Путь:
Навигация
- Учебные материалы по архитектуре
- Учебные материалы по информатике
- Учебные материалы по истории
- Учебные материалы по медицине
- Учебные материалы по философии
Язык [ РУССКИЙ ]
Поиск
Подписка и соц. сети
Новые материалы
- Бизнес-ланч как организовать обед с выгодой 2024-03-23
- Болезни, которые успешно лечатся в современных клиниках 2024-03-10
- Пополнить Steam Пополнение Счета через Steam 2024-03-05
- 10 способов оптимизации пространства в маленькой ванной 2024-02-03
- Магия звука выберите подходящий музыкальный инструмент для вашего творчества 2024-01-22
- Куда можно поехать отдохнуть в России 2024-01-22
- Преимущества доставки еды комфорт, разнообразие и экономия времени 2024-01-14
- Все что нужно знать о покупке земли 2024-01-14
- NATO-УГРОЗА СТАБИЛЬНОСТИ И БЕЗОПАСНОСТИ УКРАИНЫ 2023-12-05
- Займ Бесплатно на Карту Онлайн. Финансовая Гибкость и Удобство в Одном Клике 2023-11-30
- Преимущества краткосрочного займа на карту 2023-11-27
- Украине уже пора снять розовые очки и оценить, что значит война, нацизм и терроризм 2023-11-03
- юрии 0000-00-00
- Понимание основ охраны труда 2023-10-11
- Огурец Кибрия РЦ F1 лучший выбор для плёночных теплиц 2023-10-11
Картинка недели
К началу
В конец
Создать личную галерею (раздел)
Создать личный альбом (с изображениями)
Создать материал
Учебные материалы по философии
Оценка раздела:
0
Категории
К вопросу о феномене социальной свободы
Дата публикации: 2021-01-12 20:58:58Дата модификации: 2021-01-12 20:58:58
Просмотров: 556
Материал приурочен к дате: 1997-01-01
Прочие материалы относящиеся к: Дате 1997-01-01 Материалы за: Год 1997
Автор: lomasm
Попытки осмыслить феномен свободы в понятийной форме начались вместе с возникновением философской мысли, и до сих пор границы понятия свободы весьма размыты. В связи с этим представляется весьма полезным найти концептуальную основу для анализа многочисленных проявлений этого феномена, указав, таким образом, границы владений человеческой субъективности.
С точки зрения функционального подхода идеальное в обществе и свободу как один из его аспектов следует рассматривать как модусы процессов информационной регуляции социума. Информационные процессы в обществе — это процессы создания, хранения, обмена и использования социальной информации. Главными субъектами информационных взаимодействий являются индивиды, опредмечивающие и распредмечивающие социальные смыслы, создающие и использующие символические и знаковые системы. Учитывая, что материально-вещественное бытие информации, т.е. нейромозговые структуры человеческих индивидов, в которых закодированы социальные смыслы, являются лишь базой, обеспечивающей информационные процессы, но не заключают в себе их сущности, считаю крайне важным видеть специфику социальной регуляции в процессах смыслового соотнесения, сопутствующих каждому акту информационного взаимодействия.
Под «свободой» я предлагаю понимать свойство человеческого сознания (информационной системы управления, локализованной в отдельных индивидах) осуществлять выбор вариантов, способов и программ действий. На уровне материально-вещественного бытия информации свобода есть актуализация одного из многих нейродинамических кодов. На уровне социального бытия информации, т.е. в отношении производства, хранения и передачи идеальных смыслов, свобода проявляется как двухсторонний феномен. С одной стороны, это объективная возможность выбора вариантов действий, с другой стороны, это осознание субъектов деятельности своей независимости в акте выбора. Другими словами, объективный выбор, объективная свобода как безусловный аспект любого человеческого действия имеет своим постоянным спутником субъективное осмысление, осознание самого этого выбора как свободного или несвободного, которое зависит как от степени ограниченности вариантов выбора, так и от эмоциональной и интеллектуальной зрелости индивида.
Последний из обозначаемых аспектов феномена свободы является крайне значимым, поскольку сама проблемность феномена свободы заключена именно в осознании субъектами деятельности своего выбора. Смысловая реальность, с моей точки зрения, единственная, в которой возможно разрешение проблемы субъективной свободы как в первую очередь экзистенциального, а не только социального или информационного феномена. Смысловая реальность — сфера идеальной детерминации, относительно автономная от биологической, психологической, социальной реальностей. Человеческая свобода принадлежит к миру ценностей и смыслов, локализованных в особом измерении, и не испытывает прямых воздействий со стороны наследственности, влечений, социальной среды, поскольку все эти воздействия проходят через фильтр индивидуальной субъективности и являются детерминирующими факторами поведения уже как идеально оформленные факторы.
Общество как систему, которая для выполнения своих функций стремится упорядочивать активность своих членов, интересуют лишь последствия человеческих действий, поскольку именно они являются социологически значимыми. Если индивиды стремятся к независимости и автономности, то общество объективно нацелено на их зависимость, согласованность, конформность. Субъективные переживания индивидом своей свободы являются его личной проблемой. Путь, который проходит каждый для того, чтобы обрести субъективную свободу, связан с нахождением субъективно-значимых ценностей, устойчивых смыслов, способных служить основанием цельности человеческой личности. Только в случае наличия подобных ориентиров реализуется фроммовская «свобода для» и человек обретает способность свою объективно данную свободу воспринимать как свободу и с субъективной точки зрения. В анализе подобных ценностей велика заслуга основателя школы экзистенциальной логотерапии В. Франкла.
Таким образом, мне представляется, что решение проблемы свободы лежит в плоскости анализа семантического, смыслового поля субъектов деятельности и связано с рассмотрением в первую очередь общей экзистенциальной ситуации и ее проекции на плоскость индивидуальной жизни людей.
Вестник Московского университета
Оценка материала:
0
Описание материала: Попытки осмыслить феномен свободы в понятийной форме начались вместе с возникновением философской мысли, и до сих пор границы понятия свободы весьма размыты.
Остальные материалы раздела: Учебные материалы по философии
Предыдущая Индивид, государство и общество в немецкой и англо-американской социально-философской традицииСледующая Философско-математические идеи Блеза Паскаля
Оставить комментарий
Похожие материалы:
Похожие разделы:
Соседние разделы