Путь:
Навигация
- Архив рассылки
- В мире
- Вооруженные силы
- Гражданская оборона
- Даунгрейд
- Забытые компьютерные новости интернета
- Исторические заметки
- История Белоруссии
- История городов
- История Руси
- История Украины
- Кавказ
- Космос
- Миp искусства
- Наука
- Новости спорта
- Образовательные учебные материалы
- Общество
- Обычные истории
- Политика
- Развал СССР, Перестройка, 80е, 90е
- События 2000х
- События 90х
- Специальная военная операция
- Экология
- Электроника
- Югославский кризис
- Великая Отечественная война
- Пользовательское
- Союз советских социалистических республик
- Современная Россия
- Полезное
- work-flow-Initiative
- Союз маньяк
- Архив исторических материалов
Язык [ РУССКИЙ ]
Поиск
Подписка и соц. сети
Новые материалы
- Откатные ворота для гаража и забора устройство, разновидности, применение, достоинства и недостатки 2024-09-17
- Как мостить дорожки из камня 2024-09-17
- Деревянные дома из клееного бруса важная роль усовершенствования сырья 2024-09-07
- Как выбрать кондиционер для квартиры секреты комфортного климата в вашем доме 2024-09-07
- Интернет-магазин брендовой обуви и аксессуаров где стиль и качество встречаются 2024-09-07
- Лазерная коррекция зрения показания и особенности методов 2024-08-01
- ЖК Светский Лес резиденции у моря 2024-08-01
- Техническое обследование зданий и сооружений цели и задачи 2024-07-30
- Причины и важность обращения к адвокату 2024-07-30
- Эффективное похудение и очищение организма 2024-07-30
- Алюминиевые конструкции преимущества и особенности 2024-06-21
- Виды подъемного оборудования и важность его использования 2024-06-15
- Стальные рулонные ворота преимущества и особенности 2024-06-15
- Как заказать лекарства онлайн 2024-06-15
- ПВХ-плитка достоинства материала 2024-06-15
Картинка недели
К началу
В конец
Создать личную галерею (раздел)
Создать личный альбом (с изображениями)
Создать материал
Гражданская оборона
Оценка раздела:
6
Особенности выживания человека при стихийных бедствиях и ЧС техногенного, биологического, экологического и социального характера.
Закон о защите населения и территории от ЧС природного и техногенного характера.
Закон о радиационной безопасности населения.
Основные способы защиты населения и ликвидаций последствий ЧС.
"Ядерные новости" и прочее по теме "Гражданская оборона"
Категории
КАК ИДЕТ ВЫПОЛНЕНИЕ ДНЯО
Дата публикации: 2018-04-21 23:27:39Дата модификации: 2018-04-21 23:27:39
Просмотров: 802
Материал приурочен к дате: 1997-04-07
Прочие материалы относящиеся к: Дате 1997-04-07 Материалы за: Год 1997
Автор: lomasm
(к сессии Подготовительного комитета Конференции по рассмотрению действия Договора о нераспространении ядерного оружия)
По решению участников Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), принятому к сведению Генеральной Ассамблеей ООН, с 7 по 18 апреля 1997 г. в Нью-Йорке состоится первая сессия Подготовительного комитета Конференции 2000 года для рассмотрения того, как договор действует, т.е. как он выполняется и нужно ли что-либо, и если да, то что именно предпринять для его более эффективной реализации и дальнейшего укрепления режима нераспространения.
Какова предыстория этого решения? Когда почти два года тому назад - в мае 1995 г. - конференция участников ДНЯО принимала историческое решение о бессрочном продлении договора, она одновременно одобрила еще два решения: о повышении эффективности ("strengthening") процесса рассмотрения договора и о принципах и целях нераспространения и разоружения.1 Последний из двух документов, по сути дела, конкретизирует обязательства участников договора по статьям ДНЯО применительно к современным условиям и требованиям. На той же конференции 1995 года по предложению депозитариев договора - России, США и Англии - была принята еще одна резолюция - о создании безъядерной зоны на Ближнем Востоке2 , и несомненно, что этот вопрос будет активно будироваться арабскими странами.
Среди специалистов нет единства в отношении того, насколько тесно взаимосвязаны три решения - о бессрочном продлении, о процессе рассмотрения договора и о принципах и целях - образуют ли они единый "пакет" и представляют ли собой два последних решения условия бессрочного продления, либо составляют лишь политические, но не юридические обязательства для участников договора, в первую очередь, конечно, для ядерных держав.
Так или иначе, но глубокая взаимосвязь между тремя решениями конференции представляется очевидной и будет накладывать свой отпечаток как на процесс подготовки к конференции 2000 года, так и на ее проведение.3 Правда, со стороны некоторых американских официальных представителей высказывалось "предварительное" мнение, что именно "сам договор является источником наших обязательств, и задачей конференций по рассмотрению ДНЯО является полное и сбалансированное рассмотрение действия договора", а решения конференции 1995 года будут лишь "полезным реперным пунктом для наших продолжающихся усилий" по обеспечению полного выполнения ДНЯО.4
Процесс подготовки конференции будет состоять из ежегодных сессий Подготовительного комитета, целью которых будет "рассмотрение принципов, задач и путей содействия всестороннему осуществлению Договора, а также придания ему универсального характера и вынесение по ним рекомендаций конференции". Комитетом будет также осуществляться подготовительная работа по процедурным вопросам конференции.
Решение о принципах и целях содержит 20 пунктов, определяющих конкретные ориентиры для осуществления договора. Рассмотрим, как важнейшие из этих ориентиров выполняются, и какие вопросы в связи с ними могут стать предметом обсуждения в ходе подготовки и проведения конференции 2000 года.
Первый из них касается универсальности договора. Со времени конференции 1995 года число участников ДНЯО увеличилось со 179 до 186, при этом к настоящему времени все страны Ближнего Востока, за исключением одного лишь Израиля, стали членами договора. В этой связи на последней сессии Генеральной Ассамблеи ООН в декабре прошлого года по предложению Египта была принята специальная резолюция с призывом к Израилю, как единственному государству региона, которое еще не является участником ДНЯО, присоединиться к договору. Резолюция была принята подавляющим большинством голосов против двух (Израиль и США). Россия, Китай, Англия и Франция голосовали за резолюцию. Как известно, по-прежнему вне договора остаются также Индия и Пакистан.
Ряд важных положений решения о принципах и целях относятся к ядерному разоружению. Напомним, что статья VI ДНЯО предусматривает проведение переговоров в духе доброй воли об эффективных мерах по прекращению гонки ядерных вооружений в ближайшем будущем и ядерному разоружению. Что сделано в этом отношении с 1995 года?
Основное достижение в данной области - заключение Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ), который к настоящему времени подписан уже 135 государствами. Испытаниям ядерного оружия таким образом положен конец. Однако, вступление договора в силу может занять немало времени, так что формальное введение его в действие еще предстоит и главное тут - как будет вести себя Индия - де факто ядерная страна, пока что отказывающаяся подписать ДВЗЯИ.
А что достигнуто за истекшие два года в деле сокращения ядерных арсеналов? Россия и США осуществляют Договор СНВ-1, в итоге чего у них сохранятся лишь по 6000 единиц стратегического ядерного оружия. В прошлом году был завершен процесс передислокации всего ядерного оружия, находившегося на территории Украины, Казахстана и Белоруссии, в Российскую Федерацию. В России и США активно ведется демонтаж ядерных боезарядов. В сентябре прошлого года обе страны и МАГАТЭ договорились о применении контроля Агентства к высвобождающимся оружейным материалам, при этом ими было подчеркнуто, что принимаемые обязательства явятся "значительным вкладом" в осуществление принципов и целей, одобренных конференцией 1995 года. В то же время подписанный еще в 1993 г. Договор СНВ-2, предусматривающий дальнейшее сокращение стратегического оружия до 3000-3500 единиц для каждой стороны, в силу еще не вступил. Американский сенат ратифицировал договор в 1996 г., в то время как российское Федеральное Собрание его еще рассматривает.
В принципах и целях подчеркивается необходимость "немедленного начала и скорейшего завершения" переговоров о запрещении производства расщепляющихся материалов для целей ядерного оружия и других ядерных взрывных устройств. Однако, судя по дискуссиям, проходящим на Женевской конференции по разоружению и в ООН, перспективы достижения прогресса в этом деле представляются довольно проблематичными. Суть проблемы состоит в том, что некоторые страны, в частности Пакистан и Египет, настаивают на одновременном рассмотрении вопроса о существующих запасах указанных материалов. Но против этого возражают Индия и Израиль, а также и ядерные державы, которые считают, что реалистичнее начинать с прекращения дальнейшего производства расщепляющихся материалов.
Со времени конференции 1995 года заметно активизировалось движение международной общественности в пользу ядерного разоружения, о чем свидетельствуют доклад авторитетной Канберрской комиссии (см. Ядерный контроль, 23 за ноябрь 1996 г., стр. 22) и консультативное заключение Международного Суда относительно законности ядерного оружия. Хотя Суд не дал однозначного ответа на вопрос о законности или незаконности этого оружия, он единогласно пришел к заключению, что существует обязательство о проведении переговоров, ведущих к ядерному разоружению, и о доведении таких переговоров до завершения. Можно ожидать, что это заключение такого высокого органа, как Международный Суд, послужит дополнительным средством для усиления нажима на ядерные державы в пользу ядерного разоружения.
Многими неядерными государствами выдвигается идея установления графика осуществления ядерного разоружения, на чем они наверняка будут настаивать в ходе подготовки к конференции 2000 года. Это, судя по всему, будет одним из главных камней преткновения при подготовке к конференции. В решении конференции 1995 года зафиксирована необходимость "решительного продолжения всеми ядерными государствами систематических и последовательных усилий для сокращения ядерного оружия на глобальном уровне с конечной целью ликвидации этого оружия". Но сроки этого в принципах и целях не определены.
Следующий раздел принципов и целей касается создания зон, свободных от ядерного оружия. Можно говорить о достижении здесь за прошедший срок ощутимого прогресса. Образованы две новые безъядерные зоны - в Африке и Юго-Восточной Азии. Все ядерные державы подписали протокол о соблюдении безъядерного статуса африканской зоны (договор Пелиндаба). Сложнее обстоит дело с соответствующим протоколом по Бангокскому договору о зоне в Юго-Восточной Азии, поскольку авторы договора включили в безъядерную зону весьма сомнительное положение об охвате ею специальных экономических зон. Впрочем, на совещании, состоявшемся в Куала Лумпуре в октябре прошлого года, страны АСЕАН как будто согласились внести изменения в протокол к договору о зоне.5
После недавнего присоединения Франции, США и Англии к протоколам договора Раротонга о безъядерной зоне в южной части Тихого океана этот договор полностью вступил в силу. Теперь возникла идея объявления всего Южного полушария безъядерным, и предложение об этом было внесено на последней сессии Генеральной Ассамблеи ООН Бразилией и Новой Зеландией. Соответствующая резолюция собрала свыше 100 голосов, но против нее голосовали США, Англия и Франция, а Россия, Индия и Япония воздержались.
В последнее время были высказаны также идеи образования зон, свободных от ядерного оружия, в Центральной и Восточной Европе (инициаторы - Белоруссия и Украина) и в Центральной Азии (Киргизстан и Монголия). Авторы этих предложений ведут консультации с другими государствами о целесообразности и путях реализации указанных идей.
Но, разумеется, самым сложным и вызывающим наибольшие противоречия является практическое воплощение в жизнь предложения о безъядерной зоне на Ближнем Востоке, в принципе одобренного и ООН, и конференцией по ДНЯО 1995 года. Каких-либо конкретных шагов в направлении создания этой зоны за последнее время сделано не было. Усилия заинтересованных государств в настоящее время сконцентрированы на выполнении соглашений о политическом урегулировании в регионе. Многосторонняя рабочая группа по контролю над вооружениями и региональной безопасности (известная под аббревиатурой ACRS), которая была создана в рамках Мадридского процесса в 1991 г., уже давно не собиралась. Однако, представляется несомненным, что вопрос о зоне на Ближнем Востоке будет фигурировать в числе важнейших в ходе подготовки и проведения конференции 2000 года.
По проблеме гарантий безопасности неядерных государств в принципах и целях говорится о необходимости, в дополнение к резолюции Совета Безопасности 984 от 11 апреля 1995 г., "рассмотреть вопрос о дальнейших мерах для предоставления государствам-участникам Договора, не обладающим ядерным оружием, гарантий против применения или угрозы применения ядерного оружия. Эти меры могли бы выразиться в разработке международного документа, имеющего обязательную силу". На юридически обязательном соглашении по этому вопросу многие неядерные страны настаивают уже в течение многих лет и непременно будут действовать в этом направлении при подготовке к конференции 2000 года. Вот и на последней сессии Генеральной Ассамблеи ООН была принята еще одна резолюция на этот счет. Россия, США, Англия и Франция при ее голосовании воздержались.
Вопрос о гарантиях безопасности (то есть о неприменении ядерного оружия в отношении неядерных стран) непосредственно связан с военными доктринами, которых придерживаются ядерные державы, в частности с учетом блоковых и союзнических отношений между ними и некоторыми неядерными государствами и присутствия ядерного оружия, принадлежащего ядерным державам, на территории каких-либо неядерных стран. И Россия, и Соединенные Штаты, надо полагать, вновь рассмотрят эту проблему при разработке или пересмотре своих военных доктрин.
Существует также мысль о желательности выработки новой, более далеко идущей резолюции Совета Безопасности о гарантиях безопасности неядерных государств. Центр ПИР в 1996 г. опубликовал исследование по данной проблеме, в котором содержатся также рекомендации относительно возможного содержания подобной резолюции.6
Главный смысл раздела принципов и целей, относящегося к гарантиям МАГАТЭ, нацелен на дальнейшее повышение эффективности системы гарантий. И хотя рассматриваемая сейчас "Программа 93+2", направленная на усиление этой системы, в нем прямо не упоминается, при подготовке к конференции 2000 года реализация данной программы будет находится в центре внимания. Как известно, первая часть программы, не требующая для ее осуществления новых полномочий от государств-членов МАГАТЭ, уже одобрена Советом Управляющих Агентства, и сейчас Советом рассматривается вторая часть программы - проект дополнительного протокола к типовому соглашению о всеобъемлющих гарантиях (известному как документ INFCIRC/153). Хотелось бы надеяться на то, что эта работа будет завершена в ближайшем будущем.
И, наконец, последний раздел принципов и целей касается вопросов использования ядерной энергии в мирных целях.
Здесь можно будет ожидать немало требований со стороны развивающихся стран в отношении необходимости большей транспарентности ограничительных систем контроля за экспортом ядерных материалов и оборудования и предметов двойного назначения. Особую остроту могут составить претензии некоторых государств (например, Ирана) относительно недопустимости практики двойных стандартов при поставках ядерных материалов и оборудования с соблюдением норм гарантий МАГАТЭ.
Конечно, будет много жалоб на то, что программа технической помощи Агентства не только не расширяется, но, наоборот, имеет тенденцию к сокращению. В этой связи могут быть приняты рекомендации по активизации усилий, направленных на изыскание путей и средств укрепления финансирования технической помощи на предсказуемой и гарантированной основе.
Проблема ядерной безопасности также займет видное место на конференции. Предметом рассмотрения могут стать вопросы выполнения решений Московского саммита по ядерной безопасности, состоявшегося в апреле 1996 г. Будут также обсуждаться задачи укрепления систем учета и контроля ядерных материалов и их физической защиты.
Вопрос о запрещении нападения или угрозы нападения на мирные ядерные объекты, как и на прежних конференциях по рассмотрению действия ДНЯО, может также стать одним из спорных вопросов на конференции 2000 года.
Как подсказывает опыт, не подлежит сомнению, что немало усилий Подготовительному комитету, особенно в ходе своей первой сессии, придется затратить на организационные и процедурные вопросы - подбор председателей сессий комитета, самой конференции и ее главных комитетов, разработка правил процедуры, определение порядка допуска на свои заседания представителей неправительственных организаций и т.д. Может быть поставлен вопрос и о создании Подготовительным комитетом рабочих групп для подготовки рекомендаций для конференции по основным вопросам документа о принципах и целях.7
Оценка материала:
0
Описание материала: По решению участников Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), принятому к сведению Генеральной Ассамблеей ООН, с 7 по 18 апреля 1997 г. в Нью-Йорке состоится первая сессия Подготовительного комитета Конференции 2000 года для рассмотрения того, как договор действует, ДНЯО
Остальные материалы раздела: Гражданская оборона
Предыдущая БЕЗЪЯДЕРНЫЙ АРГУМЕНТ МИНСКАСледующая Искушение экспортом
Оставить комментарий
Похожие материалы:
Похожие разделы:
Вложенные разделы