Исторический альманах, портал коллекционеров информации, электронный музей 'ВиФиАй' work-flow-Initiative 16+
СОХРАНИ СВОЮ ИСТОРИЮ НА СТРАНИЦАХ WFI Категории: Актуальное Избранное Telegram: Современная Россия
Исторический альманах, портал коллекционеров информации, электронный музей

Путь:

Навигация


Язык [ РУССКИЙ ]

Поиск
Подписка и соц. сети

Подписаться на обновления сайта


Поделиться

Яндекс.Метрика

Новые материалы

Картинка недели

К началуК началу
В конецВ конец
Создать личную галерею (раздел)Создать личную галерею (раздел)
Создать личный альбом (с изображениями)Создать личный альбом (с изображениями)
Создать материалСоздать материал

Учебные материалы по философии

Оценка раздела:
Не нравится
0
Нравится

Категории

Христианский гуманизм

Дата публикации: 2021-01-13 00:03:47
Дата модификации: 2021-01-13 00:03:47
Просмотров: 641
Материал приурочен к дате: 1997-01-01
Прочие материалы относящиеся к: Дате 1997-01-01 Материалы за: Год 1997
Автор:
С.Г. Гладышева
 ЭРАЗМА РОТТЕРДАМСКОГО КАК ВЫРАЖЕНИЕ ПАРАДИГМЫ РЕНЕССАНСА Философия Эразма Роттердамского относится к культуре переходного периода (XIV — XVI вв.) — водораздела между средневековьем и новым временем, основным содержанием которого явилось становление индивидуалистического сознания. Ее исследование актуализирует факт существования двух форм, двух парадигм переходной культуры, обозначаемых как итальянский Ренессанс и северное Возрождение. Эразм жил в Северной Европе на рубеже XV — XVI вв. — в пространстве и времени их пересечения. Название, данное исследователями его философии — христианский гуманизм, отражает стремление Эразма к синтезу двух парадигм.
Для исследователей всегда была очевидна несовместимость их в едином мироотношении, поэтому вопрос о характере философии Роттердамца — это вопрос о том, «христианское» или «гуманистическое» мироотношение лежит в ее основании. Сложность определения основания заключается в том, что произведения Эразма при кажущейся целостности и завершенности не содержат строгой концепции, но представляют собой конгломерат противоречащих друг другу идей, соединенных риторически, а не логически, в котором не прослеживается идейной доминанты.
Концепция мировоззрения Эразма Роттердамского традиционно строится исходя из факта его принадлежности к традиции северного Возрождения, в русле которой формировалась предреформационная концепция христианства. «Христианство» поэтому оказывалось основой философии Эразма, «гуманизм» — эрудированность в античной философии и блестящая латынь — подчиненным моментом, поставленным на службу христианской идее. Утверждение о внешнем влиянии парадигмы итальянского Ренессанса на мировоззрение Эразма делало неактуальным анализ ее сущности. Исследователи зачастую ограничивались представлением о Ренессансе как об эпохе возрождения античных ценностей и забвения христианства. Основным недостатком такого подхода является попытка концептуализации взглядов Эразма, когда за рамками логически выстроенных положений оказывается множество других, данной логике не соответствующих. Попытка представить «гуманизм» как основу мироотношения Эразма позволяет не преодолевать неопределенность и хаотичность произведений, не отнестись к ней как к существенному выражению его мировоззренческой позиции.
Исследования культуры Ренессанса показали, что ее сущность — не забвение христианства и не буквальное возрождение язычества, а антропоцентризм, и именно в этом качестве она противоположна предреформационной идеологии. Это мироотношение основано не на связи человека с трансцендентальным абсолютом, а, напротив, на идее оторванности от него. Синтез христианства и античности — прерогатива итальянского, а не северного Возрождения, однако основание его — обожествленный человек.
Современные исследования Ренессанса особое внимание уделяют стилю философии итальянского Возрождения, рассматривая его как выражение антропоцентрической парадигмы эпохи.
«Ренессансный» стиль Эразма дает основание для попытки анализа его мировоззрения с точки зрения соответствия его существенным чертам, присущим итальянскому гуманизму, который можно рассматривать как практическое выражение антропоцентризма парадигмы культуры Ренессанса.
Вестник Московского университета
Оценка материала:
Нравится
0
Не нравится
Описание материала: ЭРАЗМА РОТТЕРДАМСКОГО КАК ВЫРАЖЕНИЕ ПАРАДИГМЫ РЕНЕССАНСА Философия Эразма Роттердамского относится к культуре переходного периода (XIV — XVI вв.) — водораздела между средневековьем и новым временем

Оставить комментарий

Похожие материалы:

Похожие разделы:

Новые альбомы:


Разработка страницы завершена на 0%
Используйте средства защиты! Соблюдайте гигиену! Избегайте посещения людных мест!
Операции:
WFI.lomasm.ru исторические материалы современной России и Советского Союза, онлайн музей СССР
Полезные советы...