Исторический альманах, портал коллекционеров информации, электронный музей 'ВиФиАй' work-flow-Initiative 16+
СОХРАНИ СВОЮ ИСТОРИЮ НА СТРАНИЦАХ WFI Категории: Актуальное Избранное Telegram: Современная Россия
Исторический альманах, портал коллекционеров информации, электронный музей

Путь:

Навигация


Язык [ РУССКИЙ ]

Поиск
Подписка и соц. сети

Подписаться на обновления сайта


Поделиться

Яндекс.Метрика

Новые материалы

Картинка недели

К началуК началу
В конецВ конец
Создать личную галерею (раздел)Создать личную галерею (раздел)
Создать личный альбом (с изображениями)Создать личный альбом (с изображениями)
Создать материалСоздать материал

Прочие СССР 1917-1992

Оценка раздела:
Не нравится
9
Нравится
В разделе "онлайн библиотеки" нормативно-правовых и законодательных актов Союза Советских Социалистических Республик собраны прочие документы с 1917 по 1992.

Категории

Об использовании школьной мебели методические рекомендации утв. Минпросом СССР, Минздравом СССР 14.03.1985 N 3225-85

Дата публикации: До 2014-05-28
Просмотров: 892
Материал приурочен к дате: 1985-03-14
Прочие материалы относящиеся к: Дате 1985-03-14 Материалы за: Год 1985
Автор:

 

Утверждаю

Заместитель Главного

государственного

санитарного врача СССР

В.Е.КОВШИЛО

14 марта 1985 г. N 3225-85

 

Заместитель Министра

просвещения СССР

К.Г.НОЖКО

 

ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ШКОЛЬНОЙ МЕБЕЛИ

 

(МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ)

 

Во исполнение Основных направлений реформы общеобразовательной и профессиональной школы, Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 12 апреля 1984 г. N 313 "О дальнейшем совершенствовании общего среднего образования молодежи и улучшении условий работы общеобразовательной школы" совершенствуется структура общеобразовательной школы, обеспечивается дальнейшее развитие и укрепление ее материально-технической базы, улучшение условий работы.

В деле улучшения условий работы важное место занимают вопросы оснащения школ мебелью. Для обеспечения работоспособности, правильного физического развития, профилактики нарушения осанки и зрения у детей и подростков большое значение имеет использование школьной мебели, соответствующей гигиеническим требованиям.

В процессе учебных занятий организм учащегося испытывает статическую нагрузку, обусловленную необходимостью длительное время сохранять вынужденную рабочую позу. Эта нагрузка резко увеличивается в случае неправильного устройства мебели, несоответствия ее размеров росту и пропорциям тела учащихся. Возникают условия, способствующие нарушению осанки, развитию близорукости и ее прогрессированию.

Гигиенические требования, предъявляемые к школьной мебели, в первую очередь касаются ее размеров.

Специальными измерениями установлено, что средние величины отдельных параметров тела, которые служат для нормирования основных размеров мебели и их соотношений, при колебании роста детей и подростков в пределах 10 - 15 см существенно не разнятся.

С 1972 года для школьников принята ростовая шкала с интервалом в 15 см. В соответствии с этой шкалой в стандартах на школьную мебель (Приложение 1) предусмотрено изготовление для учащихся парт, столов и стульев пяти групп: А, Б, В, Г и Д (таблица N 1).

 

Таблица N 1

 

РАЗМЕРЫ ПАРТ, СТОЛОВ И СТУЛЬЕВ

 

┌──────┬───────────┬──────────────────┬───────────────┬──────────┐

Группы│Группы рос-│Высота края крышки│Высота передне-│   Цвет  

мебели│та школьни-│стола, обращенного│го края сиденья│маркировки

      │ков в см   │к ученику, над по-│над полом в см │         

                 │лом в см                                  

├──────┼───────────┼──────────────────┼───────────────┼──────────┤

│А     │до 130            54,0            32,0      │желтая   

Б     │130 - 145         60,0            36,0      │красная  

│В     │145 - 160         66,0            40,0      │голубая  

│Г     │160 - 175         72,0            44,0      │зеленая  

│Д     │свыше 175         78,0            48,0      │белая    

└──────┴───────────┴──────────────────┴───────────────┴──────────┘

 

Маркировка мебели

 

Парты, столы и стулья, изготовленные в соответствии с ГОСТами, должны иметь фабричную и цветовую маркировки.

На нижних поверхностях крышки стола и сиденья стула, на внутренних поверхностях крышки и сиденья парты наносится обозначение группы мебели (в числителе) и диапазон роста школьников, для которых мебель предназначена (в знаменателе), например:

 

                                 Б

                           ------------.

                           130 - 145 см

 

Цветовая маркировка мебели наносится на обеих сторонах стола (парты), стула в виде круга диаметром 25 мм или горизонтальной полосы шириной 20 мм (таблица N 1) и должна быть видна со стороны прохода между рядами.

 

Расстановка мебели

 

Первыми во всех трех (четырех) рядах ставят мебель группы А, вторыми - группы Б, третьими - группы В и т.д. При необходимости поставить мебель больших размеров ближе к доске ее следует ставить только в крайних первом или третьем (четвертом) рядах.

Рабочие места в учебных кабинетах за первыми и вторыми столами (партами) в любом ряду отводятся школьникам со значительным снижением остроты слуха (разговорная речь воспринимается от 2 до 4 м, а шепотная - от 0,5 до 1 м). Школьникам с пониженной остротой зрения отводятся места ближе к окну за первыми столами (партами), где наиболее благоприятные условия освещения естественным светом. При хорошей коррекции остроты зрения очками школьники могут сидеть в любом ряду.

Школьникам с ревматическими заболеваниями, склонным к частым ангинам и острым воспалениям верхних дыхательных путей, рабочие места отводятся дальше от окон.

Не менее двух раз в год школьников, сидящих в крайних первом и третьем (четвертом) рядах, меняют местами, не нарушая соответствия номеров мебели росту учащихся. Это необходимо проводить с целью профилактики нарушения осанки.

Между рядами столов (парт) и стенами учебного помещения соблюдаются следующие установленные расстояния:

- в учебных помещениях обычной прямоугольной конфигурации от наружной стены до ряда столов (парт) - не менее 0,5 м; от внутренней стены - не менее 0,5 м; от задней стены до столов (парт) - не менее 0,65 м; от классной доски до первых столов (парт) - не менее 1,6 - 2,0 м, а в кабинетах, имеющих демонстрационные столы, - не менее 2,5 м; между рядами одноместных столов - не менее 0,5 м, двухместных - не менее 0,6 м;

- в учебных помещениях квадратной и поперечной конфигурации при расстановке мебели в четыре ряда расстояние от классной доски до первых столов (парт) должно быть не менее 2,5 м, что при длине доски в 3 м обеспечивает угол рассматривания для школьников, сидящих за первыми столами (партами) в первом и четвертом рядах, не менее 30 град.

Для обеспечения угла рассматривания в 35 град. расстояние от доски до первых столов в крайних рядах должно быть увеличено до 2,4 м при трехрядной расстановке и 3,0 м - при четырехрядной.

 

Измерение роста школьников

 

Рост школьников измеряют в обычной обуви ростомером или специальной рейкой длиной 2 м. На одной стороне рейки наносят деление с интервалом в 15 см, начиная с 130 см. В промежутках между делениями проставляют обозначения групп мебели.

Если используются данные роста школьников, имеющиеся в медицинских картах, то в этом случае к показателю роста прибавляют 2 см на обувь.

Учитель, классный руководитель или заведующий кабинетом с учетом полученных данных о росте школьников рассаживает их за парты или столы соответствующей группы.

Рекомендуется в каждом учебном помещении рядом с дверью иметь цветную мерную линейку, на которую наносятся соответственно группам мебели цветовые полосы шириной 15 смжелтая на высоте от 115 до 130 см от пола, красная - от 130 до 145 см, голубая - от 145 до 160 см, зеленая - от 160 до 175 см, белая от 175 до 190 см. Школьники могут самостоятельно измерить свой рост и найти маркированный цвет необходимой мебели.

Данные о дате измерения роста, группе мебели, состоянии зрения и слуха школьников заносятся в классный журнал. Каждый школьник должен знать цвет маркировки, соответствующий его росту.

Для облегчения рассаживания школьников I - IV классов рекомендуется в начале каждого учебного года заполнять лист здоровья с указанием фамилии, роста, состояния зрения и слуха каждого школьника, а также цвета маркировки столов (парт) и стульев. Лист подписывается классным руководителем и школьным врачом, утверждается директором школы и должен являться действенной формой контроля за правильным использованием школьной мебели.

 

Правильный подбор парт, столов и стульев

 

Классы и учебные кабинеты должны оборудоваться мебелью двух или трех ростовых групп в соответствии с ростом школьников в разных классах (таблица N 2).

 

Таблица N 2

 

ПРИМЕРНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ I - XI КЛАССОВ

ПО ГРУППАМ РОСТА (В %)

 

┌────────────┬──────┬────────────────────────────────────────────┐

│Группы роста│Группы                 Классы                    

│школьников │мебели├───┬───┬───┬───┬───┬───┬───┬────┬───┬───┬───┤

    в см          │ I │II │III│IV │ V │VI │VII│VIII│IX │ X │XI │

├────────────┼──────┼───┼───┼───┼───┼───┼───┼───┼────┼───┼───┼───┤

│До 130        А   │80 │70 │40 │                        

│130 - 145     Б   │20 │30 │60 │80 │70 │35 │               

│146 - 160     В            │20 │30 │65 │80 │50  │30 │     

│160 - 175     Г                     │20 │50  │70 │80 │80 │

│Свыше 175     Д                               │20 │20 │

└────────────┴──────┴───┴───┴───┴───┴───┴───┴───┴────┴───┴───┴───┘

 

Распределение школьников по принятым в настоящее время группам роста из года в год меняется мало. Зная число параллелей каждого класса и пользуясь таблицей N 2, можно определить примерную потребность школы в мебели разных ростовых групп.

Учебные помещения для школьников начальных классов рекомендуется оборудовать партами по ГОСТ 5994-79 или ученическими столами (ГОСТ 11015-77) в комплекте со стульями (ГОСТ 11016-77).

Запрещается использовать в классах и кабинетах табуреты и другую мебель без спинки, а также не соответствующую стандартам на школьную мебель.

Столы ученические, предназначенные для оборудования I классов, должны иметь приспособление, позволяющее устанавливать крышку под углом 7 - 12 град. и горизонтально.

 

Таблица N 3

 

ОРИЕНТИРОВОЧНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПАРТ ДВУХМЕСТНЫХ

(КОМПЛЕКТОВ УЧЕНИЧЕСКИХ) В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

 

┌───────┬────────────────────────────────────────────────────────┐

│Группа │                        Классы                         

│мебели ├─────────────┬─────────────┬─────────────┬──────────────┤

             I            II          III           IV     

├───────┼─────────────┼─────────────┼─────────────┼──────────────┤

   А         12         10/14        7/9                   

   Б          3          5/6         8/11         12/16    

   В                                               3/4     

└───────┴─────────────┴─────────────┴─────────────┴──────────────┘

 

Примечания: 1. В числителе указано количество двухместных парт (комплектов ученических) при наполняемости 30 человек, в знаменателе - 40.

2. Комплект ученический состоит из стола двухместного и 2 стульев соответствующих ростовых групп.

3. При оборудовании учебных помещений одноместными столами количество комплектов удваивается.

 

При необходимости организации занятий в две смены в учебных помещениях, запятых в I и II сменах, должны размешаться учащиеся смежных по возрасту классов, например III и IV. При этом в помещении, предназначенном для III и IV классов, расставляются 2 - 3 парты группы А, 11 - 15 - группы Б и 1 - 2 - группы В, что позволит рассадить большинство детей и в III и IV классах в соответствии с их ростом.

Учебные кабинеты для школьников V - XI классов оборудуются комплектами двухместных столов ученических по ГОСТ 11015-77 со стульями по ГОСТ 11016-77.

Оборудовать учебные кабинеты мебелью в соответствии с ростом учащихся возможно лишь при наличии раздельных кабинетов для учащихся разных возрастных групп. Поэтому во всех школах необходимо оборудовать кабинеты с учетом возрастного состава школьников, выделяя кабинеты для учащихся V - VI классов. Это необходимо в связи с особенностями роста и развития 10 - 11-летних детей и особенно важно для таких предметов, как родной язык, литература, математика, по которым уроки проводятся во все дни недели.

Кроме кабинетов родного языка и литературы, математики, комплектами ученическими двухместными оборудуются кабинеты иностранного языка, истории, географии, начальной военной подготовки, методические кабинеты по основам производства и профориентации.

 

Таблица N 4

 

ОРИЕНТИРОВОЧНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ КОМПЛЕКТОВ УЧЕНИЧЕСКИХ

ДВУХМЕСТНЫХ В УЧЕБНЫХ КАБИНЕТАХ (В %)

 

┌──────┬─────────────────────────────────────────────────────────┐

│Группы│                         Классы                         

│мебели├─────────┬─────────┬────────┬────────┬─────────┬─────────┤

        V - VI │VII - IX │VI - XI │V  - XI │VII - XI │ X - XI 

├──────┼─────────┼─────────┼────────┼────────┼─────────┼─────────┤

  Б      50                        20                    

  В      50       50       50      40      40            

  Г               50       40      30      50       80   

  Д                        10      10      10       20   

└──────┴─────────┴─────────┴────────┴────────┴─────────┴─────────┘

 

При оборудовании кабинетов физики, химии и биологии используются двухместные ученические лабораторные столы групп В, Г, Д по ГОСТ 18314-73, кабинетов изобразительного искусства и черчения - специальные одноместные или двухместные столы групп В и Г по ГОСТ 19549-74 в комплекте со стульями по ГОСТ 11016-77 соответствующих ростовых групп.

 

Таблица N 5

 

ОРИЕНТИРОВОЧНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЛАБОРАТОРНЫХ СТОЛОВ

И СТОЛОВ ДЛЯ ЧЕРЧЕНИЯ И РИСОВАНИЯ В КОМПЛЕКТЕ

СО СТУЛЬЯМИ В УЧЕБНЫХ КАБИНЕТАХ (В %)

 

┌──────┬─────────────────────────────────────────────────────────┐

│Группы│                        Кабинеты                        

│мебели├────────┬───────┬────────┬───────────────────────────────┤

      │ физики │ химии │биологии│изобразит. искусства и черчения│

├──────┼────────┼───────┼────────┼───────────────────────────────┤

  В      30     30      50                 80              

  Г      60     60      40                 20              

  Д      10     10      10                                 

└──────┴────────┴───────┴────────┴───────────────────────────────┘

 

В Приложении 2 приведен состав наборов мебели для общеобразовательных школ по учебным кабинетам и другим помещениям.

 

Рабочая поза и ее формирование

 

Важно не только обеспечить рабочее место, соответствующее росту школьника, но и приучить его сохранять во время учебных занятий наименее утомительную позу - сидеть глубоко на стуле, ровно держать корпус и голову; ноги должны быть согнуты в тазобедренном и коленном суставах, ступни опираться на пол, предплечья свободно лежать на столе.

Размеры и соотношения основных частей ученических стола и стула (парты) устанавливаются на основании специальных антропометрических исследований школьников.

Для определения высоты сиденья в качестве величины принята средняя длина голени со стопой; рассчитывая глубину сиденья, исходят из неполной средней величины длины бедра школьника.

Посадка учащихся устойчива и менее утомительна, площадь опоры достаточна, если глубина сиденья предусматривается не менее 2/3 и не более 3/4 длины бедра, а профиль сиденья соответствует форме бедра и ягодиц.

У каждого стула (скамьи) обязательно должна быть профилированная спинка, которая используется школьниками как дополнительная опора.

В школьной мебели обязательно должно быть выдержано правильное соотношение основных элементов: крышки стола, сиденья и спинки стула (скамьи). Эти соотношения нормируются величинами дифференции, дистанции сиденья и дистанции спинки.

Расстояние (по вертикали) от заднего края стола до сиденья - дифференция - равно разности высот сиденья и локтя свободно опущенной руки сидящего школьника с добавлением 5,0 - 6,0 см. Заниженная или завышенная дифференция вынуждает школьника опускать или поднимать правое плечо во время письма, что приводит к асимметрии тела и искривлению позвоночника, а также к недопустимому сокращению или увеличению расстояния от глаз до книги (тетради).

Расстояние (по горизонтали) от заднего края крышки стола до спинки стула (скамьи) - дистанция спинки - оказывается оптимальным, если оно не превышает переднезадний диаметр туловища школьника более чем на 5 см. При завышенной дистанции спинки школьник лишен возможности использовать спинку стула (скамьи) как дополнительную опоруцентр тяжести туловища по отношению к точке опоры смещается вперед. При недостаточной дистанции спинки школьник оказывается "зажатым" между крышкой парты и спинкой скамьи: рабочая поза становится неудобной, статическая нагрузка увеличивается, утомление прогрессирует, работоспособность падает.

Расстояние (по горизонтали) между краем крышки стола и краем сиденья - дистанция сиденья (скамьи) - должно быть только отрицательным (не менее 4 и не более 8 см). При нулевой и особенно положительной дистанции школьник, для правильного размещения предплечья на столе, вынужден тянуться вперед: рабочая поза становится неудобной, создаются условия, усугубляющие статическую нагрузку и форсирующие утомление.

Воспитывать правильную посадку у школьников необходимо с первых дней посещения школы; для обучения школьников I классов следует выделить специальный урок.

Учитель обращает внимание на подбор мебели, соответствующей росту ученика, по цветовой маркировке, одинаковой для стола и стула, демонстрирует таблицу "Правильно сиди при письме". После рассмотрения школьниками таблицы учитель спрашивает, как ученик (ученица) держит голову, руки, как опирается на спинку парты (стула), где находятся ногиобращает внимание на то, что сиденье стула должно заходить за край стола.

Стул задвигается под стол так, чтобы при опоре на спинку между грудью и столом помещалась ладонь.

Далее учитель предлагает школьнику сесть за парту (стол), соответствующую его росту так, как это показано на таблице; еще раз объясняет, как надо держать голову, плечи, руки и т.д., и подчеркивает, что нельзя опираться грудью о край парты (стола) и что расстояние от глаз до книги или тетради должно равняться длине предплечья от локтя до конца пальцев. Руки на столе (парте) лежат свободно: на тетради лежит правая рука и пальцы левой. Обе ноги всей ступней опираются на пол.

При письме школьник опирается о спинку парты (стула) поясницей, при объяснении учителя - сидит более свободно, опираясь о спинку парты (стула) не только крестцово-поясничной, но и подлопаточной частью спины. Учитель после объяснения и показа правильной посадки просит школьников всего класса сесть правильно и, обходя класс, поправляет в случае необходимости их позу.

Таблицу "Правильно сиди при письме" следует поместить в классе, чтобы школьники всегда имели ее перед глазами. Вместе с тем школьникам необходимо показать таблицы, демонстрирующие дефекты в осанке, возникающие в результате неправильной посадки. Выработка определенного навыка достигается не только объяснением, подкрепленным показом, а и систематическим повторением. Для выработки навыка правильной посадки учитель должен повседневно контролировать правильность позы школьников во время занятий, особенно в течение первых трех-четырех лет обучения в школе, когда у них формируется этот навык. Об этом не следует забывать и в последующие годы обучения.

 

Пользование мебелью и ее ремонт

 

При транспортировке мебели должны соблюдаться меры, обеспечивающие ее сохранность. В местах соприкосновения изделий друг с другом, кузовом транспортных средств, увязочными материалами и тарой должны быть проложены мягкие прокладки.

Сборку мебели, поставляемой в разобранном виде, следует производить, придерживаясь порядка, указанного в инструкциях, избегая неосторожных ударов и излишних усилий. В процессе эксплуатации надо периодически проверять затяжку болтов и стяжек.

Изделия школьной мебели должны храниться в закрытых отапливаемых помещениях при температуре не ниже +10 град. C.

При использовании мебели ее следует оберегать от ударов и не ставить на нее предметы, повреждающие покрытие.

Поверхности, отделанные нитроцеллюлозными лаками и эмалями, особенно следует оберегать от попадания растворителей (ацетона, спирта, бензина и др.), кислот и щелочей.

Мебель следует систематически протирать от пыли. Лицевую поверхность крышек столов рекомендуется слегка освежать мыльной теплой (не более +60 град. C) водой с последующей протиркой сухой чистой мягкой тряпкой.

Поступающие от поставщика новые изделия, в которых будут обнаружены скрытые недостатки, изготовитель обязан бесплатно заменять или ремонтировать. Гарантийный срок на изделия школьной мебели при соблюдении надлежащих условий ее транспортирования, использования и хранения установлен ГОСТ 22046-76 для изделий 1-й категории качества - 24 месяца, для изделий со Знаком качества - 30 месяцев. В течение этого срока потребитель имеет право и обязан предъявлять к поставщикам претензии с необходимыми обоснованиями.

Мелкий ремонт мебели, не связанный с использованием стационарного оборудования и специальных приспособлений, производится в школе. К мелким ремонтным работам относятсяукрепление каркасов различных конструкций мебели, укрепление и замена фурнитуры (стяжек, болтов, винтов, шурупов, полкодержателей, замков, ручек и пр.), переклейка шиповых и шкантовых соединений, устранение незначительных механических повреждений, замена отдельных деталей, заделка мелких сколов, отщепов и трещин шпатлевкой, а глубоких - вставками из древесины на клею, приклеивание пластиков, ремонт нитроцеллюлозных эмалевых и лаковых покрытий.

При ремонте мебели должны соблюдаться требования, предъявляемые к ее размерам, устройству и покрытиям. Это особенно следует учитывать при ремонте ученических столов, стульев и парт.

В отремонтированных изделиях не должно быть острых углов и ребер, выступающих винтов и шурупов, всего, что создает опасность ушибов, ущемлений и других травм. Наиболее частыми дефектами ученических столов являются повреждение рабочих поверхностей и кромок крышек, отрыв крышек от каркасов, деформация кронштейнов для портфелей (в металлических каркасах). При креплении оторвавшихся крышек их следует устанавливать в прежнее положение. Разрушенные места под крепежную фурнитуру (втулки, шурупы) следует заделать вставками или пробками на клею. К деревянному каркасу крышку целесообразно дополнительно прикрепить сверху "на проход" двумя - четырьмя шурупами 5 x 50 мм. Головки шурупов следует утопить на 1 - 2 мм ниже плоскости крышки и зашпатлевать.

К металлическому каркасу крышку целесообразно дополнительно прикрепить двумя винтами М6 с полукруглой головкой и усом или с полупотайной или потайной головками, установленными с двух сторон на расстоянии 350 - 400 мм от кромки крышки, обращенной к ученику. При исправлении погнутых металлических кронштейнов для портфелей надо обеспечить внутренний размер емкости не менее 130 мм и расстояние по горизонтали от кромки крышки, обращенной к ученику, до кронштейнов - не менее 300 мм для столов группы А и Б и 340 мм - для столов группы Г и Д.

При ремонте стульев следует соблюдать размеры, указанные в таблице N 6.

 

Таблица N 6

 

ОСНОВНЫЕ РАЗМЕРЫ СТУЛЬЕВ

 

┌──────────────────┬─────────────────────────────────────────────┐

     Размеры              Нормы дня стульев группы, мм        

                  ├────────┬────────┬────────┬────────┬─────────┤

                     А       Б       В       Г       Д   

├──────────────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼─────────┤

│1. Высота передне-│  320     360     400     440      480  

го края сиденья Н │                                        

                                                          

│2. Ширина сиденья,│  270     310     340     360      380  

│не менее                                                  

                                                           

│3. Глубина сиденья│  260     290     320     350      380  

│В                                                         

                                                          

│4. Высота нижнего  120     135     150     165      180  

│края спинки над                                           

│сиденьем                                                  

                                                          

│5. Ширина спинки, │  240     270     300     320      340  

│не менее                                                  

                                                          

│6. Высота спинки  │60 - 120│70 - 135│80 - 150│90 - 165│100 - 180│

                                                               

│7. Радиус изгиба             Для всех групп 20 - 50           

│переднего края си-│                                            

денья                                                         

                                                              

│8. Радиус изгиба             Для всех групп 80 - 100          

│спинки                                                        

                                                              

│9. Угол наклона             Для всех групп 0 - 3 град.        

│сиденья                                                       

                                                              

│10. Угол наклона          Для всех групп 102 - 108 град.      

│спинки                                                        

└──────────────────┴─────────────────────────────────────────────┘

 

Изношенные сиденья можно заменить сиденьями из фанеры толщиной 9 - 12 мм. Передняя кромка фанерного сиденья должна быть скруглена радиусом 20 - 25 мм.

При ремонте прозрачных лаковых покрытий удаляют пыль и загрязнения, а затем снимают с дефектных мест старое лаковое или эмалевое покрытие и наносят новое.

Вместо нитролаков, нитроэмалей возможно применять пентафталевые лаки и эмали, которые легче наносятся кистью, но долго высыхают.

Для ремонта школьной мебели должны использоваться материалы, разрешенные органами санитарно-эпидемиологической службы, стойкие к воздействию теплой воды, моющих и дезинфицирующих средств, а также обладающие низкой теплопроводностью.

Лицевые поверхности крышки стола (парты) следует отделывать с сохранением текстуры светлой древесины или наносить непрозрачные покрытия спокойных светлых тонов (светло-зеленый, бежевый, светлый серовато-зеленый, светло-серый). Цвет каркасов должен быть более насыщенного тона.

Окрашивать школьную мебель в белый цвет нельзя, так как это резко повышает яркость и отрицательно действует на зрение школьников.

Поверхность школьной мебели не должна иметь большого блеска, так как блестящая поверхность столов, шкафов и другого оборудования оказывает на школьников слепящее действие, утомляет их, резко снижает (на 12 - 18%) зрительные функции: остроту зрения, быстроту различения, устойчивость ясного видения.

На вновь окрашенные ученические столы и стулья должна быть нанесена цветовая маркировка в соответствии с таблицей N 1.

В отделке мебели для игровых I классов, помещений групп продленного дня, актового зала и рекреаций желательны интенсивные тона.

При расстановке изделий школьной мебели или их перемещении максимальная физическая нагрузка на одного учащегося I класса должна составлять 2 кг; на учащегося II - IV классов - 3 кг; на учащегося V - IX классов - 6 кг; на учащихся X - XI классов - 9 кг для девушек и 15 кг для юношей.

Все электрические подводки к лабораторным столам учащихся, столам учителя и демонстрационным столам, как наружные, так и внутренние, должны осуществляться в металлических заземленных трубах или металлорукавах. Напряжение в розетках на ученических столах в лабораториях и других учебных помещениях не должно превышать 42 В.

При монтаже сантехнической разводки трубопроводы технологического оборудования должны иметь следующие цветовые маркировки:

а) холодная вода - зеленая;

б) канализация - красно-коричневая.

Мебель, изготавливаемая по разовым заказам или силами школ для их оборудования, должна соответствовать требованиям действующих на нее государственных стандартов. При изготовлении изделий школьной мебели, на которую государственных стандартов не имеется, рекомендуется руководствоваться "Исходными требованиями на проектирование набора мебели для оборудования учебных и других помещений общеобразовательных школ", разработанными НИИ школьного оборудования и технических средств обучения Академии педагогических наук СССР и ЦНИИЭП учебных зданий Государственного комитета по гражданскому строительству и архитектуре при Госстрое СССР.

Администрация и учителя школы обязаны строго выполнять настоящие Рекомендации, принимать меры к тому, чтобы оформление заказов на мебель, оснащение ею учебных кабинетов и других аудиторий проводились с обязательным соблюдением требований к ассортименту и типоразмерам.

Медицинские работники школы, имея точные данные о росте, состоянии зрения и слуха школьников, обязаны оказывать помощь администрации и учителям школы в составлении расчета необходимого набора мебели, в ее маркировке (если в этом есть необходимость), расстановке по классам и кабинетам, а также осуществлять контроль за правильной посадкой школьников и др. Повседневная проверка правильности рассаживания учеников возлагается на санитарный актив класса.

Контроль за правильным использованием мебели и оказание помощи в этом органам народного образования осуществляют санитарно-эпидемиологические станции.

Методические рекомендации "Об использовании школьной мебели" от 2 июня 1980 г. N 2177-80 считать утратившими силу.

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

ПЕРЕЧЕНЬ

ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТАНДАРТОВ НА ШКОЛЬНУЮ МЕБЕЛЬ

 

ГОСТ 22046-76 Мебель школьная. Общие технические условия.

ГОСТ 5994-79  Парты школьные. Типы и функциональные размеры.

ГОСТ 11015-77 Столы ученические. Типы и функциональные размеры.

ГОСТ 23380-78 Столы ученические деревянные. Методы испытаний на

              устойчивость, прочность, жесткость и долговечность.

ГОСТ 11016-77 Стулья ученические. Типы и функциональные размеры.

ГОСТ 23381-78 Стулья ученические деревянные. Методы испытания на

              устойчивость, прочность, жесткость и долговечность.

ГОСТ 18314-73 Столы ученические лабораторные. Типы и

              функциональные размеры.

ГОСТ 19549-74 Столы ученические для черчения и рисования. Типы и

              функциональные размеры.

ГОСТ 19550-74 Столы ученические для кабинетов иностранного языка

              (языковых лабораторий). Типы и функциональные

              размеры.

ГОСТ 18313-73 Столы для учителя. Типы и функциональные размеры.

ГОСТ 18607-73 Столы демонстрационные. Типы и функциональные

              размеры.

ГОСТ 22361-77 Подставки для технических средств обучения. Типы и

              функциональные размеры.

ГОСТ 20064-74 Доски классные. Общие технические требования.

ГОСТ 22359-77 Стулья для актовых залов школ. Типы и функциональные

              размеры.

ГОСТ 18666-73 Шкафы для учебных пособий. Типы и функциональные

              размеры.

ГОСТ 22360-77 Шкафы вытяжные для школьных химических кабинетов.

              Типы и функциональные размеры.

ГОСТ 20902-74 Столы обеденные школьные. Типы и функциональные

              размеры.

 

 

 

 

 

Приложение 2

 

СОСТАВ НАБОРОВ МЕБЕЛИ ДЛЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ

 

ПОМЕЩЕНИЯ ДЛЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ

 

┌────────────────────┬──────┬─────┬────────┬─────┬─────┬─────┬──────────┬───────┐

│Наименование изделий│ Ед.  Клас-│Спальни-│Клас-│Клас-│Клас-│Мастерские│Универ-│

                    │ изм. │сные │игровые │сныесныесные │для трудо-│сальные│

                          │I    │I клас- │II   │III  │IV - │вого обу- │для   

                          клас-│сов     клас-│клас-│X    чения и   прод- 

                          │сов          сов  │сов  клас-│общ. по-  │ленного│

                                                 │сов  лезн. тру-│дня   

                                                      │да I - IV │      

                                                      │классов         

├────────────────────┼──────┼─────┼────────┼─────┼─────┼─────┼──────────┼───────┤

          1           2     3     4      5    6    7      8        9  

├────────────────────┼──────┼─────┼────────┼─────┼─────┼─────┼──────────┼───────┤

│Парты школьные      │шт.     15 │        │20/15│20/15│20/15│                

│двухместные,                                                          

│ГОСТ 5994-79,                                                         

│в том числе:                                                          

  группы "А"        │-"-     12 │        │14/10│16/12│  -                  

  группы "Б"        │-"-      3 │        │ 6/5 𗈘/3 │16/12│                

  группы "В"        │-"-                  -    -  𗈘/3 │                

                                                                      

      Вариант                                                         

                                                                      

│Столы ученические   компл.│  15 │        │20/15│20/15│20/15│            10  

│двухместные в комп- │                                                 

лекте со стульями,                                                    

│ГОСТ 11015-77, ГОСТ │                                                  

│11016-77,                                                             

│в том числе:                                                          

  группы "А"        │-"-     12 │        │14/10│16/12│  -               1  

  группы "Б"        │-"-      3 │        │ 6/5 𗈘/3 │16/12│             8  

  группы "В"        │-"-      - │          -    -  𗈘/3 │             1  

                                                                      

      Вариант                                                         

                                                                      

│Столы ученические   компл.│  30 │        │40/30│40/30│40/30│            20  

│одноместные в комп- │                                                  

лекте со стульями,                                                    

│ГОСТ 11015-77, ГОСТ │                                                  

│11016-77                                                              

│в том числе:                                                          

  группы "А"        │-"-     24 │        │28/20│32/24│  -               2  

  группы "Б"        │-"-      6 │        │12/10𗈜/6 │32/24│            16  

  группы "В"        │-"-      - │          -    -  𗈜/6 │             2  

                                                                      

      Вариант                                                         

                                                                      

│Столы детские двух-компл.│  15 │                                       

│местные, тип II, в                                                    

комплекте со стулья-│                                                  

│ми, ГОСТ 19301.1-73,│                                                  

│ГОСТ 19301.2-73,                                                      

│в том числе:                                                         

  группы "Д"        │-"-     12 │                                       

  группы "Ж"        │-"-      3 │                                       

                                                                      

│Столы учителя, тип  │шт.      1 │          1    1    1               1  

│I, ГОСТ 18313-73                                                      

                                                                      

│Столы для ремонта и │-"-                                   2           

│монтажа средств                                                       

│обучения                                                              

                                                                      

│Столы учителя с ем- │-"-                                   1           

│костями для ТСО, тип│                                                  

│II, ГОСТ 18313-73                                                     

                                                                      

│Столы для аквариума │-"-      1 │          1    1    1                  

                                                                      

│Столы ученические   компл.│                              20/15         

│двухместные для мас-│                                                  

│терских трудового                                                     

│обучения I - IV                                                       

│классов в комплекте │                                                  

│со стульями                                                           

                                                                      

│Стулья ученические, │шт.      1 │          1    1    1      1        1  

│ГОСТ 11016-77, груп-│                                                  

пы "Г" (для учителя)│                                                  

                                                                      

│Доски классные обык-│-"-     1 │          1    1    1      1        1  

новенные, тип ДО,                                                     

│ГОСТ 20064-74                                                         

                                                                      

│Шкафы для учебных                                                     

│пособий, тип II,                                                      

│ГОСТ 18666-73,                                                        

│в том числе:                                                          

│- секции нижние     │-"-      4 │    2     4    4    4      4        4  

│- секции верхние    │-"-      4 │    2     4    4    4      4        4  

                                                                      

│Скамьи школьные     │-"-            2                               4  

│двухместные,                                                          

│ГОСТ 16371-77                                                         

                                                                      

│Кровати детские     │мест          30                                  

складируемые, тип                                                     

│II, ГОСТ 19301.3-73 │                                                  

                                                                      

│Стол ленточный сек- │шт.            5                               5  

ционный с выкатными                                                  

│ящиками, ГОСТ                                                         

│16371-77                                                              

                                                                      

│Шкафы для одежды    │мест          30                                  

│детей, ГОСТ 16371-77│                                                  

                                                                      

      Вариант                                                         

                                                                      

│Наборы мебели для   компл.│         1                                  

спальни-игровой, ТО │                                                  

│13 БССР 12-806-82                                                     

                                                                      

      Вариант                                                         

                                                                      

│Наборы мебели уни-  │-"-                                            1  

версального помеще- │                                                  

ния для групп прод- │                                                  

│ленного дня, ТО 13                                                    

│БССР 12-806-82                                                        

└────────────────────┴──────┴─────┴────────┴─────┴─────┴─────┴──────────┴───────┘

 

Примечания: 1. Количество парт и столов ученических в комплекте со стульями указано из расчета наполняемости в I классе 30 учащихся. Для II - IV классов - при наполняемости 40 учащихся (в числителе) и 30 учащихся (в знаменателе).

2. Набор мебели для спальни-игровой - на 30 мест.

3. Набор мебели для универсального помещения групп продленного дня включает кровати для сна 9 - 12 детей.

4. Количество кроватей детских и шкафов для одежды детей в спальнях-игровых I классов указано из расчета наполняемости классов 30 учащихся.

 

ПОМЕЩЕНИЯ ДЛЯ СТАРШИХ КЛАССОВ (V - XI)

 

┌────────────────────┬──────┬─────────────────────────────────────────────────────────────┐

│Наименование изделий│ Ед.                        Учебные кабинеты                       

                    │ изм. ├─────┬─────┬─────┬────┬─────┬──────┬──────┬──────┬─────┬─────┤

                          │род-инос-│исто-│гео-│мате-│черче-│вычис-│физи- │химии│био- │

                          ноготран-рии, │гра-│мати-│ния и │ли-   ки и       │логии│

                          языка│ного │обще-фиики   │изо-  тель- │астро-│         

                          │и ли-языка│ство-│         брази-│ной   номии         

                          тера-     веде-│         тельн.│техни-│               

                          │туры │     ния, │         │искус.ки                   

                                    │основ│                                    

                                   │права│                                    

├────────────────────┼──────┼─────┼─────┼─────┼────┼─────┼──────┼──────┼──────┼─────┼─────┤

          1           2     3    4    5  𗈚    7     8     9    10  󧓓  │ 12 

├────────────────────┼──────┼─────┼─────┼─────┼────┼─────┼──────┼──────┼──────┼─────┼─────┤

│Доски классные      │шт.               1                    1                 

обыкновенные, тип                                                            

ДО, ГОСТ 20064-74                                                            

                                                                             

│Доски классные      │-"-     1    1             1                             

створчатые, тип ДС, │                                                         

│ГОСТ 20064-74                                                                

                                                                             

│Доски классные      │-"-                    1 │        1           1    1    1 

│раздвижные, тип ДР, │                                                         

│ГОСТ 20064-74                                                                

                                                                             

│Столы ученические   компл.󧓗  │ 10  │ 15  │ 15 │ 15                             

│двухместные в комп- │      │ <*> │     │ <*> │ <*>│<*> │                           

лекте со стульями,                                                           

│ГОСТ 11015-77, ГОСТ │                                                         

│11016-77                                                                     

                                                                             

      Вариант                                                                

                                                                             

│Столы ученические   │-"-          10 │                                         

│двухместные для язы-│                                                         

ковых лабораторий в                                                         

комплекте со стулья-│                                                         

│ми, ГОСТ 19550-74,                                                           

│ГОСТ 11016-77                                                                

                                                                             

│Столы ученические   │-"-                           │30 <*>│                     

│одноместные для чер-│                                                         

чения и рисования в                                                         

комплекте со стулья-│                                                         

│ми, ГОСТ 19549-74,                                                           

│ГОСТ 11016-77                                                               

                                                                             

      Вариант                                                                

                                                                             

│Столы ученические   компл.│                        │15 <*>│                     

│двухместные для чер-│                                                        

чения и рисования в                                                         

комплекте со стулья-│                                                         

│ми, ГОСТ 19549-74,                                                          

│ГОСТ 11016-77                                                                

                                                                             

│Столы ученические   │-"-                                       │15 <*>│     │ 15 

лабораторные, тип                                                        │ <*> │

│СУЛФ, СУЛБ, в комп- │                                                         

лекте со стульями,                                                           

│ГОСТ 18314-73, ГОСТ │                                                         

│11016-77                                                                     

                                                                             

│Столы ученические   │-"-                                             │15       

лабораторные, тип                                                   │<*>      

│СУЛХ, в комплекте со                                                         

│стульями, ГОСТ                                                               

│18314-73, ГОСТ                                                               

│11016-77                                                                     

                                                                             

│Столы ученические   │-"-                                 │12 <*>│               

│для кабинетов вычис-│                                                         

лительной техники в                                                         

комплекте со стулья-│                                                         

│ми (для 2 учащихся) │                                                         

                                                                             

│Столы учителя для   │шт.                                    1                 

│кабинета вычисли-                                                            

│тельной техники                                                              

                                                                             

│Столы учителя с ем- │-"-     1    1    1    1 │  1     1                     1 

│костями для ТСО, тип│                                                         

│II, ГОСТ 18313-73                                                            

                                                                             

│Столы учителя, тип  │-"-                                          1           

│I, ГОСТ 18313-73                                                             

                                                                             

│Столы демонстрацион-│-"-                    1 │                              1 

ные малые, тип II,                                                           

│ГОСТ 18607-73                                                                

                                                                             

│Столы демонстрацион-│-"-                                          1           

ные для кабинетов                                                            

│физики, ГОСТ                                                                 

│18607-73                                                                     

                                                                             

│Стулья ученические, │шт.     1    1    1    1 │  1     1     1     1    1    1 

│ГОСТ 11016-77,                                                               

│группы "Г"                                                                   

                                                                             

│Шкафы вытяжные      │-"-                                               1      

│демонстрационные ДС,│                                                         

│ГОСТ 22360-77                                                                

                                                                             

│Шкафы для учебных                                                            

│пособий, тип II,                                                             

│ГОСТ 18666-73,                                                               

│в том числе:                                                                 

│- секции нижние     │-"-     4         6        6     6     2     6    6    6 

│- секции верхние    │-"-     4         6        6     6     2     6    6    6 

│- секции антресоль- │-"-                                                      

ные                                                                           

│- хранилища для карт│-"-               1                                      

│- секции для пособий│-"-                                                    1 

│по анатомии                                                                  

└────────────────────┴──────┴─────┴─────┴─────┴────┴─────┴──────┴──────┴──────┴─────┴─────┘

 

--------------------------------

<*> 1. Количество ученических столов со стульями указано из расчета наполняемости классов 30 учащихся. При большей или меньшей наполняемости количество ученических столов со стульями соответственно изменяется.

2. Ориентировочное распределение столов и стульев ученических, столов лабораторных и столов для кабинета черчения в комплекте со стульями дано в таблицах N 4, 5.

 

ЛАБОРАНТСКИЕ КАБИНЕТЫ

 

┌────────────────────┬─────┬───────┬──────┬──────┬────────┬─────┬─────┐

│Наименование изделий│ Ед. │Родного│Гео-  │Мате- │Физики и│Химии│Био- │

                    изм.│языка и│графии│матики│астроно-     │логии│

                         │литера-            мии              

                         │туры                                

├────────────────────┼─────┼───────┼──────┼──────┼────────┼─────┼─────┤

          1           2     3     4     5      6      7    8 

├────────────────────┼─────┼───────┼──────┼──────┼────────┼─────┼─────┤

│Столы для ремонта и │шт.           1     1      1      1      

│монтажа средств                                              

│обучения                                                     

                                                             

│Столы препараторские│-"-                        1      1    1 

│с полкой                                                    

                                                             

│Столы учителя, тип  │-"-     1     1     1      1      1    1 

│I, ГОСТ 18313-73                                             

                                                             

│Столы-тележки для   │-"-                        1      1    1 

│учебных пособий                                              

                                                             

│Стулья ученические, │-"-     1     2     2      2      2    2 

│ГОСТ 11016-77,                                               

│группы "Г"                                                   

                                                             

│Шкафы вытяжные лабо-│-"-                               1      

раторные стационар- │                                         

ные, тип ЛС, ГОСТ                                             

│22360-77                                                     

                                                             

│Шкафы для учебных                                            

│пособий, тип II,                                             

│ГОСТ 18666-73,                                               

│в том числе:                                                 

│- секции нижние     │-"-     2     4     2      6      6    6 

│- секции верхние    │-"-     2     4     2      6      6    6 

│- хранилища для карт│-"-           1                          

│- секции антресоль- │-"-           6                   6    6 

ные                                                          

└────────────────────┴─────┴───────┴──────┴──────┴────────┴─────┴─────┘

 

 

Оценка материала:
Нравится
0
Не нравится
Описание материала: Об использовании школьной мебели (методические рекомендации) (утв. Минпросом СССР, Минздравом СССР 14.03.1985 N 3225-85)

Оставить комментарий

Похожие материалы:

Похожие разделы:

Новые альбомы:


Разработка страницы завершена на 0%
Используйте средства защиты! Соблюдайте гигиену! Избегайте посещения людных мест!
Операции:
WFI.lomasm.ru исторические материалы современной России и Советского Союза, онлайн музей СССР
Полезные советы...