Исторический альманах, портал коллекционеров информации, электронный музей 'ВиФиАй' work-flow-Initiative 16+
СОХРАНИ СВОЮ ИСТОРИЮ НА СТРАНИЦАХ WFI Категории: Актуальное Избранное Telegram: Современная Россия
Исторический альманах, портал коллекционеров информации, электронный музей

Путь:

Навигация


Язык [ РУССКИЙ ]

Поиск
Подписка и соц. сети

Подписаться на обновления сайта


Поделиться

Яндекс.Метрика

Новые материалы

Картинка недели

К началуК началу
В конецВ конец
Создать личную галерею (раздел)Создать личную галерею (раздел)
Создать личный альбом (с изображениями)Создать личный альбом (с изображениями)
Создать материалСоздать материал

Категории

Техника спутниковой связи.

Дата публикации: 2019-10-15 13:08:17
Дата модификации: 2019-10-15 13:08:17
Просмотров: 1097
Автор:

 

В 70х годах было начато создание Единой системы спутниковой связи (ЕССС) как военной системы спутниковой связи общего применения. Головным разработчиком ЕССС был определен Московский НИИ радиосвязи, головным разработчиком наземных средств связи - КБ Красноярского радиотехнического завода, Генеральным заказчиком - начальник связи ВС СССР.

Впервые в мире создавалась система, построенная полностью на цифровых методах передачи информации, сигнальных методах защиты от преднамеренных помех на основе ФМ-ШПС сигналов с большой базой, обработки сигналов в ретрансляторах связи космических аппаратов. Основой земного комплекса являлись мобильные станции спутниковой связи с антенными системами диаметром 1,5-2,5 м, включая узловые станции, работающие по 9-11 цифровым направлениям связи. Это обеспечивалось за счет использования мощных многоствольных ретрансляторов связи космических аппаратов типа "Радуга".

В середине 70х годов в войска начали поступать первые станции "Кристалл" в мобильном и стационарном исполнении. Были созданы станции для сухопутных войск на бронебазе, носимые станции, станции для ВДВ на базе автомобиля ГАЗ-66 и боевой машины десанта, в том числе десантируемые, самолетные, корабельные и железнодорожные станции. Совместными усилиями промышленности и военных организаций в 70-80-х годах впервые были созданы автомобильные узловые и оконечные станции Р-440У, Р-440-О и Р-440-БД, станции на бронебазе Р-440-ОДБ и Р-440-БТ, функционирующие в диапазоне 4/6 ГГц через ретрансляторы связи космических аппаратов, расположенных на геостационарной ("Радуга", "Горизонт", "Ямал" и "Экспресс") и высокоэллиптической ("Молния-3") орбитах. Станции используются в войсках до настоящего времени, при этом они постоянно модернизируются и совершенствуются.

В эти же годы были созданы приемо-передающие центры ППЦ-1 и ППЦ-2, обеспечивающие радиально-узловую связь с большим числом пунктов управления и объектами. Первая очередь ЕССС была принята на вооружение в 1980 году.

Значительный вклад в дело создания Единой системы спутниковой связи внесли коллективы Московского НИИ радиосвязи, Московского радиотехнического института, Красноярского НИИ радиосвязи, Красноярского радиотехнического завода и Красноярского завода телевизоров.

В 80х годах были развернуты работы по дальнейшему совершенствованию Единой системы спутниковой связи. Необходимость повышения помехозащищенности, пропускной способности, гибкости и мобильности спутниковой связи потребовала создания новых станций. В это время были разработаны и поступили в войска подвижные станции (автомобильные, на бронебазе, контейнерные станции Р441-У, Р441-О, Р441-ОК, Р439, Р439-БК, Р439-К) и стационарные станции (Р441-УС, Р441-ОС). Новый парк высокопомехозащищенных станций различных модификаций предназначен для использования в различных звеньях управления войсками с обеспечением работы в двух диапазонах частот 4/6 и 7/8 ГГц через ретрансляторы связи, работающие в режимах с обработкой сигналов на борту, прямой ретрансляции и Радио-АТС.

В ходе последующих работ по совершенствованию средств спутниковой связи впервые была создана малогабаритная станция Р-439-МДЖ для железнодорожных объектов, обеспечивающая связь в движении в диапазоне 4/6 ГГц. Для разнородных войсковых формирований создана перевозимая станция Р-439-П с пропускной способностью до 48 кбит/с и узловая контейнерная станция Р-439-КУЛ, работающие в сетях с частотным и частотно-кодовым разделением каналов. В настоящее время активно ведутся работы по разработке и внедрению в войска нового поколения станций спутниковой связи, работающих в нескольких диапазонах частот, и обеспечивающих связь на стоянке и в движении с организацией радиодоступа мобильных пунктов управления к каналам спутниковой связи, а также работы по дальнейшему совершенствованию автоматизированной системы управления ЕССС.

Большой вклад в дело совершенствования и развития средств спутниковой связи вносит ФГУП "НПП "Радиосвязь" (г. Красноярск). Следует отметить особый вклад т.т. Биленко А.П., Тараненко В.Г., Немировского М.С., Сту-калова Л.В., Есина А.П., Смаля В.Г., Рагзина Г.М., Бондарева В.В., Бронкевича Ю.С., а также генералов и офицеров Управления НС ВС и 16 ЦНИИИ МО - Шитова Е.А., Редина А.П., Василенко В.Е., Кондрашева В.М., Алюшина В.С., Федосова В.А., Колесникова А.И., Демидова В.М, Могильного В.В., Свистельникова Ю.Л., Нечаева Н.Т., Федорова В.Д., Николаенко В.М., Панфилова А.П.

В 80-х годах в рамках создания средств ЕССС-2 Московским научно-исследовательским институтом радиосвязи по заданию НС ВС проведена разработка комплекса аппаратуры временного объединения/разделения цифровых сигналов "Агат" и радиоАТС "Оникс", размещаемой в станциях спутниковой связи. Впервые в СССР была создана аппаратура для станций спутниковой связи, реализованная полностью на базе программных средств с использованием спецвычислителя. Разработка аппаратуры "Агат", "Оникс" позволила существенно улучшить тактико-технические характеристики станций и системы в целом в части: обеспечения устойчивости оконечной аппаратуры к кратковременным перерывам в радиоканалах, что является весьма существенным при работы средств связи в движении в условиях пересеченной местности; предоставления спутниковых радиоканалов по требованию абонентов (радиоАТС); автоматизации в управлении средствами радиосвязи. Во второй половине 80-х годов организован серийный выпуск аппаратуры "Агат", "Оникс" на Молодечненском радиозаводе "Спутник", Белорусская ССР.

С середины 90-х годов во ФГУП "НПЦ "Вигстар" были начаты работы по модернизации комплекса "Агат", "Оникс" для нового поколения станций спутниковой связи. Применение при модернизации перспективной элементной базы с максимальным использованием программно-управляемых средств позволило наряду с дополнительными по сравнению с прототипом возможностями (реализация пакетного режима, обеспечивающего возможность организации работы через ствол РТР с пропускной способностью 6 кбит/с вместо одной - четырех станций спутниковой связи; обеспечение работы в режиме радиоАТС по 400-м (вместо 200) каналам ретранслятора достигнуть существенного улучшения эксплуатационных характеристик аппаратуры. Для малоканальной станции спутниковой связи массогабаритные характеристики комплекса уменьшены в пять раз, энергопотребление - более чем в двадцать пять раз, исключена необходимость принудительной вентиляции, уменьшена номенклатура выпускаемых блоков (два вместо трех).

Модернизированная аппаратура успешно прошла испытания, внедрена в серийное производство и в настоящее время выпускается на ФГУП НГО1 "Радиосвязь", г. Красноярск. Большой вклад в создания и серийного освоения станций, а также оснащение ими войск внесли коллективы Московского НИИ радиосвязи, Молодечнбнского радиозавода "Спутник", ФГУП "НПЦ "Вигстар", ФГУП НИИ "Радиосвязь" и в первую очередь т.т. Романовский М.И., Шадрин В.В., Александров В.С., Мартюхин Д.Е., Добролюбова Г.Ф., Фукс М.С., Рагзин Г.М., Югай В.В., Дятлов В.А., Бронкевич Ю.С., Швик М.Л., а также генералы и офицеры заказывающего управления НС ВС, 16 ЦНИИИ МО и военных представительств Геков В.В., Ионов СВ., Колесников А.И., Могильный В.В., Свистельников Ю.Л., Липатов В.Е., Алюшин В.С., Пашков В.В., Николаенко В.М., Петухов В.В., Перескоков В.Ф., Лазутин В.А., Липатов А.А., Степанов А.А. Впервые работа по созданию носимых станций спутниковой связи сантиметрового диапазона частот инициирована Московским научно-исследовательским институтом радиосвязи.

Научно-исследовательские работы "Барьер-1", "Барьер-3" и "Барьер-ЗМ" были выполнены по ТЗ Министерства промышленности средств связи с 1977 по 1984 г. Макеты станций "Барьер-3" и "Барьер-ЗМ" успешно прошли испытания через ретранслятор "Грань".

Положительные результаты НИР послужили основанием для проведения ОКР "Барьер-Т" по заказу УНС ВС. В целях создания сети связи из носимых станций спутниковой связи в разрабатываемом МНИИРС ретрансляторе "Цитадель" был сформирован специальный ствол -4А.

ОКР "Барьер-Т" начата в 1986 г. и была закончена в 1992 г. Масса станции в упаковке для переноски составляла 23 кг. Серийное освоение станции начато на Ярославском радиозаводе в 1991 г. Станция принята на вооружение в 1993 г. Станция имеет одну информационную скорость передачи и осуществляет связь междуоконечными устройствами. Через ствол 4А космического аппарата могут работать до 10 станций.

Станции положительно зарекомендовали себя при проведении войсковых операций на северном Кавказе, в Югославии, в Таджикистане и Афганистане. Большой вклад в дело создания и серийного освоения станций, а так же оснащение ими войск внесли коллективы Московского НИИ радиосвязи, Ярославского радиозавода и, в первую очередь, т.т. Савченко А.Н., Калмазан А.Ф., Флегонтов И.Б., а также генералы и офицеры заказывающего управления НС ВС, 16 ЦНИИИ МО и военных представительств Геков В.В., Колесников А.И., Могильный В.В., Лазутин В. А.

В период с 1976 г. по 1980 г. коллективом Московского НИИ радиосвязи в кооперации с КБ Ярославского радиозавода и Московским НИИ приборостроения была разработана первая отечественная самолетная станция СМВ-диапазона "4РТ-С" (главный конструктор -Писаренко ВТ.). Станция размещается на самолете АКРЛДН типа А-50 и предназначена для передачи данных радиолокационной разведки на пункты управления ВВС и ПВО, а также для приема от ПУ команд, необходимых для координации взаимодействия истребителей-перехватчиков. В качестве земной станции спутниковой связи используется станция типа Р-440-А. В процессе разработки были успешно решены сложные технические вопросы обеспечения электромагнитной совместимости станции с радиолокационным оборудованием комплекса, управления наведением антенн от центральной вычислительной машины комплекса, размещения антенн на самолете.

Станция "4РТ-С" хорошо зарекомендовала себя в условиях войсковой эксплуатации и особенно эффективно при использовании самолетов А-50 в северных широтах нашей страны, обеспечивая надежную передачу данных и прием команд управления во время боевого дежурства самолетов. За годы серийного производства было выпущено и поставлено на объекты более 30 станций "4РТ-С", которые эксплуатировались до 2000 г. Большой вклад в серийное освоение станции внесли коллективы Ярославского радиозавода, завода "Электросигнал" (г. Новосибирск) и ПО "Октябрь" (г. Каменск-Уральский).

Оценка материала:
Нравится
0
Не нравится
Описание материала: ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА ПО Технике спутниковой связи. В 70х годах было начато создание Единой системы спутниковой связи (ЕССС) как военной системы спутниковой связи общего применения

Остальные материалы раздела: Электроника

Предыдущая Драгоценные металлы
Следующая СИСТЕМЫ ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ

Оставить комментарий

Похожие материалы:

Похожие разделы:

Новые альбомы:

Вложенные разделы


Разработка страницы завершена на 0%
Используйте средства защиты! Соблюдайте гигиену! Избегайте посещения людных мест!
Операции:
WFI.lomasm.ru исторические материалы современной России и Советского Союза, онлайн музей СССР
Полезные советы...