Исторический альманах, портал коллекционеров информации, электронный музей 'ВиФиАй' work-flow-Initiative 16+
СОХРАНИ СВОЮ ИСТОРИЮ НА СТРАНИЦАХ WFI Категории: Актуальное Избранное Telegram: Современная Россия
Исторический альманах, портал коллекционеров информации, электронный музей

Путь:

Навигация


Язык [ РУССКИЙ ]

Поиск
Подписка и соц. сети

Подписаться на обновления сайта


Поделиться

Яндекс.Метрика

Новые материалы

Картинка недели

К началуК началу
В конецВ конец
Создать личную галерею (раздел)Создать личную галерею (раздел)
Создать личный альбом (с изображениями)Создать личный альбом (с изображениями)
Создать материалСоздать материал

Миp искусства

Оценка раздела:
Не нравится
0
Нравится

Категории

"Контакт" в стране театральных чудес и батареек "Варта"

Дата публикации: 2020-04-27 03:27:23
Дата модификации: 2020-04-27 03:27:23
Просмотров: 456
Материал приурочен к дате: 1996-04-01
Прочие материалы относящиеся к: Дате 1996-04-01 Материалы за: Год 1996
Автор:
Торуньский театральный фестиваль: мастера сцены здесь соседствуют с экспериментаторами
 
 
1. Сладкий пряник ностальгии
Когда-то маленький уютный провинциальный польский городок Торунь, в 200 километрах к северо-западу от Варшавы, имел-таки свой контакт с Новосибирском. Контакт - это еще мягко сказано: Новосибирск и Торунь - "города-побратимы" (смысл этого уходящего в прошлое словосочетания уже не вполне ясен). Знали ли вы, что?.. И мы не знали. Об этом нам поведал искусствовед Владимир Олегович Назанский - один из участников того панибратства в рамках побратимства, которое установили между собой наша картинная галерея и Торуньский воеводский художественный музей, находящийся в здании старинной городской ратуши. В 91-92 годах музей и галерея обменялись выставками - сначала наши хранители отвезли в Торунь выставку современной советской графики из фонда галереи, а позднее поляки со своей не менее современной польской графикой приехали сюда.
 
В те счастливые годы побратимства в ЦУМе существовал незабываемый отдел товаров из Торуня, а вот что оставил в Торуне на память о себе наш брат - неведомо. (У Торуня есть другой побратим - Филадельфия, в честь этого Большого Брата (сестры?) названы Филадельфийская набережная и бульвар вдоль Вислы; но вот парков имени Дуси Ковальчук и Новосибирских тупиков и спусков нами в Торуне не обнаружено.)
 
Долго ли, коротко ли, навсегда ли - тот контакт отошел. В прошлое. Остались лишь слайды, фотографии, проспекты и сладкая ностальгия - сладкая, потому что Торунь - родина знаменитых торуньских пряников в форме огромного, судя по размеру - коровьего, сердца. (Эти прянички, видимо, в честь международного театрального фестиваля в Торуне продаются у нас в буфете театра "Старый дом". Вполне возможно, что мелкооптовой партией пряников отоварил театр известный театральный "коммивояжер", уже не менее известный в театре "Старый дом" режиссер, почетный гражданин Торуня и завсегдатай как торуньского фестиваля, так и стародомовского буфета Владимир Оренов...)
 
Как бы там ни было, оставить в Торуне свое огромное сердце и привезти взамен его сладкий пряничный суррогат готов любой, хоть раз побывавший там. Торунь - город на Висле, 200 тысяч населения, основан в XIII веке. "Старо място" (очень "старо" - 1233 года рождения) - основная, центральная часть города: пространство универсального, "необработанного" Средневековья. Мощеные узкие улочки, почерневшие краснокирпичные стены зданий, старинные костелы (их только в центре около 20), готические башни, витражи чуть не в каждом окне, дубовые ворота, окованные железом... Многовековая крепостная стена с бойницами вдоль Вислы, лебеди на реке (Поль-ша, как ни странно, тоже "страна лебедей") - и, ах! - цветы и влюбленные, влюбленные и цветы. Мелкая улочка Fosa Staromeska, ведущая к театру Вильяма Хожицы - о нем сказка будет впереди, - сталкивает высокими лбами три изумительных произведения готической архитектуры, одно другого краше: университет Коперника, костел "Пани Марии" и городскую тюрьму. Их несказанная красота манит внутрь и провоцирует натворить что-нибудь неслыханное в этом городе, за что здесь могут даже заточить в замок, называемый городской тюрьмой.
 
"В этой готике жил, озоруючи, и плевал на паучьи права", но так и не попал в тюрьму, потому что дьявольски везучий был, наглый и несравненный уроженец Торуня Николай Коперник - первый, счастливо избежавший инквизиции, еретик-каноник, канонизировавший гелиоцентрическую систему и тем круто крутанувший колесо истории. Как ни верти, а именно этот маленький спокойный город, где даже пьяницы тихи и добродушны, стал центром вращения и точкой отсчета, поскольку именно здесь было впервые почувствовано, что "все-таки она вертится". И завертелась круговерть, как шар голубой, и крутится-вертится и поныне.
 
Само собой, непременной составляющей земной круговерти является торуньский театральный фестиваль "Контакт". Возникши в том же 91 году, что и наш побратимский музейно-художественный, этот контакт не отходит, из года в год он дает бодрящий заряд энергии современному театральному процессу, подпитываясь от диалога живых систем и языков искусства, как от батареек "Варта", польский эквивалент которых производится на здешних заводах, и которые маниакально рекламируются в Польше на каждом шагу.
 
2. Рискованная штука
Польша - страна театральных чудес. Легенды и мифы польского театра останутся в истории театра. От послевоенной Польши, Польши 60-х, диссидентской Польши, Польши времен движения Сопротивления и знаменитого бойкота польских деятелей культуры властям до наших дней - театральная карта пестрит именами поляков, причисленных к лику славы мирового театра. И каждое из имен обладает своим собственным мифологическим бытием, каждое - на слуху и каждое легендарно. Миф гениального режиссера Тадеуша Кантора (нам известны только отрывки снятого и несколько "откинорежиссированного" Анджеем Вайдой потрясающего спектакля Кантора "Умерший класс"); бродячий сюжет-миф театральной школы и системы Ежи Гротовского; миф легендарного режиссера Варшавского драматического театра, трагически погибшего Конрада Свинарского, спектаклей которого в России никто не видел; миф театра Анджея Вайды, Ежи Гжегожевски, Ежи Яроцки, Кристиана Лупы...
 
Театр по-польски - "штука" (sztuka) и, надо сказать, поляки ох как уважают эту штуку. В прошлом году только в мае в Польше прошло 14 театральных фестивалей. Но самый "крутой" театральный фестиваль не только в Польше, но вообще в Восточной Европе - ежегодный летний международный театральный фестиваль "Контакт" в Торуне. Возраст у него детсадовский. Но коль речь зайдет о межфестивальных театральных контактах, то очевидцы любят свидетельствовать, что города-отцы самых престижных театральных фестивалей Европы вполне могут ревновать фестивальную славу к городу Коперника, именно его город, а не чей-то там еще, считая своим соперником. Спецкор "Всеукраинских ведомостей" Сергей Васильев прямо заявляет, что фестиваль "сумел пробиться в европейскую фестивальную элиту", что: "В отличие от деловитого Эдинбурга, где определяются формулы коммерческого успеха, или беспечного Авиньона, предающегося бесшабашному празднику озорной театральной игры, Торунь всегда претендует на серьезность и даже некоторую жесткость своих оценок. Здесь определяются именно художественные тенденции. Не моды, но доминанты. Не клише, но критерии".
 
Дух первооткрывателя ге-лиоцентрической системы царит на его родине. В наши дни он вселился в художественного руководителя торуньского театра Вильяма Хожицы пани Кристину Мейсснер, она - организатор и водовоз, инициатор и режиссер этого мощного мероприятия. Не зря торуньский фестиваль называют авторским фестивалем: ежегодно пани Кристина самолично объезжает города и веси, отбирая фестивальные спектакли на свой страх, риск и вкус. Концепция фестиваля добротна и двухслойна: во-первых, пани Мейсснер ставит на истинные ценности. Ежегодно фестиваль становится подиумом для демонстрации произведений признанных театральных "кутюрье". Светила театрального мира регулярно обласкивают своим появлением торуньский небосклон. Среди завсегдатаев "Контакта" - Эймунтас Някрошюс (Литва), Анатолий Васильев, Петр Фоменко, Валерий Фокин, Михаил Левитин (Россия), Роберт Стуруа (Грузия; на прошлогоднем "Контакте" показал свой последний спектакль выдающийся грузинский режиссер Михаил Туманишвили...), Кристиан Лупа, Ежи Яроцки (Польша), Андрей Щербан (Румыния), Роман Паска (США) и др. и пр. Во-вторых, "Контакт" следует общефестивальному принципу, предлагая экспериментальные спектакли, претендующие на свежесть восприятия и обновление театрального языка; неизвестные театральные имена, молодые труппы, студии...
 
Провозгласив идею творческого взаимообмена тем солнцем, тем центром бытия, вокруг которого все вращается, организаторы постарались в полной мере реализовать ее. Мелкие астротела вращаются вокруг крупных. Пропорция спектаклей "группы риска" и спектаклей "высокого стиля" ежегодно колеблется по принципу чет-нечет. И если прошлогодний "Контакт" в целом можно было бы назвать фестивалем театральных событий, то нынешний - фестивалем театральных проб и ошибок. Можно провозгласить, что идея ежегодных фестивалей порочна: вы должны сделать новый вдох, не успев выдохнуть. Известный боннский театральный фестиваль "Бонн-биенналле - новые европейские пьесы" проходит, например, раз в два года, объясняя нестандартный перерыв тяжким своим делом поиска интересных имен в современной драматургии. Но ведь и с именами в современной театральной режиссуре дела обстоят немногим лучше. Организаторов "Контакта" это не пугает: благородное дело риска - обязательное условие этого восточноевропейского форума. Столь же обязательное, как шампанское в его финале.
 
(Продолжение следует.)
Анна МИРКЕС, "Новая Сибирь"
 
На снимках: памятник Копернику и старинное здание "Под звездой"
Оценка материала:
Нравится
0
Не нравится
Описание материала: Торуньский театральный фестиваль: мастера сцены здесь соседствуют с экспериментаторами

Оставить комментарий

Новые альбомы:


Разработка страницы завершена на 0%
Используйте средства защиты! Соблюдайте гигиену! Избегайте посещения людных мест!
Операции:
WFI.lomasm.ru исторические материалы современной России и Советского Союза, онлайн музей СССР
Полезные советы...