Исторический альманах, портал коллекционеров информации, электронный музей 'ВиФиАй' work-flow-Initiative 16+
СОХРАНИ СВОЮ ИСТОРИЮ НА СТРАНИЦАХ WFI Категории: Актуальное Избранное Telegram: Современная Россия
Исторический альманах, портал коллекционеров информации, электронный музей

Путь:

Навигация


Язык [ РУССКИЙ ]

Поиск
Подписка и соц. сети

Подписаться на обновления сайта


Поделиться

Яндекс.Метрика

Новые материалы

Картинка недели

К началуК началу
В конецВ конец
Создать личную галерею (раздел)Создать личную галерею (раздел)
Создать личный альбом (с изображениями)Создать личный альбом (с изображениями)
Создать материалСоздать материал

В мире

Оценка раздела:
Не нравится
-1
Нравится

Категории

ЦРУ как средство массовой информации.

Дата публикации: 2019-01-12 04:23:07
Дата модификации: 2019-01-12 04:23:07
Просмотров: 1057
Материал приурочен к дате: 1997-08-11
Прочие материалы относящиеся к: Дате 1997-08-11 Материалы за: Год 1997
Автор:
Российской контрразведке 75 лет. Бывшее Второе управление
КГБ, на четверть века старше своего
главного противника -- Центрального разведывательного управления
США, которому в сентябре исполнится только 50 лет.
 
 Родион Водин.
        Российской контрразведке 75 лет. Бывшее Второе управление
КГБ, которое в ФБС сейчас называют УКРО (управление
контрразведывательных операций), на четверть века старше своего
главного противника -- Центрального разведывательного управления
США, которому в сентябре исполнится только 50 лет.
Что понимать под интеллектом.
        Хотя официально в США 50-летний юбилей ЦРУ будет
отмечаться 18 сентября, датой фактического возникновения этой
организации можно считать 26 июля 1947 года. В этот день президент
США Гари Трумэн подписал закон о национальной безопасности
(National Security Act), который обосновал необходимость создания ЦРУ.
        Предшественницей и во многом базой ЦРУ была спецслужба
Office of Strategic Services (OSS), название которой по-русски можно
условно передать как "Контора стратегических услуг". Вообще говоря,
как название, так и методы OSS намного больше соответствовали
мужественному русскому термину "разведка". Именно боевитость и
"мускулистость" OSS навлекли на нее гнев Трумэна.
        1 октября 1945 года "контора" была расформирована. Созданное
вместо нее ЦРУ с самого начала мыслилось как небольшой элитарный
"клуб" аналитиков-интеллектуалов, которые действительно бы сначала
подумали, прежде чем начать крушить черепа и активно разбазаривать
госсобственность по образцу OSS. Так что название Central Intelligence
Agency на русский правильнее было бы переводить как Центральное
аналитическое агентство. До сих пор главными задачами ЦРУ остаются
не столько сбор, сколько анализ информации из самых разных
источников и выработка рекомендаций для госаппарата США.
  Плохой имидж.
        К несчастью для президентов США, интеллектуальным грезам
Трумэна не суждено было полностью воплотиться в реальность. Очень
быстро аппарат ЦРУ неимоверно разбух и стал плохо управляемым, а
интеллектуальный уровень и оперативность сотрудников понизились.
Главными проблемами ЦРУ были и остаются чрезмерная
бюрократизированность с естественными для любой бюрократии
постоянными склоками.
        Холодная война с СССР была для ЦРУ поистине временем
блаженства. Аппарат раздулся до сорока с лишним тысяч сотрудников,
которые исправно расходовали уйму бюджетных средств. Привлечь ЦРУ
к ответу было просто невозможно -- ведь что именно происходило в
СССР, никто в США толком не понимал. К тому же стараниями Аллена
Даллеса ЦРУ быстро вернулось именно к тому традиционному
оперативному "сервису", из-за которого разогнали OSS.
        Распад СССР стал для ЦРУ судным днем. Когда американская
общественность получила возможность сравнить реальную ситуацию в
Варшавском блоке с теми "ужастиками", которые строчили сценаристы
из ЦРУ, на "фирму" обрушился поток справедливой критики и издевок.
        (Впрочем, судя по анекдотам, ЦРУ -- не самая "популярная"
спецслужба в Америке -- гораздо большим уважением пользуется
спецкоманда полиции Лос-Анджелеса -- ее сотрудники знамениты на всю
Америку брутальным обращением с хиппи, цветными, наркоманами и
нелегальными иммигрантами.
        Клинтон решил проверить, какая спецслужба лучше работает:
ЦРУ, ФБР или спецкоманды полиции Лос-Анджелеса. Президент взял
кролика, выпустил в лес и велел сыщикам его разыскать.
        Оперативники ЦРУ надели черные очки, расставили за каждым
кустом по агенту из лесной фауны и провели компьютерный анализ
показаний тех растений и минералов, которые могли видеть агента
неприятеля "К". Через три месяца ЦРУ представило заключение:
кроликов в природе нет.
        Сотрудники ФБР подожгли лес с нескольких сторон. Лес сгорел.
Спасавшихся лесных животных ФБР допрашивало и расстреливало на
месте. Запирательство и уклонение от дачи показаний пресекались по
всей строгости закона. Негодяй кролик получил по заслугам.
        Дело дошло до умельцев из LAPD. Всего через пару часов
офицеры вывели из леса жутко избитого медведя, который ревел что
было мочи: "OK, OK, I'm a rabbit!"
  Бюджет, структура и приоритеты ЦРУ.
        Точные данные о финансировании ЦРУ являются
государственной тайной США. Недавно утвержденный бюджет ЦРУ на
1998 год разные аналитики оценивают в сумму от 3 до 4 млрд долларов.
Таким образом, на долю ЦРУ (которому традиционно приписываются
координаторские функции внутри системы спецслужб США) сейчас
приходятся лишь около 10% от тех ориентировочно 30 млрд долларов,
которые ежегодно выделяются из американского бюджета на содержание
в общей сложности 12 спецслужб. Наиболее крупные суммы получают
службы министерства обороны, которые разрабатывают и
эксплуатируют спутники-шпионы, системы электронного слежения и
перехвата информации и прочую высокотехнологичную аппаратуру.
        И все же главной проблемой ЦРУ являются не финансы, а
обеспечение пресловутой human intelligence -- то есть поиск
квалифицированных кадров как внутри центрального аппарата в Лэнгли
(штат Вирджиния), так и вне США. Точное количество штатных
сотрудников ЦРУ не разглашается. Сейчас оно оценивается в 5-15 тысяч
человек против 40 тысяч в благословенные советские времена (самая
крупная спецслужба США National Security Agency, которая занимается
электронным шпионажем, в том числе обеспечивает интересы США в
Internet, насчитывает до 70 тыс. человек).
        Бывший координатор деятельности всех спецслужб США и экс-
шеф ЦРУ Уильям Кейси в свое время назвал одним из самых больших
своих успехов "проникновение в международную банковскую систему".
Четыре года назад тогдашний шеф ЦРУ Джеймс Вулси прямо назвал
промышленный шпионаж "самой горячей темой нашего времени".
Офицеры ЦРУ совместно с другими министерствами и ведомствами США
создали специальные комиссии, которые собирали возможный
компромат на наиболее опасных мировых конкурентов американских
корпораций. Уже в 1995 году, если верить несколько хвастливому
заявлению Вулси, ЦРУ обеспечило американским фирмам "новые
миллиардные контракты".
        Виц-шеф ЦРУ Джон Геннон будущий режим работы
среднестатистических специалистов ЦРУ представляет приблизительно
так: сотрудники центрального аппарата в США обмениваются по
спецканалам электронной связи актуальной информацией со своими
коллегами (или офицерами армии США), которые выполняют
конкретное задание в той или иной части мира. По заказу с места
аппаратчики ЦРУ оперативно выполняют и пересылают по
компьютерной и видеосвязи аналитические материалы (космическая
разведка, подробные карты, краткий анализ политической, этнической и
экономической ситуации и т. д.), на основе которых военное
командование принимает оперативное решение.
  О пользе развития интеллекта.
        Несмотря на проблемы ЦРУ с имиджем, редкая мировая
спецслужба способна конкурировать с ним по масштабам и качеству
идеологических и пропагандистских акций. В отличие от чрезвычайно
закрытых как от собственной, так и от иностранной общественности
советских (российских) спецслужб, ЦРУ стремится к максимально
возможному взаимодействию с мировой общественностью.
        Для массовой психологии и внешнеполитической доктрины США
характерна концепция "борьбы добра со злом". Сама Америка, само
собой, всегда преподносится (и действительно воспринимается
американцами) как "оплот добра и света", которому противостоят
различные "империи зла". К сороковым годам инфернальным
противником свободолюбивой демократии США стала гитлеровская
Германия. После кончины Гитлера (усилиями американских парней,
разумеется) вакантное место занял товарищ Сталин.
        С исчезновением СССР уравновешенная двухполюсная картина
мира исчезла. Дабы простой американец не почувствовал себя
неуверенно, ЦРУ было необходимо срочно предъявить обывателю новое
мировое зло.
        Поначалу ЦРУ делало попытки выставить лидеров так
называемых "бандитских государств" -- Кубы, КНДР, Ирана, Ирака и
Ливии -- в качестве новых демонов. Но тут начались проблемы. Несмотря
на вполне достаточную с обывательской точки зрения инфернальность
Великого Вождя Ким Ир Сена или аятоллы Хомейни, ни КНДР, ни Иран
не подходили на роль глобальной угрозы мировой свободе и
прогрессивному человечеству (оплотом каковых является известно кто). К
тому же эксперты по мировому злу столкнулись с трудной задачей
классификации ислама. Его никак нельзя было априори занести в разряд
враждебных демократии сил. Тогда в США стала формироваться очень
любопытная концепция Clash of Civilizations. Несколько огрубляя, ее
можно свести к тому, что место прежних межгосударственных (в
американской традиции межнациональных) конфликтов в будущем
займет борьба между несколькими основными видами "цивилизаций".
Что понимается под "цивилизациями" уяснить нелегко. Условно говоря,
они совпадают с ведущими религиями, а именно западным
христианством (то есть католичеством и протестантизмом, к которому
все более тесно примыкает иудаизм), православными конфессиями
(прежде всего РПЦ), исламом, буддизмом и конфуцианством.
Абсурдность конкретных сценариев clashes между подобного рода
"цивилизациями" очевидна. Но это и не важно. Главное в новой теории
то, что у "западной" цивилизации еще есть как минимум три опаснейших
глобальных врага, причем точно локализовать их очень трудно. Ведь
"вызовом" США (читай ЦРУ) стал не конкретный и вполне человеческий,
скажем, ислам, а несуществующая идея глобального "ислама", которая
объединяет все непривычные и способные напугать американских
обывателей, стало быть и конгрессменов, особенности этой мировой
религии.
        Любопытно, что три опасные для американской жизни
"цивилизации" пока что заняты скорее конфликтами между собой, и
потому они не сразу начнут бомбить США. Таким образом, новой
глобальной миссией Америки является не только и даже не столько роль
"светлого терминатора", сколько роль посредника, мудрого (но очень
мускулистого) учителя и просветителя. А главными методами для
установления нового справедливого миропорядка становятся так
называемый "глобализм экономики" (разумеется, с американской
правовой структурой) и "глобальная свобода информации" (разумеется,
англоязычная).
        Очевидной проблемой госструктур России (в том числе и
спецслужб) является в этом контексте то, что они пока не могут
представить никакой альтернативы этой американской
пропагандистской идее. Хотя в оперативной работе российские рыцари
плаща и кинжала не уступают американским коллегам, конечные цели их
теперешней деятельность остаются загадкой не только для иностранной,
но прежде всего для российской общественности, которая все чаще
воспринимает мировые события с американской точки зрения.
        В чем не последнюю роль играет давно развязанная ЦРУ
пропагандистская война.
  Глобальная экономика: все работают на США.
        Не столько идеологическая, сколько мифологическая установка
сильно облегчает Вашингтону возможности формировать и политически
поддерживать глобальную экспансию американских корпораций. За
несколько лет экономика США была коренным образом преобразована с
целью создать предпосылки для мощного транснационального рывка.
        Лидирующую роль при этом, как всегда, взяли на себя оборонные
концерны. Теперешний беспрецедентный биржевой бум в США во
многом объясняется серией очень крупных сделок между оборонными
фирмами. Все они преследуют одну цель -- на территории США должна
остаться малая группа оборонных суперкорпораций, которые должны
бороться только за иностранные рынки и тем самым подготавливают
почву для налаживания международной инфраструктуры по
американскому образцу. В то время как ВПК практически всех других
западных стран переживает затяжной кризис, оборонная
промышленность США ставит один рекорд за другим. По данным
Aerospace Industries Association, оборот ключевой для ВПК
авиакосмической отрасли США вырос в 1996 году со 106,3 до 112,4 млрд
долларов. На нынешний год прогнозируется дальнейший рост как
минимум на 11%. В 1996 году, когда закончился период сокращения
рабочих мест из-за перестройки авиакосмической отрасли, количество
персонала выросло на 20 тысяч -- до приблизительно 806 тысяч человек (в
1989 году там было занято 1,33 млн). Общие прибыли отрасли, по данным
AIA, в 1996 году составили 7,6 млрд долларов -- в рекордном 1994 году
было получено на 2 млрд меньше, а в середине восьмидесятых доходы
были ниже почти в два раза.
        Экспансия важнейших оборонно-промышленных корпораций
США сопровождается беспардонным политическим нажимом
правительства США на госаппараты соответствующих стран. Говорить
о какой-либо свободе торговли в таких условиях просто смешно. Ярким
примером может служить недавняя покупка корпорацией Boeing своего
главного американского конкурента McDonnell Douglas. Так как шефы
Boeing имели основания опасаться, что Комиссия ЕС запретит эту сделку
в Европе из-за чрезмерной монополизации рынка, они привлекли на
свою сторону не только правительство США, но и правительства
некоторых европейских стран.
         По словам комиссара ЕС по вопросам справедливой
конкуренции Карела ван Мирта, "США вели себя, будто у них
супружеские отношения с Boeing, Клинтон пытался настроить против
меня правительства разных стран Европы, Олбрайт звонила всем подряд
и требовала оказать давление на КЕС. С конкуренцией подобная
политика ничего общего не имеет".
        Главной целью аппарата ЦРУ стало обеспечение не столько
государственных интересов США на том или ином рынке, сколько
интересов крупных американских корпораций. ЦРУ может сознательно
пренебрегать формулированием и реализацией собственно политических
задач и даже идти на активное сотрудничество со спецслужбами
противостоящих сил. Любопытный пример принципиально нового
конфликта -- ситуация в Центральной Африке. Объективно говоря,
интересам США здесь противостоят интересы Франции. Тем не менее
реальная борьба происходит отнюдь не на уровне госаппаратов и
спецслужб этих двух стран (нередко они вполне эффективно
сотрудничают), а на уровне транснациональных корпораций, которые
финансируют противоборствующие африканские группировки. Новый
диктатор Конго-Заира Кабила считается протеже ЦРУ. С его приходом к
власти страна отнюдь не стала более демократичной. Только вместо
французских концернов аппарат Кабилы заключил новые крупные
контракты с корпорациями из США.
  Расширение НАТО -- сделка века.
        Еще один пример принципиально нового подхода ЦРУ к
политическим проблемам по принципу business first -- расширение НАТО.
Вашингтон действительно пошел на беспрецедентные для себя уступки
России. Хотя в военно-политическом отношении Москва не могла
противопоставить расширению НАТО ничего, кроме туманных угроз и
риторики о "самой большой ошибке США", Вашингтон сознательно
уклонился от действий с позиции силы.
        Своей главной целью Вашингтон считает не столько обеспечение
формального членства в НАТО Польши, Венгрии, Чехии и других стран
Восточной Европы, сколько борьбу за их рынки. И если в политическом
отношении США готовы идти на компромиссы и дожидаться
результатов посреднических хлопот европейцев, то в рыночных вопросах
Вашингтон ведет себя очень жестко. Аналитики оценивают объемы
новых заказов военной техники странами Восточной Европы минимум в
10 млрд долларов, и уступать их США никому не намерены. В ЦРУ (а
также в Пентагоне) созданы специальные комиссии, которые призваны
убедить поляков, чехов, венгров, а затем румын, словенцев, литовцев и
так далее, что покупка американской боевой техники весьма облегчит им
реальную интеграцию в натовские структуры. Эти сделки, очевидно
невыгодные (российская техника не только дешевле, но часто и лучше)
для новых членов НАТО, настоящих и будущих, ЦРУ уже начинает
пропагандистски обеспечивать, а под какими политическими лозунгами
их будут осуществлять Прага, Будапешт и прочие столицы, для
американцев значения не имеет.

эксперт
Оценка материала:
Нравится
0
Не нравится
Описание материала: Российской контрразведке 75 лет. Бывшее Второе управление КГБ, на четверть века старше своего главного противника -- Центрального разведывательного управления США, которому в сентябре исполнится только 50 лет.

Оставить комментарий

Новые альбомы:


Разработка страницы завершена на 70%
Используйте средства защиты! Соблюдайте гигиену! Избегайте посещения людных мест!
Операции:
WFI.lomasm.ru исторические материалы современной России и Советского Союза, онлайн музей СССР
Полезные советы...