Путь:
Навигация
- Архив рассылки
- В мире
- Вооруженные силы
- Гражданская оборона
- Даунгрейд
- Забытые компьютерные новости интернета
- Исторические заметки
- История Белоруссии
- История городов
- История Руси
- История Украины
- Кавказ
- Космос
- Миp искусства
- Наука
- Новости спорта
- Образовательные учебные материалы
- Общество
- Обычные истории
- Политика
- Развал СССР, Перестройка, 80е, 90е
- События 2000х
- События 90х
- Специальная военная операция
- Экология
- Электроника
- Югославский кризис
- Великая Отечественная война
- Пользовательское
- Союз советских социалистических республик
- Современная Россия
- Полезное
- work-flow-Initiative
- Союз маньяк
- Архив исторических материалов
Язык [ РУССКИЙ ]
Поиск
Подписка и соц. сети
Новые материалы
- Кредит с большой финансовой нагрузкой где взять 2024-12-19
- Процент потребительского кредита-какой оптимальный выбрать 2024-12-18
- Почему китайские автокраны опережают отечественные аналоги 2024-12-18
- Пенниборд что собой представляет, кому подойдет 2024-12-18
- Застройщик Территория Жизни какие проекты предлагает в Пензе 2024-12-18
- Автомобили HAVAL обзор популярных моделей 2024-12-01
- Преимущества покупки грузовиков с пробегом и важность обращения к официальному дилеру 2024-12-01
- Покупка загородной недвижимости особенности выбора и ключевые моменты 2024-11-30
- В чем преимущества биокаминов 2024-11-30
- Откатные ворота для гаража и забора устройство, разновидности, применение, достоинства и недостатки 2024-09-17
- Как мостить дорожки из камня 2024-09-17
- Деревянные дома из клееного бруса важная роль усовершенствования сырья 2024-09-07
- Как выбрать кондиционер для квартиры секреты комфортного климата в вашем доме 2024-09-07
- Интернет-магазин брендовой обуви и аксессуаров где стиль и качество встречаются 2024-09-07
- Лазерная коррекция зрения показания и особенности методов 2024-08-01
Картинка недели
К началу
В конец
Создать личную галерею (раздел)
Создать личный альбом (с изображениями)
Создать материал
Вооруженные силы
Оценка раздела:
-1
Категории
Организационно-правовые и личностные аспекты обеспечения штабной культуры
Дата публикации: 2017-03-23 18:38:01Дата модификации: 2017-03-23 18:38:01
Просмотров: 1441
Автор: lomasm
Управление всегда осуществляется людьми, поэтому в каждом отдельно взятом отрезке времени и в рамках конкретного пространства, будь то страна, регион, город, микрорайон или объект обслуживания, на передний план выступает субъективный срез культуры, во многом несущий в себе личностные качества тех, кто организует работу данного конкретного органа и служебного коллектива.
Штабная культура руководителя охватывает широкий круг вопросов и по сути дела, является универсальным качественным элементом его организаторской работы на всех ее направлениях.
В рамках настоящей лекции представляется необходимым остановиться только на отдельных, но имеющих принципиально важное значение вопросах, прямо и непосредственно относящихся к пониманию требований и практического содержания штабной культуры руководителя.
Бесспорно, главная роль среди факторов, оказывающих наиболее заметное влияние на характер и результаты управленческой деятельности, принадлежит профессиональной культуре руководителя.
Она включает в себя прежде всего уровень профессионального образования, стаж и опыт работы в системе МВД, уровень знаний нормативных актов, регламентирующих деятельность органов внутренних дел, наличие специальной управленческой подготовки.
Профессиональная культура - это тот срез требований к руководителю, который может и должен регулироваться правом, т.е. определяться конкретной суммой правовых норм, закрепленных в соответствующих нормативных актах.
Законодатель предоставил государственным органам, включая, естественно, и МВД России, правомочия устанавливать своими актами требования к государственным служащим. Однако до настоящего времени система формирования нормативных требований к профессиональной культуре руководителей не сложилась, и это обстоятельство может серьезно помешать претворению в жизнь разумной идеи о конкурсном замещении руководящих должностей в органах внутренних дел.
В числе обязательных параметров профессионализма, профессиональной культуры руководителя должно быть владение искусством управления, знание законов (закономерностей) управления, требований к управлению и путей их выполнения, системы управления, способов сбора и анализа данных об обстановке, методики принятия решений и планирования, системы и методов контроля.
Особое значение имеет овладение закономерностями управления, отражающими объективно существующие связи и отношения различных сторон управления между собой и элементами внешней среды.
На первое место следует поставить требование адекватности системы и способов управления характеру и особенностям оперативной обстановки. Несоблюдение этого требования, как показывает опыт, ведет к тому, что управление становится самоцелью, утрачиваются цели и приоритеты, нерационально используются имеющиеся силы и средства.
Далее. Закономерностью управления является его гибкость, подвижность, динамизм, тождественные переменам в количественных и качественных параметрах оперативной обстановки. Это требование носит всеобщий характер.Оно обязательно и для конструирования организационной структуры, и для постоянной модернизации средств связи и технических средств обработки и передачи данных, и, что особенно важно, для стиля и методов работы руководителей и управленческого персонала. Жизнь дает немало примеров тому, как застой, стагнация, отставание механизма управления от реальных процессов в развитии криминальной ситуации приводили к серьезным провалам в выполнении оперативно-служебных задач. В условиях резко возросших за последнее время объема и сложности решаемых проблем, ограниченности материального и финансового обеспечения наиболее отчетливо проявились сбои именно в организаторской работе, пробелы в управлении силами и средствами, организации взаимодействия как внутри, так и вне системы органов внутренних дел.
Для системы МВД исключительно актуален такой закон управления как необходимость обеспечения единства организационно-методологических основ организации управления на всех уровнях системы МВД. Нарушением этого закона явилось, к примеру, достаточно длительное время существовавшее положение, когда штабные аппараты МВД России, МВД,УВД,УВДТ, горрайлинорганов имели не только различное наименование, но и существенным образом отличались друг от друга содержанием задач и характером выполняемых функций. Так, до 1993 года штабная вертикаль обрывалась на уровне МВД,УВД, не доходя до основного звена системы - горрайлинорганов. Будучи созданными,штабы ГОРОВД стали выполнять задачи по организации связи, автоматизации информационной работы и ряд других, которые не возлагались на вышестоящие штабы. В конце концов, объективные требования обеспечения единства организационно-методологических основ управления пробили себе дорогу, и начиная с 1996 года введена в действие система штабов с единым должностным наименованием, общими задачами и едиными функциями.
Важное значение для руководителя имеет умелое оперирование своими управленческими возможностями, опираясь на знание механизма действия еще одного объективного закона управления - закона сохранения пропорциональности и оптимальной соотносительности всех элементов системы управления. Теория больших систем доказывает, что без пропорциональности и оптимальной соотносительности элементов система не может функционировать эффективно либо вообще, поскольку всегда окажутся неработоспособные или слабые звенья, которые будут нарушать, сдерживать, тормозить работу других элементов системы, а, следовательно, и системы в целом.
Механизм действия данного закона проявляется, в частности, в так называемой "норме управляемости", которая регламентирует количество объектов управления, непосредственно замыкающихся на один орган (одно должностное лицо, один субъект) управления. Примыкает к "норме управляемости" и научно определяемый предел коммуникабельности, т.е. количество сотрудников, с которыми возможно эффективное взаимодействие при выполнении служебных задач.
Действие этой закономерности должно учитываться прежде всего при формировании оргструктуры, определении количества подразделений, подчиняющихся одному руководителю, а также численности структурных единиц управленческого аппарата. Количественное расширение входящих в систему органов, создание новых подразделений
в обязательном порядке должно сопровождаться рассмотрением вопроса об усилении штабной структуры, развитии связи и технических средств управления.
Необходимо также соблюдать пропорции между количеством офицеров штаба (иного органа управления) и вспомогательного персонала, между количеством технических средств и штатом персонала по их эксплуатации и обслуживанию. Особое внимание следует обращать на обеспечение пропорциональности в численности сотрудников, действующих как бы в единой цепочке технологического конвейера по выполнению собственно управленческих и оперативно-служебных задач.
Длительно невнимание к этой проблеме проявилось, к примеру, в одностороннем наращивании численности оперативного состава при неизменном штате следователей. В итоге в начале 90-х годов сложилась кризисная ситуация, когда у следователей в производстве одномоментно находилось 20 и более уголовных дел.
Важно также соблюдение пропорциональности между численностью оперативного состава и штатами дежурных частей. Здесь также в начале 90-х годов стал заметен разрыв между объективными возможностями дежурных частей и количеством административных и оперативно-следственных материалов, проходящих через дежурную службу.
Приказом N 170/93г. необходимые меры для устранения создавшегося дисбаланса были намечены и последовательно реализуются в практических органах.
Существенный аспект закона соотносительности элементов управления - требование соответствия степени детализации информации об обстановке органу управления определенного уровня.
Информация по мере продвижения снизу вверх в каждой следующей инстанции управления должна укрупняться,а командная информация, напротив, по мере ее движения сверху вниз, в каждой последующей инстанции управления детализироваться, конкретизироваться, разукрупняться.
Это требование в системе МВД соблюдается далеко не всегда и полностью. Массив информации в каждом органе формировался подчас стихийно, вне четких нормативных параметров и требований в части его объема, источников, содержания. Вышестоящие звенья оказались явно перегруженными излишне детальными сведениями. Здесь же были
сосредоточены людские и технические ресурсы, обеспечивающие машинную обработку информации. В то же время в звене горрайлинорганов сбор информации велся бессистемно, технические средства ее обработки и поиска внедрялись крайне медленно.
В данном контексте представляется вполне своевременным и научно-обоснованным требование МВД (приказ N 433/95г.) определить раздельно по каждому подразделению органов внутренних дел объем, источники и периодичность получения и использования криминологической, социально-экономической, оперативно-розыскной, административно-правовой, производственно-хозяйственной и иной информации, необходимой для глубокого и всестороннего анализа оперативной обстановки, принятия эффективных управленческих решений.
Выполнение этого предписания явится крупным шагом вперед в обеспечении рационального управления вообще и информационной культуры управления - в частности.
Штабная культура предполагает также неукоснительное следование требованиям закона совместимости технических средств и систем управления соподчиненных и взаимодействующих органов. Игнорирование в силу различных объективных и субъективных причин этих требований привело к достаточно сложной ситуации в формировании автоматизированной системы информации. На вооружение в МВД,УВД и горрайлинорганах были приняты зачастую несовместимые средства автоматизированной обработки данных. В итоге на неопределенное время откладывается создание локальных, региональных и общегосударственных информационно-вычислительных сетей с обеспечением прямого доступа пользователей к информационным массивам. Негативную роль сыграло также принятие на вооружение несопрягаемых радиопередающих и принимающих устройств.
Штабная культура немыслима без введения в практику единых и соподчиненных критериев эффективности, используемых в процессах управления. Только при обеспечении такого единства элементы системы будут действовать как монолитное целое, внося свой вклад в достижение общесистемных стратегических и оперативно-тактических
задач.
К сожалению, в системе МВД долгое время вокруг критериев эффективности велись бесплодные дискуссии, проблема запутывалась окутывалась псевдонаучными постулатами, а нередко и политическим флером примерно следующего толка: работу органов внутренних дел надо оценивать по фактическому состоянию правопорядка, а не по
формально-количественным показателям. Хотя совершенно очевидно, что любому оценочному понятию (состояние порядка, эффективность использования сил и средств, полнота и качество выполнения задач) должен соответствовать определенный количественный норматив.
Только с изданием приказа N 473 ДСП (декабрь 1995г.) о порядке проведения инспектирования эти вопросы решены, и теперь имеется единая система оценки служебной деятельности всех без исключения подразделений органов внутренних дел.
Самостоятельное и особо важное значение в качестве составной части штабной культуры имеет правовая культура руководителя.
В Законе Российской Федерации "Об основах государственной службы в Российской Федерации" уровень знания Конституции России, федеральных законов, конституций, уставов и законов субъектов Федерации включен в число обязательных требований к государственным служащим.
Замечено, что уровень правосознания и правомерного поведения граждан в значительной мере определяется правосознанием и поведением в сфере права руководителей и сотрудников правоприменительных органов.
В условиях переходного периода, когда интенсивно меняются все сферы общественной жизни, включая и систему права, особо важно для руководителя воспитывать в себе правовое чувство, понимание правовой справедливости и несправедливости, правовых "табу" и ограничений и на этой основе четко ориентироваться в непривычной, сложной обстановке ломки одних и создания других правовых институтов.
Необходима так называемая правовая убежденность как своего рода "сплав" правовых знаний,обоснованного прогноза принципов и тенденций формирования новой правовой системы и морально-психологических качеств личности. Именно правовая убежденность должна стать стимулом, побудительным мотивом для поиска выхода из порой кажущихся тупиковыми ситуаций, создаваемых нынешней неполнотой и несовершенством законодательства.
Для руководителя, озабоченного проблемами обеспечения правовой культуры управления, первоочередными должны быть следующие задачи:
- устранение пробельности в нормативном регулировании оперативно-служебной и управленческой деятельности;
- инициирование региональных властей на более эффективную реализацию ими своих правомочий по правовому регулированию общественных отношений, связанных с функционированием органов внутренних дел;
- обеспечение системного комплексного правового регулирования однородных направлений деятельности органов внутренних дел;
- создание эффективного механизма и системы доведения правовых актов до исполнителя и последующего контроля фактического исполнения;
- оперативное и полное информирование сотрудников о правовых актах, регулирующих деятельность органов МВД.
Переход правовых вопросов в ведение штабов создает благоприятные условия для их комплексного решения в тесной связи с организационными и техническими проблемами управления и обеспечивает широкую возможность для заметного продвижения в укреплении правовой культуры в работе аппаратов МВД,УВД и системы органов внутренних дел в целом.
Неотъемлемый элемент штабной культуры - культура организационная. Ее антиподом являются неразбериха, сумятица, нечеткость коммуникаций, размытость ответственности, хаотично-кризисное управление, организационная рыхлость.
Как известно, организация включает в себя следующие основные компоненты:
- это, прежде всего инструмент, средство решения поставленных задач;
- это специфическая социальная среда, выступающая в виде совокупности социальных групп, статусов, норм, отношений;
- наконец, это структура органа и соответствующая ей система служебных коммуникаций.
Нетрудно заметить, что все три названных компонента органически присущи штабной деятельности, а следовательно организационная культура является элементом, чертой, гранью штабной культуры.
Из широкого массива требований, предъявляемых к организационной культуре руководителя,особое значение имеют следующие.
Первое.Организаторская деятельность, даже если она своей внешней атрибутикой безупречна и привлекательна, не будет эффективной, если она не сориентирована на достижение позитивного результата в выполнении задач, стоящих перед органами внутренних дел.
Второе. Организаторская деятельность должна строиться на комплексной основе, включающей в себя обеспечение эффективной системы информации, высокого уровня аналитической работы и планирования, действенной системы контроля и проверки исполнения.
Третье. Организаторская деятельность предполагает эффективное использование каналов прямой и обратной связи, включая планомерное осуществление мероприятий по выявлению, обобщению и распространению передового опыта.
Четвертое. Организаторская деятельность управленческого аппарата должна вестись в рамках нормативно-закрепленного регламента, устанавливающего систему работы с информацией, систему информирования, подведения итогов, периодичность и порядок проведения коллегий и совещаний, выездов в командировки, вызовов руководителей с мест. Составной частью такого регламента являются и должностные инструкции,устанавливающие обязанности, права и служебные коммуникации руководящего состава аппарата управления.
Пятое. Организаторская деятельность должна базироваться на научной основе и строиться в соответствии с научными рекомендациями НОУТ, науки, изучающей пути и направления рационализации управленческого труда.
Организаторская деятельность реализуется в двух основных формах:
- издание управленческих документов;
- непосредственное общение руководителя с подчиненными в рамках совещаний, учебных сборов, семинаров, а также при личным встречах.
Требования штабной культуры применительно к документам управления означают обеспечение их безупречного внутреннего содержания и внешнего оформления, лаконизм в сочетании с необходимой информационной емкостью. Документ должен быть идеален с позиций юридической чистоты и точности, убеждать логикой анализа и четкостью оценок, нести конструктивный,побудительный заряд для исполнителей, иметь абсолютно конкретного адресата. Документ должен быть деловым, свободным от "общих мест", лозунгов и призывов.
В свою очередь, культура личного общения - это действенное средство побудить собеседников к тем шагам и поступкам, которые необходимы в интересах дела и инициирование которых собственно и является целью данного служебного контакта.
Для общения в рамках значительной аудитории (совещание,семинар и т.д.) особо важна культура письменной и устной речи руководителя, его владение искусством риторики.
При организации подготовки соответствующего выступления надо помнить, что писать, точно следуя сути дела, может только тот, кто сам понимает предмет и знает, кому адресовано выступление. Поэтому необходима система в подготовке сотрудников, способных готовить соответствующие материалы для выступления руководителя. Такие материалы, как правило, должны содержать соответствующий объем информации, оценку фактического положения дел, анализ причин негативных и позитивных процессов и тенденций с указанием конкретных должностных лиц, ответственных за недостатки в служебной деятельности. В тесте выступления должны быть сформулированы конкретные задачи и меры по их выполнению. Текст должен быть свободен от банальностей, общих мест, языкового и стилистического "мусора".
Культура общения при служебных контактах руководителя с подчиненными имеет помимо самозначимой этической ценности и важное прогматическое значение. Окрики, грубость, демонстрация служебной дистанции способны вызвать у подчиненных резонанс, диаметрально противоположный тому, на который рассчитывал руководитель.
У Карнеги сформулированы девять принципов "соблюдение которых позволяет действовать на людей, не оскорбляя и не вызывая у них чувство обиды".
Они сводятся, примерно, к следующему: начинайте с похвалы и искреннего признания достоинств собеседника; указывайте на ошибки других не прямо, а косвенно; сначало поговорите о собственных ошибках, а затем критикуйте собеседника; дайте людям спасти свой престиж; задавайте вопросы вместо того, чтобы приказывать; создавайте людям хорошую репутацию, которую они будут стараться оправдывать; будьте хорошим слушателем; помните, что имя человека - это самый сладостный для него звук.
Бесспорно, эти рекомендации могут быть использованы лишь с их соответствующей корректировкой на ситуацию и личность собеседника. Но ясно одно: общение должно носить, как правило, конструктивный, созидательный, а не разрушительный, унижающий достоинство собеседника характер.
Штабная культура руководителя охватывает широкий круг вопросов и по сути дела, является универсальным качественным элементом его организаторской работы на всех ее направлениях.
В рамках настоящей лекции представляется необходимым остановиться только на отдельных, но имеющих принципиально важное значение вопросах, прямо и непосредственно относящихся к пониманию требований и практического содержания штабной культуры руководителя.
Бесспорно, главная роль среди факторов, оказывающих наиболее заметное влияние на характер и результаты управленческой деятельности, принадлежит профессиональной культуре руководителя.
Она включает в себя прежде всего уровень профессионального образования, стаж и опыт работы в системе МВД, уровень знаний нормативных актов, регламентирующих деятельность органов внутренних дел, наличие специальной управленческой подготовки.
Профессиональная культура - это тот срез требований к руководителю, который может и должен регулироваться правом, т.е. определяться конкретной суммой правовых норм, закрепленных в соответствующих нормативных актах.
Законодатель предоставил государственным органам, включая, естественно, и МВД России, правомочия устанавливать своими актами требования к государственным служащим. Однако до настоящего времени система формирования нормативных требований к профессиональной культуре руководителей не сложилась, и это обстоятельство может серьезно помешать претворению в жизнь разумной идеи о конкурсном замещении руководящих должностей в органах внутренних дел.
В числе обязательных параметров профессионализма, профессиональной культуры руководителя должно быть владение искусством управления, знание законов (закономерностей) управления, требований к управлению и путей их выполнения, системы управления, способов сбора и анализа данных об обстановке, методики принятия решений и планирования, системы и методов контроля.
Особое значение имеет овладение закономерностями управления, отражающими объективно существующие связи и отношения различных сторон управления между собой и элементами внешней среды.
На первое место следует поставить требование адекватности системы и способов управления характеру и особенностям оперативной обстановки. Несоблюдение этого требования, как показывает опыт, ведет к тому, что управление становится самоцелью, утрачиваются цели и приоритеты, нерационально используются имеющиеся силы и средства.
Далее. Закономерностью управления является его гибкость, подвижность, динамизм, тождественные переменам в количественных и качественных параметрах оперативной обстановки. Это требование носит всеобщий характер.Оно обязательно и для конструирования организационной структуры, и для постоянной модернизации средств связи и технических средств обработки и передачи данных, и, что особенно важно, для стиля и методов работы руководителей и управленческого персонала. Жизнь дает немало примеров тому, как застой, стагнация, отставание механизма управления от реальных процессов в развитии криминальной ситуации приводили к серьезным провалам в выполнении оперативно-служебных задач. В условиях резко возросших за последнее время объема и сложности решаемых проблем, ограниченности материального и финансового обеспечения наиболее отчетливо проявились сбои именно в организаторской работе, пробелы в управлении силами и средствами, организации взаимодействия как внутри, так и вне системы органов внутренних дел.
Для системы МВД исключительно актуален такой закон управления как необходимость обеспечения единства организационно-методологических основ организации управления на всех уровнях системы МВД. Нарушением этого закона явилось, к примеру, достаточно длительное время существовавшее положение, когда штабные аппараты МВД России, МВД,УВД,УВДТ, горрайлинорганов имели не только различное наименование, но и существенным образом отличались друг от друга содержанием задач и характером выполняемых функций. Так, до 1993 года штабная вертикаль обрывалась на уровне МВД,УВД, не доходя до основного звена системы - горрайлинорганов. Будучи созданными,штабы ГОРОВД стали выполнять задачи по организации связи, автоматизации информационной работы и ряд других, которые не возлагались на вышестоящие штабы. В конце концов, объективные требования обеспечения единства организационно-методологических основ управления пробили себе дорогу, и начиная с 1996 года введена в действие система штабов с единым должностным наименованием, общими задачами и едиными функциями.
Важное значение для руководителя имеет умелое оперирование своими управленческими возможностями, опираясь на знание механизма действия еще одного объективного закона управления - закона сохранения пропорциональности и оптимальной соотносительности всех элементов системы управления. Теория больших систем доказывает, что без пропорциональности и оптимальной соотносительности элементов система не может функционировать эффективно либо вообще, поскольку всегда окажутся неработоспособные или слабые звенья, которые будут нарушать, сдерживать, тормозить работу других элементов системы, а, следовательно, и системы в целом.
Механизм действия данного закона проявляется, в частности, в так называемой "норме управляемости", которая регламентирует количество объектов управления, непосредственно замыкающихся на один орган (одно должностное лицо, один субъект) управления. Примыкает к "норме управляемости" и научно определяемый предел коммуникабельности, т.е. количество сотрудников, с которыми возможно эффективное взаимодействие при выполнении служебных задач.
Действие этой закономерности должно учитываться прежде всего при формировании оргструктуры, определении количества подразделений, подчиняющихся одному руководителю, а также численности структурных единиц управленческого аппарата. Количественное расширение входящих в систему органов, создание новых подразделений
в обязательном порядке должно сопровождаться рассмотрением вопроса об усилении штабной структуры, развитии связи и технических средств управления.
Необходимо также соблюдать пропорции между количеством офицеров штаба (иного органа управления) и вспомогательного персонала, между количеством технических средств и штатом персонала по их эксплуатации и обслуживанию. Особое внимание следует обращать на обеспечение пропорциональности в численности сотрудников, действующих как бы в единой цепочке технологического конвейера по выполнению собственно управленческих и оперативно-служебных задач.
Длительно невнимание к этой проблеме проявилось, к примеру, в одностороннем наращивании численности оперативного состава при неизменном штате следователей. В итоге в начале 90-х годов сложилась кризисная ситуация, когда у следователей в производстве одномоментно находилось 20 и более уголовных дел.
Важно также соблюдение пропорциональности между численностью оперативного состава и штатами дежурных частей. Здесь также в начале 90-х годов стал заметен разрыв между объективными возможностями дежурных частей и количеством административных и оперативно-следственных материалов, проходящих через дежурную службу.
Приказом N 170/93г. необходимые меры для устранения создавшегося дисбаланса были намечены и последовательно реализуются в практических органах.
Существенный аспект закона соотносительности элементов управления - требование соответствия степени детализации информации об обстановке органу управления определенного уровня.
Информация по мере продвижения снизу вверх в каждой следующей инстанции управления должна укрупняться,а командная информация, напротив, по мере ее движения сверху вниз, в каждой последующей инстанции управления детализироваться, конкретизироваться, разукрупняться.
Это требование в системе МВД соблюдается далеко не всегда и полностью. Массив информации в каждом органе формировался подчас стихийно, вне четких нормативных параметров и требований в части его объема, источников, содержания. Вышестоящие звенья оказались явно перегруженными излишне детальными сведениями. Здесь же были
сосредоточены людские и технические ресурсы, обеспечивающие машинную обработку информации. В то же время в звене горрайлинорганов сбор информации велся бессистемно, технические средства ее обработки и поиска внедрялись крайне медленно.
В данном контексте представляется вполне своевременным и научно-обоснованным требование МВД (приказ N 433/95г.) определить раздельно по каждому подразделению органов внутренних дел объем, источники и периодичность получения и использования криминологической, социально-экономической, оперативно-розыскной, административно-правовой, производственно-хозяйственной и иной информации, необходимой для глубокого и всестороннего анализа оперативной обстановки, принятия эффективных управленческих решений.
Выполнение этого предписания явится крупным шагом вперед в обеспечении рационального управления вообще и информационной культуры управления - в частности.
Штабная культура предполагает также неукоснительное следование требованиям закона совместимости технических средств и систем управления соподчиненных и взаимодействующих органов. Игнорирование в силу различных объективных и субъективных причин этих требований привело к достаточно сложной ситуации в формировании автоматизированной системы информации. На вооружение в МВД,УВД и горрайлинорганах были приняты зачастую несовместимые средства автоматизированной обработки данных. В итоге на неопределенное время откладывается создание локальных, региональных и общегосударственных информационно-вычислительных сетей с обеспечением прямого доступа пользователей к информационным массивам. Негативную роль сыграло также принятие на вооружение несопрягаемых радиопередающих и принимающих устройств.
Штабная культура немыслима без введения в практику единых и соподчиненных критериев эффективности, используемых в процессах управления. Только при обеспечении такого единства элементы системы будут действовать как монолитное целое, внося свой вклад в достижение общесистемных стратегических и оперативно-тактических
задач.
К сожалению, в системе МВД долгое время вокруг критериев эффективности велись бесплодные дискуссии, проблема запутывалась окутывалась псевдонаучными постулатами, а нередко и политическим флером примерно следующего толка: работу органов внутренних дел надо оценивать по фактическому состоянию правопорядка, а не по
формально-количественным показателям. Хотя совершенно очевидно, что любому оценочному понятию (состояние порядка, эффективность использования сил и средств, полнота и качество выполнения задач) должен соответствовать определенный количественный норматив.
Только с изданием приказа N 473 ДСП (декабрь 1995г.) о порядке проведения инспектирования эти вопросы решены, и теперь имеется единая система оценки служебной деятельности всех без исключения подразделений органов внутренних дел.
Самостоятельное и особо важное значение в качестве составной части штабной культуры имеет правовая культура руководителя.
В Законе Российской Федерации "Об основах государственной службы в Российской Федерации" уровень знания Конституции России, федеральных законов, конституций, уставов и законов субъектов Федерации включен в число обязательных требований к государственным служащим.
Замечено, что уровень правосознания и правомерного поведения граждан в значительной мере определяется правосознанием и поведением в сфере права руководителей и сотрудников правоприменительных органов.
В условиях переходного периода, когда интенсивно меняются все сферы общественной жизни, включая и систему права, особо важно для руководителя воспитывать в себе правовое чувство, понимание правовой справедливости и несправедливости, правовых "табу" и ограничений и на этой основе четко ориентироваться в непривычной, сложной обстановке ломки одних и создания других правовых институтов.
Необходима так называемая правовая убежденность как своего рода "сплав" правовых знаний,обоснованного прогноза принципов и тенденций формирования новой правовой системы и морально-психологических качеств личности. Именно правовая убежденность должна стать стимулом, побудительным мотивом для поиска выхода из порой кажущихся тупиковыми ситуаций, создаваемых нынешней неполнотой и несовершенством законодательства.
Для руководителя, озабоченного проблемами обеспечения правовой культуры управления, первоочередными должны быть следующие задачи:
- устранение пробельности в нормативном регулировании оперативно-служебной и управленческой деятельности;
- инициирование региональных властей на более эффективную реализацию ими своих правомочий по правовому регулированию общественных отношений, связанных с функционированием органов внутренних дел;
- обеспечение системного комплексного правового регулирования однородных направлений деятельности органов внутренних дел;
- создание эффективного механизма и системы доведения правовых актов до исполнителя и последующего контроля фактического исполнения;
- оперативное и полное информирование сотрудников о правовых актах, регулирующих деятельность органов МВД.
Переход правовых вопросов в ведение штабов создает благоприятные условия для их комплексного решения в тесной связи с организационными и техническими проблемами управления и обеспечивает широкую возможность для заметного продвижения в укреплении правовой культуры в работе аппаратов МВД,УВД и системы органов внутренних дел в целом.
Неотъемлемый элемент штабной культуры - культура организационная. Ее антиподом являются неразбериха, сумятица, нечеткость коммуникаций, размытость ответственности, хаотично-кризисное управление, организационная рыхлость.
Как известно, организация включает в себя следующие основные компоненты:
- это, прежде всего инструмент, средство решения поставленных задач;
- это специфическая социальная среда, выступающая в виде совокупности социальных групп, статусов, норм, отношений;
- наконец, это структура органа и соответствующая ей система служебных коммуникаций.
Нетрудно заметить, что все три названных компонента органически присущи штабной деятельности, а следовательно организационная культура является элементом, чертой, гранью штабной культуры.
Из широкого массива требований, предъявляемых к организационной культуре руководителя,особое значение имеют следующие.
Первое.Организаторская деятельность, даже если она своей внешней атрибутикой безупречна и привлекательна, не будет эффективной, если она не сориентирована на достижение позитивного результата в выполнении задач, стоящих перед органами внутренних дел.
Второе. Организаторская деятельность должна строиться на комплексной основе, включающей в себя обеспечение эффективной системы информации, высокого уровня аналитической работы и планирования, действенной системы контроля и проверки исполнения.
Третье. Организаторская деятельность предполагает эффективное использование каналов прямой и обратной связи, включая планомерное осуществление мероприятий по выявлению, обобщению и распространению передового опыта.
Четвертое. Организаторская деятельность управленческого аппарата должна вестись в рамках нормативно-закрепленного регламента, устанавливающего систему работы с информацией, систему информирования, подведения итогов, периодичность и порядок проведения коллегий и совещаний, выездов в командировки, вызовов руководителей с мест. Составной частью такого регламента являются и должностные инструкции,устанавливающие обязанности, права и служебные коммуникации руководящего состава аппарата управления.
Пятое. Организаторская деятельность должна базироваться на научной основе и строиться в соответствии с научными рекомендациями НОУТ, науки, изучающей пути и направления рационализации управленческого труда.
Организаторская деятельность реализуется в двух основных формах:
- издание управленческих документов;
- непосредственное общение руководителя с подчиненными в рамках совещаний, учебных сборов, семинаров, а также при личным встречах.
Требования штабной культуры применительно к документам управления означают обеспечение их безупречного внутреннего содержания и внешнего оформления, лаконизм в сочетании с необходимой информационной емкостью. Документ должен быть идеален с позиций юридической чистоты и точности, убеждать логикой анализа и четкостью оценок, нести конструктивный,побудительный заряд для исполнителей, иметь абсолютно конкретного адресата. Документ должен быть деловым, свободным от "общих мест", лозунгов и призывов.
В свою очередь, культура личного общения - это действенное средство побудить собеседников к тем шагам и поступкам, которые необходимы в интересах дела и инициирование которых собственно и является целью данного служебного контакта.
Для общения в рамках значительной аудитории (совещание,семинар и т.д.) особо важна культура письменной и устной речи руководителя, его владение искусством риторики.
При организации подготовки соответствующего выступления надо помнить, что писать, точно следуя сути дела, может только тот, кто сам понимает предмет и знает, кому адресовано выступление. Поэтому необходима система в подготовке сотрудников, способных готовить соответствующие материалы для выступления руководителя. Такие материалы, как правило, должны содержать соответствующий объем информации, оценку фактического положения дел, анализ причин негативных и позитивных процессов и тенденций с указанием конкретных должностных лиц, ответственных за недостатки в служебной деятельности. В тесте выступления должны быть сформулированы конкретные задачи и меры по их выполнению. Текст должен быть свободен от банальностей, общих мест, языкового и стилистического "мусора".
Культура общения при служебных контактах руководителя с подчиненными имеет помимо самозначимой этической ценности и важное прогматическое значение. Окрики, грубость, демонстрация служебной дистанции способны вызвать у подчиненных резонанс, диаметрально противоположный тому, на который рассчитывал руководитель.
У Карнеги сформулированы девять принципов "соблюдение которых позволяет действовать на людей, не оскорбляя и не вызывая у них чувство обиды".
Они сводятся, примерно, к следующему: начинайте с похвалы и искреннего признания достоинств собеседника; указывайте на ошибки других не прямо, а косвенно; сначало поговорите о собственных ошибках, а затем критикуйте собеседника; дайте людям спасти свой престиж; задавайте вопросы вместо того, чтобы приказывать; создавайте людям хорошую репутацию, которую они будут стараться оправдывать; будьте хорошим слушателем; помните, что имя человека - это самый сладостный для него звук.
Бесспорно, эти рекомендации могут быть использованы лишь с их соответствующей корректировкой на ситуацию и личность собеседника. Но ясно одно: общение должно носить, как правило, конструктивный, созидательный, а не разрушительный, унижающий достоинство собеседника характер.
Оценка материала:
0
Описание материала: Управление всегда осуществляется людьми, поэтому, на передний план выступает субъективный срез культуры, во многом несущий в себе личностные качества тех, кто организует работу данного конкретного органа и служебного коллектива.
Остальные материалы раздела: Вооруженные силы
Предыдущая Понятие штабной культурыСледующая Пути и средства повышения штабной культуры
Оставить комментарий
Похожие материалы:
Похожие разделы:
Вложенные разделы