"Вашингтон пост" (США), Роберто Суро
Анализ разведывательной информации, собранной кораблями ВМФ США, дает основание считать, что российская подлодка "Курск" затонула в результате только одного катастрофического события, частью которого, возможно, был взрыв боеголовки торпеды, сообщили вчера чины Пентагона.
Хотя окончательных выводов о причинах самого взрыва еще не сделано, аналитики в своем большинство отметают предположения о том, что "Курск" пошел на дно Баренцева моря из-за проблем с содержанием техники или в связи с недостатком мореходного мастерства.
"Появляется все больше и больше признаков того, что произошел сбой при запуске торпеды или противолодочной ракеты, однако нет никаких подтверждений тому, что плохо действовал экипаж", - заявил один из высших военно-морских начальников.
Аналитики Национального центра морской разведки в Сьютланде (штат Мэриленд) сейчас заняты просеиванием разнообразных данных, собранных двумя подлодками США и одним надводным кораблем, которые следили за российскими учениями, говорят американские должностные лица. В дополнение к этому есть и информация с норвежского корабля слежения, а также с сенсоров, записывавших шумы тонущего "Курска".
Записи сонаров и данные сейсмографов показывают, что на борту было два взрыва, один довольно умеренной мощности, за которым через приблизительно две минуты произошел гораздо более сильный, может быть, эквивалентный взрыву двух тонн взрывчатки большой мощности. Детальное изучение всех данных в конце концов может предоставить точную информацию о цепи событий, которые привели к катастрофе, но в настоящий момент сотрудники Пентагона настаивают, что могут только строить гипотезы. (...) Наиболее часто высказываемой американскими аналитиками гипотезой является предположение о том, что первым был взрыв топлива в торпедном двигателе, а затем взорвалась одна или несколько боеголовок. Российские торпеды, применяемые против надводных кораблей, движутся с помощью мотора на перекиси водорода, которая крайне опасна при утечках, особенно когда перед пуском торпеда в аппарате подвергается сильному давлению, говорит Эй.Ди.Бейкер, который составляет и редактирует "Справочник военно-морского института по военным флотам мира" - весьма авторитетное издание.
"Русские недавно попытались продавать на мировом рынке торпеды на перекиси водорода, так что, возможно, они испытывали новую модель", - считает Бейкер.
Взрыв горючего в торпедном отсеке или в торпедном аппарате мог вызвать пожар, который, в свою очередь, привел к взрыву других торпед - взрыву огромной силы, говоря о котором, американские аналитики подчеркивают, что могут только строить предположения об этой катастрофе.
Еще один возможный сценарий, обсуждаемый экспертами по подводным лодкам, - это преждевременное воспламенение реактивного двигателя торпеды "Шквал". Это исключительно высокоскоростное противолодочное оружие, приводимое в движение жидким горючим. " "Курск", как известно, в прошлом имел "Шквал" на борту, однако эти торпеды в основном были выведены из списка российских вооружений, поскольку по проекту они были предназначены нести ядерные боеголовки, говорит Бейкер. Более того, эксперты отмечают, что маловероятно, чтобы "Курск" запускал "Шквал", который способен развивать скорость 200 узлов, в относительно мелких водах Баренцева моря, где было сосредоточено поблизости много других российских кораблей.
"Курск" был одной из самых известных аналитикам ВМФ США российских подлодок, благодаря тому, что он прошлым летом покинул родные воды и проник в Средиземное море, где тенью следовал за авианосным соединением США. В то время как такое поведение было обычным в годы "холодной войны", "Курск" стал первой подводной лодкой России, которая предприняла такую миссию за последние четыре года.