Исторический альманах, портал коллекционеров информации, электронный музей 'ВиФиАй' work-flow-Initiative 16+
СОХРАНИ СВОЮ ИСТОРИЮ НА СТРАНИЦАХ WFI Категории: Актуальное Избранное Telegram: Современная Россия
Исторический альманах, портал коллекционеров информации, электронный музей

Путь:

Навигация


Язык [ РУССКИЙ ]

Поиск
Подписка и соц. сети

Подписаться на обновления сайта


Поделиться

Яндекс.Метрика

Новые материалы

Картинка недели

К началуК началу
В конецВ конец
Создать личную галерею (раздел)Создать личную галерею (раздел)
Создать личный альбом (с изображениями)Создать личный альбом (с изображениями)
Создать материалСоздать материал

Образовательные учебные материалы

Оценка раздела:
Не нравится
0
Нравится

Образовательные учебные материалы

Категории

Образование и воспитание на службе пропаганды

Дата публикации: 2017-09-21 10:47:08
Дата модификации: 2017-09-21 10:47:08
Просмотров: 1409
Автор:
Ознакомление с символами и их внедрение начинается с раннего детства, буквально с детского сада. Для этого, в обществах, претендующих на тоталитаризм, создаются всевозможные детские организации.

Если раньше обычное образование заключалось в усвоении основных элементов религиозной концепции и профессиональных навыков, то с обострением политической борьбы идеологическое наполнение образования резко увеличилось.
 
В чем это выражается? В резком увеличении количества символов, необходимых для усвоения. Воспитание любого человека строится на ознакомлении с символами, составляющими представление о своих. Символ есть составляющая абстрактного мышления, интегратор исторического опыта. Иными словами, символ есть кирпичик мировоззрения, маяк с которым связаны наиболее важные представления о мире. Символ несет определенную эмоциональную окраску и достаточно серьезное информационное наполнение. По сути дела, это основные представления о мире. Символы есть естественные, а есть искусственные. Естественные отражают знаковые события и явления истории народа, искусственные внедряются в сознание с политическими целями. Создание и внедрение символов – одна из задач пропаганды.

 
Символы, сложившиеся естественным путем, это то, без чего нельзя представить какое-либо явление. Какой образ приходит на ум при слове Россия? У меня – бескрайняя территория, у кого-то – Кремль; при слове Красноярск я представляю проспект Мира. Кто-то часовню, кто-то ГЭС. Есть ряд основополагающих символов, есть ряд менее общих, присущих определенной народности или местности, так и чисто индивидуальных. Однако, наполнение основных символов, как правило, общее. Каковы основные символы России? Огромная территория, Кремль, Москва… Какие образы возникают при слове Сибирь? У сибиряков одно наполнение, у жителей центральной части России – другое, у немцев третье, у китайцев – четвертое.
Любое образование строится на введение символов в сознание человека. Наряду с естественными – Москва – столица нашей Родины – вводятся искусственные. Искусственные: Ленинград – колыбель трех революций. Символом может быть человек, его биография, предмет, здание, знак, историческое событие. Человек с этими символами сживается, они являются неотъемлемой частью его комфортного существования.
 
Ознакомление с символами и их внедрение начинается с раннего детства, буквально с детского сада. Для этого, в обществах, претендующих на тоталитаризм, создаются всевозможные детские организации. В Третьем Рейхе детей начинали обрабатывать с четырех лет, у нас детей принимали в октябрята в первом классе. Весь процесс формирования личности отслеживается воспитательными организациями. В Третьем Рейхе цепочка состояла из пимфов, затем следовал Hitlerjugend, BDM для девочек, а там уже и партия не за горами. В СССР октябрята, пионеры, комсомол, партия. Идеологизации подвергаются многие стороны воспитания и обучения. В букварях – дедушка Ленин и соответствующие иллюстрации. В СССР ребенка с самого раннего возраста приучали, что дедушка Ленин самый добрый и умный, а Октябрьская революция – великое благо для страны и народа. Количество детских книжек про Ленина исчислению не поддается. Рассказывали, как Ленин устраивал детям новогоднюю елку в Сокольниках, хотя в то время елку ставили не на Новый год, а на Рождество, которое, естественно, советскими государственными деятелями не отмечалось. Елку разрешили ставить только с 1936-го года на Новый год. Детям внушалось, что вожди детей очень любят. Для этого последние часто фотографировались, снимались, а также изображались вместе с детьми, на фоне детей, во главе детей.
 
Устраивались многочисленнейшие конкурсы детских рисунков на тему любви детей к вождям и любви вождей к детям.
Тем не менее, в СССР образование и воспитание было далеко не так идеологизировано и обращено на службу пропаганде, как, например,  в Третьем Рейхе. Пример задачки по математике: «Самолет летит со скоростью 240 км/ч в район, отстоящий на дистанции 210 км с приказом сбросить бомбы. Когда можно ожидать его возвращения, если бомбометание занимает 7, 5 минут?» Образование было направлено на подготовку подрастающего поколения к войне как к основному занятию. Вообще, еще задолго до Третьего Рейха, сразу после Прусско-французской кампании 1870-1871 годов у русской военной интеллигенции в обиход вошло выражение, что в борьбе немцев с французами победил школьный (немецкий) учитель. Это фигуральное выражение правильнее перевести другим: победил французов не немецкий солдат, а немецкий народ, дружно слившийся с армией и отдавший на службу армии своих сынов и все свои культурные силы, духовные и материальные. Куропаткин, стр. 80
 
Как может подаваться дисциплина, чтобы соответствовать курсу принятой в государстве идеологии? В СССР официальной биологической концепцией был дарвинизм – он просто соответствовал марксистской теории. Соответственно, биология рассматривалась именно с позиций дарвинизма. Например, несмотря на научные открытия в области изучения беременности, учебники рассказывали, что человек за эти девять месяцев проходит все стадии эволюции, будучи сначала рыбкой с жаберками, потом ящеркой, потом уж человеком и это есть еще одно подтверждение теории эволюции Дарвина. Это Дарвин придумал. Если же принять научные открытия и сказать, что на самом деле человек – сразу человек, то так ведь можно и под сомнение всю теорию Дарвина поставить. Если Дарвин ошибся в этом, разве он не может в другом ошибиться? А если Дарвин ошибался, получается, что и марксизм может быть не во всем прав? Значит, все, что не соответствует марксизму, в тираж не пойдет. Поэтому идеологическое наполнение образования всегда тормозит развитие науки и людей.
Самой идеологизированной наукой всегда остается история, которая меняется постоянно, всякий раз с изменением политики. Примером реакции граждан на этот факт служит нам фильм «Доживем до понедельника», которой демонстрирует нам один из таких моментов.
История подавалась предельно ясно и четко, так, чтобы не возникало вопросов и особого желания к дальнейшему ее изучению. Чтобы сразу стало все понятно.
В конце 2003-го года президент Путин отдал распоряжение изъять из образовательного процесса наиболее одиозные учебники истории, оставшиеся от ельцинского времени и оставить лишь те, в которых российская история рассматривается с патриотических позиций. Нежелательная учебная литература изымается также и из продажи. Срок выполнения распоряжения президента – конец января 2004.
На моей памяти сменилось три официальных взгляда на историю, даже больше: советский брежневский (Советская власть – безоговорочно хорошо), затем перестроечный (Советская власть – хорошо, но были и перегибы), ельцинский (Советская власть – хуже некуда, да и вообще русским гордиться нечем, учебники выпускает Сорос), сейчас путинский (патриотизм, державность, государственность, достижения советского периода уважаются и принимаются, но критикуется революционный период, так как Путин любит стабильность. Путин  же демонстрируется как борец с олигархами).
Помню небольшой казус из юных лет. В учебнике по истории Древнего Мира была иллюстрация греческой школы с какой-то амфоры. На заднем плане висела какая-то сумка, на которой была изображена свастика, самая натуральная. В следующем издании учебника этой свастики на сумке уже не было. Что касается таких держав, как СССР, США, Германии до 1945-го года, то преподавание истории здесь строилось в принципе одинаково. Мы есть великий непогрешимый народ, который живет в великой стране. Постоянно зная о непогрешимости своих отцов и дедов, сознавая, что они делали все правильно, ребенок готовится стать продолжателем правого дела своих недавних предков. В результате при подготовке очередной агрессии или экспансии ситуация описывается как продолжение дела защиты демократии во всем мире или восстановление исторических прав на что-либо. Цепная реакция получается … Человек с готовностью соглашается бороться за хорошее.  В СССР такая ситуация продолжалась года до 1987-го, сейчас все вновь возвращается на круги своя.
 
После истории на первом месте в СССР по идеологическому наполнению предмета оставался иностранный язык. Видимо, для того, чтобы человек, выехав за рубеж, был готов к идеологической дискуссии. Кроме того, он мог бы отрекламировать на иностранном языке все преимущества советского строя. Изучение языка не может происходить без ознакомления с действительностью страны изучаемого языка. Вот нас с этой действительностью в нужном ключе и знакомили. Учебник немецкого.
 
Изучение языка было одним из самых важных пунктов идеологического воспитания, так как через язык лежала дорога к общению с враждебным миром. Основным изучаемым языком в СССР до войны был немецкий, так как Германия показала себя очень агрессивным соседом, а после войны дети стали изучать, в большинстве, английский, язык потенциального противника – США.
Страна изучает, обычно, язык основного экономического или политического партнера, или язык потенциального противника. В СССР идеологическое воспитание осуществлялось не только в ходе изучения различных дисциплин – истории, литературы, иностранного языка, но и в ходе воспитательной работы. Краеугольным камнем подобной воспитательной работы стали внеклассные часы, уроки мира, общение с ветеранами и всевозможные мероприятия, вроде Дня юного антифашиста, отмечаемого ежегодно 8-го февраля. Внеклассные часы обучали атеизму, знакомили со странами социалистического блока, активно функционировали Клубы интернациональной дружбы, дети вступали в переписку со своими сверстниками, выезжали за рубеж, в страны социализма. Уроки мира проходили, обычно, Первого сентября, приглашались ветераны, преподаватели рассказывали о политике СССР, направленной на поддержание мира. Учили и основам гражданской обороны, как нужно действовать в случае ядерного взрыва и химической атаки. Тогдашнее руководство СССР, опираясь на опыт Великой Отечественной войны, справедливо полагало, что войны против СССР могут быть только тотальными, и, как могло, готовило население еще с детства к отражению этой тотальной войны, как в военном, так и психологическом плане. Это было обусловлено не прихотью партии и правительства, а реальной международной обстановкой, то есть холодной войной. 
 
Что касается литературы, то здесь идеологическая начинка была организована намного грамотней. Литература преимущественно подавалась как отражение развития освободительного движения в стране. От Радищева к Пушкину и Лермонтову, затем Некрасов, Тургенев, Толстой, а тут уже и революция с ее поэзией борьбы. В принципе, действительно, ничего особо интересного, кроме как на тему революционного движения, создано и не было. Не приключенческие же романы преподавать. Лучшие образцы русской литературы именно с революционной борьбой и связаны. И не только русской…
 
В старших классах изучали основы государства и права, то есть конституцию и законы, и обществоведение. Обществоведение – это основы марксистского мировоззрения. В высших учебных заведениях обязательным предметом был научный коммунизм.
Практически любой предмет из школьной программы может быть поставлен на службу пропаганды. Например, на школьных картах Палестины нет государства Израиль.
 
Естественно, что на службу воспитания молодежи были поставлены культура и искусство. Во-первых, мультфильмы. В позднее советское время мультфильмов с идеологической нагрузкой уже почти не производили. Воспитательные были, а идеологических – почти нет. Мультфильмы рассказывали об исторических событиях, чаще об истории Древней Руси и борьбе против захватчиков. Естественно, мультфильм выполнял и воспитательную и образовательную функции: «Дядюшка Мокус, а можно, я швырну в них грязью? Не надо, у них могут быть добрые дети, которые любят цирк». Даже в «Ну, погоди!» (1-й выпуск) волк-стиляга демонстрировался как недостойный для подражания пример. Сколько было снято прекрасных мультфильмов по мотивам сказок Пушкина. А вот в пятидесятые-шестидесятые годы производилось много мультфильмов для идеологического воспитания детей. Мультфильм был поставлен на службу идеологии очень рано, поскольку СССР, как и США, добился огромных успехов на поприще мультипликации. Довольно часто в качестве главного героя мы видим пионера, а не просто мальчика. У пионера все получается, он способен попрать любое зло. Пионер – всем ребятам пример. Эта поговорка тоже специальное изобретение воспитателей от идеологии. Был разработан специальный кодекс поведения октябрят и пионеров. Считалось, что присвоенное звание должно налагать на детей определенные моральные обязательства. Для того, чтобы повергать в священный трепет, была разработана атрибутика и обрядовая сторона: торжественное обещание пионеров, каждый отряд, дружина носили чье-либо имя и имели свое знамя; регулярно проводились сборы. Красное знамя нашей страны красное от крови павших. Пионер получал в виде галстука частичку этого знамени на шею, поэтому наличие этого галстука обязывало к проявлению максимума порядочности, как военная форма. Действительно, во время войны дети за галстук умирали, потому что он был символом родины, а она была советской.
 
Уже в перестройку Ролан Быков вспоминал, как снимали детский фильм про пионерский сбор. В конце фильма девочка-пионерский активист должна была с горечью произнести фразу «Сбор сорвался». Как Ролан Быков ни бился, никакого драматизма в словах девочки передать не удалось. Ну и что, что сбор сорвался? В результате режиссер с горечью констатировал, что для современных детей ценности его поколения уже не имеют того значения. Раньше и в пионеры-то не всех принимали. В наше время царила поголовная запись. Чтобы не попасть в пионеры, надо было быть настолько уж плохим… Такие находились редко. Бывало, исключали из пионеров за проступки, но крайне редко.
Каждый год пионерский отряд обязан был взять на себя определенные обязательства: собрать какое-то количество макулатуры, металлолома. Кроме конкретных обязательств, обязательно присутствовали и абстрактные: быть верным делу Ленина, например. Верховным пионерским органом был совет дружины. Туда входили председатели советов отрядов. Выстраивалась иерархическая модель общества. Совет выполнял функции самоуправления, а по сути дела, был надсмотрщиком и карателем. Помню, запрещали носить сережки, наблюдение за выполнением возлагалось на председателя совета, помню, как сам собирал совет отряда по поводу злостных нарушителей порядка с помощью сережек; в 1987- м это еще было, и в 1988-м тоже. Детей гнобили руками таких же детей. 
 
Кроме участия в общесоветских праздниках, были и чисто пионерские – День Пионерии, День юного антифашиста, на уроках немецкого языка нас знакомили с жизнью немецких пионеров-тельмановцев. Были и свои герои. В первую очередь, это пионеры-герои, пионеры-мученики, павшие в борьбе с фашистами. Притчей во языцех стал во время перестройки Павлик Морозов. Сколько на его костях сволочей от демократической пропаганды поплясало, уму непостижимо. В результате сейчас Павлик Морозов является символом с резко отрицательной окраской. Так как несколько поколений советских людей выросло на этом мифе, западная пропаганда его активно разрушала, разрушала наше детство. В частности, некто Павел Дружников с "Радио Свобода". А в советское время был кубок Павлика Морозова по лыжным гонкам.
Кстати, у нацистов тоже был аналогичный герой-ребенок. В 1933-м году был снят фильм "Hitlerjunge Quex", основанный на реальных событиях. У подростка родители были то ли коммунистами, то ли просто аполитичными бесхарактерными личностями без гражданской позиции. Но его тянуло к нацистам. Нацисты дали ему поручение распространять листовки в коммунистических районах Берлина, где пацана сцапали юные коммунисты и зверски убили.
 
Иностранные пионеры тоже без должного внимания не оставались. Был рассказ про нападение уже недружественного Китая на дружественный Вьетнам. Приграничный поселок подвергся осаде. Почему-то не было знамени. Тогда один пионер отдал свой галстук, и он взвился над осажденными. Это привело осаждавших в ярость, и они открыли по галстуку ураганный огонь. Но галстук остался висеть до конца и наши победили.
Очень позитивной идеей была организация тимуровских отрядов для помощи старикам. Идея эта возникла после выхода повести Аркадия Гайдара «Тимур и его команда». А какой фильм снят был на основе повести еще в конце 30-х годов! Паренек со звездой на груди помогает старикам несмотря на сопротивление окружающих, считающих его примитивным хулиганом. Кроме всего прочего, фильм пронизан военной романтикой того времени…
У нас в деревне за каждым отрядом закреплялись 2 улицы. Правда, к концу советского времени эта работа сошла на нет. Я был заместителем председателя совета дружины по этому вопросу и работу свою запустил до крайности. Идеологией уже никого было вдохновить или напугать нельзя, партийные органы авторитет свой потеряли. За все время моей работы на этом поприще меня пару раз спросили о работе, равнодушно приняли к сведению мои стандартные маловразумительные ответы и больше ничего. Всем все было уже до фени.
 
Выпускалось огромное количество детских книг. В самой разнообразной литературе ребенок недостатка не испытывал. В каждой дыре была своя библиотека, а там – большие отделы детских книг с регулярными поступлениями. Естественно, масса книг про гражданскую и Великую Отечественную войны. Они, пожалуй, пользовались наибольшей популярностью, какой же мальчишка не любит читать про войну…. Детская газета – пожалуйста, «Пионерская Правда». Детский журнал – пожалуйста, «Пионер». Интересный был журнал. Правда, первые страницы, наполненные идеологической информацией, я никогда не читал. Кроме журнала «Пионер» выходило еще много других разных журналов. «Юный техник», «Юный натуралист»... «Юный натуралист» полон был идеологической информацией. «Юный техник» - полная противоположность. В некоторых номерах идеологическая нагрузка отсутствовала полностью. Это значит, что любая идеология существует, во многом, за счет инициативы самих граждан. Один редактор был политически грамотным, другой – не особо…  
Ежегодный толстый «Календарь школьника» выпускало «Издательство политической литературы»! Даты февраля (1987):
02.02 – 1918: Совнарком РСФСР принял решение об отделении церкви от государства и школы от церкви.
07.02 – 175 лет со дня рождения Чарлза Диккенса (1812-1870), английского писателя
08.02 – День Аэрофлота
09.02 – 100 лет со дня рождения В. И. Чапаева (1887 - 1919), героя гражданской войны
10.02 – 150 лет со дня смерти А. С. Пушкина (1799-1837), русского поэта
11.02 – 100 лет со дня рождения И. Д. Шадра (1887-1941), советского скульптора
18.02 – 50 лет со дня смерти Г. К. Орджоникидзе (1886 - 1937), деятеля Коммунистической партии и Советского государства
19.02 – 100 лет со дня рождения Г. Д. Гая (1887 - 1937), советского военачальника, героя гражданской войны (его при Сталине расстреляли).
20 – 25.02.1948 – трудящиеся Чехословакии одержали историческую победу над реакцией
23.02 – День Советской Армии и Военно-Морского Флота
25.02.1986 – Открытие XXVII съезда КПСС
25.02.1921 – Установление Советской власти в Грузии
27.02 – 100 лет со дня рождения П. Н. Нестерова (1887 - 1914), русского военного летчика, основоположника высшего пилотажа.
 
Детский образовательный и развлекательный центр – пожалуйста, Дворец пионеров и школьников.
 
Очень много было и детских фильмов. От сказок до серьезных лент про детей-участников войны. «Васек Трубачев и его товарищи», «Отряд Трубачева сражается». Постоянно крутили по ТВ «Приключения Толи Клюквина», где мальчик из-за своего суеверия – побоялся пойти по дороге, через которую перешла черная кошка – попадал во многие переплеты. Вот так боролись с предрассудками. В последние годы Советской власти особенно любим был многосерийный фильм «Макар-следопыт», где двое красных пареньков вовсю побеждают глупых белых. А какие замечательные фильмы были сняты про Павку Корчагина! Как прекрасна была революционная романтика!
 
Сегодня, какой бы ни был режим, воспитание и образование всегда мобилизуются на службу ему. Детям рассказывается, как плохо было вчера и как хорошо сегодня. На обложках тетрадей и дневников – лик президента. Кроме государства этим пытаются заниматься и политические партии. Жириновский бесплатно распространяет дневники со своим образом. И правильно делает, создавая задел на будущее, брэнд, о котором, собираясь делать покупку, человек думает в первую очередь.
Намного интересней и хитрее это происходит в так называемых демократических странах. Способов сделать образование малодоступным – масса. Например, на прогнившем Западе книги очень дорого стоят. Чем опасней книга – тем заоблачней цена. Теоретически можно достать многое. Но далеко не все. В свое время, когда был разрушаем СССР, демократы корили советский режим за наличие цензуры. Однако цензура имела место быть не только прямая, но более грамотная – ненужные книги просто не издавались. Их можно было найти в центральных библиотеках. До массового читателя они не доходили. Да и не были особо нужны. Такая же ситуация присутствует и на просвещенном Западе. Правда, теперь ситуацию коренным образом изменил Интернет. Тем не менее, социалистическая идеология, хоть и тоже пользовалась такими вещами, как цензура, традиционно и немного наивно делала ставку на просвещение людей. СССР по праву считалась самой читающей страной в мире. Книги были очень доступны, и книжная культура повсеместно пропагандировалась: "Книга – лучший подарок".
Например в Чили, после прихода к власти социалиста Сальвадора Альенде в 1970-м, объем выпускаемой книжной продукции увеличился в 20 раз. Хара, предисловие Косичева, 12 Крупнейшее в стране книжное издательство было национализировано и за три года выпустило десятки общедоступных по цене изданий мировой литературы и распространило их через газетные киоски, где они составили серьезную конкуренцию американским комиксам. Книги тут же распродавались и в автобусах можно было увидеть простых рабочих, читавших Джека Лондона, Достоевского, Томаса Манна, Марка Твена. Появилась новая историческая популярная серия "Мы, чилийцы", в которой предлагался отличный от традиционного взгляд на историю страны – история простых людей, рабочих поселков, стихийных бедствий, которые очень часто случаются в Чили и приносят народу много горя. Хара, 217
 
А как же злобные большевики? Не очень понимавший их Герберт Уэллс, посетивший Россию в 1920-м году, в своей книге "Россия во мгле" писал: "Большинство писателей и художников нашли работу по выпуску грандиозной по своему размаху своеобразной русской энциклопедии всемирной литературы. В этой непостижимой России, воюющей, холодной, голодной, испытывающей бесконечные лишения, осуществляется литературное начинание, немыслимое сейчас в богатой Англии и богатой Америке. В Англии и Америке выпуск серьезной литературы по доступным ценам фактически прекратился сейчас "из-за дороговизны бумаги". Духовная пища английских и американских масс становится все более скудной и низкопробной и это нисколько не трогает тех, от кого это зависит. Большевистское правительство, во всяком случае, стоит на большой высоте. В умирающей с голоду России сотни людей работают над переводами; книги, переведенные ими, печатаются, и смогут дать новой России такое знакомство с мировой литературой, какое недоступно ни одному другому народу". Здесь речь идет о начинании Алексея Максимовича Горького "Всемирная литература". 
 
Но, хоть методы разные, что у диктаторских, что у демократических режимов капиталистической направленности цель одна: не допустить основную массу народа к образованию. Сегодня похожая ситуация происходит и в России – образование из-за финансовых барьеров становится все менее доступным.  
 
Диктаторские режимы действуют в этом направлении достаточно нахраписто и топорно. Хотя и не всегда. После победы испанских фашистов в гражданской войне конца 30-х годов одной из основных целей руководства новой Испании было не допустить повторения событий, а именно – прихода к власти левых, красных. Движущей целью испанского республиканского сопротивления был пролетариат, который к образованию не допустили. Просто после победы франкистов (читай, фашистов) в стране повсеместно распространилось частное образование, а у народа в обескровленной гражданской войной и разрухой стране просто не могло быть денег. Тому же Франко принадлежит рекорд маразма – он приказал Красную шапочку переименовать в Голубую. Ходжес, 230
Кара-мурза, Франция
Образование опасно, ведь будучи образованным, человек способен чаще и глубже задумываться, правильно ли устроен мир. Восставшая молодежь сносит режимы. Диктаторский жесткий режим греческих черных полковников в 70-е пал под нажимом бунтующих студентов. В 1968-м году молодежь немало крови попортила правительствам Франции и Германии, американскому – во время войны во Вьетнаме. В Южной Корее, управляемой генералом-диктатором Чон Ду Хваном, студенческие манифестации приходилось расстреливать. То же самое пришлось сделать и китайцам в конце 80-х на площади Тян-Ань-Мынь… Поэтому любой режим сегодня стремится отстранить обездоленные слои населения от образования. Недаром еще Фамусов утверждал: "Собрать все книги бы, да сжечь". Чтоб зло известь…
Весьма последовательно боролись с народным образованием и русские монархи. Кроме некоторых. При Петре Первом на Красной Площади возле Спасского моста было специально построено красивое двухэтажное здание для Публичной всенародной библиотеки. Наша главная площадь, 38
Если Петр I на происхождение особо внимания не обращал, то его наследники – наоборот. Крестьянским детям запрещено было учиться в высших учебных заведениях – так могли бы мы и без Ломоносова остаться. Были ликвидированы рассчитанные на сравнительно широкую сословную аудиторию цифирные школы. Один из указов Анны Иоанновны гласил: "Подлый народ не следует обучать грамоте, дабы не отвлекать его от черной работы". Глухов, 180
В 1814-м открывается первая Публичная библиотека в Петербурге. Но Публичной библиотека была только по названию. Низшие сословия доступа в нее не имели, библиотеку не могли посещать, как говорилось в правилах, люди, "непристойно одетые", "лакеи в ливреях" и т.д. Глухов, 180
Александр III снизил образовательную программу для детей крестьянского сословия до трех классов. Любые попытки представителей интеллигенции повысить культурно-образовательный уровень рабочей и крестьянской молодежи воспринимались как нежелательные с политической точки зрения и пресекались. Недаром большевики, тогда социал-демократы, столь активно старались научить пролетариат хоть чему-то, понимая, что без образования революции не будет…
Николай II собирался уменьшить количество студентов, уменьшить число классических гимназий, был противником допуска в университеты выпускников реальных училищ, более демократических по составу, чем гимназии. Образованные люди представляют опасность для государства, чей принцип покоится на сдерживании, а не на способствовании самореализации граждан.
Старались ограничить и образование нежелательных этнических групп. Правда, единственной такой группой были евреи. 10-процентный ценз на высшее образование существовал как при царизме, так и при товарище Сталине.
            Крестьян-общинников, которые получали образование, согласно законодательству, действовавшему до осени 1906-го, исключали из общины с изъятием у них надельной земли. Крестьянин не мог получить даже образования, которое прямо было ему необходимо для улучшения собственного хозяйства – в земледельческом училище, школе садоводства и т. д., поскольку окончившим курс таких учебных заведений присваивалось звание личного почетного гражданства.  Вследствие этого формально крестьянин переходил в другое сословие и утрачивал право пользования землей. А потом еще спрашивают удивленно – а как же царская власть мешала развитию страны? Крестьянин даже свой образовательный уровень повысить не мог, чтобы грамотнее сеять…
В аграрной стране…
            В 1906-м году журнал "Вестник воспитания" писал, что для достижения всеобщей грамотности мужчин понадобится 180, а женщин – 280 лет. А Советская власть, ведя страшную гражданскую войну, с 1917-го по 1920-й годы обучила грамоте около трех миллионов человек. Луначарский, 22     
У нас на заре новой демократической эры за выпуск учебников взялся Джордж Сорос. У руководства страны хватило ума отдать сферу детского образования на откуп иностранному гражданину.
О том, как сегодня обрабатывают детей, свидетельствует следующий факт. В передаче «Умники и умницы»  ведущий профессор Вяземский задает девочке вопрос, который звучит примерно так: почему советские издания «Войны и мира» были короче дореволюционных изданий листов этак на семьдесят? Молниеносный ответ: это, наверное, связано с цензурой большевиков. А дело, оказывается, всего лишь, в реформе правописания…  Просто большевики убрали твердый знак, которым в дореволюционной грамоте снабжалось каждой слово, заканчивающееся на согласный звук.
            Недавно патриарх Алексий II заявил, что дети в школе должны изучать основы православия. На вопрос, как же быть с детьми иудейского и магометанского вероисповедания, патриарх ответил, что раз Россия – страна православной культуры, то и детям-иноверцам основы православия не повредят. Представители магометанства заявили в ответ, что нужно бы изучать не только основы православия, но и других «государственных» религий страны – то есть и мусульманской веры и иудаизма. По идее, это правильно…
 
 
Выводы: большинство предметов в школе носят идеологическое наполнение: литература, история в особенности. В школе, наверное, любого государства. Чем менее заметно упаковывается в предмет идеологическая нагрузка, тем более это опасно. Чем хорош советский подход – тем, что идеология лезла из всех щелей, из каждых предметов и вызывала неприятие.
Как уже было сказано выше, материал должен подаваться так, чтобы человек мог смотреть на вещи только под определенным углом, другие точки зрения отвергая. А ведь общеизвестно, что первое впечатление – очень глубоко заходит в человека и в дальнейшем человек всю информацию сравнивает именно с ним. Происходит формирование весьма и весьма жестких стереотипов мышления, которые с большим трудом поддаются коррекции. Ребенок не должен быть самостоятелен в своем мышлении, для идеологии это вредно. Полезно ли это для общества? Стереотипность мышления сковывает развитие общества, поскольку человек становится закрытым для нового, менее способным к развитию, принятию других точек зрения. Образование, которое не учит ребенка мыслить и делать выводы самостоятельно, предоставляя ему все готовое, для общества вредно. Ребенку необходимо самому учиться искать, учиться понимать и не бояться делать ошибки. Тогда он будет более живым, а значит и все общество будет более гибким, менее консервативным и дружелюбным ко всему новому.
Но любое государство организовывает образование исходя только из собственных представлений, что полезно конкретному обществу. Этот подход часто опасен односторонностью.   
 
Оценка материала:
Нравится
0
Не нравится
Описание материала: Ознакомление с символами и их внедрение начинается с раннего детства, буквально с детского сада. Для этого, в обществах, претендующих на тоталитаризм, создаются всевозможные детские организации.

Оставить комментарий

Похожие материалы:

Похожие разделы:

Новые альбомы:


Разработка страницы завершена на 0%
Используйте средства защиты! Соблюдайте гигиену! Избегайте посещения людных мест!
Операции:
WFI.lomasm.ru исторические материалы современной России и Советского Союза, онлайн музей СССР
Полезные советы...