Исторический альманах, портал коллекционеров информации, электронный музей 'ВиФиАй' work-flow-Initiative 16+
СОХРАНИ СВОЮ ИСТОРИЮ НА СТРАНИЦАХ WFI Категории: Актуальное Избранное
Исторический альманах, портал коллекционеров информации, электронный музей

Путь:

Навигация


Язык [ РУССКИЙ ENGLISH ]

Поиск
Подписка и соц. сети

Подписаться на обновления сайта


Поделиться

Яндекс.Метрика

Новые материалы

Картинка недели

К началуК началу
В конецВ конец
Создать личную галерею (раздел)Создать личную галерею (раздел)
Создать личный альбом (с изображениями)Создать личный альбом (с изображениями)
Создать материалСоздать материал

Пользовательское

Оценка раздела:
Не нравится
1
Нравится
Материалы пользователей

В данном разделе вы можете опубликовать свои материалы на любые темы, раздел модеррируется.
Не забудьте указывать источник...

Категории

Марк Захарович Шагал

Дата публикации: 2017-09-20 16:42:58
Дата модификации: 2017-09-20 16:42:58
Просмотров: 1016
Автор:
Марк Захарович Шагал

Мойше Хацкелевич Шагал — Марк Захарович Шагал — выходец из еврейского местечка восточной Литвы — Витебска (сейчас республика Беларусь). Родился в 1887 г. в многодетной семье Захара (Хацкела) Шагала и Фейги-Иты Шагал.

 

Особенности мышления и социального положения местечковых евреев восточной Европы в середине — конце XIX в. привели к формированию т. н. "культуры идиш", основной приметой которой явился очевидный приоритет образно-синтетического мышления ее носителей. Вопреки распространенному мнению (которое разделял впоследствии и сам Марк Шагал), что идиш-культура — это, в первую очередь, культура слова, феномен еврейских народных танцев (хореография которых полностью лишена религиозных и символических смыслов, но лишь выражением радости бытия в Боге), убедительно свидетельствует в пользу первой гипотезы.

 

Фактически, творчество Шагала стало возможным благодаря его "неумению говорить", т. е. весьма слабому владению даже родной речью. Недаром Марк Шагал вспоминал, что отец не научил его толком языку идиш, но дал при этом "говорящие руки". И стоит отметить, что отличительной чертой носителей (и потомков носителей) идиш-культуры является феноменальная творческая восприимчивость к любой другой культуре, в первую очередь, конечно, европейской.

 

Творческая деятельность Шагала началась примерно в тот же период, когда современное искусство, с подачи Эдварда Мунка, вступило в фазу "концентрированной идеи". Однако наставники юного Шагала (Иегуда Пен и Леон Бакст) учили юношу, разумеется, в рамках традиционной бальзаковой концепции "концентрированной натуры":

Дедушкин дворик, 1915 г. Работа, выполненная Шагалом в возрасте 28 лет. Натуралистична и отличается типичным для начинающих живописцев картофельным колоритом без выраженной хроматической идеи.

"Дедушкин дворик", 1915 г. Работа, выполненная Шагалом в возрасте 28 лет. Натуралистична и отличается типичным для начинающих живописцев "картофельным" колоритом без выраженной хроматической идеи.

В первые же годы своей самостоятельной работы, еще при первом заезде в Париж, Шагал понял, что традиционный натурализм ему не по сердцу и что в этом направлении он не сможет сделать ничего стоящего. Тем более, что особыми достижениями рисовальщика юный Шагал похвастать не мог.

 

Являясь представителем поведенческого типа А (активное преобразование среды), Шагал не мог оставаться пассивным наблюдателем внешнего мира: по мере становления его как художника, в нем формируется богатый внутренний мир, который требовал выражения в произведениях.

 

Шагал быстро отходит от натуралистической догмы и, буквально перепрыгивая через мунков концепт "пишу не то, что вижу, но то что видел", движется вперед к "пишу то, что вижу перед мысленным взором" — Шагал справедливо полагал внутреннюю реальность ничуть не менее реальной, чем мир внешний. В итоге, мастер приходит к доктрине "концентрированного мироощущения" (формулировка А. Ш.), прославившей его на всю планету. К подобной идее приходили многие, но справиться с нею, суждено было пока лишь Шагалу.

 

Основной инструмент в достижении поставленной цели — сплав фигуративной композиции с композицией колористической. При этом т. н. "правильный цвет" нимало не заботит мастера: комбинация цветовых пятен такова, какой требует композиционная идея. Символическое ("литературное") значение может как присутствовать, так и отсутствовать, что не является определяющим:

Красный еврей, 1915 г. Работа, выполненная под сильным влиянием кубизма

"Красный еврей", 1915 г. Работа, выполненная под сильным влиянием кубизма (с которым юный Шагал познакомился при первом заезде в Париж), но с первыми признаками самостоятельной хроматической композиции, пока еще тесно спаянной с фигуративной. Правая рука фигуры изображена зеленой исключительно для достижения хроматического равновесия, карминово-красная борода задает хроматический ритм в горизонтальном направлении, серовато-голубоватое пальто и бледное серовато-голубоватое лицо — оппонентный противовес желтому фону.

Больше того, постепенно Шагал приходит к тому, что начинает отделять фигуративную композицию от хроматической — форма и цвет на одном полотне начинают жить самостоятельной жизнью:

Слушая петуха, 1944 г. В этой работе фигуративная композиция и композиция колористическая практически полностью отделены друг от друга. Символическое значение работы читается легко и не требует комментария. Хроматическая композиция работает на "сюжет", усиливая идею страсти.

"Слушая петуха", 1944 г. В этой работе фигуративная композиция и композиция колористическая практически полностью отделены друг от друга. Символическое значение работы читается легко и не требует комментария. Хроматическая композиция работает на "сюжет", усиливая идею страсти.

Падение Икара, 1975 г. Практически полное разделение фигуративной и хроматических композиций.

"Падение Икара", 1975 г. Практически полное разделение фигуративной и хроматических композиций.

 

Выражение мироощущения через два самостоятельных и параллельных изобразительных потока —фигуративный и колористический — главное достижение Марка Шагала в искусстве.

 

Творчество Шагала несомненно является источником огромной духовной радости, но креативному зрителю хочется получить ответ на вопрос "Достижимо ли выражение мироощущения современными технологическими средствами, такими как фото и видео?"

 

По вероятности в рамках единичной фотографии как законченного произведения — нет, невозможно. Но, опять же, по вероятности, проблема решается как минимум двумя возможными путями:

 

• 1. Идея фризов, "предложенная" в свое время Э. Мунком: изобразительное послание формируется совокупностью фотоснимков, созданных и подобранных в рамках главной художественной идеи. Отдельный фотоснимок можно уподобить слову, тогда как их серию — поэме из этих слов.
• 2. Идея клипов (видеография): изобразительное послание формируется через сплав видеоряда с рядом звуковым. Первый и второй, "по-шагаловски" могут существовать независимо друг от друга.

 

Рекомендуемая литература:

• Джонатан Уилсон., Марк Шагал., М., 2014.
• Инго Ф. Вальтер, Райнер Метцгер., Марк Шагал, Живопись как поэзия., TASCHEN, Кельн, 2008.
• Марк Шагал об искусстве и культуре. Под ред. Бенджамина Харшава, М., 2009
• Мартин Бубер, Хасидские истории. Поздние учителя., М., 2009.
• Мартин Бубер., Десять ступеней. Хасидские притчи., М., 1998.

 

Рекомендуемые кинофильмы:

• Александр Аскольдов., Комиссар., М., 1967 г.
• Норман Джуисон., Скрипач на крыше., США, 1971 г.
Оценка материала:
Нравится
0
Не нравится
Описание материала: Выражение мироощущения через два самостоятельных и параллельных изобразительных потока и колористический главное достижение Марка Шагала в искусстве.

Оставить комментарий

Похожие материалы:

Новые альбомы:

Вложенные разделы


Разработка страницы завершена на 0%
Используйте средства защиты! Соблюдайте гигиену! Избегайте посещения людных мест!
Операции:
WFI.lomasm.ru исторические материалы современной России и Советского Союза, онлайн музей СССР
Полезные советы...