В ОАО "Балтийский завод", входящем в группу компаний "ИСТ", прошла презентация первого в России пилотного проекта применения CALS-технологий в отечественном судостроении. По информации пресс-службы группы, CALS-технологии (Continuous Acquisition and Life-cycle Support) представляют собой технологии непрерывной информационной поддержки жизненного цикла корабля: от этапа проектирования, разработки, изготовления, эксплуатации и ремонтных работ, до нецелевого использования и утилизации. Они предполагают создание электронной и информационной моделей корабля, использование которых позволит обеспечить быстрый и удобный доступ к совокупности максимально полной информации. Все это позволит обеспечить уменьшение стоимости владения, улучшить его эксплуатацию, материально-техническое снабжение, ремонт, а также перевести отношения между эксплуатационными и сервисными организациями на безбумажный документооборот.
В рамках пилотного проекта по внедрению CALS-технологий была создана электронная модель одного из блоков корабля проекта 11356, строящегося на Балтийском заводе. В ее разработке также принимали участие ГУП "Северное проектно-конструкторское бюро" и ФГУП "ЦНИИ технологии судостроения". Стоимость разработки оценивается в 5 млн долл. Реализация проекта осуществлялась без государственной поддержки на средства предприятий, участвующих в проекте.
Электронная модель блока корабля (CALS-модель) состоит из двух основных частей. Одна из них - обширная информационная база данных, которая включает в себя весь перечень деталей входящих в блок, их стоимость, техническое описание, правила эксплуатации и рекомендации по их ремонту или замене. Вторая представляет собой виртуальную модель блока корабля, выполненную с использованием программ 3D-графики. Для создания электронной модели использовались система автоматизированного проектирования Foran и PDM-система Windchill. Доступ к CALS-модели получают разработчики, производители и поставщики комплектующих и запчастей, а также организации, занимающиеся эксплуатацией и обслуживанием корабля. По оценке главного конструктора Балтийского завода Евгения Игошина, затраты на эксплуатацию и поддержание жизнедеятельности корабля с использованием новой методики сокращается почти в 2 раза. Кроме того, применение CALS-технологий позволит российским судостроителям на равных конкурировать с продукцией западных верфей.
По словам главного инженера ГУП "Северное проектно-конструкторское бюро" Владимира Спиридопуло, для того, чтобы активизировать внедрение этих методик в России, необходима государственная поддержка. Ведь стоимость работ по созданию электронной модели только одного корабля типа фрегат составляет 19 миллионов долларов.