Путь:
Навигация
- Время вперед
- Забытые новости современной России
- К-141 «Курск» Атомная Подводная Лодка
- Пожар на Останкинской телебашне
- Российская наука и техника
Язык [ РУССКИЙ ]
Поиск
Подписка и соц. сети
Новые материалы
- Откатные ворота для гаража и забора устройство, разновидности, применение, достоинства и недостатки 2024-09-17
- Как мостить дорожки из камня 2024-09-17
- Деревянные дома из клееного бруса важная роль усовершенствования сырья 2024-09-07
- Как выбрать кондиционер для квартиры секреты комфортного климата в вашем доме 2024-09-07
- Интернет-магазин брендовой обуви и аксессуаров где стиль и качество встречаются 2024-09-07
- Лазерная коррекция зрения показания и особенности методов 2024-08-01
- ЖК Светский Лес резиденции у моря 2024-08-01
- Техническое обследование зданий и сооружений цели и задачи 2024-07-30
- Причины и важность обращения к адвокату 2024-07-30
- Эффективное похудение и очищение организма 2024-07-30
- Алюминиевые конструкции преимущества и особенности 2024-06-21
- Виды подъемного оборудования и важность его использования 2024-06-15
- Стальные рулонные ворота преимущества и особенности 2024-06-15
- Как заказать лекарства онлайн 2024-06-15
- ПВХ-плитка достоинства материала 2024-06-15
Картинка недели
К началу
В конец
Создать личную галерею (раздел)
Создать личный альбом (с изображениями)
Создать материал
Российская наука и техника
Оценка раздела:
2
Категории
ИВАНОВОБОЛЬШИЕ САМОЛЕТЫ ИЗ ГОРОДА НЕВЕСТ
Дата публикации: 2017-10-13 22:30:59Дата модификации: 2017-10-13 22:30:59
Просмотров: 974
Материал приурочен к дате: 2003-01-01
Прочие материалы относящиеся к: Дате 2003-01-01 Материалы за: Год 2003
Автор: lomasm
Иваново:...
Строительство аэродрома Иваново (Северный) началось в 1935 году. А уже в 1937-м здесь сформирован 12 бап на самолетах ТБ-1 и ТБ-3 и база обслуживания. В 1939-м Иваново (Северный) надолго затих - базировавшийся на нем полк вместе с базой обслуживания убыл на финский фронт, на аэродроме осталась только охрана. В 1940 году здесь формируется 165 резервный бап на самолетах ТБ-1 и ТБ-3, а вскоре начали поступать СБ. Полк стал учебным. На его базе организована высшая школа штурманов, которой руководил известный авиационный навигатор генерал И.Спирин. Летный состав высшей школы штурманов с начала Великой Отечественной войны принял участие в боевых действиях на самолетах ТБ-1, ТБ-3 и СБ. В первый год войны школа была переименована, несколько изменился ее профиль. Она стала школой штурманов и ночных бомбардировщиков. В это время на аэродроме базировался полк и три авиационные эскадрильи по 25-30 самолетов в каждой. Начали поступать самолеты Ил-4(ДБ-3Ф).В сентябре школа перебралась в Мары - подальше от линии фронта, которая продолжала приближаться к Москве. На аэродроме базировалась истребительная и бомбардировочная авиация. В конце 1942 года начали прибывать поставляемые по ленд-лизу самолеты, построенные в США и Великобритании, в том числе истребители Харрикейн, бомбардировщики В-25 Митчелл. Конец года и начало 1943-го ознаменовались важным событием в истории аэродрома. 29 ноября 1942 года здесь встречали французов - всего 58 человек, из них 14 - летчики. Именно они составили костяк формирующейся истребительной авиационной эскадрильи Нормандия. С 1 декабря 1942-го по 14 марта 1943 года французские летчики прошли теоретическую и практическую подготовку на истребителях Як-1.В 1944 году из Мары возвратили школу штурманов и ночных бомбардировщиков. На ее базе были сформированы четыре авиаполка. Три из них разместились на аэродромах Кинешма, Савостлейка, Добрынское.Школа продолжала готовить летный состав для бомбардировочной авиации вплоть до 1957 года, когда она была расформирована. А в конце 1958 года на аэродром Иваново (Северный) из подмосковных Люберец перелетел 229-й транспортный авиационный полк из состава 4-й авиационной дивизии особого назначения на самолетах Ил-14. В следующем году в Иваново перебазировалось управление 4 адон. Через год его расформировали, а 229 тап передали в состав 12 втад. На аэродроме построили гравийно-битумную полосу. В связи с освоением полком самолетов Ан-8, на ВПП положили асфальт. В 1963 году полк полностью переучился на Ан-12. В период 1966-1967 гг. экипажи полка, которым командовал в то время полковник Н.Кузнецов, неоднократно выполняли правительственные задания по перевозке грузов Министерства нефтяной промышленности и Министерства геологии. После реконструкции взлетно-посадочной полосы в 1965 году аэродром Иваново (Северный) оделся бетоном. В феврале 1967 года в 229 втап была сформирована четвертая эскадрилья, которую предполагали оснастить самолетами Ан-22 Антей. А в октябре 1968-го в Иваново из Сещи переведены 25-е офицерские курсы с учебной эскадрильей на самолетах Ан-12.Первый Антей прилетел в Иваново с Ташкентского авиационного завода в феврале 1969 года. Собственно говоря, было два экипажа и два самолета: полковника В.Ялина - N 0108 и майора Л.Хорошко - N 0109. Их тепло встретили жители гарнизона. А уже в июне того же года экипажи Ан-22 майоров А.Хорошко, Н.Скока и А.Бояринцева приняли участие в учениях Восток, на которых Антеи впервые перевезли боевую технику, военные грузы и личный состав. В сентябре Ан-22 впервые вышел на международные воздушные линии: выполнены два рейса во Вьетнам по маршруту Ташкент - Дели - Ханой. Весной 1970 года на аэродроме Иваново (Северный) началось формирование 81 втап на самолетах Ан-22. Первым командиром новоиспеченного полка стал подполковник Н.Моргис. С 15 по 28 июля того же года экипажи Ан-22 полковника Н.Моргиса, подполковников А.Хорошко, Н.Скока, майоров А.Бояринцева и М.Проценко под общим руководством полковника В.Ялина выполняли задание по оказанию помощи населению Перу, пострадавшему от землетрясения. 18 июля, через 47 минут после взлета с исландского аэродрома Кефлавик, потерпел катастрофу над Атлантикой экипаж майора А.Бояринцева, летевший в Перу (бортовой N 09303).Причина катастрофы до сих пор не установлена. Экипажу сооружены памятники в Перу и в Москве на Новодевичьем кладбище. Это был трагический год в истории совсем еще молодого полка, летавшего на самом мощном в мире военно-транспортном самолете. 19 декабря при выполнении специального задания по оказанию помощи населению Восточного Пакистана, пострадавшему от стихийного бедствия, потерпел катастрофу экипаж Ан-22 подполковника Н.Скока (бортовой N 09305).В августе 1971 года расположенные на аэродроме Иваново (Северный) офицерские курсы переименованы в 25-е Центральные офицерские курсы. Двумя месяцами раньше, в мае, 229 втап на самолетах Ан-12 расформирован. Декабрь 1974 года был месяцем начала новейшей истории аэродрома Иваново (Северный). 25 ЦОК переформированы в 610-й Центр боевого применения и переучивания летного состава военно-транспортной авиации Военно-Воздушных Сил (610 ЦБП и ПЛС ВТА ВВС). Первым командиром Центра стал полковник, а потом генерал-майор авиации, Н.Моргис. В следующем году из Тулы в Иваново передислоцированы 374 втап на самолетах Ан-12, который передали в оперативное подчинение 610 ЦБП и ПЛС. К этому времени в Иваново организовали подготовку практически по всем основным специальностям: командир корабля и его помощник, летчик-инструктор, командир отряда, командир авиационной эскадрильи, командир, штурман, начальник штаба полка. С переходом военно- транспортной авиации на новый самолет Ил-76 в Центре началась подготовка специалистов из зарубежных стран. С 1971 по 1992 год в Иваново прошли обучение 1672 слушателя из Алжира, Болгарии, Гвинеи, Индии, Ирака, Кубы, Польши, Сирии, Чехословакии и Эфиопии. В 1979-м 374 втап был расформирован, а на его базе созданы две инструкторские эскадрильи: одна на самолетах Ан-12, другая - на Ил-76. В марте того же года четыре экипажа Центра на Ил-76 приняли участие в крупных учениях, проводившихся по плану министра обороны СССР. С декабря того же года по 1982-й экипажи Центра интенсивно летали на аэродромы, расположенные на территории ДРА. Очередное реформирование структуры летных подразделений Центра произошло в августе 1994 года, когда на базе двух инструкторских и одной исследовательской эскадрильи формируется инструкторский втап на самолетах Ил-76, а на базе расположенного в Фергане учебного авиационного центра - инструкторская втаэ на Ан-12.За время существования ивановского ЦБП и ПЛС немало летного и инженерно- технического состава ВТА, других родов авиации ВВС, а также зарубежных государств повысили свою подготовку, теоретически и практически переучились на новую авиационную технику. В общей сложности Центр дал ВВС более 12 тыс. специалистов для военно- транспортной и транспортной авиации, а суммарный налет его подразделений составил 95718 ч.
Air Fleet Herald
Сегодня в числе основных задач Центра, который является учебно-исследовательской организацией, подчиненной командующему ВТА, - повышение квалификации и переподготовка офицерского состава, подготовка резерва командиров кораблей для частей ВТА и ТА, переучивание летного и инженерно- технического состава ВТА, других министерств и ведомств на новую авиационную технику, проведение военно-научной и исследовательской работы, подготовка экипажей ВТА к выполнению перелетов по международным воздушным линиям.Центр - структура во многом уникальная. Обе его летные части кроме чисто инструкторских задач способны выполнять и специфические задачи военно- транспортной авиации. Далеко за пределами Иваново известен входящий в состав учебно-летного отдела цикл подготовки к полетам по международным воздушным линиям. Преподавателей из Иваново знают в Ульяновске, Санкт-Петербурге, московском международном аэропорту Шереметьево. Перемены в жизни страны не могли не отразиться на некогда размеренной жизни ивановского Центра. В связи с реформированием и сокращением ВВС здесь появился новый контингент слушателей - бывшие летчики фронтовой и дальней авиации. Некоторые уже в солидном по авиационным меркам возрасте - под тридцать и за. Несмотря на объективные трудности переподготовки уже вполне зрелых летчиков, в Иванове научились это делать, сохранив для ВВС самое ценное - летные кадры, и в первую очередь тех, кто любит и хочет летать.О любви к небу разговор особый. Сегодня ее испытывают на прочность многие трудности - от бесквартирья и постоянных задержек с выплатой далеких от достойного уровня зарплаты и командировочных, до хронического дефицита топлива, запчастей и еще многого, без чего авиация жить не может. И тем не менее не ропщут ивановцы и любви своей изменять не торопятся. При всей сложности положения техническая готовность парка самолетов Центра сегодня выше 70%. Никто не скрывает, что это достигается за счет весьма ощутимого увеличения нагрузки на инженерно-технический состав. Технология простая: берем агрегат с одного самолета - ставим на другой... И это при том, что в инструкторской авиационной части забот у техсостава гораздо больше, чем в строевой. Хотя, как сегодня вспоминают в Иванове, все это ничего, все это можно пережить. Что такое настоящая беда, здесь почувствовали в прошлом году, когда из-за топливного голода Центр восемь месяцев фактически простаивал.Это было суровое испытание для людей и техники. Но сегодня оно уже в прошлом. Центр, потратив на восстановление инструкторского состава уйму ресурса техники и топлива, опять в состоянии выполнять любые задачи по предназначению.В разные годы Центром руководили генерал-майор авиации А.Петров, генерал- лейтенант авиации К.Власинкевич, генерал-майор авиации А.Павленко. Сегодня ивановский ЦБП и ПЛС возглавляет генерал-майор А.Ахлюстин. Александр Владимирович стал генералом недавно, чуть дольше возглавляет Центр. Живет с семьей в общежитии. За годы службы прошел в ВТА все ступеньки служебного роста. Облетал полмира, если не больше. Освоил все премудрости летного дела в условиях и близко не напоминающих нормальные: взлетал и садился на малоприспособленные площадки, в высокогорье и под огнем. В зрелом уже возрасте в ту пору замкомдива полковник Ахлюстин постиг и еще одну науку: с обжитых прибалтийских аэродромов выводил полки дивизии в новые малоприспособленные места дислокации, где многое пришлось начинать с нуля. Так что опыт у Александра Владимировича богатый и разнообразный. Наверное именно такой должен быть у начальника единственного в России Центра, от нормальной работы которого сегодня во многом зависит настоящее и будущее российской ВТА. Указом Президента Российской Федерации от 6 мая 1995 года 610 ЦБП и ПЛС присвоено имя маршала авиации Скрипко Николая Семеновича - с 1950 по 1955 год - командующего транспортно-десантной, а с 1955 по 1969 год - военно-транспортной авиацией. В январе текущего года с аэродрома Иваново (Северный) экипажи ВТА, в том числе 610 ЦБП и ПЛС и втап на Ан-22, которым сегодня командует полковник А.Зайцев, приняли активное участие в переброске на аэродром Тузла в Боснии бригады российских миротворческих сил. В 1984 году при Центре был в торжественной обстановке открыт музей ВТА ВВС. С первых дней работы музея до ноября 1994 года им бессменно заведовал подполковник в отставке Н.Дракун. В настоящее время на этом посту - полковник запаса А.Мартеллер, награжденный знаком Заслуженный специалист Вооруженных Сил СССР. Бессменный экскурсовод музея - подполковник в отставке Н.Шкуропат - участник Великой Отечественной войны, штурман Ли-2, ветеран 229 и 196 втап. Рассказ об авиабазе, расположенной на аэродроме Иваново (Северный), будет неполным без упоминания о других частях и подразделениях, которые дислоцируются здесь. В ноябре 1994 года в состав Центра был включен отдельный батальон связи и радиотехнического обеспечения. Днем рождения части считается 16 июня 1953 года. Но фактически уже 2 июня в ту пору дивизион приступил к обеспечению полетов Центральных летно-тактических курсов дальней авиации. А с 1958 года - еще двух полков военно- транспортной авиации. В 1961 году дивизион обеспечивал летную работу полка, который переучивался на самолет Ан-8, а с 1970 года - на Ан-22. В этот период личный состав части ежегодно отрабатывал до двухсот летных смен. В настоящее время батальон, обеспечивая работу двух полков и отдельной эскадрильи, несет самую большую нагрузку в сравнении с аналогичными подразделениями ВТА. На аэродроме Иваново (Северный) так же дислоцируются сформированная в 1946 году авиационно-техническая база и во многом уникальный авиационный ремонтный завод, который ведет свою родословную с 1940 года, когда под Новочеркасском были образованы 226-е стационарные авиационные мастерские. В 1947-м они были реорганизованы в авиационную ремонтную базу, а в 1950-м база обосновалась в Иванове. Уже в следующем году было выпущено из ремонта 50 самолетов Ли-2. В 1969 году отремонтировано 108 Ли-2 и 128 Ан-2. С тех пор, традиционно выполняя задачи в интересах ВТА, в Иванове освоили сначала профилактический, а затем и капитальный ремонт самолетов Ан-24, Ан-26 и Ан-22 Антей. Первый Ан-22 был облетан после капитального ремонта 18 января 1983 года. В настоящее время на 569 АРЗ, который получил это наименование осенью 1994 года, осваивают ремонт самолета Ан-72.А тем временем производственные мощности используются где-то на 20%.С легкой руки авторов некогда популярной песни, Иваново известен в народе как город невест. Думаю, что с не меньшим основанием его можно окрестить городом ВТА, городом больших самолетов. Гул их мощных двигателей здесь так же привычен, как шум городского транспорта. Биография авиабазы, расположенной на аэродроме Иваново (Северный), продолжается. Жизнь продолжается.
Александр ВОЙНОВ
Фото Сергея Скрынникова
От редакции.
Благодарим сотрудников Музея ВТА за помощь в подготовке этой публикации.
Издательский дом Авиация и космонавтика
Оценка материала:
0
Описание материала: Строительство аэродрома Иваново (Северный) началось в 1935 году. А уже в 1937-м здесь сформирован 12 бап на самолетах ТБ-1 и ТБ-3 и база обслуживания.
Остальные материалы раздела: Российская наука и техника
Предыдущая Запорожский ПРОГРЕСС-ровесник победыСледующая Наука-Сибирский Вариант
Оставить комментарий
Похожие материалы:
Похожие разделы:
Соседние разделы