Исторический альманах, портал коллекционеров информации, электронный музей 'ВиФиАй' work-flow-Initiative 16+
СОХРАНИ СВОЮ ИСТОРИЮ НА СТРАНИЦАХ WFI Категории: Актуальное Избранное Telegram: Современная Россия
Исторический альманах, портал коллекционеров информации, электронный музей

Путь:

Навигация


Язык [ РУССКИЙ ]

Поиск
Подписка и соц. сети

Подписаться на обновления сайта


Поделиться

Яндекс.Метрика

Новые материалы

Картинка недели

К началуК началу
В конецВ конец
Создать личную галерею (раздел)Создать личную галерею (раздел)
Создать личный альбом (с изображениями)Создать личный альбом (с изображениями)
Создать материалСоздать материал

Экология

Оценка раздела:
Не нравится
1
Нравится

Категории

ядерная пятерка - проблемы остаются

Дата публикации: 2017-12-10 14:21:23
Дата модификации: 2017-12-10 14:21:23
Просмотров: 966
Материал приурочен к дате: 1996-01-01
Прочие материалы относящиеся к: Дате 1996-01-01 Материалы за: Год 1996
Автор:
Президент Института энергетических и экологических исследований (Такома, шт.Мэрилэнд)
ДВЗЯИ и "ядерная пятерка": проблемы остаются
Из-за рубежа
Аржун Махиджани

Президент Института энергетических и экологических исследований (Такома, шт.Мэрилэнд)
ДВЗЯИ и "ядерная пятерка": проблемы остаются
 
Подписанный в Нью-Йорке Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ), к которому уже присоединились более 120 государств, призван положить конец всем видам ядерных испытаний. Важно, что это договор о "нулевой мощности взрыва". Иными словами, сделан знаменательный, серьезный шаг в сторону сокращения проблем распространения ядерного оружия.
Пять ядерных государств единодушно выступили в поддержку ДВЗЯИ на будущее. При этом ни одно из них не спешит отказаться от идеи увековечить возможности оружейного проектирования. Кроме того, Договор не исключает пересмотра со временем резко негативной позиции в отношении так наз. "мирных ядерных взрывов" (МЯВ). Ядерные государства также резервируют за собой право выйти из договора в случае, если кто-либо в мире произведет ядерный взрыв.
 
Такие условия, на мой взгляд, способны подорвать стабильность Договора о ВЗЯИ в кризисных ситуациях и породить новые серьезные источники глобальной напряженности и угрозы в долгосрочной перспективе.
 
В Соединенных Штатах, России, Франции, Великобритании и Китае функционируют лаборатории по проектированию ядерного оружия, и, по всей видимости, в планы этих стран входит их дальнейшее использование и после принятия Договора о ВЗЯИ. США осуществляют строительство новых крупных объектов лабораторных испытаний и компьютерного проектирования в рамках Программы управления арсеналами на научной основе (СБСС) по ядерным боеголовкам. По этой программе будет сохранен большой штат инженеров-конструкторов ядерного оружия на неопределенный срок. Подобно США, Франция ведет строительство крупной установки лазерного синтеза для лабораторных испытаний термоядерных компонентов. Россия объявила о проведении программы управления арсеналами, аналогичной программе США. Китай сможет продолжать проектно-конструкторские работы в рамках положения о том, что в случае его участия в Договоре о ВЗЯИ будет обеспечена возможность пересмотра вопроса проведения "ядерных взрывов в мирных целях" через десять лет после принятия договора. Это позволило бы Китаю поддерживать тот уровень, который программа СБСС обеспечивает для США, Великобритании и Франции.
 
Американская программа СБСС преподносится общественности и политическим стратегам как центральный элемент обеспечения дальнейшей безопасности и надежности ядерного арсенала США по мере его старения сверх проектного срока службы. Однако, тщательное расследование, проведенное Институтом энергетических и экологических исследований (ИЭЭИ) на основе прошлых данных по безопасности и надежности самого Департамента энергетики США показало, что, в целом, заявления министерства энергетики либо необоснованы, либо вводят в заблуждение, либо и то, и другое.
 
Арсенал ядерных вооружений США никогда не испытывал проблем с безопасностью в результате старения его ядерных компонентов. Департамент энергетики официально признал этот факт на сегодняшний день, заявляя вместе с тем, что в будущем возможны новые проблемы в связи со старением арсенала сверх проектного срока службы боеголовок. Однако, подобные непредвиденные проблемы с безопасностью с легкостью поддаются разрешению посредством интенсификации программ, ориентированных на текущее обслуживание, а не на проектирование. Тем не менее, министерство энергетики США даже не рассматривал возможность интенсификации его Программы оценки арсенала, которая на данном этапе является программой профилактического ухода и обслуживания, в рамках которой уже было обнаружено и исправлено подавляющее большинство проблем с существующими ядерными боеголовками. Если вы хотите содержать парк машин образца 1950-х годов, наверно, вам нужен не штат автомобильных конструкторов, а штат специалистов-механиков. Вместе с тем, акцент министерства энергетики делается, скорее, на инженеров-конструкторов.
 
ИЭЭИ также пришел к предварительному заключению на основе данных министерства энергетики Соединенных Штатов о том, что характер определения США надежности, похоже, нацелен на потенциал использования арсенала для первого удара, а не исключительно в целях ядерного сдерживания - т.е. как средство нанесения ответного удара в случае ядерного нападения. Такой подход нельзя считать уместным в свете выполнения обязательств по ядерному разоружению согласно положениям Статьи VI Договора о нераспространении.
 
Программа СБСС, по всей видимости, является преимущественно оправданием стремления сохранить возможности по проектированию ядерного оружия. Даже официальные должностные лица Департамента энергетики признают, что строительство объектов ведется в целях привлечения новых поколений инженеров-разработчиков ядерных боеголовок. Несмотря на заявление министерства энергетики о том, что невозможность проведения полномасштабных подземных испытаний станет крупнейшим препятствием на пути каких-либо разработок новых боеголовок, возможности по проектированию новых видов оружия с использованием объектов СБСС и поддержанием испытательных полигонов в состоянии готовности к взрывам для проведения окончательных испытаний перед сертификацией и производством будут, тем не менее, сохранены. Поддержание испытательного полигона в Неваде в состоянии готовности к проведению в срочном порядке полномасштабных ядерных испытаний позволит США быстро и легко пополнять свой арсенал новыми видами оружия, как только эти новые конструкции будут преимущественно завершены с использованием компьютерного моделирования и лабораторных объектов. Возможности современных объектов по выполнению сложных проектных заданий были продемонстрированы успехом "Боинга-777" - крупного коммерческого самолета, спроектированного преимущественно с использованием компьютерного моделирования и экспериментов в аэродинамических трубах.
 
Для проведения в жизнь программ проектирования оружия США и другим странам потребуется нанять не одну тысячу людей для строительства, эксплуатации и текущего обслуживания лабораторий и испытательных объектов. Эта разветвленная бюрократия в сфере оружейного проектирования превратится в могущественное лобби, способное в кризисных ситуациях оказать давление в сторону выхода из Договора о ВЗЯИ и возобновления испытаний.
 
Поддержание и расширение программ проектирования ядерного оружия также скажется на усилиях по разоружению. У России и, пожалуй, у Китая не хватает средств для существенного расширения инфраструктуры ядерного проектирования своих стран. Далее, США располагает долгосрочной и экстенсивной программой обмена данными по ядерному оружию в рамках сотрудничества с Великобританией. США и Франция недавно подписали секретное соглашение об обмене данными, получаемыми в результате работ в лабораториях по проектированию ядерного оружия и компьютерному моделированию. Громадные финансовые и технические преимущества этих трех западных держав в сочетании с наличием секретных договоренностей могут породить стимулы, способные толкнуть Китай и Россию к испытаниям в попытке компенсировать отсутствие современных объектов, а также к возможным действиям, которые будут сдерживать прогресс в сторону разоружения на других фронтах.
 
Эти слабые стороны Договора о ВЗЯИ напоминают текущий кризис двух действующих договоров: Договора о противоракетной обороне (ПРО) и Второго Договора о сокращении стратегических вооружений (СНВ II). В США раздается немало влиятельных голосов в поддержку частичного или полного отказа от Договора о ПРО и размещения системы обороны от баллистических ракет, широко известной под названием "звездные войны". Однако у России нет средств для разработки аналогичной системы, уже не говоря о ее развертывании. Многие в России усматривают в программе "звездных войн" стратегическую угрозу, поскольку будучи полностью функциональна, такая система может дать возможность США по нанесению первого удара по России при способности защитить себя от ответного удара. Именно по этому пункту Президент Горбачев отказался от предложения Президента Рейгана в отношении ядерного разоружения в ходе встречи в верхах в Рейкьявике 1985 года.
 
Отсюда Россия увязывает ратификацию Договора по сокращению вооружений СНВ-II со стороны России с соблюдением США Договора по противоракетной обороне (ПРО). В такой ситуации потенциальные технические возможности системы "звездных войн" идут в разрез с объявленными мотивами Соединенных Штатов, состоящими в противодействии предполагаемой угрозе ракетного нападения со стороны таких стран, как Северная Корея и Иран.
 
Следует отметить, что давление в сторону выхода США из Договора о ПРО усилилось со времени начала получения программой "звездных войн" крупных сумм в свою поддержку в 1980-х годах. По аналогии, Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний, в который заложена идея существования лобби в поддержку проектирования оружия, заинтересованного в оправдании его долгосрочного существования, обещает обернуться угрозой в грядущие годы.
 
Вполне вероятно, что распад Договора о ВЗЯИ в результате внутреннего лоббистского давления повлечет за собой разлад режима нераспространения. Хотя риск этого может показаться сегодня незначительным, давление в США на Договор о ПРО и параллельная неспособность России до сих пор ратифицировать Договор об СНВ-II ярко свидетельствуют о возможности такого поворота дела. Мало кто мог предсказать текущий тупик во время подписания Договоров о ПРО и СНВ-II.
 
Опасности, проистекающей из нестабильности режима запрета на проведение ядерных испытаний, можно было бы избежать принятием нескольких простых обязательств. Возможно, и теперь, после заключения Договора, сделать это еще не поздно (другой вопрос - в какой форме). Ядерным державам следует:
 
навсегда отказаться от ядерных испытаний, включая "ядерные взрывы в мирных целях", и закрыть свои испытательные полигоны, а также провести "чистку" полигонов;
недвусмысленно отказаться от проектирования новых ядерных боеголовок;
прекратить строительство новых лабораторных испытательных объектов; а также
отказаться от наличия таких лазеек, как газодинамические и им подобные ядерные эксперименты или же модификация Договора о ВЗЯИ в целях разрешения "мирных" ядерных взрывов в будущем.
Оценка материала:
Нравится
0
Не нравится
Описание материала: Президент Института энергетических и экологических исследований (Такома, шт.Мэрилэнд) ДВЗЯИ и "ядерная пятерка": проблемы остаются

Оставить комментарий

Новые альбомы:


Разработка страницы завершена на 0%
Используйте средства защиты! Соблюдайте гигиену! Избегайте посещения людных мест!
Операции:
WFI.lomasm.ru исторические материалы современной России и Советского Союза, онлайн музей СССР
Полезные советы...