Исторический альманах, портал коллекционеров информации, электронный музей 'ВиФиАй' work-flow-Initiative 16+
СОХРАНИ СВОЮ ИСТОРИЮ НА СТРАНИЦАХ WFI Категории: Актуальное Избранное Telegram: Современная Россия
Исторический альманах, портал коллекционеров информации, электронный музей

Путь:

Навигация


Язык [ РУССКИЙ ]

Поиск
Подписка и соц. сети

Подписаться на обновления сайта


Поделиться

Яндекс.Метрика

Новые материалы

Картинка недели

К началуК началу
В конецВ конец
Создать личную галерею (раздел)Создать личную галерею (раздел)
Создать личный альбом (с изображениями)Создать личный альбом (с изображениями)
Создать материалСоздать материал

Исторические заметки

Оценка раздела:
Не нравится
1
Нравится
Для материалов общего фарактера, не вошедших в другие исторические разделы сайта

Категории

Юбилей национально-освободительного движения евреев

Дата публикации: 2018-09-07 15:07:47
Дата модификации: 2018-09-07 15:07:47
Просмотров: 1006
Материал приурочен к дате: 1997-07-21
Прочие материалы относящиеся к: Дате 1997-07-21 Материалы за: Год 1997
Автор:
Почти две тысячи лет назад еврейский народ был изгнан из своей
страны. Почти две тысячи лет он жил, рассеянный по всему миру, каждая
община в ином культурном окружении. Но евреи никогда не смирялись с
изгнанием
Ализа Шенар*.
        Почти две тысячи лет назад еврейский народ был изгнан из своей
страны. Почти две тысячи лет он жил, рассеянный по всему миру, каждая
община в ином культурном окружении. Но евреи никогда не смирялись с
изгнанием, все это время среди них господствовало убеждение, что
еврейской страной является Эрец Исраэль, их историческая родина.
        История дает нам множество свидетельств того, что евреям в
странах диаспоры в большинстве случаев не удавалось получить полный
объем гражданских прав. Все время их как бы вынуждали замыкаться в
себе. И вот, когда в XIX веке возникают и распространяются
национальные мировоззрения и организации, когда зарождаются первые
национально-освободительные движения (Италия, Польша, Ирландия,
Сербия, Греция и др.), эта волна национального возрождения оказывает
огромное влияние и на еврейский народ.
        Таким образом, можно сказать, что идея восстановления
еврейской национальной государственности с самого начала органично
вписывалась как в контекст собственно еврейского мировоззрения
(проявлявшегося, в частности, в молитвах о возвращении к Сиону и в
мечтах об избавлении от гнета и притеснений), так и в общеевропейский
контекст.
        В августе 1897 года в Базеле (Швейцария) был созван первый
Сионистский конгресс. Его участники сформулировали основную цель
сионизма: "Сионизм стремится обрести для еврейского народа
защищенное и гарантированное публичным правом убежище в Эрец
Исраэль". Позже термин "убежище" был заменен термином
"национальный очаг".
        Инициатором и основной движущей силой первого Сионистского
конгресса стал Биньямин Зеэв (Теодор) Герцль (1860-1904). Талантливый
журналист из Вены, он долгое время был далек от проблемы еврейских
интересов в какой бы то ни было форме. Переворот в мировоззрении
Герцля был вызван резким ростом антисемитизма в Европе в конце XIX
века и прежде всего процессом Дрейфуса, для освещения которого в
венской прессе Герцль был послан в Париж. Дело Дрейфуса потрясло
журналиста: сначала он начал писать дневник о еврейском вопросе, а
затем, в 1896 году, опубликовал книгу "Государство евреев" (Judenstaat).
        Идеи Биньямина Зеэва Герцля зажгли воображение тысяч евреев,
проживавших в черте оседлости в Российской империи, мечтой о создании
еврейского государства.
        Однако Базельская программа, принятая Сионистским
конгрессом, так и осталась бы на бумаге, если бы в то же самое время не
происходили драматические события в жизни российского еврейства. В
1881 году группой народников был убит император Александр II. Его
наследник Александр III, царствовавший с 1881 по 1894 годы, взял на
вооружение идеологию, сочетавшую политическую реакцию с крайними
формами русского национализма. Этот курс, разумеется, отрицательно
сказывается на положении всех национальных меньшинств -- не только
евреев, но и армян, эстонцев, немцев, латышей и других. Но особую
враждебность вызывали у царя и его окружения именно евреи --
антисемитские настроения были широко распространены в руководстве
министерства внутренних дел, в полиции; убежденным ненавистником
евреев был и воспитатель, а затем советник царя, обер-прокурор
Священного Синода Константин Петрович Победоносцев (1827-1907).
        Разумеется, улучшению положения евреев в Российской империи
никак не способствовал тот факт, что среди активных членов убившей
Александра II подпольной группы народовольцев оказалась и еврейка
Хася (Геся) Мироновна Гельфман (1855-1882). Правда, смертельная бомба
была брошена не ее рукой, но она активно занималась революционной
пропагандой и была приговорена к смертной казни вместе с еще пятью
террористами. В момент вынесения приговора Хася Гельфман ждала
ребенка, поэтому ее казнь была отложена и состоялась уже после родов, в
тюрьме Санкт-Петербурга.
        Антисемиты радостно ухватились за разоблачение "еврейского
следа" в заговоре цареубийц. Власти охотно оказывали им всевозможную
поддержку.
        Александр II был убит в марте 1881 года, а уже в апреле взрыв
бомбы, унесшей его жизнь, отозвался еврейским погромом в Киеве. За
киевским погромом последовали другие. Впрочем, первая волна
антисемитских инцидентов, продолжавшаяся до конца лета 1881 года,
хотя и сопровождалась поджогами и грабежом, не привела к гибели
людей.
        Позднее антиеврейская политика приобретает более планомерный
и "организованный" характер. Временное уложение от мая 1882 года (так
называемые майские законы) запрещало евреям селиться в деревнях --
даже в границах черты оседлости. Те евреи-селяне, которые по тем или
иным причинам оказались в городе в момент издания майских законов
(пусть даже временно), обнаружили, что им запрещено возвращаться в
свои деревенские дома. Ряд небольших поселков городского типа был
произвольно отнесен властями к разряду "деревень": здесь тоже селиться
было нельзя. Временное уложение запрещало евреям заниматься
торговлей по воскресеньям и в православные праздники. Еще более
жесткой, чем прежде, стала процентная норма приема евреев в высшие
учебные заведения; ограничивался также их доступ к ряду профессий.
        В результате введения в действие майских законов евреи оказались
сосредоточенными в и без того уже перенаселенных городах черты
оседлости, где они становились объектом непрекращающихся
преследований и притеснений со стороны полиции.
        Сотни тысяч евреев, построивших дома в сельской местности,
создавших там экономическую, социальную и общинную инфраструктуру,
были силой выдворены из родных мест. Мечты о повсеместном
распространении просвещения среди евреев лопнули как мыльный пузырь.
Очевидно, что очень многие евреи никогда и не помыслили бы об отъезде
из Российской империи, однако политика царских властей не оставляла
для них ни малейшего сомнения в том, что здесь они считаются чужаками,
причем чужаками нежелательными.
        В первой половине 80-х годов прошлого столетия первые группы
евреев начали репатриироваться в Эрец Исраэль. В большинстве своем это
были эмигранты из России, страдавшие от антисемитской политики
царской администрации. По сути дела, власти выдавливали евреев из
Российской империи. Задача этой политики была четко сформулирована
Победоносцевым: "Треть евреев умрет, еще треть покинет страну, а
остальные полностью ассимилируются среди местного населения".
        Однако политика преследований и погромов, притеснений и
унижения привела к результатам, обратным тем, на которые рассчитывали
ее создатели. Среди еврейской молодежи, особенно ее интеллектуальной
части, отправлявшейся получать образование в Западной Европе и
возвращавшейся, набравшись революционных идей, начался рост
экстремистских настроений. Все более активным становилось
сотрудничество этой части евреев с русскими революционерами.
        Одним из наиболее видных представителей политического
практического сионизма того времени стал Хаим Вейцман (1874-1952),
дядя нынешнего израильского президента Эзера Вейцмана. Хаим Вейцман
прошел достаточно типичный для активистов своего поколения путь: он
родился в маленьком городке в России, завершил свое образование в
Германии и Швейцарии, а затем работал исследователем-химиком в
Манчестере. Уже пользуясь международной известностью как ученый,
Вейцман вошел в состав руководства сионистского движения.
        Главную свою задачу Хаим Вейцман видел в том, чтобы
обеспечить сионистскому движению официальное признание со стороны
мировой державы -- ибо только таким образом можно было претворить
"сионистскую мечту" в практическую политическую реальность. 2 ноября
1917 года эта цель была достигнута: в адрес профессора Вейцмана было
направлено официальное письмо за подписью лорда Бальфура, обещавшее
помощь правительства Великобритании в создании еврейского
национального очага в Эрец Исраэль, -- знаменитая Декларация
Бальфура.
        Однако прошло немного времени, и британское руководство
обнаружило тенденцию к максимально возможному уменьшению границ
национального очага. Конфликт с мандатными властями Эрец Исраэль
усиливался год от года; одновременно укреплялся дух еврейского
населения подмандатных территорий. Наконец, в 1942 году сионистское
движение выдвигает задачу создания еврейской республики (затем --
еврейского государства) в Эрец Исраэль.
        Еврейское государство Израиль было провозглашено 14 мая 1948
года, на исходе последнего дня существования режима мандата, как плод
"тысячелетних упований на вольную жизнь в свободной стране" (как
поется в национальном гимне "Атиква").
        Объявление независимости Государства Израиль привело к тому,
что спустя всего несколько часов, в полночь с 14 на 15 мая 1948 года, в
границы страны вторглись объединенные армии арабской коалиции.
Евреи к тому времени располагали сравнительно небольшими
вооруженными силами, имевшими опыт только подпольных
полупартизанских операций, однако в войне за независимость им
сопутствовала победа, обеспечившая самостоятельность и
государственный суверенитет Израиля.
        Сегодня представляется, что на так называемый еврейский вопрос
существует не один, а несколько ответов. Многообразная и
расширяющаяся еврейская диаспора наряду с динамично развивающимся
"национальным домом" -- еврейским государством -- могут процветать,
взаимно обогащая друг друга.
        Демократическая Россия, возникшая после распада Советского
Союза (унаследовавшего от царской империи в том числе и ее
антисемитизм), дает евреям свободу выбора. Они могут быть россиянами,
обладающими всей полнотой гражданских прав и обязанностей, или
возвратиться на свою историческую родину.

Источник информации : Эксперт
 
 
Оценка материала:
Нравится
0
Не нравится
Описание материала: Почти две тысячи лет назад еврейский народ был изгнан из своей страны. Почти две тысячи лет он жил, рассеянный по всему миру, каждая община в ином культурном окружении. Но евреи никогда не смирялись с изгнанием

Оставить комментарий

Похожие материалы:

Похожие разделы:

Новые альбомы:


Разработка страницы завершена на 0%
Используйте средства защиты! Соблюдайте гигиену! Избегайте посещения людных мест!
Операции:
WFI.lomasm.ru исторические материалы современной России и Советского Союза, онлайн музей СССР
Полезные советы...