Бывший командующий 1 Краснознаменной флотилией атомных подводных лодок Северного флота России, в состав которой входили субмарины класса "Антей", к которому принадлежит "Курск", вице-адмирал Евгений Чернов исключает, что причиной аварии подлодки стали технические причины.
В интервью ИНТЕРФАКСУ он подчеркнул, что лично руководил глубинными испытаниями субмарин этого типа и досконально изучил их особенности. В том числе и терпящей бедствие лодки "Курск".
"Это слишком качественная, надежная в эксплуатации субмарина, чтобы искать причины аварии в технических неполадках или в сбое техники", - сказал вице-адмирал. Он более склонен доверять версии о внешних причинах аварии, не исключая возможности столкновения с надводным или подводным судном.
Это подтверждают и частные расспросы подводников. Все они не хотят называть своих фамилий, потому что все что связано с подводным флотом находится под строжайшим секретом. В случае его разглашения этим людям грозят неприятности, сравнимые с проблемами бывшего капитана I ранга Александра Никитина.
Итак, какой-либо отсек подлодки такого класса может быть затоплен только в результате взрыва или столкновения с другим, не менее мощным судном. Корпус этой субмарины, изготовленный из сверхпрочных бронированных сплавов, при столкновении со скалой, грунтом или льдиной может только помяться. Кроме того, эта лодка имеет 12 отсеков, которые при попадании забортной воды в один из них в считанные минуты, недостаточные для затопления других секций, изолируются друг от друга. Если же затоплено более одного отсека, это значит, что на борту судна произошел взрыв. Причем взорваться могла как одна или несколько торпед, находящихся на подлодке, так и, скажем, аккумуляторные батареи, которые залила попавшая именно в этот отсек вода. Вероятно, этот взрыв и разрушил переборки судна, в результате чего было затоплено более одной секции субмарины.
Однако во всем этом настораживает другое: по словам офицеров-подводников, чтобы "Курск" плотно лег на дно и не мог самостоятельно подняться на поверхность, необходимо затопить не менее четырех(!) его отсеков. Это позволяет полагать, что сведения о двух затопленных отсеках, которые предоставляют военные, как минимум, не совсем соответствуют действительности. На мысль о том, что дела на подлодке обстоят хуже, чем мы предполагаем наводит и тот факт, что с терпящего бедствие судна не был выстрелен ни один из двух аварийных буев, находящихся в корме и на носу судна. В этом буе, ярко оранжевого цвета, находится телефонный аппарат, по которому можно связаться с командой. До сих пор все переговоры ведутся дедовским способом: кувалдой, через определенные промежутки времени наносятся кодированные удары по корпусу подлодки.
В таких случаях для эвакуации экипажа применяется и специальный аппарат, называемый "всплывающая спасательная камера" или ВСК. Она имеет запас прочности даже превышающий прочности корпуса лодки. При аварии в нее заходит весь экипаж, после чего она отделяется от субмарины и поднимается на поверхность. Почему же личный состав до сих пор не воспользовался этим средством спасения? Пока мы можем только гадать. Однако, как известно, на погибшем в 1989 году тоже была установлена подобная камера, которая, можно сказать, не понадобилась экипажу. Вот что рассказывает единственный выживший после этой трагедии мичман Слюсаренко: "Экипаж просто не успел занять свои места в камере, потому что гибнущая лодка, ни секунды не стояла на ровном киле. Из-за пожара и взрывов, вызванных попаданием воды в энергетические отсеки лодки, она крутилась и вертелась как необъезженный конь". Свои места в камере успели занять лишь шестеро. Четверо из них погибли, отравившись окисью углерода, которая проникла в камеру, выгоняемая водой из отсеков, через неплотно закрытый люк. Задраить его сразу наглухо моряки не смогли. Еще один, мичман Черников погиб, когда оторвавшуюся камеру выбросило на поверхность моря. "Давление внутри камеры так скакнуло, что вырвало верхний люк. - Продолжает Слюсаренко. - Что было дальше, помню с трудом. Я увидел, как мелькнули ноги Черникова - потоком воздуха его вышвырнуло из камеры. Следом выбросило меня, но по пояс". Черникову о закраину люка ему снесло полчерепа. Слюсаренко спасло то, что он неправильно надел свой аппарат, с помощью которого спасался от угарного газа, и потому держал свой дыхательный мешок в руках. С ним, послужившим ему спасательным кругом, его и выловили рыбаки.