Путь:
Навигация
- Архив рассылки
- В мире
- Вооруженные силы
- Гражданская оборона
- Даунгрейд
- Забытые компьютерные новости интернета
- Исторические заметки
- История Белоруссии
- История городов
- История Руси
- История Украины
- Кавказ
- Космос
- Миp искусства
- Наука
- Новости спорта
- Образовательные учебные материалы
- Общество
- Обычные истории
- Политика
- Развал СССР, Перестройка, 80е, 90е
- События 2000х
- События 90х
- Специальная военная операция
- Экология
- Электроника
- Югославский кризис
- Великая Отечественная война
- Пользовательское
- Союз советских социалистических республик
- Современная Россия
- Полезное
- work-flow-Initiative
- Союз маньяк
- Архив исторических материалов
Язык [ РУССКИЙ ]
Поиск
Подписка и соц. сети
Новые материалы
- Где отметить праздники с комфортом аренда коттеджа 2024-12-22
- Диффузоры с палочками популярность и преимущества оптовой закупки 2024-12-22
- Кредит с большой финансовой нагрузкой где взять 2024-12-19
- Процент потребительского кредита-какой оптимальный выбрать 2024-12-18
- Почему китайские автокраны опережают отечественные аналоги 2024-12-18
- Пенниборд что собой представляет, кому подойдет 2024-12-18
- Застройщик Территория Жизни какие проекты предлагает в Пензе 2024-12-18
- Автомобили HAVAL обзор популярных моделей 2024-12-01
- Преимущества покупки грузовиков с пробегом и важность обращения к официальному дилеру 2024-12-01
- Покупка загородной недвижимости особенности выбора и ключевые моменты 2024-11-30
- В чем преимущества биокаминов 2024-11-30
- Откатные ворота для гаража и забора устройство, разновидности, применение, достоинства и недостатки 2024-09-17
- Как мостить дорожки из камня 2024-09-17
- Деревянные дома из клееного бруса важная роль усовершенствования сырья 2024-09-07
- Как выбрать кондиционер для квартиры секреты комфортного климата в вашем доме 2024-09-07
Картинка недели
К началу
В конец
Создать личную галерею (раздел)
Создать личный альбом (с изображениями)
Создать материал
Гражданская оборона
Оценка раздела:
6
Особенности выживания человека при стихийных бедствиях и ЧС техногенного, биологического, экологического и социального характера.
Закон о защите населения и территории от ЧС природного и техногенного характера.
Закон о радиационной безопасности населения.
Основные способы защиты населения и ликвидаций последствий ЧС.
"Ядерные новости" и прочее по теме "Гражданская оборона"
Категории
Разбор пожаров
Дата публикации: 2015-06-06 01:29:12Дата модификации: 2021-01-14 01:41:33
Просмотров: 2914
Автор: lomasm
Разбор пожаров организуют и проводят, чтобы проанализировать: противопожарное состояние объекта, на котором произошел пожар, и его оперативно-тактические особенности, причины возникновения и особенности развития пожара; боевые действия пожарных подразделений, ДПФ, рабочих и служащих по тушению пожара; качество несения службы и уровень боевой подготовки пожарных частей гарнизона; положительные стороны и недостатки в организации и проведении пожарно-профилак-тической работы на объекте и управлении силами и средствами; результативность применения новых способов и приемов ведения боевых действий, использования огнетушащих средств, пожарной техники и средств связи; случайные обстоятельства и явления, происшедшие при развитии и тушении пожара, и их причины; степень соблюдения требований техники безопасности. Полученные результаты необходимы для разработки мероприятий, направленных на предупреждение пожаров на аналогичных объектах, устранение недостатков, имевших место в организации службы, боевой подготовки и тушении пожара, и распространение положительного опыта работы.
Разбор пожаров планируют и проводят в служебное время в часы, отведенные на служебную и боевую подготовку, или в другое время, по усмотрению начальника гарнизона, отряда или части, при особо сложных и характерных пожарах после их исследования, а также в плановые часы на занятиях в школах повышения оперативного мастерства и пожарно-технических учебных заведениях. Порядок, время и место разбора пожара определяют начальники аппарата, гарнизона пожарной охраны, отрядов и частей.
Различают следующие организационные формы разбора пожаров: разбор пожаров, происшедших в гарнизоне, после их исследований отдельно с начсоставом гарнизона (отряда, части); разбор пожаров, происшедших в других гарнизонах, с начсоставом гарнизона, слушателями и курсантами учебных заведений (по описаниям, обзорам, информационным письмам и т. п.); разбор пожаров с личным составом дежурных караулов, принимавших участие в их тушении. Все пожары, происшедшие в районе выезда пожарной части, должны быть разобраны в ближайшее после тушения время со всем личным составом дежурных караулов.
Периодичность и сроки разбора пожаров с начсоставом гарнизонов пожарной охраны определяются соответствующими указаниями и инструкциями.
Разбор пожаров, происшедших в данном гарнизоне, с начсоставом гарнизона пожарной охраны проводят лица, их исследовавшие, под руководством старших начальников, а разбор пожаров, происшедших в других гарнизонах, старшие начальники или ответственные работники по их поручению.
Разбор пожаров с личным составом дежурных караулов, принимавших участие в их тушении, проводят начальники караулов или лица, возглавлявшие караул на данном пожаре, под руководством начальника части или его заместителя, а с личным составом других караулов начальник части или его заместитель.
Разбор пожаров дает возможность для начсостава раскрыть содержание большинства процессов и явлений, протекающих на пожарах, установить их последовательность и закономерную связь между ними, а также причины их возникновения. Знание этих причин позволяет глубоко, всесторонне и объективно анализировать деятельность начсостава пожарной охраны по предупреждению и тушению пожаров, разрабатывать конкретные мероприятия по повышению уровня боевой подготовки всего личного состава подразделений и совершенствованию качества борьбы с пожарами на различных объектах и в разных условиях.
Значение разбора пожаров заключается и в том, что посредством этого вида ПТП устанавливается общность взглядов начсостава пожарной охраны на вопросы организации и проведения пожарно-профилактической работы и тушению пожаров. Поэтому разборы пожаров нельзя рассматривать как эпизодическую форму обучения начальствующего и всего личного состава пожарной охраны; их следует осуществлять непрерывно. В этой работе должен принимать участие весь начсостав аппаратов, гарнизонов и подразделений пожарной охраны.
Качество разбора пожара зависит главным образом от уровня подготовки руководителя и учебной базы к разбору. Каждая организационная форма разбора имеет свои особенности, которые влияют на порядок подготовки руководителя к занятиям.
Основными источниками сведений о пожаре при подготовке руководителя к разбору являются: материалы по исследованию пожара; описание пожара; карточки боевых действий, обзоры, информационные сборники и другие документы по пожарам, поступившие от вышестоящих органов пожарной охраны.
Для проведения разбора руководителю необходимо: определить основную цель, время, место и содержание разбора; разработать план занятий; подготовить наглядные пособия (схемы, планы, рисунки, фотографии, киноматериалы, чертежи, таблицы, графики, диаграммы, технические средства для их демонстрации и т.п.), характеризующие процесс развития и тушения пожара.
План разбора пожара включает в себя: тему занятий, основную цель, время, отведенное на разбор, место проведения, материальное обеспечение (наглядные пособия), список документов и литературных источников, которые использовались для обоснования выводов, заключений и предложений, порядок проведения занятий (элементы) с распределением времени на каждый элемент, перечень должностных лиц, выступающих с сообщениями (если это планируется), и содержание разбора (основные вопросы и их краткое содержание). План разбора рассматривается и утверж-
Разбор пожаров дает возможность для начсостава раскрыть содержание большинства процессов и явлений, протекающих на пожарах, установить их последовательность и закономерную связь между ними, а также причины их возникновения. Знание этих причин позволяет глубоко, всесторонне и объективно анализировать деятельность начсостава пожарной охраны по предупреждению и тушению пожаров, разрабатывать конкретные мероприятия по повышению уровня боевой подготовки всего личного состава подразделений и совершенствованию качества борьбы с пожарами на различных объектах и в разных условиях.
Значение разбора пожаров заключается и в том, что посредством этого вида ПТП устанавливается общность взглядов начсостава пожарной охраны на вопросы организации и проведения пожарно-профилактической работы и тушению пожаров. Поэтому разборы пожаров нельзя рассматривать как эпизодическую форму обучения начальствующего и всего личного состава пожарной охраны; их следует осуществлять непрерывно. В этой работе должен принимать участие весь начсостав аппаратов, гарнизонов и подразделений пожарной охраны.
Качество разбора пожара зависит главным образом от уровня подготовки руководителя и учебной базы к разбору. Каждая организационная форма разбора имеет свои особенности, которые влияют на порядок подготовки руководителя к занятиям.
Основными источниками сведений о пожаре при подготовке руководителя к разбору являются: материалы по исследованию пожара; описание пожара; карточки боевых действий, обзоры, информационные сборники и другие документы по пожарам, поступившие от вышестоящих органов пожарной охраны.
Для проведения разбора руководителю необходимо: определить основную цель, время, место и содержание разбора; разработать план занятий; подготовить наглядные пособия (схемы, планы, рисунки, фотографии, киноматериалы, чертежи, таблицы, графики, диаграммы, технические средства для их демонстрации и т.п.), характеризующие процесс развития и тушения пожара.
План разбора пожара включает в себя: тему занятий, основную цель, время, отведенное на разбор, место проведения, материальное обеспечение (наглядные пособия), список документов и литературных источников, которые использовались для обоснования выводов, заключений и предложений, порядок проведения занятий (элементы) с распределением времени на каждый элемент, перечень должностных лиц, выступающих с сообщениями (если это планируется), и содержание разбора (основные вопросы и их краткое содержание). План разбора рассматривается и утверж-
дается старшим начальником.
Разбор пожаров, происшедших в гарнизоне пожарной охраны, с его начсоставом проводят, как правило, лица, исследовавшие пожар, под руководством своих старших начальников. Поэтому подготовка их к разбору пожара осуществляется в процессе его изучения в определенной последовательности. При выявлении и изучении данных о развитии и тушении пожара первоначально приходится сталкиваться с множеством факторов, имеющих различное значение и неодинаковое влияние на развитие и тушение пожаров. В этих условиях целесообразно не только выявлять данные о развитии и тушении пожара, но и группировать их по определенным признакам. Данные о причине возникновения пожара объединяют в одну группу, о распространении огня в другую, о зонах задымления в третью и т. д. При выявлении причины пожара воссоздают конкретные условия его возникновения, и если известны аналогичные условия и причины возникновения других пожаров, то необходимо проанализировать и использовать эти данные на разборе.
В процессе исследования и в порядке подготовки к разбору пожара выявляют и группируют данные, с помощью которых можно определить:
- промежутки времени свободного развития пожара, т. е. время от
момента возникновения горения до его обнаружения, время поступления
сообщения о пожаре, сбора и следования, боевого развертывания и введе
ния огнетушащих средств;
- линейную скорость распространения огня в период свободного
развития пожара до момента его локализации;
- площади пожара к моменту прибытия первого подразделения, на
момент введения дополнительных сил и средств и локализации, а также
скорость ее увеличения в различные периоды развития и тушения пожара;
- границы зоны задымления и изменение их в процессе развития и
тушения пожара;
- скорость выгорания горючих веществ, материалов и факторы,
влияющие на нее;
- изменение температурного режима и газового обмена в процессе
развития и тушения;
- поведение конструкций в условиях пожара, а также влияние пожа
ра на аппараты, оборудование технологического процесса и его результаты
и др.
Одновременно с выявлением этих данных устанавливают:
- время поступления сообщения о пожаре, выезда подразделений
на пожар и факторы, на них повлиявшие;
- скорость следования подразделений к месту вызова;
- обстановку пожара к моменту прибытия первых и последующих
пожарных подразделений и оперативного руководства;
- порядок действий первых и последующих подразделений по спаса
нию людей и тушению пожара;
- скорость сосредоточения и введения сил и средств в процессе
Разбор пожаров, происшедших в гарнизоне пожарной охраны, с его начсоставом проводят, как правило, лица, исследовавшие пожар, под руководством своих старших начальников. Поэтому подготовка их к разбору пожара осуществляется в процессе его изучения в определенной последовательности. При выявлении и изучении данных о развитии и тушении пожара первоначально приходится сталкиваться с множеством факторов, имеющих различное значение и неодинаковое влияние на развитие и тушение пожаров. В этих условиях целесообразно не только выявлять данные о развитии и тушении пожара, но и группировать их по определенным признакам. Данные о причине возникновения пожара объединяют в одну группу, о распространении огня в другую, о зонах задымления в третью и т. д. При выявлении причины пожара воссоздают конкретные условия его возникновения, и если известны аналогичные условия и причины возникновения других пожаров, то необходимо проанализировать и использовать эти данные на разборе.
В процессе исследования и в порядке подготовки к разбору пожара выявляют и группируют данные, с помощью которых можно определить:
- промежутки времени свободного развития пожара, т. е. время от
момента возникновения горения до его обнаружения, время поступления
сообщения о пожаре, сбора и следования, боевого развертывания и введе
ния огнетушащих средств;
- линейную скорость распространения огня в период свободного
развития пожара до момента его локализации;
- площади пожара к моменту прибытия первого подразделения, на
момент введения дополнительных сил и средств и локализации, а также
скорость ее увеличения в различные периоды развития и тушения пожара;
- границы зоны задымления и изменение их в процессе развития и
тушения пожара;
- скорость выгорания горючих веществ, материалов и факторы,
влияющие на нее;
- изменение температурного режима и газового обмена в процессе
развития и тушения;
- поведение конструкций в условиях пожара, а также влияние пожа
ра на аппараты, оборудование технологического процесса и его результаты
и др.
Одновременно с выявлением этих данных устанавливают:
- время поступления сообщения о пожаре, выезда подразделений
на пожар и факторы, на них повлиявшие;
- скорость следования подразделений к месту вызова;
- обстановку пожара к моменту прибытия первых и последующих
пожарных подразделений и оперативного руководства;
- порядок действий первых и последующих подразделений по спаса
нию людей и тушению пожара;
- скорость сосредоточения и введения сил и средств в процессе
тушения;
- продолжительность локализации и ликвидации пожара;
- количество сил и средств, использованных при тушении пожара,
и некоторые другие сведения.
Одновременно со сбором данных о развитии и тушении пожара для подготовки к разбору необходимо подобрать иллюстрационный материал (схемы, результаты фото- и киносъемки, чертежи, зарисовки и т. п.), который может быть использован в качестве доказательства, подтверждения или опровержения того, что имели место какие-либо факты, явления или процессы.
После выявления всех необходимых данных о развитии и тушении пожара переходят к их анализу. Анализ заключается в том, что посредством обработки предварительных данных (с помощью методики расчета параметров развития и тушения пожара и определения необходимого количества сил и средств), вычерчивания графиков и диаграмм устанавливают конкретные особенности и факты развития и тушения пожара.
Исследуя пожар, необходимо провести анализ всех промежутков времени его развития и тушения.
Если при проведении анализа окажется, что время обнаружения велико, надо выявить причины этого факта и определить, какие следует принять меры по обеспечению быстрого обнаружения возможных пожаров (установить автоматические системы обнаружения и извещения о пожаре, улучшить организацию и несение службы охраной объекта и др.).
Причинами большого времени сообщения могут быть: отсутствие средств связи или их удаленность от места пожара; попытка ликвидировать горение своими силами без сообщения в пожарную охрану, чтобы скрыть факт возникновения пожара, и др.
Время сбора по тревоге определяется соответствующими нормативами; если оно больше нормативного, следовательно, боеготовность подразделения находится на низком уровне.
.Время следования зависит от знания начсоставом и водителями кратчайших путей следования, характера движения на них транспортных средств, наличия временных препятствий на путях следования и кратчайших их объездов и т. д. Поэтому, если исследователи пожара считают, что время следования было слишком большим, то его проверяют практически с теми же подразделениями, которые участвовали в тушении пожара, и делают окончательные выводы.
Время боевого развертывания зависит от расстояния между водоисточником и позициями подачи приборов тушения, от выбора путей прокладки магистральных рукавных линий, путей и способов выхода ствольщиков на позиции, схем боевого развертывания, натренированности личного состава и других факторов. Для ряда схем боевого развертывания установлены нормативы ПСП. Поэтому, анализируя фактическое время боевого развертывания, необходимо руководствоваться этими нормативами, а также оценить возможность и целесообразность использования
- продолжительность локализации и ликвидации пожара;
- количество сил и средств, использованных при тушении пожара,
и некоторые другие сведения.
Одновременно со сбором данных о развитии и тушении пожара для подготовки к разбору необходимо подобрать иллюстрационный материал (схемы, результаты фото- и киносъемки, чертежи, зарисовки и т. п.), который может быть использован в качестве доказательства, подтверждения или опровержения того, что имели место какие-либо факты, явления или процессы.
После выявления всех необходимых данных о развитии и тушении пожара переходят к их анализу. Анализ заключается в том, что посредством обработки предварительных данных (с помощью методики расчета параметров развития и тушения пожара и определения необходимого количества сил и средств), вычерчивания графиков и диаграмм устанавливают конкретные особенности и факты развития и тушения пожара.
Исследуя пожар, необходимо провести анализ всех промежутков времени его развития и тушения.
Если при проведении анализа окажется, что время обнаружения велико, надо выявить причины этого факта и определить, какие следует принять меры по обеспечению быстрого обнаружения возможных пожаров (установить автоматические системы обнаружения и извещения о пожаре, улучшить организацию и несение службы охраной объекта и др.).
Причинами большого времени сообщения могут быть: отсутствие средств связи или их удаленность от места пожара; попытка ликвидировать горение своими силами без сообщения в пожарную охрану, чтобы скрыть факт возникновения пожара, и др.
Время сбора по тревоге определяется соответствующими нормативами; если оно больше нормативного, следовательно, боеготовность подразделения находится на низком уровне.
.Время следования зависит от знания начсоставом и водителями кратчайших путей следования, характера движения на них транспортных средств, наличия временных препятствий на путях следования и кратчайших их объездов и т. д. Поэтому, если исследователи пожара считают, что время следования было слишком большим, то его проверяют практически с теми же подразделениями, которые участвовали в тушении пожара, и делают окончательные выводы.
Время боевого развертывания зависит от расстояния между водоисточником и позициями подачи приборов тушения, от выбора путей прокладки магистральных рукавных линий, путей и способов выхода ствольщиков на позиции, схем боевого развертывания, натренированности личного состава и других факторов. Для ряда схем боевого развертывания установлены нормативы ПСП. Поэтому, анализируя фактическое время боевого развертывания, необходимо руководствоваться этими нормативами, а также оценить возможность и целесообразность использования
пожарных машин, установленных на ближайшие водоисточники, на полную их тактическую возможность несколькими подразделениями
Теоретическое время локализации это время с момента подачи огнетушащих веществ до момента прекращения развития пожара. Определяется по совмещенному графику требуемогог и фактического расходов воды.
Время локализации, полученное по графику, сравнивают с фактическим временем локализации и делают соответствующие выводы. Если фактическое время значительно больше расчетного, необходимо провести анализ организации и боевой работы подразделений и выявить причины этого факта. Такими причинами могут быть: некачественное проведение разведки и неправильное определение решающего направления боевых действий; подача маломощных водяных стволов; подача огнетушащих средств "по дыму"; несвоевременный вызов дополнительных сил и средств, подразделений на специальной пожарной технике и ряд других.
Время ликвидации оценивают исходя из оперативно-тактической характеристики объекта, вида применяемых огнетушащих средств, условий боевой работы подразделений, наличия и количества звеньев ГДЗС и некоторых других факторов.
В процессе исследования пожара надо выявить не только недостатки, но и причины, вызвавшие эти недостатки, а также наметить эффективные меры по их устранению.
Анализируя данные о развитии пожара, устанавливают: скорости распространения огня в определенные периоды и причины их изменения; преобладающее направление распространения огня к какими причинами оно вызвано; скорости изменения площади и периметра пожара в течение интересующих промежутков времени и их максимальные значения; скорости задымления и газового обмена на пожаре, их причины и последствия от них; причины взрывов, обрушений конструкций и технологического оборудования и возникновения других опасных ситуаций на пожаре, чем они вызваны, каковы их последствия и др.
При анализе процесса тушения оценивают: правильность и качество организации и проведения разведки и оценки обстановки пожара; эффективность применения огнетушащих средств, способов и приемов ведения боевых действий пожарных подразделений: правильность принятия решений РТП и степень их выполнения; эффективность действий НШ, НТ, НБУ и подразделений по обеспечению выполнения принятых решений; скорости введения приборов тушения и интенсивности подачи огнетушащих средств, а также правильность работы ствольщиков, водителей пожарных машин, связных и другого личного состава; соответствие теоретической и фактической продолжительностей локализации пожара и другие данные и факторы процесса тушения пожара.
Кроме того, в процессе анализа устанавливают достаточность сил и средств для тушения пожара, скорость их сосредоточения, положительные стороны и недостатки в работе должностных лиц и подразделений, а также
Теоретическое время локализации это время с момента подачи огнетушащих веществ до момента прекращения развития пожара. Определяется по совмещенному графику требуемогог и фактического расходов воды.
Время локализации, полученное по графику, сравнивают с фактическим временем локализации и делают соответствующие выводы. Если фактическое время значительно больше расчетного, необходимо провести анализ организации и боевой работы подразделений и выявить причины этого факта. Такими причинами могут быть: некачественное проведение разведки и неправильное определение решающего направления боевых действий; подача маломощных водяных стволов; подача огнетушащих средств "по дыму"; несвоевременный вызов дополнительных сил и средств, подразделений на специальной пожарной технике и ряд других.
Время ликвидации оценивают исходя из оперативно-тактической характеристики объекта, вида применяемых огнетушащих средств, условий боевой работы подразделений, наличия и количества звеньев ГДЗС и некоторых других факторов.
В процессе исследования пожара надо выявить не только недостатки, но и причины, вызвавшие эти недостатки, а также наметить эффективные меры по их устранению.
Анализируя данные о развитии пожара, устанавливают: скорости распространения огня в определенные периоды и причины их изменения; преобладающее направление распространения огня к какими причинами оно вызвано; скорости изменения площади и периметра пожара в течение интересующих промежутков времени и их максимальные значения; скорости задымления и газового обмена на пожаре, их причины и последствия от них; причины взрывов, обрушений конструкций и технологического оборудования и возникновения других опасных ситуаций на пожаре, чем они вызваны, каковы их последствия и др.
При анализе процесса тушения оценивают: правильность и качество организации и проведения разведки и оценки обстановки пожара; эффективность применения огнетушащих средств, способов и приемов ведения боевых действий пожарных подразделений: правильность принятия решений РТП и степень их выполнения; эффективность действий НШ, НТ, НБУ и подразделений по обеспечению выполнения принятых решений; скорости введения приборов тушения и интенсивности подачи огнетушащих средств, а также правильность работы ствольщиков, водителей пожарных машин, связных и другого личного состава; соответствие теоретической и фактической продолжительностей локализации пожара и другие данные и факторы процесса тушения пожара.
Кроме того, в процессе анализа устанавливают достаточность сил и средств для тушения пожара, скорость их сосредоточения, положительные стороны и недостатки в работе должностных лиц и подразделений, а также
причины выявленных недостатков.
Для более качественной подготовки к разбору пожара полученные данные такие, как скорости распространения огня, роста площади и периметра пожара, интенсивности подачи огнетушащих веществ сравнивают с нормативными, а также с данными аналогичных пожаров, происшедших в гарнизоне, и выясняют причины несовпадений.
Тщательный и всесторонний анализ данных о развитии и тушении пожара позволяет сделать объективные выводы об особенностях его возникновения, развития и тушения. В выводах должны быть даны конкретные и объективные оценки действий всех лиц, имеющих отношение к возникновению, развитию и тушению пожара, а также рекомендации по повышению качества пожарно-профилактической работы, организации тушения пожаров в гарнизоне, населенном пункте и на объекте.
В тех случаях, когда к разбору привлекают лиц, исполнявших обязанности РТП, НШ, НТ, НБУ и других на данном пожаре, необходимо организовать их подготовку к разбору. В этих условиях лицо, исследующее пожар, проводит инструктаж, на котором вкратце знакомит их с материалами и выводами по исследованию пожара, определяет последовательность и продолжительность их выступлений и намечает, какие конкретно вопросы они должны раскрыть на разборе пожара в своих сообщениях.
Учитывая то, что не весь начсостав, присутствующий на разборе, знает в полном объеме оперативно-тактическую характеристику рассматриваемого объекта и в достаточной мере осведомлен о действиях всех участников тушения, особое внимание следует уделить подготовке иллюстрационного материала. Выразительные иллюстрации и умелая демонстрация позволят всем присутствующим более полно уяснить боевые действия подразделений при тушении пожара, а также положительные стороны и недостатки в работе пожарной охраны. Для демонстрации иллюстративных материалов целесообразно использовать кинопроекторы, диапроекторы, эпидиаскопы и другие технические средства.
Готовя материальную часть, руководитель занятий должен подобрать себе помощников, которые могут изготавливать необходимые схемы, чертежи и другие иллюстративные материалы для разбора пожара, а затем в установленном порядке проводить их демонстрацию.
Подготовка руководителя к разбору пожара с начсоставом гарнизона, курсантами или слушателями учебных заведений и сборов по описаниям пожара, обзорам и информационным письмам имеет ряд особенностей. Всю работу по подготовке руководителя занятий к такому разбору можно разделить на следующие этапы: изучение пожара по описанию или другому источнику; изучение документов о пожарах на аналогичных объектах, происшедших в своем гарнизоне, пли о других пожарах, тушение которых характеризовалось подобными недостатками и положительными сторонами, анализ пожарно-профилактической работы на аналогичных объектах до проведения разбора пожара; разработку плана разбора пожара и подготовку схем, графиков и т. п.; разработку мероприятий по преду-
Для более качественной подготовки к разбору пожара полученные данные такие, как скорости распространения огня, роста площади и периметра пожара, интенсивности подачи огнетушащих веществ сравнивают с нормативными, а также с данными аналогичных пожаров, происшедших в гарнизоне, и выясняют причины несовпадений.
Тщательный и всесторонний анализ данных о развитии и тушении пожара позволяет сделать объективные выводы об особенностях его возникновения, развития и тушения. В выводах должны быть даны конкретные и объективные оценки действий всех лиц, имеющих отношение к возникновению, развитию и тушению пожара, а также рекомендации по повышению качества пожарно-профилактической работы, организации тушения пожаров в гарнизоне, населенном пункте и на объекте.
В тех случаях, когда к разбору привлекают лиц, исполнявших обязанности РТП, НШ, НТ, НБУ и других на данном пожаре, необходимо организовать их подготовку к разбору. В этих условиях лицо, исследующее пожар, проводит инструктаж, на котором вкратце знакомит их с материалами и выводами по исследованию пожара, определяет последовательность и продолжительность их выступлений и намечает, какие конкретно вопросы они должны раскрыть на разборе пожара в своих сообщениях.
Учитывая то, что не весь начсостав, присутствующий на разборе, знает в полном объеме оперативно-тактическую характеристику рассматриваемого объекта и в достаточной мере осведомлен о действиях всех участников тушения, особое внимание следует уделить подготовке иллюстрационного материала. Выразительные иллюстрации и умелая демонстрация позволят всем присутствующим более полно уяснить боевые действия подразделений при тушении пожара, а также положительные стороны и недостатки в работе пожарной охраны. Для демонстрации иллюстративных материалов целесообразно использовать кинопроекторы, диапроекторы, эпидиаскопы и другие технические средства.
Готовя материальную часть, руководитель занятий должен подобрать себе помощников, которые могут изготавливать необходимые схемы, чертежи и другие иллюстративные материалы для разбора пожара, а затем в установленном порядке проводить их демонстрацию.
Подготовка руководителя к разбору пожара с начсоставом гарнизона, курсантами или слушателями учебных заведений и сборов по описаниям пожара, обзорам и информационным письмам имеет ряд особенностей. Всю работу по подготовке руководителя занятий к такому разбору можно разделить на следующие этапы: изучение пожара по описанию или другому источнику; изучение документов о пожарах на аналогичных объектах, происшедших в своем гарнизоне, пли о других пожарах, тушение которых характеризовалось подобными недостатками и положительными сторонами, анализ пожарно-профилактической работы на аналогичных объектах до проведения разбора пожара; разработку плана разбора пожара и подготовку схем, графиков и т. п.; разработку мероприятий по преду-
преждению и устранению недостатков в работе исходя из полученных данных.
При изучении описания пожара или других информационных источников целесообразно распределить все сведения и факты по следующим группам: события и действия, происшедшие до момента возникновения пожара; особенности развития пожара; организация и действия подразделений при тушении пожара. Такое распределение облегчит дальнейшую подготовку к занятиям.
В процессе изучения материалов о пожаре следует наметить, какие наглядные пособия нужны для разбора, и при необходимости принять меры по изготовлению схем, чертежей, графиков, слайдов и т. д.
После тщательного изучения материалов о пожаре руководитель занятий должен установить, были ли за последние годы пожары на аналогичных объектах гарнизона (области, района). Для этой цели надо просмотреть материалы с анализом боевых действий за последнее время, проконсультироваться у руководства и использовать другие источники. Если такие факты были, нужно ознакомиться с описаниями этих пожаров или карточками боевых действий и другими относящимися к ним документами и сопоставить события, факты и явления с данными разбираемого пожара.
В процессе подготовки к разбору руководителю целесообразно ознакомиться с документами пожарно-технических обследований аналогичных объектов в гарнизоне (области, районе) и провести анализ недостатков и объективных условий на этих объектах, которые послужили причиной возникновения, быстрого развития пожара и усложнения боевой работы пожарных подразделений.
Изучение сходных пожаров, материалов о боевых действиях и пожар-но-профилактической работе на объектах, аналогичных рассматриваемому, позволит руководителю не только всесторонне подготовиться к разбору, но и выработать конкретные и эффективные практические мероприятия применительно к данному гарнизону пожарной охраны (области, району) по предупреждению и устранению недостатков в работе органов и подразделений, а также по распространению передового опыта работы.
При разработке плана разбора пожара целесообразно включить в него ряд дискуссионных вопросов, чтобы вынести их на обсуждение начсостава, и предусмотреть время для обсуждения.
Важным этапом подготовки руководителя к разбору является разработка мероприятий по предупреждению и устранению недостатков в работе органов и подразделений пожарной охраны. Эти мероприятия должны базироваться на выводах и указаниях, отмеченных в описаниях пожаров, информационных письмах и других документах вышестоящих руководителей пожарной охраны, а также составляться с учетом противопожарного состояния объектов, применительно к которым разбирают пожар, и уровня боеготовности конкретных подразделений и гарнизона пожарной охраны в целом. Указанные мероприятия, разработанные руководителем разбора пожара, согласовываются с руководством заинтересованных служб
При изучении описания пожара или других информационных источников целесообразно распределить все сведения и факты по следующим группам: события и действия, происшедшие до момента возникновения пожара; особенности развития пожара; организация и действия подразделений при тушении пожара. Такое распределение облегчит дальнейшую подготовку к занятиям.
В процессе изучения материалов о пожаре следует наметить, какие наглядные пособия нужны для разбора, и при необходимости принять меры по изготовлению схем, чертежей, графиков, слайдов и т. д.
После тщательного изучения материалов о пожаре руководитель занятий должен установить, были ли за последние годы пожары на аналогичных объектах гарнизона (области, района). Для этой цели надо просмотреть материалы с анализом боевых действий за последнее время, проконсультироваться у руководства и использовать другие источники. Если такие факты были, нужно ознакомиться с описаниями этих пожаров или карточками боевых действий и другими относящимися к ним документами и сопоставить события, факты и явления с данными разбираемого пожара.
В процессе подготовки к разбору руководителю целесообразно ознакомиться с документами пожарно-технических обследований аналогичных объектов в гарнизоне (области, районе) и провести анализ недостатков и объективных условий на этих объектах, которые послужили причиной возникновения, быстрого развития пожара и усложнения боевой работы пожарных подразделений.
Изучение сходных пожаров, материалов о боевых действиях и пожар-но-профилактической работе на объектах, аналогичных рассматриваемому, позволит руководителю не только всесторонне подготовиться к разбору, но и выработать конкретные и эффективные практические мероприятия применительно к данному гарнизону пожарной охраны (области, району) по предупреждению и устранению недостатков в работе органов и подразделений, а также по распространению передового опыта работы.
При разработке плана разбора пожара целесообразно включить в него ряд дискуссионных вопросов, чтобы вынести их на обсуждение начсостава, и предусмотреть время для обсуждения.
Важным этапом подготовки руководителя к разбору является разработка мероприятий по предупреждению и устранению недостатков в работе органов и подразделений пожарной охраны. Эти мероприятия должны базироваться на выводах и указаниях, отмеченных в описаниях пожаров, информационных письмах и других документах вышестоящих руководителей пожарной охраны, а также составляться с учетом противопожарного состояния объектов, применительно к которым разбирают пожар, и уровня боеготовности конкретных подразделений и гарнизона пожарной охраны в целом. Указанные мероприятия, разработанные руководителем разбора пожара, согласовываются с руководством заинтересованных служб
и утверждаются руководителем аппарата или гарнизона (подразделения) пожарной охраны.
Все пожары, происшедшие в районе выезда пожарной части, разбирают со всем личным составом дежурных караулов. Обычно с караулом, участвовавшим в тушении пожара, разбор проводит начальник караула в конце дежурства, а с остальными караулами разбор в виде устного сообщения осуществляет начальник части или его заместитель при заступлении на дежурство или в другое время дежурных суток.
Подготовку к разбору пожара начальник караула должен начинать еще в процессе тушения. По ходу тушения он старается предварительно определить причины и условия возникновения и развития пожара, запоминает особенности первоначальной обстановки, все ее изменения, действия личного состава караула и др. (рекомендуется все факты и явления фиксировать, отмечая время наступления и окончания событий). Затем начальник караула вычерчивает схему развития и тушения данного пожара и собирает другие данные, исходя из конкретных условий на пожаре. По прибытии в часть он анализирует собранные сведения и составляет краткий план разбора пожара и схему расстановки сил и средств при тушении.
Разбор пожара, происшедшего в данном гарнизоне, отдельно с начсоставом гарнизона (отряда, части) после его исследования проводят в следующем порядке:
1.Руководитель гарнизона (органа, подразделения) объявляет начсоставу тему, цель и порядок разбора пожара и предоставляет слово лицу, исследовавшему пожар.
2.Лицо, исследовавшее пожар, пли руководитель группы по исследованию знакомит присутствующих с оперативно-тактической характеристикой объекта, на котором возник пожар, его противопожарным состоянием, причиной пожара и первоначальными действиями местных сил и средств, рабочих и служащих по передаче сообщения в пожарную охрану, тушению пожара и встрече прибывающих подразделений.
3.Заслушиваются краткие доклады первого и последующих РТП, НШ, всех НБУ, НТ и других должностных лиц в последовательности, соответствующей их участию в тушении.
4. Выступает присутствующий на занятиях начсостав и высказывает свои мнения и предложения по особенностям боевой работы в ходе тушения.
5.Берет слово лицо, исследовавшее пожар, обобщает выступления и на основе предварительного анализа характеризует положительные стороны и недостатки в действиях должностных лиц и подразделений пожарной охраны.
6.В заключение руководитель гарнизона (органа, подразделения) делает окончательные выводы по ходу разбора пожара, ставит перед начсоставом задачи по улучшению организации тушения пожаров в гарнизоне (области, районе), по повышению боеготовности подразделений и качества профилактической работы.
Все пожары, происшедшие в районе выезда пожарной части, разбирают со всем личным составом дежурных караулов. Обычно с караулом, участвовавшим в тушении пожара, разбор проводит начальник караула в конце дежурства, а с остальными караулами разбор в виде устного сообщения осуществляет начальник части или его заместитель при заступлении на дежурство или в другое время дежурных суток.
Подготовку к разбору пожара начальник караула должен начинать еще в процессе тушения. По ходу тушения он старается предварительно определить причины и условия возникновения и развития пожара, запоминает особенности первоначальной обстановки, все ее изменения, действия личного состава караула и др. (рекомендуется все факты и явления фиксировать, отмечая время наступления и окончания событий). Затем начальник караула вычерчивает схему развития и тушения данного пожара и собирает другие данные, исходя из конкретных условий на пожаре. По прибытии в часть он анализирует собранные сведения и составляет краткий план разбора пожара и схему расстановки сил и средств при тушении.
Разбор пожара, происшедшего в данном гарнизоне, отдельно с начсоставом гарнизона (отряда, части) после его исследования проводят в следующем порядке:
1.Руководитель гарнизона (органа, подразделения) объявляет начсоставу тему, цель и порядок разбора пожара и предоставляет слово лицу, исследовавшему пожар.
2.Лицо, исследовавшее пожар, пли руководитель группы по исследованию знакомит присутствующих с оперативно-тактической характеристикой объекта, на котором возник пожар, его противопожарным состоянием, причиной пожара и первоначальными действиями местных сил и средств, рабочих и служащих по передаче сообщения в пожарную охрану, тушению пожара и встрече прибывающих подразделений.
3.Заслушиваются краткие доклады первого и последующих РТП, НШ, всех НБУ, НТ и других должностных лиц в последовательности, соответствующей их участию в тушении.
4. Выступает присутствующий на занятиях начсостав и высказывает свои мнения и предложения по особенностям боевой работы в ходе тушения.
5.Берет слово лицо, исследовавшее пожар, обобщает выступления и на основе предварительного анализа характеризует положительные стороны и недостатки в действиях должностных лиц и подразделений пожарной охраны.
6.В заключение руководитель гарнизона (органа, подразделения) делает окончательные выводы по ходу разбора пожара, ставит перед начсоставом задачи по улучшению организации тушения пожаров в гарнизоне (области, районе), по повышению боеготовности подразделений и качества профилактической работы.
Следует учесть, что не все присутствующие знают объект, на котором произошел пожар. Поэтому лицо, исследовавшее пожар, должно подробно ознакомить собравшихся с оперативно-тактической характеристикой объекта, использовав схемы, чертежи, фотоснимки и др. Рассматривая противопожарное состояние, необходимо: сослаться на документы пожар-но-технических обследований объекта; проанализировать выявленные при обследованиях нарушения норм и правил пожарной безопасности, ход их устранения перед возникновением пожара; указать, какие принимались административные меры и (что особенно важно) какие из нарушений привели к возникновению и быстрому развитию пожара, а также затрудняли боевые действия подразделений. Рассматривая первоначальные действия по тушению пожара до прибытия первого подразделения пожарной охраны, нужно оценить уровень служебной подготовки местных сил и средств, правильность их боевых действий при обнаружении пожара, а также подготовленность обслуживающего персонала, охраны, администрации, ДПФ к действиям при возникновении пожаров на объекте.
В своих выступлениях каждый РТП, НШ, НБУ, НТ и др. описывает обстановку к моменту своего прибытия на пожар, развертывания оперативного штаба, назначения на БУ и т. п., а потом перечисляет, какие меры по тушению были приняты введенными силами и средствами. Затем выступающие сообщают, какие они приняли решения и какие распоряжения отдали подразделениям, как организовали тушение. При изложении своих решений необходимо обосновывать их требованиями руководящих документов или расчетами сил и средств.
Командиры подразделений, прибывшие на пожар по дополнительному вызову, докладывают о полученных от РТП распоряжениях и своих действиях согласно распоряжениям, излагают свои соображении о правильности организации и руководства тушением пожаров.
Если в процессе тушения пожара происходила смена РТП, то каждый последующий РТП докладывает не только обстановку на момент принятия руководства тушением пожара и свои решения, но и дает краткий анализ и оценку решений и действий предыдущего РТП.
Чтобы более глубоко и объективно оценить положительные стороны и недостатки в организации тушения и боевой работе, а также более глубоко и всесторонне рассмотреть разбираемые вопросы, целесообразно предоставить слово всем желающим, независимо от их участия в тушении, для высказывания своего мнения и предложений.
После выступления участников разбора выступает лицо, исследовавшее пожар. Им делается подробный анализ действий по управлению силами и средствами на пожаре (если РТП не был старшим начальником), подразделений, участвовавших в тушении, и выступлений начсостава, не участвовавшего в тушении данного пожара. Формулируются выводы, на основе которых разрабатываются конкретные мероприятия по повышению качества предупреждения и тушения пожаров в гарнизоне.
В заключение выступает начальник гарнизона (учреждения, под-
В своих выступлениях каждый РТП, НШ, НБУ, НТ и др. описывает обстановку к моменту своего прибытия на пожар, развертывания оперативного штаба, назначения на БУ и т. п., а потом перечисляет, какие меры по тушению были приняты введенными силами и средствами. Затем выступающие сообщают, какие они приняли решения и какие распоряжения отдали подразделениям, как организовали тушение. При изложении своих решений необходимо обосновывать их требованиями руководящих документов или расчетами сил и средств.
Командиры подразделений, прибывшие на пожар по дополнительному вызову, докладывают о полученных от РТП распоряжениях и своих действиях согласно распоряжениям, излагают свои соображении о правильности организации и руководства тушением пожаров.
Если в процессе тушения пожара происходила смена РТП, то каждый последующий РТП докладывает не только обстановку на момент принятия руководства тушением пожара и свои решения, но и дает краткий анализ и оценку решений и действий предыдущего РТП.
Чтобы более глубоко и объективно оценить положительные стороны и недостатки в организации тушения и боевой работе, а также более глубоко и всесторонне рассмотреть разбираемые вопросы, целесообразно предоставить слово всем желающим, независимо от их участия в тушении, для высказывания своего мнения и предложений.
После выступления участников разбора выступает лицо, исследовавшее пожар. Им делается подробный анализ действий по управлению силами и средствами на пожаре (если РТП не был старшим начальником), подразделений, участвовавших в тушении, и выступлений начсостава, не участвовавшего в тушении данного пожара. Формулируются выводы, на основе которых разрабатываются конкретные мероприятия по повышению качества предупреждения и тушения пожаров в гарнизоне.
В заключение выступает начальник гарнизона (учреждения, под-
разделения) пожарной охраны, который оценивает степень достижения цели разбора и выступления его участников. Он делает окончательные выводы по ходу разбора, ставит задачи перед начсоставом по улучшению организации тушения пожаров в гарнизоне, повышению боеготовности подразделений и улучшению качества пожарно-профилактической работы.
При необходимости по результатам пожара могут издаваться приказы, распоряжения или дополнительные планы, в которых указываются конкретные мероприятия, исполнители и сроки исполнения мероприятий.
Разбор пожаров, происшедших в других гарнизонах, по описаниям пожаров, информационным письмам, обзорам и другим документам проводят с начсоставом гарнизона (аппарата, подразделения) пожарной охраны в такой последовательности. Руководитель гарнизона (органа, подразделения) пожарной охраны объявляет тему, цель и порядок проведения занятий и предоставляет слово лицу, изучавшему пожар по документам (если руководитель заранее дал поручение подготовленному специалисту, а не сам готовился к занятиям). Далее производятся: ознакомление начсостава с оперативно-тактической характеристикой объекта, его противопожарным состоянием на момент возникновения пожара, причиной возникновения пожара и особенностями обстановки к моменту прибытия первого пожарного подразделения; разбор и обсуждение действий должностных лиц и подразделений по этапам сосредоточения сил и средств; изучение выводов и предложений, содержащихся в описании пожара или информационном письме. С заключительным словом выступает начальник гарнизона (органа, подразделения); он ставит перед начсоставом конкретные задачи, вытекающие из анализа разбираемого пожара.
Для изучения оперативно-тактической характеристики объекта и обстановки пожара необходимо использовать схему объекта, чертежи, фотоснимки, графики и другие документы, прилагаемые к описанию пожара или к информационному письму.
Рассматривая действия должностных лиц и подразделений по этапам сосредоточения сил и средств, необходимо использовать поэтапные схемы их расстановки, которые даны в приложениях к документам о пожарах. Если поэтапные действия указаны на общей схеме, целесообразно исходя из нее составить несколько схем, отражающих боевые действия на пожаре.
В процессе изложения данных о пожаре и его тушении нужно ставить дискуссионные вопросы перед участниками разбора, чтобы они смогли их обсудить во время своих выступлений.
После рассмотрения обстановки пожара и действий подразделений по его тушению организуют выступления начсостава, чтобы обсудить действия РТП и подразделений, уточнить детали и дать оценку этих действий. Предварительно следует напомнить выступающим о том, что надо обосновывать свои мнения и предложения требованиями Боевого устава пожарной охраны и других документов, расчетами сил и средств. Нужно добиваться от участников разбора единого и правильного понимания решений и действий начсостава и подразделений.
При необходимости по результатам пожара могут издаваться приказы, распоряжения или дополнительные планы, в которых указываются конкретные мероприятия, исполнители и сроки исполнения мероприятий.
Разбор пожаров, происшедших в других гарнизонах, по описаниям пожаров, информационным письмам, обзорам и другим документам проводят с начсоставом гарнизона (аппарата, подразделения) пожарной охраны в такой последовательности. Руководитель гарнизона (органа, подразделения) пожарной охраны объявляет тему, цель и порядок проведения занятий и предоставляет слово лицу, изучавшему пожар по документам (если руководитель заранее дал поручение подготовленному специалисту, а не сам готовился к занятиям). Далее производятся: ознакомление начсостава с оперативно-тактической характеристикой объекта, его противопожарным состоянием на момент возникновения пожара, причиной возникновения пожара и особенностями обстановки к моменту прибытия первого пожарного подразделения; разбор и обсуждение действий должностных лиц и подразделений по этапам сосредоточения сил и средств; изучение выводов и предложений, содержащихся в описании пожара или информационном письме. С заключительным словом выступает начальник гарнизона (органа, подразделения); он ставит перед начсоставом конкретные задачи, вытекающие из анализа разбираемого пожара.
Для изучения оперативно-тактической характеристики объекта и обстановки пожара необходимо использовать схему объекта, чертежи, фотоснимки, графики и другие документы, прилагаемые к описанию пожара или к информационному письму.
Рассматривая действия должностных лиц и подразделений по этапам сосредоточения сил и средств, необходимо использовать поэтапные схемы их расстановки, которые даны в приложениях к документам о пожарах. Если поэтапные действия указаны на общей схеме, целесообразно исходя из нее составить несколько схем, отражающих боевые действия на пожаре.
В процессе изложения данных о пожаре и его тушении нужно ставить дискуссионные вопросы перед участниками разбора, чтобы они смогли их обсудить во время своих выступлений.
После рассмотрения обстановки пожара и действий подразделений по его тушению организуют выступления начсостава, чтобы обсудить действия РТП и подразделений, уточнить детали и дать оценку этих действий. Предварительно следует напомнить выступающим о том, что надо обосновывать свои мнения и предложения требованиями Боевого устава пожарной охраны и других документов, расчетами сил и средств. Нужно добиваться от участников разбора единого и правильного понимания решений и действий начсостава и подразделений.
При постановке задач начсоставу (руководителям подразделений) начальник, руководящий разбором, указывает, какие необходимо провести мероприятия и принять меры по совершенствованию службы, боевой подготовки, пожаротушения и профилактической работы, которые вытекают из анализа разбираемого пожара. Здесь же нужно установить сроки их выполнения.
На одном разборе может быть рассмотрено два-три характерных пожара. При этом целесообразно, чтобы по каждому последующему пожару разбор проводили другие лица. К таким разборам должны привлекаться наиболее подготовленные специалисты из числа начсостава, хорошо знающие специфику объектов, аналогичных тому, на котором произошел пожар.
Разборы пожаров с курсантами и слушателями учебных заведений и подразделений пожарной охраны могут проводиться под руководством преподавателей по изложенной выше схеме. Вместе с тем следует учесть, что указанные последовательность и методика не обеспечивают вовлечения в обсуждение значительного количества курсантов (слушателей). Поэтому в учебных заведениях и подразделениях разборы пожаров имеют некоторые особенности. Так, в процессе подготовки к разбору преподаватель выделяет ряд должностных лиц, участвующих в тушении, и на исполнение их ролей в процессе разбора назначает конкретных слушателей или курсантов (одно-го-двух человек на исполнение роли РТП-1, РТП-2, НШ, НТ, НБУ, и т. д., в зависимости от содержания описания или другого документа о пожаре), а роль старшего оперативного начальника при разборе исполняет сам. Слушатели изучают и анализируют действия должностного лица, в роли которого они будут выступать на разборе, и подготавливают свои выступления, в которых обосновывают требованиями руководящих документов по пожаротушению, справочными данными и расчетами правильность или ошибочность принятых решений и действий должностных лиц, а также формулируют свои предложения и мнения.
Порядок и методика разбора пожаров в этих случаях примерно такие, как при разборах с начсоставом пожаров, происшедших в данном гарнизоне. Для разбора с курсантами и слушателями учебных заведений, находящихся на территории того гарнизона, где произошли рассматриваемые пожары, необходимо привлекать практических работников, которые участвовали в тушении этих пожаров и выполняли функции РТП, НШ, НТ, НБУ и др.
Разбор пожаров с личным составом караулов осуществляют на основе разбора, проведенного с начсоставом в масштабе гарнизона, или сразу после тушения пожара, если в его ликвидации принимало участие только одно подразделение.
Разбор пожара с личным составом караула не должен сводиться лишь к выступлению начальника караула (РТП) и командиров отделений, так как преследуется цель повысить мастерство всего личного состава караула. Обычно разбор пожара с караулом начинают с разъяснения или уточнения оперативно-тактической характеристики объекта, на котором возник пожар. Начальник караула вначале уточняет с личным составом
На одном разборе может быть рассмотрено два-три характерных пожара. При этом целесообразно, чтобы по каждому последующему пожару разбор проводили другие лица. К таким разборам должны привлекаться наиболее подготовленные специалисты из числа начсостава, хорошо знающие специфику объектов, аналогичных тому, на котором произошел пожар.
Разборы пожаров с курсантами и слушателями учебных заведений и подразделений пожарной охраны могут проводиться под руководством преподавателей по изложенной выше схеме. Вместе с тем следует учесть, что указанные последовательность и методика не обеспечивают вовлечения в обсуждение значительного количества курсантов (слушателей). Поэтому в учебных заведениях и подразделениях разборы пожаров имеют некоторые особенности. Так, в процессе подготовки к разбору преподаватель выделяет ряд должностных лиц, участвующих в тушении, и на исполнение их ролей в процессе разбора назначает конкретных слушателей или курсантов (одно-го-двух человек на исполнение роли РТП-1, РТП-2, НШ, НТ, НБУ, и т. д., в зависимости от содержания описания или другого документа о пожаре), а роль старшего оперативного начальника при разборе исполняет сам. Слушатели изучают и анализируют действия должностного лица, в роли которого они будут выступать на разборе, и подготавливают свои выступления, в которых обосновывают требованиями руководящих документов по пожаротушению, справочными данными и расчетами правильность или ошибочность принятых решений и действий должностных лиц, а также формулируют свои предложения и мнения.
Порядок и методика разбора пожаров в этих случаях примерно такие, как при разборах с начсоставом пожаров, происшедших в данном гарнизоне. Для разбора с курсантами и слушателями учебных заведений, находящихся на территории того гарнизона, где произошли рассматриваемые пожары, необходимо привлекать практических работников, которые участвовали в тушении этих пожаров и выполняли функции РТП, НШ, НТ, НБУ и др.
Разбор пожаров с личным составом караулов осуществляют на основе разбора, проведенного с начсоставом в масштабе гарнизона, или сразу после тушения пожара, если в его ликвидации принимало участие только одно подразделение.
Разбор пожара с личным составом караула не должен сводиться лишь к выступлению начальника караула (РТП) и командиров отделений, так как преследуется цель повысить мастерство всего личного состава караула. Обычно разбор пожара с караулом начинают с разъяснения или уточнения оперативно-тактической характеристики объекта, на котором возник пожар. Начальник караула вначале уточняет с личным составом
особенности объекта, которые обусловили возникновение и быстрое развитие пожара, а также затрудняли боевые действия. При этом целесообразно использовать схемы объекта, планы помещений, где произошел .пожар, и другие наглядные пособия и вещественные доказательства. Затем целесообразно предоставить слово дежурному радиотелефонисту, который докладывает, когда поступило сообщение о пожаре, каким было его содержание и какие меры были приняты. После его выступления начальник караула разъясняет обстановку, сложившуюся на пожаре к моменту прибытия караула, наносит ее на схему объекта, указывает, какие им были приняты решения и отданы распоряжения, и предоставляет слово командирам отделений. Они подробно докладывают о полученных от РТП распоряжениях и отданных ими приказаниях, характеризуют работу подчиненных и дают оценку работы всего личного состава отделений. Особое внимание необходимо уделить пожарным, проявившим разумную инициативу, быстроту и четкость в работе, а также показавшим отвагу и принявшим смелые (но оправданные) решения при спасании людей и тушении пожара.
Командиры отделений должны также подробно и доброжелательно указать каждому пожарному на недостатки в боевой работе, разъяснить их причины и подсказать пути их устранения.
После командиров отделений выступают пожарные. Они сообщают, какие получили команды и как их поняли, какие осуществляли действия по их выполнению, с кем и как взаимодействовали в процессе боевой работы и какие при этом были допущены, по их мнению, недостатки. Если окажется, что некоторые пожарные не желают выступать, хотя именно их было бы целесообразно выслушать, то начальник караула должен задать им такие наводящие вопросы, чтобы ответы осветили содержание их работы и облегчили анализ действий в процессе тушения.
В заключение выступает начальник караула, а в остальных караулах, не участвовавших в тушении, начальник пожарной части или его заместитель, который обобщает все выступления. На основании его анализа делаются окончательные выводы о работе личного состава караула на данном пожаре, а также намечаются мероприятия, направленные на улучшение службы, боевой подготовки, пожаротушения и проведения профилактической работы.
По результатам разбора пожара начальник части или его заместитель проводит собеседование с командирами отделений и начальником караула, а затем-только с начальником караула. На этих собеседованиях обращают внимание на взаимодействие пожарных в отделениях и в карауле в целом, анализируют причины недостатков в работе командиров отделений и начальника караула и указывают пути их устранения.
Оценка материала:
0
Описание материала: Разбор пожаров организуют и проводят, чтобы проанализировать: противопожарное состояние объекта, на котором произошел пожар
Остальные материалы раздела: Гражданская оборона
Предыдущая Анализ боевых действий пожарных подразделенийСледующая Действия при пожаре
Оставить комментарий
Похожие материалы:
Похожие разделы:
Вложенные разделы