work-flow-Initiative

Исторический альманах, портал коллекционеров информации, электронный музей

Язык [ РУССКИЙ ]

Соседние разделы


Учебные материалы по философии

Страдание: проблема оценки и измерения

Дата публикации: 2021-01-13 00:05:08
Дата модификации: 2021-01-13 00:05:08
Просмотров: 670
Материал приурочен к дате: 1997-01-01
Прочие материалы относящиеся к: Дате 1997-01-01 Материалы за: Год 1997
Автор:
А.Ж. Жакыпова
 Страдание имеет этический смысл. Оно связано с такими понятиями, как совесть, отчаяние, страх и с понятием греха в христианской этике.
Термин «страдание» в научной литературе обозначается как вид неприятных ощущений (физическая боль), а также как духовный опыт (синоним слов «мука», «горе», «несчастье»). В обоих случаях страдание носит универсальный характер.
Этическое отношение человека к страданию показано, в частности, в философских работах английского философа-проповедника К.С. Льюиса, конкретнее — в трактате «Страдание», а также в работе американского социолога Р.Дж.Х. Сью «Панэтика: исследования причинения страдания». Они предлагают разные подходы к проблеме оценки и измерения страдания.
Так, К. Льюис, будучи последователем христианской традиции, которая воспринимает страдание как путь к очищению, рассматривает этот феномен как неизбежное, которое вызывает плодотворное, преобразующее, духовное напряжение. Страдание оценивается как нечто, способное уберечь человека от апатии и духовного окоченения. К. Льюис придает страданию позитивный характер. Для Льюиса именно страдание порождает сострадание и деятельную доброту. По Льюису, страдание измерить невозможно.
Р. Сью подчеркивает негативность страдания. Страдание озлобляет человека, умертвляет его душу. Поэтому Сью считает необходимым введение новой дисциплины — панэтики, которая будет заниматься проблемой сведения к минимуму количества страданий в мире. Согласно утилитаристской концепции Сью, страдание можно измерить количественно. Для этого вводится единица измерения страдания — «дакха». Измерение страдания способствует усовершенствованию как личного поведения, так и социальной политики. То есть при прочих равных условиях должен избираться тот способ действия, который ведет к наименьшему числу дакх. Тем самым человеческий род превратит свое существование из постоянного состояния причинения страдания друг другу в постоянное состояние преуменьшения потенциального вреда.
К. Льюис и Р. Сью подходят к проблеме страдания с разных исходных позиций. К. Льюис признает смысл страдания, отводя страданию заметное место в Жизни человека. Лишить жизнь страдания — значит лишить ее присущей ей формы и содержания. Утилитарное рассмотрение проблемы страдания Р. Сью не определяет, что должно и не должно делать, не определяет, что соответствует моральным нормам и ценностям, которые выходят за рамки причинения страдания, но, несмотря на незрелость теоретических конструкций, несколько пробный характер исследования, концепция Р. Сью является богатым источником полезной информации для таких наук, как социология и психология.
Итак, по меньшей мере, есть два варианта рассуждений относительно проблемы страдания, рассматриваемой в контексте: 1) в сфере социальной политики; 2) в сфере нравственных ценностей и этического характера человека.
Вестник Московского университета
Описание материала: Страдание имеет этический смысл. Оно связано с такими понятиями, как совесть, отчаяние, страх и с понятием греха в христианской этике.

Остальные материалы раздела: Учебные материалы по философии

Предыдущая Христианский гуманизм
Следующая Российское общество и государство в философско-исторической рефлексии

Адрес страницы: link

Страдание имеет этический смысл. Оно связано с такими понятиями, как совесть, отчаяние, страх и с понятием греха в христианской этике. Страдание проблема оценки и измерения