Приблизительно два с половиной часа назад транспортное судно "Норманн пионер" с британскими специалистами и оборудованием для спасения "Курска" вышло из норвежского порта Тронхейм и направилось к месту аварии. Время в пути составит около 50 часов. Значит, если транспорт будет идти с максимальной скоростью, то в заданный район он прибудет, как ожидается, в субботу после полудня. Поскольку трагедия по официальным данным произошла в воскресенье, а по словам американских подводников, наблюдавших за ходом учений, в прошлую субботу, то получается, что у британских спасателей не более суток, чтобы оказать помощь задыхающемуся без воздуха экипажу терпящей бедствие субмарины.
За эти сутки надо: спустить спасательный аппарат на воду, опуститься на дно, состыковаться с подводной лодкой, чего, кстати, до сих пор сделать не удалось, и эвакуировать экипаж. Вроде бы немного, но, зная неизменную истину, что всякая работа занимает больше времени, чем рассчитываешь, легко придти к выводу, что оказать помощь не успеют. А потом в официальных отчетах будет сказано: мы сделали все, что могли, даже обратились за консультациями к специалистам НАТО и использовали лодку британских ВМС, но было слишком поздно.
Простите, но почему этого нельзя было сделать раньше? Дело здесь вовсе не в национальной гордости России - как клянчить кредиты с гуманитарной помощью, так это запросто - и даже не в том, что по заверениям российских специалистов, наше спасательное оборудование - самое спасательное в мире. Все намного проще - если лодку поднимут или спасут ее экипаж, то тут же обнаружится такое, что полетит не одна флотская фуражка.
Лучше нас понимают это в штабе ВМФ и поэтому тянут резину, имитируя активное проведение спасательных работ. Пригнать на место катастрофа 22 корабля - да проще простого, мол, смотрите, как мы стараемся. Мобилизовать все в северо-западном федеральном округе военные госпитали и больницы, в которых по совокупности врачей и коек в десятки раз больше, чем находится моряков на "Курске", тоже легко. А вот пристыковать к подлодке лучший в мире спасательный аппарат, тут уже мешает подводное течение. Так и напрашивается вопрос: а это течение, кроме спасателей, кто-нибудь видел? В общем, операция по спасению "Курска" - это очередная армейская показуха. Уж что-что, а показуху в нашей армии умеют делать. Чего только стоит погружение Путина на подлодке. Правда, это происходило на другом флоте, на другом море и на другой лодке, но сути это не меняет, потому что условия несения службы у нас по всей стране одинаковые.
Они таковы: из-за остророго дефицита средств подлодки выходят в море без аварийных аккумуляторов, которые в случае аварии обеспечивают моряков хотя бы теплом и воздухом. Поскольку в данном случае "Курск" выходил в море всего на три дня, то и запасы продовольствия на борту, в виду того же безденежья, сильно ограничены. По той же причине не проводятся учения по эвакуации экипажа, вследствие чего спасательное оборудование гниет, ржавеет, разваливается, одним словом, - испорчено.
По-видимому, именно поэтому экипаж не может выбраться самостоятельно, иначе давно уже сделал это, потому что они лучше нас всех понимают, что спасение утопающих - дело рук самих утопающих. Поскольку с мертвого ни взять, ни спросить нечего, а если что, то можно и козлом отпущения сделать -ему ведь от этого хуже уже не будет, - то живыми эти люди нужны только родственникам да друзьям с приятелями. А так нам скажут: причина гибели "Курска" и его команды - ошибка капитана, а капитан, как известно, на флоте отвечает за все. Кроме того, случись что, он же всегда и крайний. Если же подводники все-таки выберутся оттуда живыми, то неминуемо начнется следствие, по которому часть из них уж точно будет проходить свидетелями, которые неминуемо расскажут все о причинах аварии. Кроме того, они толково объяснят, почему не смогли самостоятельно ее ликвидировать и эвакуироваться. От этих показаний зависит судьба тех, кто на берегу обеспечивает боеспособность и живучесть лодки: конструкторов и проектировщиков всевозможного оборудования, военных интендантов, экономистов, инженеров, а в конечном счете - всего командования флотом, причем не только Северным. Со временем эта история, как у нас принято, уляжется, забудется, а кто-то получит заказ на изготовление новой атомной подлодки, которая в десять раз дешевле, чем крейсер. Выгодный бизнес, однако.