Путь:
Навигация
- Учебные материалы по архитектуре
- Учебные материалы по информатике
- Учебные материалы по истории
- Учебные материалы по медицине
- Учебные материалы по философии
Язык [ РУССКИЙ ]
Поиск
Подписка и соц. сети
Новые материалы
- Откатные ворота для гаража и забора устройство, разновидности, применение, достоинства и недостатки 2024-09-17
- Как мостить дорожки из камня 2024-09-17
- Деревянные дома из клееного бруса важная роль усовершенствования сырья 2024-09-07
- Как выбрать кондиционер для квартиры секреты комфортного климата в вашем доме 2024-09-07
- Интернет-магазин брендовой обуви и аксессуаров где стиль и качество встречаются 2024-09-07
- Лазерная коррекция зрения показания и особенности методов 2024-08-01
- ЖК Светский Лес резиденции у моря 2024-08-01
- Техническое обследование зданий и сооружений цели и задачи 2024-07-30
- Причины и важность обращения к адвокату 2024-07-30
- Эффективное похудение и очищение организма 2024-07-30
- Алюминиевые конструкции преимущества и особенности 2024-06-21
- Виды подъемного оборудования и важность его использования 2024-06-15
- Стальные рулонные ворота преимущества и особенности 2024-06-15
- Как заказать лекарства онлайн 2024-06-15
- ПВХ-плитка достоинства материала 2024-06-15
Картинка недели
К началу
В конец
Создать личную галерею (раздел)
Создать личный альбом (с изображениями)
Создать материал
Учебные материалы по философии
Оценка раздела:
0
Категории
ПРОБЛЕМА КУЛЬТУРЫ В ЕВРОПЕЙСКОЙ ФИЛОСОФСКОЙ ТРАДИЦИИ
Дата публикации: 2021-01-15 03:56:31Дата модификации: 2021-01-15 03:56:31
Просмотров: 560
Материал приурочен к дате: 1996-01-01
Прочие материалы относящиеся к: Дате 1996-01-01 Материалы за: Год 1996
Автор: lomasm
Т. В. Кузнецова
Развитие человеческого общества с самых первых его исторических ступеней неразрывно связано с культурой.
Однако обобщенное понятие «культура» вырабатывается далеко не сразу. Даже весьма далеко продвинувшиеся в своем развитии народы древности — египтяне, греки, индейцы, китайцы — никогда не говорят о культуре как таковой, а только об отдельных ее сторонах и аспектах: возделывании земли, воспитании и воспитанности, самосовершенствовании, способности ценить прекрасное и т. п.
Понимание культуры как некоторого единства и целостности становится нужным тогда, когда общественное сознание приходит к рациональному осмыслению специфических механизмов саморазвития человеческого рода, осуществляемого через процесс целенаправленного преобразования окружающего нас мира. Хронологически это вторая половина XVII в. — эпоха быстрого развития промышленности и становления связанной с ней экспериментальной науки, эпоха, когда превращение рыночных отношений во всеобщую форму социальной связи быстро нивелирует сословно-корпоративные различия, формируя универсальные («общечеловеческие») способы мышления и жизнедеятельности. Формы реализации сущностных сил человечества, вырабатываемые людьми в их совместной деятельности, и были осознаны как «культура». В этой категории было, следовательно, зафиксировано не какое-то особое явление, отличное от других общественных явлений,. а некий новый взгляд на человека и общество, позволяющий выделить и определить специфически человеческое в его самой глубокой сути.
Понятие «культура» вводится в употребление вместе с системой смысловых противопоставлений, позволяющих выразить и исследовать именно эту проблему.
Так, немецкий юрист и политический мыслитель С. Пуфендорф, (1632—1694), по-видимому, первым применивший термин «культура» в самостоятельном значении, выражает с его помощью прежде всего определенную направленность совокупной деятельности людей. Культура — это «улучшение природы», которое в свою очередь приводит к «улучшению жизни». Таким образом, «культура» определяется как некая противоположность естественно данной природе («натуре»). Это базисная логическая структура, которая в явном или неявном виде сохранится практически во всех концепциях культуры вплоть до самых современных.
Наряду с этим понятие культуры служит Пуфендорфу и для более узких и специальных противопоставлений — уже в рамках истории. В данном случае под культурой понимается некоторый уровень благоустроенности и развития: культура — то, что отличает цивилизованного человека от дикаря.
Слово «культура» в этом смысле приобретает очень широкий объем и смысл: это уже не только сам процесс «улучшения», «возделывания», но и его результаты, как предметные, так и идеальные (языки, нормы морали, знания и т. п.).
Рассуждая в этом ключе, итальянский философ Дж. Вико (1668— 1744) попытался конкретизировать всеобщие логические принципы культуры и определить их как исторические. Отделяя культуру от «лесного существования» дикарей, он связывает культурное состояние человечества с тремя установлениями, которые служат основанием культуры. Это регулирование брачных отношений и брачные церемонии, обряды погребения и религия.
В XVIII в. философия Просвещения включает понятие культуры в систему категорий, раскрывающих законы истории и исторической деятельности. В этой системе культура понимается одновременно и как инструмент совершенствования человека, и как цель, придающая внутренний смысл истории.
Почти одновременно в языке науки и философии утверждается сопряженное с культурой понятие цивилизации, характеризующее исторически конкретные формы единства культуры как меры и способ развития универсальных сил человеческого рода с формами его социальной организации, обретающими неповторимый сплав (например, египетская цивилизация — это определенная система навыков, умений, технологий в сочетании с кастовой структурой общества и обожествленной властью фараона и сложившимся на этой синтетической основе специфическим типом духовности, включающим в себя мифологию, нравственные нормы, эстетические представления и т. п.). Внутри этого единства просветители фиксируют глубокие внутренние противоречия, главным среди которых для них является противоречие между Разумом как главной силой и способностью совокупного человечества и Невежеством большей его части, практически отлученной в силу тех или иных причин от знания и культуры.
Наиболее ярким критиком цивилизации был идеолог демократического крыла французского Просвещения Ж.-Ж. Руссо, считавший, что развитие наук и искусств не привело человечество к счастью. Видя основную причину бедствий человечества в противоречии между культурой и природой, Руссо, в отличие от большинства современников, не рассматривает культуру как безусловно положительную ценность. Прогресс культуры, обусловленный индивидуальным стремлением каждого к «улучшению», в сумме своей ведет также и к «ухудшению»: неравенству, упадку нравов, изнеженности.
Руссо идеализировал близкие к «естественному состоянию» патриархальные формы жизни и предлагал восстановить естественную гармонию человека, его согласие с самим собой.
Исключительно большую роль в истории культурологии сыграли немецкие просветители, а также немецкий романтизм и немецкая классическая философия. Усилиями блестящей плеяды немецких мыслителей понятие культуры разворачивается в целостные концепции. Возникают различные подходы и определения культуры, что создает необходимое полемическое напряжение, способствующее ' быстрому развитию знания.
Огромное значение в этой связи имело учение Канта (1724— 1804) о том, что сознание не просто пассивно отражает внешнюю действительность, но и творит ее, внося в нее логическую упорядоченность. Всеобщая творческая способность духа есть общее достояние человечества, но каждому конкретному индивиду она задана лишь как возможность реализации. Сущностные силы совокупного человечества противостоят личности как бы извне и должны быть освоены ею. Это предполагает особый механизм превращения общего в индивидуальное, функция которого состоит в том, чтобы внести человеческое (в смысле родовое, общечеловеческое) в каждого человека. Таким механизмом и является культура, которую Кант определял как положительную часть воспитания или как «сообщение навыков» [1].
Кант во многом разделял точку зрения Руссо на противоречия общественного развития, но, в отличие от французского мыслителя, считал, что они будут преодолеваться развитием самой цивилизации. Причина бедствий и конфликтов в том, что дисциплина и культура обогнали развитие нравственности. В дальнейшем это положение изменится, и достигшее совершенства «искусство» (в смысле чего-то искусственно созданного человеком) снова как бы сомкнется с природой.
Развивая этот подход, Шиллер предложил свою концепцию эстетического воспитания и создающей новую — эстетическую — реальность игры как средства для преодоления противоречий цивилизации. Вместе с тем понимание этих противоречий у Шиллера становится очень гибким, диалектическим. Немецкий мыслитель начинает улавливать антиномическую логику истории. То, что развитие цивилизации во многом оказывается не «улучшением», а «ухудшением», для него, в отличие, например, от Руссо, — не просто некоторый реальный факт. В известном смысле это есть сам механизм наращивания сущностных сил человечества: обеднение части выступает как условие обогащения целого, которое в свою очередь создает новый спектр возможностей для индивидуального развития людей.
Большой заслугой немецкой философии XVIII — начала XIX в. была разработка первых развернутых типологий культур и цивилизаций. Развитие культуры начинает осознаваться как единый процесс, протекающий во всемирно-историческом масштабе и характеризующийся определенными связями причин и следствий, внутренними закономерностями, периодизацией.
Первый значительный шаг в этом направлении сделал И. Г. Гердер (1744—1803). Гердер понимает развитие культуры как смыслообразующую компоненту и главное содержание исторического процесса. Поэтому у него философия истории по существу выступает как философия культуры.
В основном труде Гердера «Идеи к философии истории человечества» дана широчайшая панорама развития культуры от первобытных племен и древнейших народов до современной ему Европы. Этот огромный материал организован по историко-географическому принципу. Гердер последовательно рассматривает ряд культурно-исторических миров, соотнося их с определенными регионами, их природными условиями и традициями населяющих их народов: Восточная и Юго-Восточная Азия (прежде всего Китай), Ближний Восток (сюда включен и Древний Египет), Греция, Рим, Европа германцев и славян и т. д. Каждый из выделенных Гердером культурно-исторических регионов обладает специфическими чертами, характеризующими каждый из них и как некоторую целостность, и как этап развития человеческой культуры вообще.
Например, в Китае и близких к нему странах, как правило, формируется особое сословие, являющееся носителем учености. При этом «ученая» культура этого сословия и собственно народная культура существуют достаточно обособленно, тогда как, скажем, в Европе эти два пласта культуры перемешиваются.
На территории Ближнего Востока от Нила до Индии в культуре преобладает традиция. Возникающие здесь цивилизации развиваются сравнительно медленно. Они пребывают как бы в состоянии полусна. Зато государственные образования на данной территории являются, как правило, сравнительно нестойкими. Формирование все новых и новых государств здесь идет постоянно, но, достигнув известного исторического рубежа, они легко разрушаются или гибнут в результате столкновений с соседями.
Заслуживает внимания то, как в философии истории Гердера решается вопрос о связи всеобщего и особенного в культуре.
Человеческая культура едина, ибо она вся устремлена к некоторой общей, заданной самой человеческой природой цели — обретению истинной гуманности. В ходе этого процесса разумная способность должна стать разумом, данные нам природой тонкие чувства — искусством, влечения — свободой и красотой. Однако эта цель, это направление развития воплощаются у разных народов по-разному, создавая огромное разнообразие красок и их оттенков. Гердер один из первых выступил против узкого европоцентризма, против пренебрежительного отношения к народам, не принадлежащим к романо-германскому культурному комплексу. Хотя именно Европа демонстрирует в настоящее время наивысшие достижения в большинстве областей, зародилась культура не в Европе, а в Азии. И оценивать уровень культуры и просвещение различных народов надо не только с европейской точки зрения, но и с точки зрения их собственных исторических задач и потребностей. Разнообразие типов и форм культуры не должно разделять людей. Единая цепь культур, звеньями которой являются культуры разных народов, подчеркивает Гердер, тянется до самых краев Земли.
Идея сравнительно-исторического анализа культур была подхвачена романтизмом. Выступив с позиций критики современной им «прозаической» цивилизации, основанной на обыденности, посредственности, материальном расчете, романтики выдвинули в центр философии культуры проблему творчества как высшей по ценности человеческой способности. Творчество у романтиков выступает как бы в двух ипостасях — индивидуальное творчество гения и коллективная творческая сила, выражающаяся в «духе народа», созидающем необходимые ему формы культуры.
Исследуя «дух народов», романтики первые обратились к систематическому изучению мифологии, древнейших форм поэзии, фольклора. Романтики занимаются собиранием народных песен, изучают старинные обычаи, публикуют многочисленные сборники старинных легенд и сказаний. Их усилиями наука получила в свое распоряжение первичный массив данных, на основе которых впоследствии возникает ряд конкретных культурологических дисциплин — фольклористика, этнография, сравнительное литературоведение и др.
Одновременно благодаря инспирированным романтиками теоретическим изысканиям совершенствуется методология изучения форм культуры. В первой трети XIX в. особенно большое значение в этом плане имели научные работы создателя сравнительного языкознания В. Гумбольдта. На смену чисто внешнему, эмпирическому сопоставлению обычаев, верований и вкусов разных народов приходит проникновение в их внутренний смысл и генезис, основанное на реконструкции развития языка как некой «первоматерии» или первичной стихии культуры. Сравнительно-исторический анализ культур превращается благодаря этому в устойчивую научную традицию.
Критически дистанцируясь от современной им цивилизации, романтики активно утверждают в науке и общественном сознании принцип равноправности и равнозначности культур. Они подчеркивают самоценность и автономность культуры, созидание которой, с их точки зрения, невозможно свести к каким-либо утилитарным целям. Вместе с тем именно у романтиков мы видим первые попытки выявления специфических черт культурно-исторической эпохи, начало которой положили индустриализация и утверждение буржуазных отношений. Проблематичность, «разорванность», духовная неоднозначность этой эпохи были выражены ими в форме противопоставления «христианской» культуры с ее разладом между идеалом и действительностью, постоянной устремленностью в бесконечное и античной культурой, характеризуемой «естественной гармонией» (А. Шлегель). Размышления на эту тему были продолжены другими направлениями общественной мысли вплоть до самых новейших ее течений.
Грандиозным обобщением и своеобразным итогом теоретических поисков в области философии истории и культуры, которые вела немецкая мысль на протяжении второй половины XVIII — начала XIX в., стала философская система Гегеля (1770—1831).
Правда, истолковав культуру как форму самораскрытия «абсолютной идеи», реализующей себя в исторической деятельности человечества, Гегель в значительной степени мистифицировал проблему и сузил понятие культуры, фактически отождествив ее с сознанием. Другим существенным недостатком его теоретических построений был обусловленный его учением об «исторических» и «неисторических» народах односторонний европоцентризм. Однако следует признать, что именно Гегель впервые сумел перейти от простого сопоставления культуры и цивилизаций как исторических ценностей к анализу логики их исторической связи, изобразив эти культуры и цивилизации как закономерные ступени единого культурно-исторического процесса, каждая из которых, реализуя свои специфические задачи, готовит вместе с тем и более высокую сторону развития.
Развитие культуры у Гегеля характеризуется одновременно как бы в двух плоскостях.
Во-первых, это движение объективного духа, выражающего себя в духе определенных народов, активно творящих историю. Дух каждого из всемирно-исторических народов представляет собой осуществление понятия, которое абсолютная идея (мировой разум) имеет о самой себе на той или иной стадии своего развития. Соответственно мировая история предстает перед нами как последовательность созданных этими народами и сменяющих друг друга мировых цивилизаций: Древний Восток, Античность (Греция и Рим), германский мир.
Во-вторых, развитие культуры Гегель связывает с диалектическим движением так называемого абсолютного духа, т. е. он говорит о воплощении «мирового разума» в духовной жизни человека, через которую этот разум познает сам себя.
Абсолютный дух, по Гегелю, проходит через три ступени: искусство, религию и философию. В искусстве он сознает себя в форме чувственно-наглядного созерцания, в религии — посредством представлений, в философии — посредством понятий. В культуре народов, определявших собой начальные этапы человеческой истории, преобладали художественные формы выражения духовного содержания, затем первенство переходит к религии и, наконец, к теоретическому мышлению.
Внутри каждой из этих ступеней развития (и вместе с тем самосознания) абсолютного духа Гегель в свою очередь выделяет три стадии. Например, в художественной культуре это символическое (Древняя Индия, Египет, Вавилон и т. п.), классическое (Греция, Рим) и романтическое искусство (данным понятием охватывается по существу весь процесс художественного развития христианских народов, представлений о своих вершинных достижениях такими именами, как Ариосто, Петрарка, Шекспир, Сервантес и др.).
Гегелевское понимание диалектики духовно-исторического процесса оказало значительное влияние на взгляды многих европейских мыслителей, занимавшихся проблемами культуры. В частности, в России — на Белинского, Герцена, Бакунина, Чернышевского. Вместе с тем общий процесс отхода от спекулятивной метафизики, олицетворением которой было гегельянство, повлек за собой существенное изменение подходов к изучению культуры.
Развитие исторических наук, а также полевые исследования антропологов и этнографов дали культурологии конца XIX — начала XX в. такой обширный фактический материал, который позволял производить не только сравнительно-типологическое сопоставление культур различных эпох и народов, но и рассматривал каждую из них как систему — особый «культурный организм». В сознание исследователей входит идея уникальной ценности каждой исторически возникшей культуры. Их внимание все более и более привлекают не только достижения Европы и великие цивилизации Азии, но и культуры африканцев, американских индейцев, народностей Океании и Сибири. В связи с этим возникает тенденция рассматривать культуры как самодостаточные, самодовлеющие. Идея линейного прогресса, в котором каждая из исторически возникающих культур является как бы ступенькой в общем движении человечества, подготавливающей последующие его ступеньки, подвергается критике.
Выражением этой тенденции в философии культуры стала концепция локальных цивилизаций.
Одним из первых и наиболее ярких ее представителей был русский мыслитель Н. Я. Данилевский (1822—1885).
Данилевский решительно отвергает понятие общечеловеческой культуры, в котором он видит выражение агрессивного эгоцентризма романо-германских народов, рассматривающих свою культуру как универсальную и понимающих «прогресс» как отказ других народов от своей самобытности.
По Данилевскому, человечество не может существовать в какой-то единственной культурной форме и не может стремиться к этому, ибо нет такой формы, которая смогла бы одна вместить в себя все возможные проявления человеческого творчества. Смысл истории — вовсе не в стремлении к некой универсальной культуре, а, наоборот, в осуществлении многообразия. На протяжении своей истории человечество в известной последовательности формирует ряд культурно-исторических типов, каждый из которых достигает совершенства в одной или нескольких сторонах деятельности: неподражаемая фантазия у индусов, религиозная глубина древних евреев и ранних христиан, полнейшее осуществление идеи изящного у греков и идеи государственности у римлян, уникальная способность к положительной науке, достигнутая европейской цивилизацией, и т. д. Каждая из этих сторон и видов деятельности обладает самостоятельной ценностью, поэтому ни один из культурно-исторических типов не может считаться высшим или низшим по отношению к другим. Хотя их возникновение происходит неодновременно, ни один из них не может быть однозначно отнесен к некоторой эпохе истории: деление на древнюю, среднюю и новую историю не абсолютно, а устанавливается самостоятельно внутри каждого культурно-исторического типа.
Особым культурно-историческим типом характеризуется семья славянских народов. Его особенностью является синтетичность в сочетании различных сторон деятельности. Если другие народы развивали преимущественно одну, две, реже три сферы культуры (религиозную, политическую, экономическую, а также науки и искусства), то предназначение славянского мира состоит в том, чтобы впервые в истории создать культуру, основанную на равномерном и гармоничном развитии всех этих сфер (так называемая четырехосновная культура).
Учение Данилевского о культурно-исторических типах дополнил своими выводами и наблюдениями другой крупный русский мыслитель — К. Н. Леонтьев (1831—1891). Леонтьеву принадлежит гипотеза о некотором общем законе развития культурно-исторических типов. Все они, по Леонтьеву, проходят три основных этапа эволюции: фазу первоначальной простоты, фазу «цветущей сложности» и, наконец, фазу уравнивания и слияния элементов, ранее бывших различными, в ходе которой культурный организм подвергается вторичному упрощению и в конце концов умирает. Фазу «вторичного упрощения», как считал Леонтьев, начиная с XVIII в. переживает европейская цивилизация, что свидетельствует о ее прогрессирующем упадке. Дух либерализма и равенства, утверждающийся в Европе, ведет, как считал Леонтьев, к торжеству пошлости, к иссяканию творческих сил, и русский мыслитель противопоставлял им духовный аристократизм, эстетический культ силы и красоты.
Н. Данилевский и К. Леонтьев предвосхитили многие важные тенденции культурологии на ряд десятилетий. Однако в полной мере концепция локальных цивилизаций привилась и утвердилась в европейской интеллектуальной традиции под влиянием так называемой философии жизни.
Восходящая еще к некоторым идеям немецких романтиков, она оформилась в особое идейное направление в произведениях знаменитого немецкого философа Ф. Ницше (1844—1900), а также немецкого философа и историка культуры В. Дильтея (1833—1911).
Выступив против одностороннего рационализма предшествующей и современной им европейской философии, сосредоточившей свое внимание почти исключительно на познающем рассудке, эти мыслители истолковали историю и культуру как выражение некой полноты жизни, включающей в себя и волю, и интуицию, и переживания, и влечение. Такой подход позволял взглянуть на явления культуры значительно шире и, следовательно, увидеть в них больше, чем это позволял классический рационализм, сводивший все к самовыражению разумного духа. Вместе с тем философия жизни усиливала элемент культурного релятивизма, присущий концепции локальных цивилизаций, противостоящей классической модели истории культуры как эволюции от низших форм к высшим. Если та или иная форма жизни переживается в соответствующей ей культуре достаточно полно и интенсивно, то эта культура абсолютно равноценна другим культурам, даже если они обладают большим объемом знаний или более эффективной техникой.
Вместе с тем философия жизни не отказывается от оценочного подхода к культуре, только эта оценка зачастую оказывается перевернутой, «инверсной». Так, для Ницше современная ему культура не выше, а ниже древней или средневековой, она отмечена печатью декаданса, ибо присущее ей возрастание роли интеллекта иссушает непосредственное переживание жизни и ослабляет жизненные инстинкты человека — прежде всего его волю к власти.
Среди важных идей, которые были внесены в культурологию основоположниками философии жизни, надо отметить прежде всего выделение двух начал бытия и культуры — оргиастически-буйного, дионисийского и односторонне интеллектуального, логически членящего аполлоновского. Ницше считал, что задачей творческого развития культуры, ее идеалом является достижение равновесия этих начал.
Эти мысли Ницше оказали значительное влияние на самосознание ряда влиятельных творческих направлений «конца века», в частности символизма, отрицающего современную ему рационализированную действительность («цивилизацию») во имя творческого порыва,, заключенного в истинной культуре. Исключительно большое значение для развития культурологии имела разработка одним из видных представителей «философии жизни» В. Дильтеем концепции герменевтики как метода изучения и постижения культуры.
Развивая неокантианскую концепцию истории как истории культуры, М. Вебер (1864—1920) исследовал проявления упорядочивающих общество и культуру идеальных образцов в различных сферах человеческой жизни. Специфику западной цивилизации М. Вебер усматривал во все более и более полном осуществлении принципа рациональности, который состоит в отчетливом соотнесении целей и средств деятельности.
Возникнув как результат одновременного действия ряда совпавших по времени и месту исторических факторов, принцип рациональности постоянно утверждался и в интеллектуальной сфере (наука), и в хозяйстве (капитализм), и в государственном управлении (бюрократия), и в искусстве (например, европейский тонический лад в музыке).
Широкую известность получили исследования М. Вебера по генезису капиталистических отношений, в которых убедительно доказано, что их возникновение существеннейшим образом зависит от наличия определенных духовных предпосылок (в Западной Европе это, в частности, религиозно-этические мотивации протестантизма).
В тесной связи с социологической школой Дюркгейма в период между двумя мировыми войнами сформировалась так называемая функциональная школа (функционализм), основатель которой английский этнограф Б. Малиновский (1884—1942) испытал заметное влияние фрейдизма и бихевиоризма.
Теоретическая программа функционализма была основана на пересмотре идей влиятельной в то время культурно-исторической школы. Если последняя интересовалась в основном эволюцией различных институтов, социальной науки и культуры, но практически не занималась их взаимодействиями, вследствие чего общество представало в их работах как механический конгломерат различных обычаев, норм, изобретений и учреждений, то Малиновский и его сторонники (А. Радклифф-Браун, Э. Эванс-Притчард и др.) в своих работах делают акцент именно на взаимную связь общества и культуры. Культура для них — целостность, в которой каждый элемент удовлетворяет определенную потребность, а значит, является необходимым. Исходя из этого, функционалисты подвергли критике понятие пережитка, считая, что все явления культуры являются незаменимыми. Многие из этих положений в принципе верны. Однако их применение у функционалистов нередко приводило их к другой крайности — недооценке эволюционных процессов, антиисторизму, стремлению рассматривать культуру и общество исключительно как бы в синхронной, «моментальной» среде.
Почти параллельно «этнографическому» варианту функционализма развивался его «социологический» вариант.
Согласно ведущему представителю функционализма в социологии Т. Парсонсу (1902—1979), вся социальная действительность как некоторая целостность образована взаимосвязью трех различных, но в эмпирической реальности тесно переплетенных и как бы наложенных друг на друга систем: социальной системы, культуры и личности. При этом культура, главное содержание которой образуют ценности, задает смысловые ориентации социальных действий. Именно культура выступает как главный организующий механизм социальной солидарности и взаимодействия опирающихся на одинаковую интерпретацию ценностей.
В отличие от школы Малиновского, функционализм в социологии пользуется не только понятием функции, но и понятием дисфункции. С его точки зрения, связь между элементами и функциями является неоднозначной и предполагает альтернативы: один и тот же элемент может осуществлять совершенно разные функции и, наоборот, одна и та же функция может быть выполнена разными средствами. Благодаря этим идеям функциональному направлению в социологии удавалось лучше справиться с моделированием процессов развития, чем функционалистам-этнографам. Большую известность получили, в частности, исследования одного из главных теоретиков структурно-функционального подхода в социологии Р. К. Мертона (род. 1910), посвященные генезису науки в специфическом социокультурном контексте Англии XVII в. (особое внимание Мертон уделил, в частности, идее стимулирующего воздействия на научные открытия того времени этических ценностей протестантизма).
Заметным и теоретически плодотворным явлением в социологии культуры в течение нескольких десятилетий XX в. была так называемая Франкфуртская школа.
Взгляды ее представителей М. Хоркхаймера (1895—1973), Т. Адорно (1903—1969), Г. Маркузе (1898—1979), Э. Фромма (1900—1980), Ю. Хабермаса (род. 1929) — это сложный сплав социального критицизма Маркса с гегельянством и фрейдизмом. В центре разрабатываемой ими философии культуры — понятие рациональности (в веберовском смысле этого слова). Связывая это понятие с характерной для европейской культуры идеологией и практикой овладения природой, теоретики Франкфуртской школы показывают, как установка на рациональность создает внутренние противоречия «просвещения». Обратной стороной господства человека над природой, доказывают они, становится отчуждение человека от его собственных сущностных сил и подчинение этим силам, принявшим безличную, надындивидуальную форму. Одним из главных инструментов этого подчинения становится культура, нормы и ценности которой призваны укротить, сдержать, подавить естественные импульсы человека. Культура, по крайней мере в современном индустриальном обществе, выполняет, следовательно, «репрессивную» функцию.
Под эту репрессивную функцию, утверждали теоретики Франкфуртской школы, в буржуазном обществе создается особый тип культуры — так называемая «массовая культура», производство и воспроизводство которой сами приобретают характер специфической «индустрии» («индустрия развлечений», «индустрия культуры»). На место духовно богатой, активной, критически мыслящей личности потребительское общество и «массовая культура» ставят «одномерного» человека с упрощенными, стандартизованными реакциями, открывая тем самым возможность для манипулирования людьми в самых широких масштабах («управляемое общество»).
Ряд идей Франкфуртской школы стимулировали возникновение в конце 60-х — начале 70-х гг. так называемой «контркультуры» (хиппи, течения «религиозного обновления», концепции «новой чувственности», сексуальной революции) и стали одним из теоретических источников идеологии бунтующей молодежи того времени («новые левые» и др.).
Мотивы неприятия «массовой» формы жизни и общения сильны и в таком фундаментальном течении философии XX в., как экзистенциализм.
Констатируя торжество безличного и стандартизации современной действительности, экзистенциалисты исследовали корни этого явления на основе анализа исторических форм культуры, надеясь найти, таким образом, путь к «подлинному существованию».
Классики экзистенциализма в значительной мере возвращают культурологии идею общечеловеческого единства культуры, которое по-разному выступает сквозь «шифры» национально-исторических вариантов ее развития.
Например, с точки зрения К. Ясперса (1883—1969), оно задано так называемым «осевым временем» истории (между 800 и 200 гг. до н. э.), когда почти одновременно в разных точках мира возникло духовное движение, нарушившее спокойную устойчивость мифологической эпохи (ранняя греческая философия, иудейские пророки, конфуцианство и т. д.). Для того чтобы выйти из глубочайшего духовного кризиса, охватившего человечество в нашем столетии, ему необходимо заново воздать в себе смысловую связь с фундаментальными идеями и принципами «осевого времени», найдя для утрачиваемой ныне истины этого времени новые формы выражения.
Иначе мыслится восстановление подлинного быта человека через обращение к истокам культуры у М. Хайдеггера (1889—1976). С его точки зрения, наблюдаемый ныне кризис духовной определенности человека есть предельный результат технического овладения миром, интегрирующего действительность как действие. Такое отношение к миру было заложено в идущем от римлян понимании быта, а также в трактовке мышления как созерцания (метафизика). Такого рода взгляды не являются для нас единственно возможными. В момент формирования европейской культуры в ней были заложены и иные способы миропонимания, впоследствии не получившие развития. Необходимо преобразовать нашу духовную жизнь, заново вернувшись к мышлению досократовской эпохи, когда человек не изучал бы, а внимал ему и когда теория означала не рассмотрение определенного участка действительности, а «почтительное внимание» к «присутствующему».
ПРИМЕЧАНИЯ:
[1] Кант И. Трактаты и письма. М., 1980. С. 454.
Вестник Московского университета.
Оценка материала:
0
Описание материала: Развитие человеческого общества с самых первых его исторических ступеней неразрывно связано с культурой. (НЕМАРКСИСТСКИЕ ТЕЧЕНИЯ)
Остальные материалы раздела: Учебные материалы по философии
Предыдущая Идея богочеловека в БиблииСледующая ПОЗНАНИЕ НЕИЗВЕСТНОСТИ — ОСНОВНАЯ МОЯ ТЕМА
Оставить комментарий
Похожие материалы:
Похожие разделы:
Соседние разделы