Исторический альманах, портал коллекционеров информации, электронный музей 'ВиФиАй' work-flow-Initiative 16+
СОХРАНИ СВОЮ ИСТОРИЮ НА СТРАНИЦАХ WFI Категории: Актуальное Избранное Telegram: Современная Россия
Исторический альманах, портал коллекционеров информации, электронный музей

Путь:

Навигация


Язык [ РУССКИЙ ]

Поиск
Подписка и соц. сети

Подписаться на обновления сайта


Поделиться

Яндекс.Метрика

Новые материалы

Картинка недели

К началуК началу
В конецВ конец
Создать личную галерею (раздел)Создать личную галерею (раздел)
Создать личный альбом (с изображениями)Создать личный альбом (с изображениями)
Создать материалСоздать материал

Политика

Оценка раздела:
Не нравится
0
Нравится

Категории

Экономический рост в России - это серьезный вызов

Дата публикации: 2018-09-01 01:35:11
Дата модификации: 2018-09-01 01:35:11
Просмотров: 842
Материал приурочен к дате: 1997-08-25
Прочие материалы относящиеся к: Дате 1997-08-25 Материалы за: Год 1997
Автор:
Председатель правительства России Виктор Черномырдин отвечает на
вопросы журнала "Эксперт".
 
Интервью записали Никита Кириченко и Александр Привалов.
Председатель правительства России Виктор Черномырдин отвечает на
вопросы журнала "Эксперт".
         -- Виктор Степанович, нашему журналу уже более двух лет. За
это время в российской экономике произошли заметные изменения.
Можно сказать, что она начинает обретать новое качество. В чем вы его
видите сегодня? Чего ожидаете от 1998 года?
        -- Если позволите, я начну с журнала. Прежде всего хочу
поздравить весь коллектив редакции и всех читателей с выходом сотого
номера. Думаю, что этот юбилей -- убедительное свидетельство
серьезности и надежности издания, вашего высокого профессионализма
и, что очень немаловажно, конкурентоспособности на рынке СМИ. О
себе скажу так: "Эксперт" просматриваю регулярно. Кое-что читаю
подробно. Особенно то, что касается правительства, портретов
российских банков, финансовых групп, компаний и, конечно же,
менеджмента и менеджеров. Нередко нахожу немало полезного. Поэтому,
как лицо в известной степени заинтересованное, желаю вам успехов,
реализации новых проектов, расширения читательской аудитории.
        Теперь собственно об экономике. Вы правы, ее качественное
состояние меняется. Цифры и выкладки говорят о том, что спад
практически прекратился. Можно спорить, например, есть ли рост
промышленного производства. Один-два процента -- это, как говорят
специалисты, в пределах статистической погрешности. Но согласитесь,
это уже другие споры, чем даже год назад. Добавим к этому существенное
притормаживание роста цен (кстати, первую половину августа прошли
по сути по нулям), ощутимое уменьшение доходности ГКО, снижение
цены коммерческого кредита. Идет очевидное накопление предпосылок и
условий для масштабного перетока капитала в реальный сектор.
        1 января 1998 года проведем деноминацию рубля.
        -- О ней немало говорят именно как о рубежной, качественной
вехе.
        -- Так оно и есть на деле. Это своего рода итог качественных
сдвигов в экономике. Показатель и устойчивости национальной валюты,
и способности государства держать под жестким контролем денежное
обращение. Минус три ноля на деньгах -- это подведенная черта под
эпохой высокой инфляции. Вот что важно, в том числе и психологически.
        Ну а кроме того, и в самой замене денег есть тоже новое качество.
Это не внезапная конфискационная мера, а длительный, абсолютно
гласный, загодя объявленный процесс вытеснения старых купюр новыми.
Увеличения денежной массы не произойдет, цены не вырастут. Ибо на
потребительском рынке в полной мере работают спросовые ограничения.
И кроме того, мы будем регулировать цены и тарифы естественных
монополий.
        Так что государство, может быть, впервые за несколько
десятилетий не залезает в карман к гражданам, а, напротив, гарантирует
сохранение покупательной способности их заработной платы, пенсий,
пособий, вкладов.
        -- А что еще вы бы отметили как перемены качественного
характера?
        -- На глазах меняется поведение товаропроизводителей и других
агентов рынка. Есть много примеров, что структурной перестройкой
производства занимаются уже на деле. Всерьез стали относиться к
вопросу сбыта, изучения рынков, сокращения издержек. Те, кто
приспособился к новым условиям, на первый план ставят обеспечение
конкурентоспособности своей продукции.
        Я часто езжу по регионам. Так вот одно из новых наблюдений:
начинает появляться стратегия развития предприятий. А это и есть
признак как раз нового состояния экономики. В определенной степени
связываю это с большей стабильностью "правил игры", устанавливаемых
государством, с ростом качества "правового поля", с новыми акцентами в
экономической политике в целом.
        Можно, скажем, опять-таки спорить о реалистичности бюджета
1997 года. Но ведь параметры секвестра исполняем в точности, даже с
некоторым послаблением по расходам. Долги бюджетной сфере отдаем
по графикам. Начали целый комплекс структурных реформ в жилищно-
коммунальном хозяйстве и социальном секторе, ужесточаем
регулирование естественных монополий. А военная реформа и
преобразования в оборонном комплексе? А перестройка в авиационной
промышленности? А угольная отрасль?
        Естественно, все, что мы делаем, идет отнюдь не как по маслу.
Есть сбои в реализации решений, есть и ошибки. Меня нередко упрекают
в излишнем оптимизме. Мол, Черномырдин зациклился на обещаниях
экономического роста.
        Но ведь на самом деле я ничего не обещаю. Я говорю лишь о том,
что объективные параметры экономики и направления работы
правительства сейчас таковы, что мы имеем возможность так составить
бюджет 1998 года, чтобы на его основе получить в следующем году рост
не менее двух процентов по валовому внутреннему продукту. И я считаю
реальным добиться этого.
        -- А как быть с внешними факторами? Устойчивый рост -- это
всегда еще и выход на мировые рынки, и повышение кредитного
рейтинга страны, и многое другое, что связано с меняющейся ролью
обновленной экономики на мировой арене. Что здесь для вас главное?
        -- Прежде всего -- повышение конкурентоспособности экономики
в целом. Время финансовой помощи и международных кредитов для
выживания закончилось. Сейчас другие условия, другие требования и
задачи. Их самый главный смысл, если коротко, -- установление
полноценных партнерских отношений. Мы постоянно говорим, что
Россия -- огромный потенциальный рынок. Нам вежливо отвечают: оно-
то верно, только вот как у вас там с обустройством? Как там дела с
инвестиционным климатом, с законодательной базой, безопасностью
бизнеса, преступностью и коррупцией?
        Я глубоко убежден, что наша новая экономическая роль в мире
начинается с ответов на эти вопросы. Общий измеритель шкалы перемен
здесь -- повышение инвестиционной привлекательности России.
        В прошлом году мы поставили перед собой задачу -- ежегодно до
2000 года удваивать объем иностранных инвестиций. Так вот: пока
справляемся. Другая грань проблемы -- начатые в этом году операции по
размещению евробондов. Международные финансовые рынки
отреагировали на них с доверием. Это только начало. Будем активно
заниматься еврозаймами и дальше. Они для нас дешевле, чем ГКО.
        Но вы абсолютно правы, когда говорите о выходе на мировые
рынки. Открытая экономика -- она "с вертящимися дверями", с потоками
в обе стороны. Я прекрасно понимаю, что экономический рост в России --
это серьезный вызов, это связывание немалых внешних ресурсов. К этому
многим нашим партнерам придется приспосабливаться.
        Поэтому мы сейчас форсируем работу по вхождению нашей
страны во все ведущие международные экономические организации --
ВТО, ОЭСР и другие.
        Поэтому мы настойчиво добиваемся признания за Россией
рыночного статуса, отмены многих надуманных дискриминационных
ограничений в торговле.
        Поэтому мы будем поощрять развитие наших отечественных
экспортоориентированных производств, одновременно защищая
отдельные сегменты внутреннего рынка. Догматизма здесь не должно
быть и не будет. Но гибкое реагирование по всем азимутам -- это и наше
право, и наша обязанность.
        Особое внимание интеграционным процессам. Здесь приоритеты -
- СНГ, общеевропейское экономическое пространство, Азиатско-
Тихоокеанский регион. По направлениям -- от развития взаимной
торговли до крупных проектов глобального уровня, в первую очередь в
энергетике и транспорте.
        Я считаю, что сбалансированное стабильное развитие мировой
экономики без России невозможно. Мы объективно должны быть одной
из опор мирового экономического порядка, и мы готовимся к этой роли.
        -- Виктор Степанович, вы упомянули о конкурентоспособности.
Но она напрямую зависит от новых руководителей производства и
менеджеров. Появились ли они в новой экономике?
        -- Отвечу так: и появились, и появляются. Чтобы не быть
голословным, я вам просто передам записку о реформе предприятий в
Красноярском крае. Там много поучительного. Посмотрите, может быть,
приведенные примеры вас заинтересуют. (В ближайших номерах мы
подробно расскажем об этих примерах. -- "Эксперт".)
        Ну а если говорить по большому счету, то Россия стоит на пороге
настоящей "революции менеджеров". Для нас это важнейший ресурс не
просто экономического, но в целом национального развития. По моим
наблюдениям, "Эксперт" уверенно "въезжает" в эту тему. Не оставляйте
стараний. Дело это благородное и многообещающее.
        -- Если можно, вернемся еще раз к конкурентоспособности
России, но в связке с экономической политикой государства. В чем вы
видите наиболее актуальные направления работы правительства на
ближайшую перспективу?
        -- Самое главное сейчас не сбиться с ритма, не нарушить логику
нового этапа реформ. Прежде всего это означает, что мы должны навести
порядок в финансовой сфере. Первоочередное здесь -- добиться принятия
реалистичного бюджета на 1998 год. А на это многое завязано: и
ликвидация бюджетных долгов, и финансовые отношения с регионами, и
более рациональное построение собственно бюджетного процесса,
наконец, налоговая реформа, без которой экономический рост, как стая
журавлей в небе.
        Проект бюджета -- это расписание действий правительства,
своего рода конспект экономической и социальной политики. Для меня,
например, совершенно очевидно, что оборотной стороной исполнения
бюджета являются структурные реформы. О них много говорено и
писано.
        А по существу начали делать-то только в этом году. И задача эта
остается чрезвычайно актуальной. Речь ведь идет об экономической
переделке целых секторов хозяйства, причем, как правило, весьма
"недешевых" для бюджета.
        Нередко можно услышать: государства в экономике у нас
избыточно много. Это правильно, если мерить бюджетным рублем, тем
более ожиданиями и притязаниями на его счет. И в то же время
государства очень мало с точки зрения установления здравых и
работоспособных "правил игры" и контроля за их исполнением. Как,
скажем, можно вытеснить бюджетное финансирование нормальным
коммерческим кредитованием аграрной реформы, если не установить
законодательно, что земельные отношения -- это часть отношений в
сфере недвижимости. Без этого ни залога, ни ипотеки никогда не будет.
Без этого финансы села -- это вообще воздух.
        Как подводить рыночную основу под социальный сектор, когда
около ста миллионов наших сограждан обладают правами на всякого
рода льготы? Опять-таки нужны законодательные решения.
        Поэтому и стабилизация финансов в широком смысле слова (что
предполагает развязку кризиса неплатежей и ликвидности предприятий),
и структурные реформы требуют глубокой вспашки "правового поля".
Все вместе это и есть самое актуальное, потому что прямо работает на
рост и конкурентоспособность, потому что на этой основе формируется
новое экономическое поведение предприятий. А отсюда, кстати говоря,
возникает потребность и в новом уровне менеджмента. И не как мечта, а
как самая насущная, берущая за горло необходимость.
        -- Из того, что вы сказали, совершенно ясно, что один из
важнейших приоритетов правительства -- укрепление правовых основ и
гарантий развития рыночной экономики в России. Не боитесь, что
законодатели поставят подножку?
        -- Если откровенно, то опасения просто гоню от себя. С одной
стороны, как у вас говорят, Думы бояться -- реформы не делать.
        А с другой стороны, и Дума сама меняется. Все-таки понимания и
ответственности стало больше. Наука слышать и слушать друг друга все
же усваивается.
        Про правительство могу сказать, что к парламентской осени
готовимся тщательно и серьезно. Без работы депутатов мы не оставим.
Это уж точно. Хочу надеяться, что сообща добьемся зримых результатов.
Оценка материала:
Нравится
0
Не нравится
Описание материала: Председатель правительства России Виктор Черномырдин отвечает на вопросы журнала "Эксперт".

Оставить комментарий

Новые альбомы:


Разработка страницы завершена на 0%
Используйте средства защиты! Соблюдайте гигиену! Избегайте посещения людных мест!
Операции:
WFI.lomasm.ru исторические материалы современной России и Советского Союза, онлайн музей СССР
Полезные советы...