Ровно через неделю после трагедии в Баренцевом море военные, нехотя, стали признавать, что все члены экипажа "Курска" погибли. Начальник штаба Северного флота Михаил Моцак, выступая 19 августа в экстренном выпуске новостей телекомпании РТР, сказал: "По существу, мы пересекли ту критическую грань обеспечения жизнедеятельности, которую отводили для личного состава экипажа... Как бы ни было тяжело это говорить, но нам придется констатировать самые худшие ожидания".
Всю неделю спасатели призывали нас, журналистов щадить чувства родственников, не сообщая об истинном состоянии дел. Не стану обобщать и оценивать всех собратьев по цеху, скажу за себя лично: пытался это делать, смягчая краски. Однако теперь, когда, что называется, точки i расставлены самим флотским руководством, признаюсь, что нам, информационщикам было окончательно ясно, что все погибли еще в четверг. Хотя ни одного подобного сообщения не поступало. Такой вывод позволял сделать анализ получаемой, зачастую противоречивой информации. Последнее, что меня совсем умилило это то, что нам всю неделю сообщали, что видимость на дне моря практически нулевая, а работам мешают сильные подводные течения. Сегодня пришло сообщение "Итар-Тасс", в котором сказано: "Норвежские глубоководные водолазы, которые обследуют подлодку "Курск", работают на глубине в "очень хороших" условиях, сообщают норвежские источники. По этим же данным, видимость на дне составляет 8-10 метров, и пока нет никаких сведений, что работе мешают сильные придонные течения". Получается, что всю неделю нам врали. Видимость, конечно, могла улучшиться, но подводные течения никуда бы не делись. Вот таким образом делая выводы, мы понимали, что там происходит на самом деле. Понимали и смягчали. Теперь, когда все стало ясно, молчать больше незачем - все погибли.
Этого не скрывают и медики: "Характер повреждений субмарины, катастрофическое разрушение системы жизнеобеспечения на ней, не оставляет к исходу сегодняшнего дня практически никакой надежды на то, что даже в кормовых отсеках лодки кому-либо из подводников удалось выжить", - заявил один из действительных членов Российской академии медицинских наук. Он попросил не называть его фамилии, но подчеркнул, что его мнение разделяют коллеги, занимающиеся научными исследованиями в области медицины экстремальных ситуаций и катастроф.
Они считают, что оставшиеся после аварии лодки в живых подводники, могли погибнуть как от кислородного голодания (гипоксии), так и кислородного отравления. Дело в том, что при очень высоко давлении внутри уцелевших лодочных отсеков, о котором сообщили военные моряки-спасатели, "┘концентрация кислорода в открытом воздухе возрастает пропорционально увеличению давления. Кислородная интоксикация, появляющаяся в результате этого в организме человека, проявляется сухостью во рту, сухим кашлем, чувством жжения за грудиной, психическими расстройствами, судорогами, нарушениями терморегуляции и другими явлениями, которые при отсутствии неотложной медицинской помощи ведут к летальному исходу┘".
Вместе с тем четко обрисовалась другая проблема: военные очень хотят, чтобы мы никогда не узнали истинных причин катастрофы. Страшно предположить, но иногда кажется, что спасатели, как это ни цинично, до последнего момента делали все возможное, чтобы никого не спасти. Иначе зачем же тогда, когда уже была дорога не то что каждая минута, а секунда, "Сиуэй Игл", доставивший к месту аварии группу водолазов-специалистов по подводным спасательным работам, по пути зашел еще и в порт Тромсе, чтобы загрузить оборудование для подводных работ и баллоны с кислородом. Неужели их нельзя было доставить на его борт вертолетом? После чего ошвартовался еще и в порту Киркинес, чтобы взять на борт специальный подводный аппарат. Официальные источники, разумеется, заверяют, что это не вызвало задержки прибытия спасательного судно в район аварии. Да кто ж им поверит? Нельзя же нас за полных идиотов считать.
7 Kb
Все это делалось для того, чтобы выбравшиеся из подводного ада моряки не рассказали бы правду - она никому не нужна. Потому что за нее надо отвечать. Установить эту правду есть еще один способ: поднять лодку. Исследовав характер повреждений, легко понять, почему она погибла. Например, установят почему обнаруженный в шлюзовой камере погибший моряк, пытаясь выбраться из гибнущей подлодки, не смог этого сделать. Кроме этого будет выявлено еще много интересного, чего мы не знаем, и знать нам, как полагают наши ответственные за все лица, не следует. Чтобы сильно не будоражить общественное мнение, безусловно, будет предпринята попытка достать "Курск". Проект подъема подводной лодки, говорят, будет рассмотрен то ли через неделю, то ли через две. Клебанов утверждает уже, что подъем лодки является чрезвычайно сложным техническим мероприятием. Кроме того, он говорит, что в настоящее время разработка соответствующих предложений поручена ведущим конструкторским бюро страны. В общем, эта попытка будет, по всей видимости, не раньше следующей весны: пока проект разработают, да все нужное соберут┘ Глядишь, и полярная зима в Баренцевом море кончится. И судя по тому, как развиваются последние события, не покидает мысль, что во время этих работ, "Курск" вновь упадет на дно. Если не взорвется окончательно, - нам повезет, но что не менее плохо: после этого район гибели субмарины уж точно объявят военно-морским захоронением, после чего любые работы в этом месте, кем бы они ни проводились, будут расцениваться как вандализм на кладбище. А мы так ничего и не узнаем.