Путь:
Навигация
- Учебные материалы по архитектуре
- Учебные материалы по информатике
- Учебные материалы по истории
- Учебные материалы по медицине
- Учебные материалы по философии
Язык [ РУССКИЙ ]
Поиск
Продвинутый поиск
Новые материалы
- Большие коробки на заказ: преимущества упаковки и основные сферы применения 2025-12-26
- Конические подшипники: работа под нагрузкой 2025-12-25
- Сферические роликовые подшипники: устройство, преимущества и области применения 2025-12-25
- AI в e-commerce: как бренды используют чат-боты и MiniApps для рекомендаций 2025-12-25
- Почему бумажные книги остаются востребованными в цифровую эпоху 2025-12-25
- КТ сосудов головного мозга: что показывает исследование, показания и значение диагностики 2025-12-20
- Игры 2025-12-18
- Процедура дренажа животным: в каких случаях применяется и как проходит 2025-12-14
- Переезд квартиры с грузчиками - услуги по переезду без хлопот 2025-12-14
- Где приобретать электронику и цифровую технику онлайн 2025-12-06
- Кому стоит купить датскую елку: идеальная пихта для тех, кто ценит стиль, уют и традиции 2025-12-02
- Влияние температуры на свойства пузырчатой пленки 2025-11-30
- Детские активные развлечения: польза, энергия и новые впечатления 2025-11-28
- Выбор корпоративных подарков: как создать впечатление, которое работает на репутацию 2025-11-28
- Кембриджская международная школа: синтез двух образовательных систем 2025-11-28
Картинка недели
Учебные материалы по философии
Оценка раздела:
0
Категории
Трактовка логического и теоретического знания в «логико-философском трактате»: кантианские мотивы
Дата публикации: 2021-01-13 00:02:17Дата модификации: 2021-01-13 00:02:17
Просмотров: 1564
Материал приурочен к дате: 1997-01-01
Прочие материалы относящиеся к: Дате 1997-01-01 Материалы за: Год 1997
Автор: lomasm
Е.Л. Устинская
Большинство исследователей «Трактата» Л. Витгенштейна указывают в качестве его основной темы исследование природы языка, возможности построения логически совершенного языка. Думается, что правомерно представить «Трактат» как исследование теоретического знания и познания. Предлагаю перенести акценты с изучения языка на исследование логики, ее роли и статуса, причем именно исследование логики позволит обнаружить кантианские мотивы в данной работе. Если в «Критике» ключевыми понятиями выступают «разум» и «рассудок», то в «Трактате» таким ключевым понятием, по моему мнению, является емкое многозначное понятие «логика», которое служит отправной точкой исследования теоретического знания.
В «Трактате» дан целый спектр характеристик логики: логика как область априорного, как область возможного, как условие мира, как область формального, как область закономерного, как отражение мира. Одна из непростых задач — найти связующие нити между этими внешне разными характеристиками логики.
Априорность логики Витгенштейн дает в контексте мыслимого и выразимого в языке: нельзя нелогически мыслить. Логика как априорное основание мышления неизбежна и необходима. Любая мысль есть логическая картина, иначе картина действительности. Но встает вопрос: какова существенная черта картины, которая позволяет ей быть картиной, моделью действительности? Витгенштейн дает однозначный ответ — наличие у любой мысли, картины действительности логической формы, которая является тем необходимым и неизбежным условием, позволяющим картине быть моделью действительности. Сразу отмечу, что логическая форма — общее, однородное, что присуще и картине действительности, и самой действительности.
В исследовании логической формы Витгенштейн ставит проблему природы связи между реальностью и картиной, моделью реальности. Каким образом мы создаем картины? Каковы механизмы, позволяющие картинам нечто говорить о реальности? Что является общим для данностей разного порядка: для реальности и субъекта, ее познающего? Не похожа ли сама постановка вопроса о поиске общего, однородного, что существует между объективностью и ее субъективным выражением, на один из центральных тезисов кантовского учения о рассудке — о связи рассудка, его априорных понятий с опытом? Речь идет о схематизме как важнейшей способности и деятельности рассудка. У Канта трансцендентальная схема — нечто однородное, с одной стороны, явлениям, с другой стороны, категориям, что и делает возможным применение категорий к явлениям.
Но если у Канта трансцендентальные схемы есть продукт активной деятельности рассудка, то Витгенштейн онтологизирует логическую форму: логическая форма становится 122 свойством не только картин, моделей реальности, но и характеристикой самой реальности, выступая как логические формальные свойства реальности, мышления и языка.
Вестник Московского университета
Оценка материала:
0
Описание материала: Большинство исследователей «Трактата» Л. Витгенштейна указывают в качестве его основной темы исследование природы языка, возможности построения логически совершенного языка.
Остальные материалы раздела: Учебные материалы по философии
Предыдущая Теория предмета а. Мейнонга и проблемы логической семантикиСледующая Христианский гуманизм
Оставить комментарий
Похожие материалы:
Похожие разделы:
Новые альбомы:
Соседние разделы



