Исторический альманах, портал коллекционеров информации, электронный музей 'ВиФиАй' work-flow-Initiative 16+
СОХРАНИ СВОЮ ИСТОРИЮ НА СТРАНИЦАХ WFI Категории: Актуальное Избранное Telegram: Современная Россия
Исторический альманах, портал коллекционеров информации, электронный музей

Путь:

Навигация


Язык [ РУССКИЙ ]

Поиск
Подписка и соц. сети

Подписаться на обновления сайта


Поделиться

Яндекс.Метрика

Новые материалы

Картинка недели

К началуК началу
В конецВ конец
Создать личную галерею (раздел)Создать личную галерею (раздел)
Создать личный альбом (с изображениями)Создать личный альбом (с изображениями)
Создать материалСоздать материал

Российская наука и техника

Оценка раздела:
Не нравится
2
Нравится

Категории

Запорожский ПРОГРЕСС-ровесник победы

Дата публикации: 2017-10-13 21:57:40
Дата модификации: 2017-10-13 21:57:40
Просмотров: 1070
Материал приурочен к дате: 2003-01-01
Прочие материалы относящиеся к: Дате 2003-01-01 Материалы за: Год 2003
Автор:
1995 год стал не только годом пятидесятилетия Победы в Великой Отечественной войне, но и годом полувекового юбилея Запорожского машиностроительного конструкторского бюро Прогресс
1995 год стал не только годом пятидесятилетия Победы в Великой Отечественной войне, но и годом полувекового юбилея Запорожского машиностроительного конструкторского бюро Прогресс имени академика А.Г.Ивченко, широко известного,в частности, благодаря своим двигателям, установленным на самые большие в мире - самолеты Ан-124 Руслан, Ан-225 Мрiя и вертолет Ми-26. О том, что создано этим коллективом,рассказывает генеральный конструктор ЗМКБ Прогресс академик Федор Михайлович Муравченко.
В мае 1945 года на территории Запорожского моторостроительного завода (ныне АО Мотор Сiч) создано опытно-конструкторское бюро (с 1959 года - Запорожское машиностроительное конструкторское бюро Прогресс) по разработке и модифицированию авиадвигателей средней мощности. Основу его коллектива составили рабочие и специалисты, вернувшиеся из Омска, куда во время Великой Отечественной войны был эвакуирован завод. Руководителем и главным конструктором стал Александр Георгиевич Ивченко, а созданные в ОКБ моторы получили обозначение АИ - по первым буквам его имени и фамилии. Несмотря на все трудности, уже в конце 1945-го удалось собрать первые два образца нового поршневого мотора, а в начале следующего года их поставили на испытательный стенд. В 1945-1949 гг. коллектив КБ создал целое семейство поршневых моторов - АИ-4 , -14 и -26, а также ряд их модификаций. Они устанавливались на легкие самолеты и вертолеты - Як-12, -18, Ан-14, Ка-10, -15, -18, -26, Ми-1 и некоторые вертолеты конструкции И.П.Братухина. Сегодня продолжается серийный выпуск двигателя М-14 (развитие АИ-14), который применяется на современных спортивно-пилотажных, пилотажно-акробатических и ряде других легких самолетов.В начале 1950-х в ЗМКБ Прогресс приступили к разработке авиационных газотурбинных двигателей. Начали с турбостартера ТС-12Ф для турбовинтового НК-12 конструкции Н.Д.Кузнецова. В дальнейшем ОКБ участвовало в доводке ТВ-2, на базе которого позже создали двигатель ТВ-2-ВК для винтокрыла Ка-22.В 1955 году проводился конкурс по выбору двигателя для Ил-18 и Ан-10. Победителем его стал АИ-20, который в 1957 году успешно прошел государственные испытания и был запущен в серийное производство сразу на двух заводах - Запорожском и Пермском. Модификации двигателя АИ-20 устанавливались на самолеты Ан-8, -10, -12 и -32,Бе-12, Ил-18 и -38. Вслед за этим появился турбовинтовой АИ-24, предназначенный для Ан-24,-26 и -30.Разработка в середине 1960-х в КБ А.С.Яковлева комфортабельного самолета Як-40 для местных авиалиний потребовала конструирования нового экономичного двухконтурного турбореактивного двигателя (ТРДД). Для этого самолета специально спроектировали АИ-25. Позже его модификацию АИ-25ТЛ использовали для учебно-боевого самолета Л-39 Альбатрос. В дальнейшем был разработан более мощный ДВ-2, который изготавливается сейчас серийно в Словакии для Л-59.1970-е гг. ознаменовались новой работой - созданием первого в стране ТРДД с высокой степенью двухконтурности - Д-36. Его установили на пассажирский среднемагистральный самолет Як-42 и военно-транспортные Ан-72 и -74. Следующим стал Д-18Т с тягой 23 000 кгс, предназначенный для тяжелых транспортных самолетов Ан-124 Руслан и Ан-225 Мрiя. Конструирование двигателей такой мощности укрепило престиж ЗМКБ Прогресс как одной из ведущих фирм мирового уровня, занимающихся этой тематикой. На базе Д-36 в ЗМКБ разработали самый мощный в мире турбовальный Д-136. Его серийное производство началось в 1982 году, и устанавливается он на вертолеты Ми-26 и -26Т. Кроме того, газогенератор двигателя Д-36 послужил основой для создания турбовинтовентиляторного двигателя (ТВВД) Д-236Т с редуктором для привода соосных винтовентиляторов противоположного вращения. Эскизный проект его появился в 1981 году, а в 1985-м уже начались испытания. В то же время параллельно велись работы над проектом принципиально нового ТВВД - Д-27 с высокими параметрами газодинамического цикла. Он предназначен для транспортных Ан-70 и -70Т, и его топливная эффективность на 25- 30 % выше, чем у ТРДД. Первые стендовые испытания газогенератора для этого двигателя проводились в 1988 году. В 1990-м начались летные испытания на летающей лаборатории Ил-76, а в декабре 1994-го совершил первый полет самолет Ан-70Т с ТВВД Д-27. Кроме авиационных двигателей различных классов в ЗМКБ разрабатывались и вспомогательные двигатели для запуска ТВД и ТРДД. За все время существования ЗМКБ Прогресс было создано более 30 типов и модификаций авиадвигателей, которые применяются более чем на 40 типах летательных аппаратов в 60 странах. Разработки КБ всегда отличались оптимальным использованием предшествующего опыта и новых прогрессивных конструктивных и технологических решений, благодаря чему предприятие вошло в число мировых лидеров в области авиадвигателестроения. И сегодня, несмотря на все трудности экономического и политического характера, с которыми нам приходится сталкиваться, ЗМКБ Прогресс не прекратило вести научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Так, для Ту-334, Як-42М, Бе-200 спроектировано семейство ДТРДД-436Т1, -Т2, -ТП. Для вертолета Ка-226 сконструирован малоразмерный турбовальный АИ-450. Новый самолет для местных авиалиний Ан-140 будет оснащаться двигателемТВ3-117ВМА, который создается нашим КБ совместно с НПП Завод им. В.Я.Климова и АО Мотор Сiч. И это далеко не все, над чем мы работаем.Сейчас ЗМКБ Прогресс - это сплоченный одной целью коллектив высококвалифицированных конструкторов, инженеров, технологов, производственников и исследователей, которым под силу создавать авиационную технику самого высокого уровня. И главная задача сегодня в том, чтобы не останавливаться на достигнутом и делать конкурентоспособные двигатели для разных типов летательных аппаратов и наземных установок.
 
 
Издательский дом Авиация и космонавтика
Оценка материала:
Нравится
0
Не нравится
Описание материала: 1995 год стал не только годом пятидесятилетия Победы в Великой Отечественной войне, но и годом полувекового юбилея Запорожского машиностроительного конструкторского бюро Прогресс

Оставить комментарий

Новые альбомы:


Разработка страницы завершена на 0%
Используйте средства защиты! Соблюдайте гигиену! Избегайте посещения людных мест!
Операции:
WFI.lomasm.ru исторические материалы современной России и Советского Союза, онлайн музей СССР
Полезные советы...