 году казахский колхоз имени Курмангазы стал претендовать на территорию колхоза “Родина”. При встрече представителей обоих хозяйств выяснилось, что только у нашего колхоза сохранился Государственный акт на владение землей, а у претендентов на землю никаких документов, подтверждающих их права на оспариваемые участки, не было. Хотя, по словам К. Кухалова, когда в 1934 году составлялись первые документы на владение землей, представители Казахской Республики приглашались, но никто из них не приехал.
 
В те годы в 100-150 км от Байбека находилось селение Дальний Караозек. Там жили в то время около трех тысяч скотоводов-кочевников. В 1934 году в Нижневолжском краевом управлении приняли постановление о переводе кочующего казахского населения на оседлый образ жизни. С этого момента специальным постановлением кочевникам отвели из территории “АЗАУского” участка 56 тысяч гектаров земельной площади. С 1936 года их эксплуатирует наш колхоз “Родина”.
 
- Пусть представители Казахстана покажут документ, на котором определены границы их хозяйств, - предложил К. Кухалов. – Иначе, на каком основании они претендуют на нашу землю?
 
Зри не в корень, а в глубь земли
Истинная причина территориальных претензий казахстанцев к российским животноводам заключается не в пастбищах, которыми те так гордятся. Их интересует не то, что растет на земле, а то, что скрыто толщиной земной коры. Об этом местные жители догадываются.
 
В свое время казахстанцы проводили на этой территории изыскательские работы. Искали нефть и газ. И сегодня именно эти работы они приводят в доказательство своих прав на российскую землю. Но тогда было одно государство – СССР, и этим все сказано.
 
Не нужен нам берег казахский
Делимитация российско-казахстанской границы выявила все спорные вопросы, связанные с земельными претензиями. Но борьба за принципиальные позиции по ним ведется на недосягаемой для рядового обывателя высоте. По этому поводу метко высказался глава администрации Красноярского района В. Савкин: “Мы живем в разных государствах, это стало уже символом наших отношений, а на бытовом уровне, сложившемся исторически, здесь мало что изменилось, настолько переплелись наши корни, добрососедские отношения. Мы ведь только живем по разные стороны одной реки: они по левому берегу Кигача, мы по правому. Но наши парни женятся на девушках Казахстана, и наоборот. Мы всегда приветствуем такие отношения, но есть отношения, которые носят деловой характер”.
 
Прежде всего, В. Савкин имел в виду совместную борьбу правоохранительных сил с преступностью или, например, с саранчой - ей тоже не прикажешь, где остановиться, – она границ не разбирает.
 
Есть у администрации Красноярского района общие с руководством Атырауской области интересы, связанные с пограничной рекой Кигач. Через нее мостового перехода пока нет, а действует паромная переправа. Сегодня работает только одна линия, которая принадлежит Республике Казахстан. Так было испокон веку. Паром принадлежал им всегда. Но сегодня одна линия не может обеспечить грузопоток, который идет из Республики Казахстан в Россию и обратно. Поэтому руководство Красноярского района поставило вопрос о второй паромной линии через Кигач, которая будет принадлежать России и являться собственностью Красноярского района. Необходимый паром и баркас имеются. Сейчас идет оформление участка земли по береговой линии на территории Казахстана. Этот вопрос муссируется с января 2000 года, переходил из одной инстанции в другую. Недавно губернатор нашей области написал письмо новому акиму Атырауской области, чтобы, наконец, решить этот вопрос.
 
Что касается территориальных претензий казахстанской стороны к землям Красноярского района, то здесь глава района был категоричен: “Я стою на твердых позициях, что ни одного гектара нашей земли отдавать не следует”.
 
Кто бы мог подумать, что затерянный среди бескрайней полупустынной Волго-уральской степи хозяйственный участок “АЗАУ”, которым с незапамятных времен владеет хозяйство “Родина” Красноярского района, станет одним из камней преткновения в добрососедских отношениях между Россией и Казахстаном. Впрочем, это, наверное, сильно сказано. Хотя проблема все же существует.
 
И. ТОРОПИЦЫН, корр. “Волги”. Красноярский район.
 
Оценка материала:
Нравится
0
Не нравится
Описание материала: Давно это было. Так давно, что и старожилы далеко не все помнят, как оседали на земле кочевники в степях между Волгой и Уралом. Столетиями кочевали они в кибитках на этих просторах, выращивая скот. Рождались в них и умирали.

Оставить комментарий

Новые альбомы:


Разработка страницы завершена на 0%
Используйте средства защиты! Соблюдайте гигиену! Избегайте посещения людных мест!
Операции:
WFI.lomasm.ru исторические материалы современной России и Советского Союза, онлайн музей СССР
Полезные советы...