Путь:
Навигация
- Архив рассылки
- В мире
- Вооруженные силы
- Гражданская оборона
- Даунгрейд
- Забытые компьютерные новости интернета
- Исторические заметки
- История Белоруссии
- История городов
- История Руси
- История Украины
- Кавказ
- Космос
- Миp искусства
- Наука
- Новости спорта
- Образовательные учебные материалы
- Общество
- Обычные истории
- Политика
- Развал СССР, Перестройка, 80е, 90е
- События 2000х
- События 90х
- Специальная военная операция
- Экология
- Электроника
- Югославский кризис
- Великая Отечественная война
- Пользовательское
- Союз советских социалистических республик
- Современная Россия
- Полезное
- work-flow-Initiative
- Союз маньяк
- Архив исторических материалов
Язык [ РУССКИЙ ]
Поиск
Подписка и соц. сети
Новые материалы
- Откатные ворота для гаража и забора устройство, разновидности, применение, достоинства и недостатки 2024-09-17
- Как мостить дорожки из камня 2024-09-17
- Деревянные дома из клееного бруса важная роль усовершенствования сырья 2024-09-07
- Как выбрать кондиционер для квартиры секреты комфортного климата в вашем доме 2024-09-07
- Интернет-магазин брендовой обуви и аксессуаров где стиль и качество встречаются 2024-09-07
- Лазерная коррекция зрения показания и особенности методов 2024-08-01
- ЖК Светский Лес резиденции у моря 2024-08-01
- Техническое обследование зданий и сооружений цели и задачи 2024-07-30
- Причины и важность обращения к адвокату 2024-07-30
- Эффективное похудение и очищение организма 2024-07-30
- Алюминиевые конструкции преимущества и особенности 2024-06-21
- Виды подъемного оборудования и важность его использования 2024-06-15
- Стальные рулонные ворота преимущества и особенности 2024-06-15
- Как заказать лекарства онлайн 2024-06-15
- ПВХ-плитка достоинства материала 2024-06-15
Картинка недели
К началу
В конец
Создать личную галерею (раздел)
Создать личный альбом (с изображениями)
Создать материал
Исторические заметки
Оценка раздела:
1
Категории
Юбилей национально-освободительного движения евреев
Дата публикации: 2018-09-07 15:07:47Дата модификации: 2018-09-07 15:07:47
Просмотров: 987
Материал приурочен к дате: 1997-07-21
Прочие материалы относящиеся к: Дате 1997-07-21 Материалы за: Год 1997
Автор: lomasm
Ализа Шенар*.
Почти две тысячи лет назад еврейский народ был изгнан из своей
страны. Почти две тысячи лет он жил, рассеянный по всему миру, каждая
община в ином культурном окружении. Но евреи никогда не смирялись с
изгнанием, все это время среди них господствовало убеждение, что
еврейской страной является Эрец Исраэль, их историческая родина.
История дает нам множество свидетельств того, что евреям в
странах диаспоры в большинстве случаев не удавалось получить полный
объем гражданских прав. Все время их как бы вынуждали замыкаться в
себе. И вот, когда в XIX веке возникают и распространяются
национальные мировоззрения и организации, когда зарождаются первые
национально-освободительные движения (Италия, Польша, Ирландия,
Сербия, Греция и др.), эта волна национального возрождения оказывает
огромное влияние и на еврейский народ.
Таким образом, можно сказать, что идея восстановления
еврейской национальной государственности с самого начала органично
вписывалась как в контекст собственно еврейского мировоззрения
(проявлявшегося, в частности, в молитвах о возвращении к Сиону и в
мечтах об избавлении от гнета и притеснений), так и в общеевропейский
контекст.
В августе 1897 года в Базеле (Швейцария) был созван первый
Сионистский конгресс. Его участники сформулировали основную цель
сионизма: "Сионизм стремится обрести для еврейского народа
защищенное и гарантированное публичным правом убежище в Эрец
Исраэль". Позже термин "убежище" был заменен термином
"национальный очаг".
Инициатором и основной движущей силой первого Сионистского
конгресса стал Биньямин Зеэв (Теодор) Герцль (1860-1904). Талантливый
журналист из Вены, он долгое время был далек от проблемы еврейских
интересов в какой бы то ни было форме. Переворот в мировоззрении
Герцля был вызван резким ростом антисемитизма в Европе в конце XIX
века и прежде всего процессом Дрейфуса, для освещения которого в
венской прессе Герцль был послан в Париж. Дело Дрейфуса потрясло
журналиста: сначала он начал писать дневник о еврейском вопросе, а
затем, в 1896 году, опубликовал книгу "Государство евреев" (Judenstaat).
Идеи Биньямина Зеэва Герцля зажгли воображение тысяч евреев,
проживавших в черте оседлости в Российской империи, мечтой о создании
еврейского государства.
Однако Базельская программа, принятая Сионистским
конгрессом, так и осталась бы на бумаге, если бы в то же самое время не
происходили драматические события в жизни российского еврейства. В
1881 году группой народников был убит император Александр II. Его
наследник Александр III, царствовавший с 1881 по 1894 годы, взял на
вооружение идеологию, сочетавшую политическую реакцию с крайними
формами русского национализма. Этот курс, разумеется, отрицательно
сказывается на положении всех национальных меньшинств -- не только
евреев, но и армян, эстонцев, немцев, латышей и других. Но особую
враждебность вызывали у царя и его окружения именно евреи --
антисемитские настроения были широко распространены в руководстве
министерства внутренних дел, в полиции; убежденным ненавистником
евреев был и воспитатель, а затем советник царя, обер-прокурор
Священного Синода Константин Петрович Победоносцев (1827-1907).
Разумеется, улучшению положения евреев в Российской империи
никак не способствовал тот факт, что среди активных членов убившей
Александра II подпольной группы народовольцев оказалась и еврейка
Хася (Геся) Мироновна Гельфман (1855-1882). Правда, смертельная бомба
была брошена не ее рукой, но она активно занималась революционной
пропагандой и была приговорена к смертной казни вместе с еще пятью
террористами. В момент вынесения приговора Хася Гельфман ждала
ребенка, поэтому ее казнь была отложена и состоялась уже после родов, в
тюрьме Санкт-Петербурга.
Антисемиты радостно ухватились за разоблачение "еврейского
следа" в заговоре цареубийц. Власти охотно оказывали им всевозможную
поддержку.
Александр II был убит в марте 1881 года, а уже в апреле взрыв
бомбы, унесшей его жизнь, отозвался еврейским погромом в Киеве. За
киевским погромом последовали другие. Впрочем, первая волна
антисемитских инцидентов, продолжавшаяся до конца лета 1881 года,
хотя и сопровождалась поджогами и грабежом, не привела к гибели
людей.
Позднее антиеврейская политика приобретает более планомерный
и "организованный" характер. Временное уложение от мая 1882 года (так
называемые майские законы) запрещало евреям селиться в деревнях --
даже в границах черты оседлости. Те евреи-селяне, которые по тем или
иным причинам оказались в городе в момент издания майских законов
(пусть даже временно), обнаружили, что им запрещено возвращаться в
свои деревенские дома. Ряд небольших поселков городского типа был
произвольно отнесен властями к разряду "деревень": здесь тоже селиться
было нельзя. Временное уложение запрещало евреям заниматься
торговлей по воскресеньям и в православные праздники. Еще более
жесткой, чем прежде, стала процентная норма приема евреев в высшие
учебные заведения; ограничивался также их доступ к ряду профессий.
В результате введения в действие майских законов евреи оказались
сосредоточенными в и без того уже перенаселенных городах черты
оседлости, где они становились объектом непрекращающихся
преследований и притеснений со стороны полиции.
Сотни тысяч евреев, построивших дома в сельской местности,
создавших там экономическую, социальную и общинную инфраструктуру,
были силой выдворены из родных мест. Мечты о повсеместном
распространении просвещения среди евреев лопнули как мыльный пузырь.
Очевидно, что очень многие евреи никогда и не помыслили бы об отъезде
из Российской империи, однако политика царских властей не оставляла
для них ни малейшего сомнения в том, что здесь они считаются чужаками,
причем чужаками нежелательными.
В первой половине 80-х годов прошлого столетия первые группы
евреев начали репатриироваться в Эрец Исраэль. В большинстве своем это
были эмигранты из России, страдавшие от антисемитской политики
царской администрации. По сути дела, власти выдавливали евреев из
Российской империи. Задача этой политики была четко сформулирована
Победоносцевым: "Треть евреев умрет, еще треть покинет страну, а
остальные полностью ассимилируются среди местного населения".
Однако политика преследований и погромов, притеснений и
унижения привела к результатам, обратным тем, на которые рассчитывали
ее создатели. Среди еврейской молодежи, особенно ее интеллектуальной
части, отправлявшейся получать образование в Западной Европе и
возвращавшейся, набравшись революционных идей, начался рост
экстремистских настроений. Все более активным становилось
сотрудничество этой части евреев с русскими революционерами.
Одним из наиболее видных представителей политического
практического сионизма того времени стал Хаим Вейцман (1874-1952),
дядя нынешнего израильского президента Эзера Вейцмана. Хаим Вейцман
прошел достаточно типичный для активистов своего поколения путь: он
родился в маленьком городке в России, завершил свое образование в
Германии и Швейцарии, а затем работал исследователем-химиком в
Манчестере. Уже пользуясь международной известностью как ученый,
Вейцман вошел в состав руководства сионистского движения.
Главную свою задачу Хаим Вейцман видел в том, чтобы
обеспечить сионистскому движению официальное признание со стороны
мировой державы -- ибо только таким образом можно было претворить
"сионистскую мечту" в практическую политическую реальность. 2 ноября
1917 года эта цель была достигнута: в адрес профессора Вейцмана было
направлено официальное письмо за подписью лорда Бальфура, обещавшее
помощь правительства Великобритании в создании еврейского
национального очага в Эрец Исраэль, -- знаменитая Декларация
Бальфура.
Однако прошло немного времени, и британское руководство
обнаружило тенденцию к максимально возможному уменьшению границ
национального очага. Конфликт с мандатными властями Эрец Исраэль
усиливался год от года; одновременно укреплялся дух еврейского
населения подмандатных территорий. Наконец, в 1942 году сионистское
движение выдвигает задачу создания еврейской республики (затем --
еврейского государства) в Эрец Исраэль.
Еврейское государство Израиль было провозглашено 14 мая 1948
года, на исходе последнего дня существования режима мандата, как плод
"тысячелетних упований на вольную жизнь в свободной стране" (как
поется в национальном гимне "Атиква").
Объявление независимости Государства Израиль привело к тому,
что спустя всего несколько часов, в полночь с 14 на 15 мая 1948 года, в
границы страны вторглись объединенные армии арабской коалиции.
Евреи к тому времени располагали сравнительно небольшими
вооруженными силами, имевшими опыт только подпольных
полупартизанских операций, однако в войне за независимость им
сопутствовала победа, обеспечившая самостоятельность и
государственный суверенитет Израиля.
Сегодня представляется, что на так называемый еврейский вопрос
существует не один, а несколько ответов. Многообразная и
расширяющаяся еврейская диаспора наряду с динамично развивающимся
"национальным домом" -- еврейским государством -- могут процветать,
взаимно обогащая друг друга.
Демократическая Россия, возникшая после распада Советского
Союза (унаследовавшего от царской империи в том числе и ее
антисемитизм), дает евреям свободу выбора. Они могут быть россиянами,
обладающими всей полнотой гражданских прав и обязанностей, или
возвратиться на свою историческую родину.
Источник информации : Эксперт
Оценка материала:
0
Описание материала: Почти две тысячи лет назад еврейский народ был изгнан из своей
страны. Почти две тысячи лет он жил, рассеянный по всему миру, каждая
община в ином культурном окружении. Но евреи никогда не смирялись с
изгнанием
Остальные материалы раздела: Исторические заметки
Предыдущая Отец русской демократии или особа, приближенная к императоруСледующая О чем писали газеты и журналы 100 лет назад
Оставить комментарий
Похожие материалы:
Похожие разделы:
Соседние разделы