Исторический альманах, портал коллекционеров информации, электронный музей 'ВиФиАй' work-flow-Initiative 16+
СОХРАНИ СВОЮ ИСТОРИЮ НА СТРАНИЦАХ WFI Категории: Актуальное Избранное Telegram: Современная Россия
Исторический альманах, портал коллекционеров информации, электронный музей

Путь:

Навигация


Язык [ РУССКИЙ ]

Поиск
Подписка и соц. сети

Подписаться на обновления сайта


Поделиться

Яндекс.Метрика

Новые материалы

Картинка недели

К началуК началу
В конецВ конец
Создать личную галерею (раздел)Создать личную галерею (раздел)
Создать личный альбом (с изображениями)Создать личный альбом (с изображениями)
Создать материалСоздать материал

Миp искусства

Оценка раздела:
Не нравится
0
Нравится

Категории

МУЗЫКА ВОЗРОЖДЕНИЯ В ВОЗРОЖДАЮЩЕЙСЯ РОССИИ

Дата публикации: 2019-06-02 18:26:07
Дата модификации: 2019-06-02 18:26:07
Просмотров: 530
Материал приурочен к дате: 2001-07-01
Прочие материалы относящиеся к: Дате 2001-07-01 Материалы за: Год 2001
Автор:
Возрождение – более широкий эпохальный процесс, являющийся отражением изменяющегося менталитета общества, затрагивающий не только элитарный пласт культуры. но и сознание, культуру народа – эта мысль отчетливо прозвучала на второй международной конференции “Провинциальная ментальность России в прошлом и будущем. Политика. Культура. Психология”


Бытует точка зрения, согласно которой Ренессанс – явление исключительно элитарное. Так, изучая каролинский Ренессанс, в первую очередь говорят о деятельности окружения Карла Великого; во французском Ренессансе XII века – о переписке Абеляра и Элоизы; в итальянском Ренессансе XIV-XV вв. – о жизни Флорентийской академии и соперничестве Микеланджело с Леонардо да Винчи; в русском духовном Ренессансе конца XIX-начала ХХ века – о младших и старших символистах, о школе единства, о богоискателях. Несомненно, это наиболее яркие и заметные вехи из истории культуры, но Возрождение – более широкий эпохальный процесс, являющийся отражением изменяющегося менталитета общества, затрагивающий не только элитарный пласт культуры. но и сознание, культуру народа – эта мысль отчетливо прозвучала на второй международной конференции “Провинциальная ментальность России в прошлом и будущем. Политика. Культура. Психология”, прошедшей в Самаре, участником которой мне довелось быть.

Ренессанс – это диалог, культура общения не только предшествующих эпох, но и одновременно сосуществующих культур, народного и элитарного сознания. Этот тезис стал основополагающим при формировании репертуарной политики художественного совета Астраханской консерватории в новом сезоне десятилетия культуры мира, объявленного ЮНЕСКО.

Цикл “Консерватория приглашает” возрождает для слушателей всю историю мировой музыкальной культуры.

Состоявшиеся в декабре первые концерты нового сезона, посвященные музыке Возрождения и барокко, охватывают палитру творческих устремлений композиторов Нидерландов и Италии трех столетий. В концертах приняли участие аспиранты кафедры хорового дирижирования Наталия Нестерова, Екатерина Коняшкина, камерный хор “Лик” под управлением заслуженного артиста России, профессора С.Е. Комякова. Звучала редко исполняемая музыка Жоскена Депре, Палестрины, Вивальди.

Воплощая идеи Ренессанса в обстановке контрреформации, многие композиторы были ограничены в выборе тематики, жанров и средств. Хоровой стиль эпохи католицизма превращался в стерилизованное, застывшее традиционное пение а’капелла. И Жоскен Депре, и Палестрина выходят за рамки пространства духовной музыки, обращаясь к светским жанрам.

Ко времени создания мессы Палестрины (1570) музыкантам были известны не менее 17 месс на тему известной песни “Вооруженный человек”. Образ вооруженного человека привлекал композиторов и слушателей в эпоху, когда одна война сменяла другую, и был символичен, воплощая чувства защищенности, надежды на мир. Изображения вооруженного человека помещали на вывесках жилых домов.

Заведующая кафедрой хорового дирижирования, заслуженный деятель искусств России, профессор Л.П. Власенко подчеркнула актуальность возрождения текстов и музыкальной символики месс и в наше неспокойное время, когда люди хотят видеть свое государство сильным.

Может быть, не случайно мелодия утвержденного недавно Государственной Думой Государственного гимна России начинается, как и месса “Вооруженный человек”, с кварты как призывной, волевой, мужественной, уверенно-императивной, жизнеутверждающей интонации. Этот мелодический оборот – основа многих гимнов. Возможно, наша возрождающаяся страна символично возродила мелодию старого гимна, который несет отголоски культуры эпохи Возрождения?

Когда-то Мендельсон открыл Баха. Ныне мы открываем и переоткрываем для себя художественные ценности эпохи Средневековья и Возрождения в прямом и переносном смыслах, в новом эмоциональном и социокультурном ключе.

Если “Вооруженный человек” Жоскена Депре в трактовке аспирантки Наталии Нестеровой был аскетичным, строгим, академически императивным, волевым, то “Вооруженный человек” Палестрины в интерпретации аспирантки Екатерины Коняшкиной был благородно-величественным, лирически-просветленным, человечным. Однако обе трактовки в соответствии со стилистикой музыки и эстетикой эпохи несли слушателям умиротворение, целомудренную и сдержанную скорбь, благородное величие и возвышенные чувства.

Успеху молодых дирижеров классов профессоров Власенко Л.П. и Комякова С.Е. способствовали выступления солистов заслуженной артистки России Марины Попандопуло, А. Лаптева, Е. Шапкиной (класс заслуженной артистки России Н.К. Тарасовой). Превосходно показала себя концертмейстер Анжела Гасратова, тонко передав оркестровый колорит фактуры. В концертах хоровой музыки прозвучали “Глория” и “Магнификат” Вивальди.

А впереди хоры а’капелла Танеева – русского Палестрины, “Духовные песнопения” астраханского композитора, лауреата Государственной премии им. Д. Шостаковича А. Блинова, “Всенощные бдения” А. Рындина – монументальное произведение, посвященное 400-летию Астраханской епархии, на чествование которой приглашен Патриарх всея Руси Алексий II .

Наши земляки, возрождая духовную музыку, открывают и в себе новые грани духовного “Я”, демонстрируя слушателям и новые грани своих талантов. Русская культура в цикле “Музыкальные вечера” будет представлена произведениями П.И. Чайковского в исполнении симфонического оркестра студентов консерватории под управлением заслуженного артиста России, профессора Сепкулова Ф.Я., музыкой В. Андреева, Н. Будашкина в исполнении объединенного оркестра русских народных инструментов консерватории и филармонии под управлением В. Махова.

Оперная музыка будет представлена “Брачным векселем” Россини (музыкальный руководитель и дирижер – заслуженный артист России, профессор Ф.Я. Сепкулов). С циклом клавесинных концертов выступит заслуженная артистка России, профессор Сулейманова Л.М. Фортепианная музыка будет представлена сольными концертами профессоров Э.Г. Камалова, Л.М. Сулеймановой, М.Б. Юдкевич, дуэтов Кругловой Л.А. и Винокуровой Е.М.

Ректор консерватории, профессор Л.А. Круглова должное внимание уделяет международным проектам. Недавно она приняла атташе по культуре посольства Франции в России г-жу Н. Перкен-Ясногородски. Предполагается организация выступлений французских музыкантов в консерватории. Греческая консерватория “Армония” обратилась к нам с предложением о сотрудничестве.

Совместно с недавно открытым Русско-Немецким домом и департаментом образования администрации Астраханской области будет организован вечер немецкой музыки. Вечер турецкой музыкальной культуры пройдет при участии педагогов и учащихся турецкого лицея в Астрахани. Китайская музыка будет представлена на музыкальном вечере аспиранта консерватории Вана Гао Чао (Китай).

Название цикла “Консерватория приглашает” символизирует наше желание видеть все новых и новых слушателей, которым мы с удовольствием поможем “открыть” и возродить для себя малоизвестные или незаслуженно забытые шедевры сокровищницы мировой музыкальной культуры.

Л. БОЧКАРЕВ,
проректор по творческой работе и международным связям,
профессор Астраханской консерватории.

Оценка материала:
Нравится
0
Не нравится
Описание материала: Возрождение – более широкий эпохальный процесс, являющийся отражением изменяющегося менталитета общества, затрагивающий не только элитарный пласт культуры. но и сознание, культуру народа – эта мысль отчетливо прозвучала на второй международной конференции “Провинциальная ментальность России в прошлом и будущем. Политика. Культура. Психология”

Оставить комментарий

Похожие материалы:

Похожие разделы:

Новые альбомы:


Разработка страницы завершена на 0%
Используйте средства защиты! Соблюдайте гигиену! Избегайте посещения людных мест!
Операции:
WFI.lomasm.ru исторические материалы современной России и Советского Союза, онлайн музей СССР
Полезные советы...