Путь:
Навигация
- Учебные материалы по архитектуре
- Учебные материалы по информатике
- Учебные материалы по истории
- Учебные материалы по медицине
- Учебные материалы по философии
Язык [ РУССКИЙ ]
Поиск
Продвинутый поиск
Новые материалы
- Кому стоит купить датскую елку: идеальная пихта для тех, кто ценит стиль, уют и традиции 2025-12-02
- Влияние температуры на свойства пузырчатой пленки 2025-11-30
- Детские активные развлечения: польза, энергия и новые впечатления 2025-11-28
- Выбор корпоративных подарков: как создать впечатление, которое работает на репутацию 2025-11-28
- Кембриджская международная школа: синтез двух образовательных систем 2025-11-28
- Полевой ремонт дронов: что необходимо знать? 2025-11-25
- Методы сборки беспилотника, нацеленные на упрощение конструкции 2025-11-25
- Выбор пианино: между советской надежностью и импортным звучанием 2025-11-21
- Зачем нужно обращаться к кинологу: профессиональный подход к воспитанию собаки 2025-11-21
- Выбор дивана для современной квартиры 2025-11-21
- Выбор между диваном честер и прямым диваном 2025-11-21
- Выбор компактной мебели для отдыха 2025-11-21
- Корректная эксплуатация дорожного покрытия: значение и методы 2025-11-19
- Юридические услуги для бизнеса: зачем они нужны компаниям 2025-11-07
- Организация новогоднего торжества: современный подход к празднику 2025-11-01
Картинка недели
Учебные материалы по философии
Оценка раздела:
0
Категории
Христианский гуманизм
Дата публикации: 2021-01-13 00:03:47Дата модификации: 2021-01-13 00:03:47
Просмотров: 838
Материал приурочен к дате: 1997-01-01
Прочие материалы относящиеся к: Дате 1997-01-01 Материалы за: Год 1997
Автор: lomasm
С.Г. Гладышева
ЭРАЗМА РОТТЕРДАМСКОГО КАК ВЫРАЖЕНИЕ ПАРАДИГМЫ РЕНЕССАНСА Философия Эразма Роттердамского относится к культуре переходного периода (XIV — XVI вв.) — водораздела между средневековьем и новым временем, основным содержанием которого явилось становление индивидуалистического сознания. Ее исследование актуализирует факт существования двух форм, двух парадигм переходной культуры, обозначаемых как итальянский Ренессанс и северное Возрождение. Эразм жил в Северной Европе на рубеже XV — XVI вв. — в пространстве и времени их пересечения. Название, данное исследователями его философии — христианский гуманизм, отражает стремление Эразма к синтезу двух парадигм.
Для исследователей всегда была очевидна несовместимость их в едином мироотношении, поэтому вопрос о характере философии Роттердамца — это вопрос о том, «христианское» или «гуманистическое» мироотношение лежит в ее основании. Сложность определения основания заключается в том, что произведения Эразма при кажущейся целостности и завершенности не содержат строгой концепции, но представляют собой конгломерат противоречащих друг другу идей, соединенных риторически, а не логически, в котором не прослеживается идейной доминанты.
Концепция мировоззрения Эразма Роттердамского традиционно строится исходя из факта его принадлежности к традиции северного Возрождения, в русле которой формировалась предреформационная концепция христианства. «Христианство» поэтому оказывалось основой философии Эразма, «гуманизм» — эрудированность в античной философии и блестящая латынь — подчиненным моментом, поставленным на службу христианской идее. Утверждение о внешнем влиянии парадигмы итальянского Ренессанса на мировоззрение Эразма делало неактуальным анализ ее сущности. Исследователи зачастую ограничивались представлением о Ренессансе как об эпохе возрождения античных ценностей и забвения христианства. Основным недостатком такого подхода является попытка концептуализации взглядов Эразма, когда за рамками логически выстроенных положений оказывается множество других, данной логике не соответствующих. Попытка представить «гуманизм» как основу мироотношения Эразма позволяет не преодолевать неопределенность и хаотичность произведений, не отнестись к ней как к существенному выражению его мировоззренческой позиции.
Исследования культуры Ренессанса показали, что ее сущность — не забвение христианства и не буквальное возрождение язычества, а антропоцентризм, и именно в этом качестве она противоположна предреформационной идеологии. Это мироотношение основано не на связи человека с трансцендентальным абсолютом, а, напротив, на идее оторванности от него. Синтез христианства и античности — прерогатива итальянского, а не северного Возрождения, однако основание его — обожествленный человек.
Современные исследования Ренессанса особое внимание уделяют стилю философии итальянского Возрождения, рассматривая его как выражение антропоцентрической парадигмы эпохи.
«Ренессансный» стиль Эразма дает основание для попытки анализа его мировоззрения с точки зрения соответствия его существенным чертам, присущим итальянскому гуманизму, который можно рассматривать как практическое выражение антропоцентризма парадигмы культуры Ренессанса.
Вестник Московского университета
Оценка материала:
0
Описание материала: ЭРАЗМА РОТТЕРДАМСКОГО КАК ВЫРАЖЕНИЕ ПАРАДИГМЫ РЕНЕССАНСА Философия Эразма Роттердамского относится к культуре переходного периода (XIV — XVI вв.) — водораздела между средневековьем и новым временем
Остальные материалы раздела: Учебные материалы по философии
Предыдущая Трактовка логического и теоретического знания в «логико-философском трактате» кантианские мотивыСледующая Страдание проблема оценки и измерения
Оставить комментарий
Похожие материалы:
Похожие разделы:
Новые альбомы:
Соседние разделы



