Исторический альманах, портал коллекционеров информации, электронный музей 'ВиФиАй' work-flow-Initiative 16+
СОХРАНИ СВОЮ ИСТОРИЮ НА СТРАНИЦАХ WFI Категории: Актуальное Избранное Telegram: Современная Россия
Исторический альманах, портал коллекционеров информации, электронный музей

Путь:

Навигация


Язык [ РУССКИЙ ]

Поиск
Подписка и соц. сети

Подписаться на обновления сайта


Поделиться

Яндекс.Метрика

Новые материалы

Картинка недели

К началуК началу
В конецВ конец
Создать личную галерею (раздел)Создать личную галерею (раздел)
Создать личный альбом (с изображениями)Создать личный альбом (с изображениями)
Создать материалСоздать материал

Миp искусства

Оценка раздела:
Не нравится
0
Нравится

Категории

Как создается официальное искусство.

Дата публикации: 2019-01-14 19:33:26
Дата модификации: 2019-01-14 19:33:26
Просмотров: 1022
Автор:
 В череде празднований 850-летия Москвы несколько затерялась
большая и очень представительная выставка "Искусство нашего
времени", привезенная из Берлина
 
Андрей Ковалев.
         Интервью с одним из самых известных немецких выставочных кураторов
Христосом Иоахамидесом.
         В череде празднований 850-летия Москвы несколько затерялась
большая и очень представительная выставка "Искусство нашего
времени", привезенная из Берлина. Можно сказать, что это --
современное официальное искусство Германии. Хотя выставка
составлена из частных коллекций, то есть на покупку самих
произведений искусства были затрачены чьи-то личные средства,
выставку субсидировал полугосударственный Фонд немецкой лотереи в
Берлине, Lufthansa и Berliner Bank при поддержке берлинского сената.
        Представители немецкого неоэкспрессионизма -- Герхард Рихтер,
Йорг Иммендорф, Георг Базелиц, А. Р. Пенк -- приобрели мировую
известность во многом благодаря поддержке немецких корпораций,
частного капитала и государственных институтов. Возможно,
размещение экспозиции в одном из лучших выставочных залов Москвы --
малом Манеже и присутствие на вернисаже московского мэра
свидетельствуют о том, что Москва уже готова доказывать свои амбиции
не только народными гуляньями, но и поддержкой собственных
художников.
  Встать на голову, или Как собирают искусство в Германии.
        -- Вы привезли в Москву очень выразительную выставку,
которую могут счесть спорной очень и очень многие. Как функционирует
система, приводящая к общественному признанию весьма радикального
искусства?
        -- Начнем с того, что современное искусство циркулирует в
треугольнике между студией (художником), галереей и коллекционером.
Вне рынка может существовать только соцреализм или фашистское
искусство.
        -- Но искусство, выступающее в качестве товара, должно быть
максимально привлекательным для потребителя. А немецкий
послевоенный неоэкспрессионизм -- очень агрессивное и дискомфортное
искусство...
        -- Я даже не понимаю, что вы имеете в виду, когда говорите о
консумеристском искусстве. Я говорю просто об искусстве двадцатого
века. Пикассо, Матисс, Бойс -- это не потребительское искусство. Но и
они существовали в этом треугольнике художник--галерея--коллекционер.
Мой друг Илья Кабаков живет за счет продаж галереям, коллекционерам
и музеям.
        -- Художники пользуются нехудожественными материалами --
настоящим мусором (Кабаков) или, например, жиром (Бойс)...
        -- И Кабаков, и Бойс создавали в своих инсталляциях поистине
великую и поразительную среду. А среда и есть цель искусства. Поэтому
это не мусор, а великое искусство. Рисунки Бойса стоят на одном уровне с
рисунками Рубенса. Великие художники используют все возможные
материалы и переводят их в искусство. Пикассо брал старые газеты и
кусочки еды и делал свои потрясающие коллажи. Важен только конечный
результат.
        -- Что вы можете рассказать об идее этой выставки?
        -- Эта выставка преследует цель стимулирования нового
общества. Ваша страна находится в процессе колоссальной
трансформации. В Германии похожая история произошла в
шестидесятые годы, когда в Берлине появились новые люди, такие же
вульгарные, задиристые и опасные, как ваши "новые русские". Старая
аристократия говорила, что их еще долго нужно образовывать и они не
имеют никакого вкуса.
        Вторая задача выставки -- напомнить о начале века, когда в
России были такие великие коллекционеры, как Щукин и Морозов. Но
теперь эта традиция исчезла, и жены богатых русских ездят на
Фазаненштрассе с сотнями тысяч долларов и большими сумками
покупают бриллианты. Я надеюсь, что после нашей выставки эти люди
посмотрят на собственную страну и начнут собирать серьезное искусство
этой страны.
        -- Боюсь только, многие наши люди так еще и не поверили в тот
простой факт, что великим искусством может стать произведение
дискомфортное, шокирующее и изготовленное из самых странных
материалов...
        -- Я попробовал отобрать экспонаты специально для малого
Манежа. Это хорошее камерное пространство. Поэтому предложенная
московским зрителям коллекция не может быть энциклопедичной и
показывает только вершину айсберга. Тем не менее нам хотелось
достаточно подробно рассказать о том, что происходило в искусстве
Германии начиная с шестидесятых. Здесь представлены два поколения
немецких художников и несколько регионов, но прежде всего искусство
Берлина. В шестидесятые годы там было восстановлено экспрессивное
искусство начала века. Художники, выступая против основного канона
того времени, открыли новый критический язык, которым и пользуются
до настоящего времени.
        -- Критический язык по отношению к языкам общества или по
отношению к языкам искусства?
        -- И того, и другого. Ведущее художественное направление
десятых и двадцатых годов -- дадаизм -- одновременно было и критикой
общества, и критикой канонов искусства. Искусство -- не журнализм, но
в любом случае имеет право на собственное высказывание.
        -- Была ли живая традиция актуального искусства после Гитлера?
        -- В шестидесятых возродились дадаизм и экспрессивная
традиция, доминировавшая в Берлине в десятых и начале двадцатых. Это
был диалектический процесс сосуществования двух традиций, которые
сначала боролись друг с другом. Но по-настоящему живой традиции не
существовало. Традиция вернулась не от еще живущих художников, но
через американцев, и уже перестала быть местной.
        -- Каким было отношение немецкого общества к актуальному
искусству?
        -- Какому искусству? Искусству, которое вы видите в этом здании,
или искусству в целом?
        -- Искусству в целом.
        -- Говоря об обществе, надо понимать, что речь идет не менее чем
о пятидесяти годах эволюции. За это время произошло много разных
событий. После войны господствующим движением было абстрактное
искусство. Абстракционизм был реакцией на представления о картине и
об искусстве. Тому виной не только реальность нацистского искусства,
но и картинки из иллюстрированных журналов. Немцев просто тошнило
от этих картинок, предлагавших ублюдочную геббельсовскую
пропаганду, картинок, которые всегда врали. Инфляция фальшивых
картинок и породила послевоенный абстракционизм. Затем художники,
подобные Маркусу Люпецу или Георгу Базелицу, совершили что-то
вроде святотатства, заявив, что следует вернуться к реальности. И этот
манифест не был абсолютно отвергнут, потому что это был манифест,
обращенный не только к обществу, но и к искусству. Базелиц перевернул
картину вверх ногами, настаивая на необходимости изменения не только
способа восприятия искусства, но и видения общества. Он предложил
людям как бы перевернуть сознание. И это была очень неожиданная
провокация по отношению к господствовавшим тогда канонам. Теперь-
то все говорят -- прекрасный Базелиц, но тогда все было по-иному.
Впрочем, на одной выставке в Лондоне журналисты ложились на пол,
чтобы рассмотреть его работы, даже в 1985 году.
        -- Только что бригадир рабочих, занятых развеской, спрашивал
меня о том, что означает картина Герхарда Рихтера...
        -- Можно сказать, что это "вторичное искусство", говорящее не
только о реальности, но и об искусстве, то есть искусство,
комментирующее искусство. Но одновременно Рихтер апеллирует и к
социальной среде.
        -- Все-таки кто же собирает такое дискомфортное и
диалогическое искусство? Каков социальный уровень коллекционеров,
представивших свои произведения на выставку?
        -- Это бизнесмены, адвокаты, риэлтеры, архитекторы...
        -- То есть коллекционеры принадлежат к самым богатым людям
Германии, к высшему классу?
        -- Что вы имеете в виду, говоря "высший класс"? Архитекторы,
например, занимают очень высокое положение в обществе. Доктор Матц
принадлежит к крупнейшим коллекционерам в мире.
        -- Как Петер Людвиг? Его у нас в стране очень хорошо знают,
поскольку он подарил серьезную коллекцию современного искусства
Русскому музею.
        -- Таких, как Людвиг, немного. Его трудно сравнивать с другими
коллекционерами. Людвиг -- богатый фабрикант шоколада, но, скажем,
господин Хофман гораздо богаче него. Однако он совсем не имеет
политического интереса и намерений стать "королем искусства". Есть
люди, которых не интересует известность, и они не дают своих имен
музеям, хотя у них и прекрасные коллекции. Это разные типы
коллекционирования. Но и те, и другие принадлежат к классу богатых.
        -- Каков возраст этих коллекционеров?
        -- Между сорока и шестьюдесятью. Многие из них начали
собирать искусство, когда еще не заработали достаточно денег, еще со
студенческих времен. Большинство немецких коллекционеров
заинтересовались искусством в шестидесятые годы. Они принадлежат к
поколению интернационально образованных людей, имеющих контакты
по всему миру. Они собирают не только немецкое искусство, можно даже
сказать, что они представляют поколение поп-арта. Но мы хотели
представить именно немецкое искусство 1960-1990-х. К сожалению, на
выставке нет произведений Йозефа Бойса, так как их не дают на
выставки из частных коллекций. Бойса можно увидеть только в музеях.
Оценка материала:
Нравится
0
Не нравится
Описание материала: В череде празднований 850-летия Москвы несколько затерялась большая и очень представительная выставка "Искусство нашего времени", привезенная из Берлина

Оставить комментарий

Новые альбомы:


Разработка страницы завершена на 0%
Используйте средства защиты! Соблюдайте гигиену! Избегайте посещения людных мест!
Операции:
WFI.lomasm.ru исторические материалы современной России и Советского Союза, онлайн музей СССР
Полезные советы...