Путь:
Навигация
- Декреты СССР 1917-1992
- Законы СССР 1917-1992
- Инструкции СССР 1917-1992
- Обращения СССР 1917-1992
- Письма СССР 1917-1992
- Положения СССР 1917-1992
- Постановления СССР 1917-1992
- Правила СССР 1917-1992
- Приказы СССР 1917-1992
- Прочие СССР 1917-1992
- Распоряжения СССР 1917-1992
- Указы СССР 1917-1992
- Циркуляры СССР 1917-1992
Язык [ РУССКИЙ ]
Новые материалы
- Геноцид собственного народа или зеленская чума 21 века 2024-04-27
- Бизнес-ланч как организовать обед с выгодой 2024-03-23
- Болезни, которые успешно лечатся в современных клиниках 2024-03-10
- Пополнить Steam Пополнение Счета через Steam 2024-03-05
- 10 способов оптимизации пространства в маленькой ванной 2024-02-03
- Магия звука выберите подходящий музыкальный инструмент для вашего творчества 2024-01-22
- Куда можно поехать отдохнуть в России 2024-01-22
- Преимущества доставки еды комфорт, разнообразие и экономия времени 2024-01-14
- Все что нужно знать о покупке земли 2024-01-14
- NATO-УГРОЗА СТАБИЛЬНОСТИ И БЕЗОПАСНОСТИ УКРАИНЫ 2023-12-05
- Займ Бесплатно на Карту Онлайн. Финансовая Гибкость и Удобство в Одном Клике 2023-11-30
- Преимущества краткосрочного займа на карту 2023-11-27
- Украине уже пора снять розовые очки и оценить, что значит война, нацизм и терроризм 2023-11-03
- юрии 0000-00-00
- Понимание основ охраны труда 2023-10-11
Картинка недели
Указы СССР 1917-1992
Категории
Методические указания по осуществлению государственного санитарного надзора за мероприятиями по снижению шума при размещении взлетно-по
Дата публикации: До 2014-05-28Просмотров: 691
Материал приурочен к дате: 1983-03-22
Прочие материалы относящиеся к: Дате 1983-03-22 Материалы за: Год 1983
Автор: Мета Гость
Утверждаю
Заместитель Главного
государственного
санитарного врача СССР
А.И.ЗАИЧЕНКО
22 марта 1983 г. N 2683-83
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОГО САНИТАРНОГО НАДЗОРА
ЗА МЕРОПРИЯТИЯМИ ПО СНИЖЕНИЮ ШУМА ПРИ РАЗМЕЩЕНИИ
ВЗЛЕТНО-ПОСАДОЧНЫХ ПЛОЩАДОК МАЛОЙ АВИАЦИИ
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ ВБЛИЗИ
НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ
ВВЕДЕНИЕ
Важнейшим условием успешной реализации Продовольственной программы СССР, принятой на майском Пленуме ЦК КПСС (1982 г.), является ускорение научно-технического прогресса, укрепление материально-технической базы сельского хозяйства, всех отраслей агропромышленного комплекса на основе дальнейшего развития механизации и химизации производства. С этой целью, а также для максимального сокращения потерь минеральных удобрений и химических средств защиты растений предусматривается строительство взлетно-посадочных полос, складов, пунктов технического обслуживания сельскохозяйственных машин и других объектов.
За последние годы возросла роль авиации в народном хозяйстве, в том числе в сельском хозяйстве. Расширение объема авиационно-химических работ создает опасность загрязнения окружающей среды ядохимикатами и возможного неблагоприятного влияния на условия проживания и здоровье населения. В то же время особенности эксплуатации авиации в сельском хозяйстве (близость расположения взлетно-посадочных площадок к жилой застройке, ранние утренние часы полетов, теплое время года, ровная поверхность обрабатываемых полей и т.д.) способствуют распространению высоких уровней авиационного шума на большие расстояния при взлете и пролете самолетов и вертолетов над сельскими населенными пунктами.
В настоящее время повсеместно повысилась эффективность санитарного надзора за хранением, транспортировкой и применением пестицидов в сельском хозяйстве, чему способствует издание соответствующих "Санитарных правил N 1123-73", М., 1974. Однако фактору шума при размещении взлетно-посадочных площадок (ВПП) сельскохозяйственного назначения не уделяется должного внимания.
Действующий в настоящее время ГОСТ 22283-76 "Шум авиационный. Допустимые уровни шума на территории жилой застройки и методы его измерения" в части нормируемого шума не может распространяться на самолеты малой авиации (легкой весовой категории), применяемые в сельском хозяйстве, которым свойственна иная технология полетов, условия эксплуатации и они имеют другие технические акустические характеристики.
В связи с этим вопросы упорядочения размещения на местности и организации взлетно-посадочных операций самолетов малой авиации сельскохозяйственного назначения по отношению к населенным пунктам являются основанием для составления настоящих Методических указаний.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящие Методические указания являются руководством для осуществления предупредительного и текущего санитарного надзора за шумовым режимом на территории жилой застройки при эксплуатации самолетов малой авиации сельскохозяйственного назначения.
1.2. Методические указания предназначены для учреждений санитарно-эпидемиологической службы, учреждений и организаций, занимающихся вопросами проектирования и размещения взлетно-посадочных площадок (ВПП) сельскохозяйственного назначения (предприятия гражданской авиации, выполняющие агрохимические работы), а также разработки мероприятий по снижению неблагоприятного воздействия шума и возможного загрязнения окружающей среды населенных пунктов пестицидами (ядохимикатами) при эксплуатации подобных объектов.
1.3. В Методических указаниях представлены санитарно-гигиенические требования к установлению допустимых уровней авиационного шума, создаваемого на местности самолетами малой авиации, к размещению взлетно-посадочных площадок авиации сельскохозяйственного назначения по отношению к населенным пунктам, к организации воздушных операций по условиям создаваемого шума на территории жилой застройки, методика измерения и расчета ожидаемых уровней авиационного шума.
2. ОЦЕНКА И НОРМИРОВАНИЕ АВИАЦИОННОГО ШУМА
2.1. По характеру изменения уровней звука во время воздушных и наземных операций авиационный шум является непостоянным, прерывистым.
2.2. Нормируемыми параметрами авиационного шума, создаваемого
на территории жилой застройки при взлете, посадке и пролете
самолетов и вертолетов любого типа, согласно ГОСТ 22283-76 "Шум
авиационный. Допустимые уровни шума на территории жилой застройки
и методы его измерения" являются эквивалентный уровень звука
L в дБА и максимальный (пиковый) уровень звука L в дБА при
А экв А
каждом пролете, оба параметра соответственно для дневного - с 7.00
до 23.00 ч и ночного времени - с 23.00 до 7.00 ч.
2.3. С учетом акустических характеристик самолетов легкой весовой категории и специфических условий их эксплуатации на ВПП сельскохозяйственного назначения допустимые значения уровней звука на территории жилой застройки сельских населенных пунктов не должны превышать:
┌────────────────────────────────────────┬─────────────┬─────────┐
│ Время суток │ L , дБА │ L , дБА │
│ │ А экв │ А │
├────────────────────────────────────────┼─────────────┼─────────┤
│День (7.00 - 23.00) │ 55 │ 75 │
│Ночь (23.00 - 7.00) │ 45 │ 65 │
└────────────────────────────────────────┴─────────────┴─────────┘
2.4. Оценка измеренных максимальных (пиковых) уровней звука L
А
в дБА проводится путем сопоставления наибольшего значения L ,
А
зарегистрированного в любой точке на территории жилой застройки
при отдельных воздушных операциях (взлет, посадка, пролет), с
величиной допустимого максимального уровня звука в соответствующий
период суток.
2.5. Эквивалентный уровень звука в дБА, зарегистрированный на территории жилой застройки или полученный расчетным методом за время измерения, сравнивается с величиной допустимого эквивалентного уровня звука в соответствующий период суток и зависит от величины максимальных уровней звука при пролете самолетов и суммарной интенсивности их полетов за период измерения.
3. ИЗМЕРЕНИЕ АВИАЦИОННОГО ШУМА И РАСЧЕТ
ЭКВИВАЛЕНТНОГО УРОВНЯ ЗВУКА
3.1. Для измерения уровней звука, создаваемых на территории жилой застройки при пролете самолетов, применяют измерительные системы, включающие шумомер 1-го класса, отвечающий требованиям ГОСТ 17187-71 "Шумомеры. Общие технические требования" и СТ СЭВ 1351-78 "Шумомеры".
3.2. Измерительная система должна иметь действующее свидетельство о государственной или ведомственной поверке.
3.3. Измерения уровней звука шумомером производят с использованием временной характеристики "медленно" по методике, характерной для всех типов самолетов и изложенной в ГОСТ 22283-76 "Шум авиационный. Допустимые уровни шума на территории жилой застройки и методы его измерения".
3.4. При измерениях уровней звука микрофон следует устанавливать на открытой площадке на высоте 1,2 м над уровнем поверхности земли. Главная ось микрофона направляется вертикально вверх.
3.5. С целью уменьшения погрешностей нецелесообразно проводить измерения авиационного шума в точках с высоким уровнем шумового фона, создаваемого наземным или водным транспортом, производственными площадками, детскими играми и т.п.
3.6. При каждом пролете самолета регистрируют максимальный уровень звука по шкале А, который определяют по максимальному отклонению стрелки шумомера.
3.7. Измерения следует проводить в дневной и ночной период суток в часы наиболее интенсивной эксплуатации самолетов. Продолжительность измерения шума - не менее 2 ч.
3.8. Точки измерения шума располагаютсявблизи основного источника шума - ВПП (против ее середины, взлетного и посадочного торцов), на границе существующей жилой застройки, в глубине жилой застройки в 2 м от жилых зданий и у защищаемых объектов (детские дошкольные учреждения, школы, лечебно-профилактические и оздоровительные учреждения).
3.9. Эквивалентный уровень звука (L ) на местности может
А экв
определяться:
1) Методом измерения эквивалентных уровней звука в дБА за время не менее 2 ч в дневной и ночной (ранние утренние часы) периоды суток с помощью шумоинтегратора ШИН-1 Ленинградского ВНИКИ МЛТ (СССР)интегрирующего шумомера, тип 00026, фирмы RFT (ГДР)измерительного тракта, состоящего из микрофона и анализатора уровней звука, тип 4426, фирмы "Брюль и Къер"(Дания); интегрирующего прецизионного измерителя уровня шума, тип 7178, фирмы "Вяртсиля" (Финляндия).
2) Расчетным методом на основе измерения максимальных
(пиковых) уровней звука в дБА шумомером любого типа при каждой
воздушной операции самолета за время не менее 2 ч. Эквивалентный
уровень звука L в точке измерения вычисляется по формуле
А экв
согласно ГОСТ 22283-76:
0,1L
1 N Аn
L = 10lg(- SUM тау x 10 ), дБА,
А экв T n=1 n
где:
L - максимальный уровень звука при каждом пролете самолета
Аn
(вертолета) в дБА;
тау - эффективное время воздействия шума при каждом пролете
n
самолета вертолета), с;
T - период наблюдения (общая продолжительность времени
измерений), с, равный не менее 7200 с для дневного (с 7.00 до
23.00 ч) и ночного времени (с 23.00 до 7.00 ч);
n - номер пролета;
N - общее число пролетов в период наблюдения.
Примечание: эффективное время воздействия шума при пролете самолета определяется приближенно по секундомеру в момент пролета самолета непосредственно над микрофоном - при измерениях под трассой пролетов; во всех других случаях измерения (боковое расположение точки измерения по отношению к оси пролета самолетов и т.д.) - по специальной формуле согласно ГОСТ 22283-76.
Если эффективное время воздействия шума не измерялось и известны только максимальные уровни звука в дБА при каждом пролете самолета за период наблюдения, то эквивалентный уровень звука приближенно может быть вычислен следующим образом:
- по максимальному уровню звука L для каждого пролета и по
Аn
типу самолета по таблице 3.1 определяют параметр формулы
0,1L
Аn
тау x 10 ;
n
0,1L
Аn
- суммируют (SUM) полученные значения тау x 10 от
n
всех самолетов за время измерения;
- по номограмме на рис. 1 определяют значение L в
А экв
0,1L
N Аn
зависимости от суммы SUM тау x 10 за время измерения при
n=1 n
наибольшей интенсивности полетов.
Таблица 3.1
0,1L
Аn
ЗНАЧЕНИЯ ПАРАМЕТРА ТАУ x 10 ДЛЯ РАСЧЕТА
n
ОРИЕНТИРОВОЧНОГО (ОЖИДАЕМОГО) ЭКВИВАЛЕНТНОГО
УРОВНЯ ЗВУКА В ДБА
┌─────────────────────────────┬──────────────────────────────────┐
│ Максимальный уровень звука │ 0,1L │
│для каждого пролета L , дБА │ Аn │
│ Аn │ Параметр тау x 10 │
│ │ n │
│ ├──────────────────────────────────┤
│ │ Винтовые самолеты, вертолеты │
├─────────────────────────────┼──────────────────────────────────┤
│ │ 9 │
│ 60 │ 0,024 x 10 │
│ │ 9 │
│ 61 │ 0,029 x 10 │
│ │ 9 │
│ 62 │ 0,033 x 10 │
│ │ 9 │
│ 63 │ 0,039 x 10 │
│ │ 9 │
│ 64 │ 0,045 x 10 │
│ │ 9 │
│ 65 │ 0,054 x 10 │
│ │ 9 │
│ 66 │ 0,063 x 10 │
│ │ 9 │
│ 67 │ 0,073 x 10 │
│ │ 9 │
│ 68 │ 0,086 x 10 │
│ │ 9 │
│ 69 │ 0,103 x 10 │
│ │ 9 │
│ 70 │ 0,12 x 10 │
│ │ 9 │
│ 71 │ 0,14 x 10 │
│ │ 9 │
│ 72 │ 0,17 x 10 │
│ │ 9 │
│ 73 │ 0,20 x 10 │
│ │ 9 │
│ 74 │ 0,24 x 10 │
│ │ 9 │
│ 75 │ 0,27 x 10 │
│ │ 9 │
│ 76 │ 0,32 x 10 │
│ │ 9 │
│ 77 │ 0,37 x 10 │
│ │ 9 │
│ 78 │ 0,44 x 10 │
│ │ 9 │
│ 79 │ 0,51 x 10 │
│ │ 9 │
│ 80 │ 0,60 x 10 │
│ │ 9 │
│ 81 │ 0,71 x 10 │
│ │ 9 │
│ 82 │ 0,83 x 10 │
│ │ 9 │
│ 83 │ 0,98 x 10 │
│ │ 9 │
│ 84 │ 1,15 x 10 │
│ │ 9 │
│ 85 │ 1,35 x 10 │
│ │ 9 │
│ 86 │ 1,58 x 10 │
│ │ 9 │
│ 87 │ 1,86 x 10 │
│ │ 9 │
│ 88 │ 2,18 x 10 │
│ │ 9 │
│ 89 │ 2,57 x 10 │
│ │ 9 │
│ 90 │ 3,02 x 10 │
└─────────────────────────────┴──────────────────────────────────┘
3) Расчет ожидаемого эквивалентного уровня звука в дБА производится для вновь проектируемых ВПП сельскохозяйственного назначения вблизи жилой застройки и мест отдыха. Расчеты выполняются на основе ориентировочных уровней звука, создаваемых на местности применяемыми типами самолетов (вертолетов) - Приложение 1 - и представленных в проекте исходных данных об интенсивности их полетов (количество взлетно-посадочных операций в дневное и ночное время) с использованием номограммы на рис. 1.
┌────────────────────────────┬─────────────────┐
│ 0,1L │ L дБА │
│ Аn -9 │ А экв, │
│ SUM тау x 10 x 10 ├────────┬────────┤
│ n │ день │ ночь │
└────────────────────────────┼────────┼────────┘
500,0─ │
├ ├
─┤ │
├ ├
300,0─┤ │
├ ├─70
│ │
├ ├
200,0─┤ │
├─65 ├
│ │
├ ├
100,0─┤ │
┼ ├
80,0─┤ │
├ ├─65
┤ │
┼ ├
┤ │
├─60 ├
50,0─┤ │
├ ├
40,0─┤ │
├ ├
30,0─┤ │
├ ├─60
│ │
├ ├
20,0─┤ │
├─55 ├
│ │
├ ├
│ │
┼ ├
10,0─┤ │
├ ├─55
─┤ │
├ ├
┤ │
┼─50 ├
5,0─┤ │
├ ├
4,0─┤ │
├ ├
3,0─┤ │
├ ├─50
│ │
├ ├
2,0─┤ │
├─45 ├
│ │
├ ├
│ │
├ ├
1,0─┤ │
┼ ├─45
┤ │
┼ ├
0,6─┤ │
├─40 ├
0,5─┤ │
├ ├
0,4─┤ │
├ ├
0,3─┤ │
├ ├─40
│ │
├ ├
0,2─┤ │
├─35 ├
│ │
├ ├
│ │
├ ├35
0,1─┘ │
Рис. 1. Номограмма для определения L
А экв
3.10. Измерения авиационного шума проводятся:
- для определения в конкретных условиях размера санитарно-защитной зоны между источником шума (ВПП) и границей существующей жилой застройки;
- для разработки и оценки эффективности мероприятий по снижению авиационного шума на жилой территории;
- при отводе земельных участков и строительстве новых жилых домов, больниц, школ, детских учреждений, домов и баз отдыха, пионерских лагерей вблизи существующей ВПП;
- при выборочном санитарном контроле шумового режима на территории жилой застройки.
3.11. Результаты измерений уровней авиационного шума следует представить в виде протокола измерений (форма протокола дана в Приложении 3) с указанием типа самолета (вертолета), времени измерения и общего количества пролетов.
4. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К РАСПОЛОЖЕНИЮ ВПП
МАЛОЙ АВИАЦИИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ
И ОРГАНИЗАЦИИ ВОЗДУШНЫХ ОПЕРАЦИЙ
4.1. Взлетно-посадочные площадки малой авиации сельскохозяйственного назначения необходимо располагать на местности с учетом ситуационных условий и длительности их эксплуатации, а также факторов, оказывающих влияние на акустический режим и состояние окружающей среды населенных пунктов (сезонность применения, планировочные особенности сельских населенных пунктов, природные и метеофакторы - рельеф, лесные массивы, водоемы, роза ветров и т.д.).
4.2. Важнейшим мероприятием по оздоровлению окружающей среды вблизи ВПП сельскохозяйственного назначения является установление санитарно-защитных зон следующих размеров:
- при местонахождении населенного пункта или объектов, к которым предъявляются повышенные нормативные требования по шуму, по курсу взлетов самолетов расстояние между торцом ВПП и границей их территории должно составлять не менее 2 км;
- при боковом удалении от оси ВПП населенных пунктов и защищаемых объектов зона разрыва должна быть не менее 1,5 км.
4.3. Воздушные операции должны проводиться за пределами жилой зоны. Наиболее благоприятным условием, с гигиенической точки зрения, следует считать организацию направления взлетов самолетов параллельно жилой застройке и защищаемым объектам. Это позволит исключить их перелет через населенные пункты и зоны отдыха, выполнение разворотов над ними и, следовательно, уменьшит зашумленность местности, а также возможность загрязнения атмосферного воздуха пестицидами через неплотности в загрузочных люках, с поверхности самолетов и т.д.
4.4. Большое значение имеет правильная организация санитарно-защитных зон, предусматривающая создание защитных полос озеленения. Снижение уровня звука в дБ полосами зеленых насаждений следует принимать по СНиП II-12-77, ч. II, гл. 12 "Защита от шума", таблица 4.1.
Таблица 4.1
СНИЖЕНИЕ УРОВНЯ ЗВУКА ДЕЛЬТА L В ДБА
А зел
ПОЛОСАМИ ЗЕЛЕНЫХ НАСАЖДЕНИЙ
┌────────────────────────────────────┬───────┬───────────────────┐
│ Полоса зеленых насаждений │Ширина │ Снижение уровня │
│ │полосы │звука ДЕЛЬТА L │
│ │ в м │ А зел│
│ │ │ в дБА │
├────────────────────────────────────┼───────┼───────────────────┤
│1. Однорядная при шахматной посадке │10 - 15│ 4 - 5 │
│деревьев внутри полосы │ │ │
│ │ │ │
│2. То же │16 - 20│ 5 - 8 │
│ │ │ │
│3. Двухрядная при расстояниях между │21 - 25│ 8 - 10 │
│рядами 3 - 5 м; ряды аналогичны │ │ │
│однорядной посадке │ │ │
│ │ │ │
│4. Двух- или трехрядная при │26 - 30│ 10 - 12 │
│расстояниях между рядами 3 м; ряды │ │ │
│аналогичны однорядной посадке │ │ │
└────────────────────────────────────┴───────┴───────────────────┘
Примечание: Эффективность снижения уровня звука определяется при высоте деревьев не менее 5 - 8 м.
4.5. Указанные величины санитарно-защитных зон согласуются с мероприятиями по защите селитебной территории от вредного влияния пестицидов согласно "Санитарным правилам по хранению, транспортировке и применению пестицидов в сельском хозяйстве" и другим ведомственным инструктивно-методическим материалам (Приложение 4).
4.6. Эксплуатация существующих ВПП сельскохозяйственной авиации может представлять определенную опасность для здоровья взрослого и детского населения в населенных пунктах, попадающих в зону воздействия авиации. В связи с этим органам и учреждениям санитарно-эпидемиологической службы, несмотря на относительную кратковременность и сезонность авиационно-химических работ, необходимо принять меры по предотвращению или значительному снижению отрицательного воздействия шума и ядохимикатов, что позволит в дальнейшем обеспечить надлежащие санитарные условия проживания, труда и отдыха населения, т.е. повысить действенность предупредительного и текущего санитарного надзора.
К таким мерам относятся: повышение требовательности к выбору мест и отводу земельных участков для размещения ВПП малой авиации сельскохозяйственного назначения, нового жилого строительства, зон и баз отдыха, пионерских лагерей и т.д., установлению необходимого размера санитарно-защитной зоны, созданию шумозащитных полос озеленения и проведению организационно-административных мероприятий по снижению распространения на жилую территорию вредных факторов, связанных с их эксплуатацией, а также по ограничению зон пролетов самолетов и вертолетов вблизи населенных пунктов.
За соблюдением допустимых уровней звука на территории жилой застройки, за условиями хранения и концентрацией ядохимикатов вблизи складских территорий, распространением их на местности должен осуществляться регулярный санитарный надзор органами и учреждениями санитарно-эпидемиологической службы.
Приложение 1
ОРИЕНТИРОВОЧНЫЕ АКУСТИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ НА МЕСТНОСТИ
ОТДЕЛЬНЫХ ТИПОВ САМОЛЕТОВ И ВЕРТОЛЕТОВ МАЛОЙ АВИАЦИИ
Таблица 1
УРОВНИ ШУМА НА МЕСТНОСТИ, СОЗДАВАЕМЫЕ САМОЛЕТОМ АН-2
┌─────────────────────────────────────┬──────────────────────────┐
│ Точка измерения шума │Максимальные уровни звука │
│ │на границе жилой застройки│
│ │ L в дБА │
│ │ А │
│ ├───────┬─────────┬────────┤
│ │Взлет │ Посадка │ Пролет │
├─────────────────────────────────────┼───────┼─────────┼────────┤
│100 м перп. от центра грунтов. │ 73 │ 66 │ - │
│ВПП (бок.) │ │ │ │
│250 м от центра грунт. ВПП (бок.) │ 69 │ 65 │ - │
│600 м от оси ВПП (бок.) │ 68 │ - │ - │
│300 м от конца ВПП (по курсу) │ 89 │ 82 │ 72 │
│1 км от конца ВПП (по курсу) │ 87 │ 75 │ - │
│1,5 км от конца ВПП (по курсу) │ 78 │ - │ 68 │
│3 км от конца ВПП (по курсу) │ 71 │ - │ - │
│4 км от оси ВПП (бок.) │ - │ - │ 75 │
└─────────────────────────────────────┴───────┴─────────┴────────┘
Таблица 2
УРОВНИ ШУМА НА МЕСТНОСТИ, СОЗДАВАЕМЫЕ ВЕРТОЛЕТОМ МИ-1
┌────────────────┬───────────────────────────────────────────────┐
│Точки измерения │ Максимальные уровни звука на границе жилой │
│ шума │ застройки, L в дБА │
│ │ А │
│ ├───────┬───────────────┬───────────────┬───────┤
│ │Завис. │ Взлет │ Посадка │Пролет │
│ │ ├───────┬───────┼───────┬───────┤ │
│ │ │на тер.│от жил.│со сто-│с про- │ │
│ │ │ жилой │застр. │роны │тивоп. │ │
│ │ │застр. │ │жил. │стор. │ │
│ │ │ │ │застр. │от жил.│ │
│ │ │ │ │ │застр. │ │
├────────────────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┤
│1 км по курсу от│57 - 69│74 - 87│ - │ - │67 - 69│79 - 84│
│конца ВПП │ │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │ │
│ ┌ 0,5 км по│ │ │ │ │ │ │
│ │ курсу от │ │ │ │ │ │ │
│бок. │ конца ВПП│68 - 72│75 - 78│63 - 76│82 - 86│66 - 72│ 57 │
│ │ 0,5 км от│ │ │ │ │ │ │
│ └ оси ВПП │ │ │ │ │ │ │
└────────────────┴───────┴───────┴───────┴───────┴───────┴───────┘
Приложение 2
ПРИМЕР РАСЧЕТА
ЭКВИВАЛЕНТНОГО УРОВНЯ ЗВУКА В ДБА
В ЗАДАННОЙ ТОЧКЕ НА МЕСТНОСТИ
Определение эквивалентного уровня звука в дБА на местности вблизи ВПП сельскохозяйственной авиации расчетным методом проводится на основе измеренных максимальных (пиковых) уровней звука в дБА при пролетах самолетов и суммарной интенсивности полетов за время измерения.
Например: жилая застройка сельского населенного пункта удалена на расстоянии 250 м от оси временной, грунтовой ВПП сельскохозяйственного назначения.
Местность ровная, открытая, малоозелененная. Взлетно-посадочные операции самолета АН-2 совершаются параллельно жилой застройке, а перелет с одного участка на другой - через населенный пункт. Расчетная точка располагается на расстоянии 250 м против ВПП на границе жилой застройки.
Измерение максимальных уровней звука в дБА проведено прецизионной акустической аппаратурой - шумомером "Брюль и Къер", тип 2203 с микрофоном типа 4144 в течение 2,5 час. - с 4.30 до 7.00 час., т.е. в ночное время. По результатам измерений заполняется таблица по форме (Приложение 3):
Для ориентировочного расчета L необходимо:
А экв
0,1L
Аn
- определить значение параметра тау x 10 для каждого
n
этапа в отдельности в зависимости от максимального уровня звука
по таблице 3.1;
0,1L
N Аn
- суммировать полученные значения SUM тау x 10 = 2,061;
n=1 n
- по номограмме на рис. 1 установить значение L в
А экв
0,1L
N Аn
зависимости от суммы SUM тау x 10 за период измерения (в
n=1 n
данном случае - за 2,5 часа в течение ночи) - 48,5 дБА.
Полученные данные показывают, что рассчитанная величина
L составляет 48,5 дБА, т.е. превышает допустимые значения для
А экв
ночного времени; максимальные уровни звука L при взлетах
А
самолета АН-2 в четырнадцати измерениях из двадцати пяти превышают
допустимые величины на 2 - 7 дБА (56%) для ночного времени.
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ЗАПОЛНЕНИЯ ТАБЛИЦЫ ПРОТОКОЛА
ПРИ РАСЧЕТЕ L
А экв
┌───┬─────┬───────────┬──────────────┬───────────────┬───────────────────┬──────┐
│ N │Тип │ Воздушная │ Максимальный │ 0,1L │ 0,1L │ │
│п/п│само-│операция, │уровень звука,│ Аn│N Аn│ │
│ │лета │этап полета│ L , дБА │тау x 10 │SUM тау x 10 │L │
│ │ │ │ А │ n │n=1 n │ А экв│
├───┼─────┼───────────┼──────────────┼───────────────┼───────────────────┼──────┤
│ 1 │ 2 │ 3 │ 4 │ 5 │ 6 │ 7 │
├───┼─────┼───────────┼──────────────┼───────────────┼───────────────────┼──────┤
│ │ │ │ │ 9 │ │ │
│1 │АН-2 │взлет │ 70 │ 0,12 x 10 │ │ │
│ │ │ │ │ 9 │ │ │
│2 │ │пролет │ 68 │ 0,086 x 10 │ │ │
│ │ │ │ │ 9 │ │ │
│3 │ │посадка │ 63 │ 0,039 x 10 │ │ │
│ │ │ │ │ 9 │ │ │
│4 │ │взлет │ 69 │ 0,103 x 10 │ │ │
│ │ │ │ │ 9 │ │ │
│5 │ │пролет │ 65 │ 0,054 x 10 │ │ │
│ │ │ │ │ 9 │ │ │
│6 │ │посадка │ 64 │ 0,045 x 10 │ │ │
│ │ │ │ │ 9 │ │ │
│7 │ │взлет │ 68 │ 0,086 x 10 │ │ │
│ │ │ │ │ 9 │ │ │
│8 │ │посадка │ 61 │ 0,029 x 10 │ │ │
│ │ │ │ │ 9 │ │ │
│9 │ │взлет │ 69 │ 0,103 x 10 │ │ │
│ │ │ │ │ 9 │ │ │
│10 │ │посадка │ 62 │ 0,033 x 10 │ │ │
│ │ │ │ │ 9 │ │ │
│11 │ │взлет │ 67 │ 0,073 x 10 │ │ │
│ │ │ │ │ 9 │ │ │
│12 │ │пролет │ 66 │ 0,063 x 10 │ │ │
│ │ │ │ │ 9 │ │ │
│13 │ │посадка │ 64 │ 0,045 x 10 │ │ │
│ │ │ │ │ 9 │ │ │
│14 │ │взлет │ 71 │ 0,14 x 10 │ │ │
│ │ │ │ │ 9 │ │ │
│15 │ │пролет │ 64 │ 0,045 x 10 │ │ │
│ │ │ │ │ 9 │ │ │
│16 │ │взлет │ 70 │ 0,12 x 10 │ │ │
│ │ │ │ │ 9 │ │ │
│17 │ │посадка │ 65 │ 0,054 x 10 │ 2,061 │ 48,5 │
│ │ │ │ │ 9 │ │ │
│18 │ │взлет │ 70 │ 0,12 x 10 │ │ │
│ │ │ │ │ 9 │ │ │
│19 │ │посадка │ 62 │ 0,033 x 10 │ │ │
│ │ │ │ │ 9 │ │ │
│20 │ │взлет │ 72 │ 0,17 x 10 │ │ │
│ │ │ │ │ 9 │ │ │
│21 │ │пролет │ 69 │ 0,103 x 10 │ │ │
│ │ │ │ │ 9 │ │ │
│22 │ │посадка │ 65 │ 0,054 x 10 │ │ │
│ │ │ │ │ 9 │ │ │
│23 │ │взлет │ 71 │ 0,14 x 10 │ │ │
│ │ │ │ │ 9 │ │ │
│24 │ │пролет │ 72 │ 0,17 x 10 │ │ │
│ │ │ │ │ 9 │ │ │
│25 │ │посадка │ 62 │ 0,033 x 10 │ │ │
└───┴─────┴───────────┴──────────────┴───────────────┴───────────────────┴──────┘
Так как в исследуемой точке на границе жилой застройки уровни звука не соответствуют требованиям санитарных норм, необходимо осуществлять мероприятия по шумозащите жилой застройки, т.е. в конкретном примере это может быть достигнуто увеличением разрыва до ВПП за счет ее переноса на новый, более удаленный участок.
Для расчета L по формуле необходимо дополнительно
А экв
определять зависимость эффективного времени воздействия шума
(тау ) от максимального уровня L при каждом пролете отдельно по
n А
секундомеру - под трассой взлетов и посадок самолета, в остальных
случаях по ГОСТ 22283-76 "Шум авиационный. Допустимые уровни шума
на территории жилой застройки и методы его измерения".
Приложение 3
ПРОТОКОЛ
измерений уровней шума от самолетов и вертолетов
малой авиации сельскохозяйственного назначения
на территории жилой застройки
"__"____________ 19__ г. ___________________________________
(населенный пункт, поселок совхоза,
колхоза, других объектов)
1. Место проведения измерений:
Описание и схема расположения точек измерения шума по отношению к ВПП с указанием направлений пролетов самолетов, характера эксплуатации ВПП, степени ее благоустройства и озеленения, наличие склада ядохимикатов и расстояние до жилой застройки и защищаемых объектов.
2. Измерительные приборы (указать тип прибора, сведения о государственной или ведомственной поверке).
3. Результаты измерений уровней звука
Начало наблюдений - час.
Конец наблюдений - час.
4. Количество пролетов за время наблюдения -
┌──────┬──────────────┬─────────────┬─────────────────┬──────────┐
│N изм.│ Воздушная │Тип самолета,│ Максимальный │Примечания│
│п/п │операция, этап│ вертолета │ уровень звука │ │
│ │ │ │ L в дБА │ │
│ │ │ │ А │ │
├──────┼──────────────┼─────────────┼─────────────────┼──────────┤
│ │ │ │ │ │
└──────┴──────────────┴─────────────┴─────────────────┴──────────┘
5. Эквивалентный уровень звука в дБА.
6. Заключение на соответствие результатов измерений допустимым уровням авиационного шума.
Отв. исполнитель _____________________________________________
(Ф.И.О., организация, должность)
Приложение 4
ПЕРЕЧЕНЬ
ОФИЦИАЛЬНЫХ ДОКУМЕНТОВ, КОТОРЫМИ НАДЛЕЖИТ
ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНОГО
И ТЕКУЩЕГО САНИТАРНЫХ НАДЗОРОВ
1. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР N 898 от 29.12.1972 "Об усилении охраны природы и улучшении использования природных ресурсов".
2. Постановление Совета Министров СССР N 726 от 03.10.1973 "О мерах по снижению шума на промышленных предприятиях, в городах и других населенных пунктах".
3. Приказ Министра здравоохранения СССР от 25.12.1973 N 1020 "О мерах по снижению шума на промышленных предприятиях, в городах и других населенных пунктах".
4. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР N 773 от 19.08.1982 "О дополнительных мерах по улучшению охраны здоровья населения".
5. Закон СССР об охране атмосферного воздуха. М., 1980.
6. ГОСТ 22283-76 "Шум авиационный. Допустимые уровни шума на территории жилой застройки и методы его измерения" (срок действия продлен до 1 января 1988 года Постановлением Госстандарта от 25.10.1982).
7. СНиП II-12-77, ч. II "Защита от шума", М., 1978.
8. СТ СЭВ 1357-78 "Шумомеры".
9. ГОСТ 17187-71 "Шумомеры. Общие технические требования".
10. "Санитарные правила по хранению, транспортировке и применению пестицидов (ядохимикатов) в сельском хозяйстве" N 1123-73.
11. "Правила по технике безопасности и производственной санитарии на авиационно-химических работах", МГА, СССР, РИО, М., 1975.
Остальные материалы раздела: Указы СССР 1917-1992
Предыдущая Указ Президиума ВС СССР от 15.03.1983 N 8919-X Об утверждении Положения о порядке и условиях исполнения уголовных наказаний. не связанных с мерамиСледующая Методические указания по аттестации лабораторий санэпидстанций утв. Минздравом СССР 23.03.1983 N 2684-83