work-flow-Initiative

Исторический альманах, портал коллекционеров информации, электронный музей

Язык [ РУССКИЙ ]

Соседние разделы


Учебные материалы по философии

К вопросу о феномене социальной свободы

Дата публикации: 2021-01-12 20:58:58
Дата модификации: 2021-01-12 20:58:58
Просмотров: 562
Материал приурочен к дате: 1997-01-01
Прочие материалы относящиеся к: Дате 1997-01-01 Материалы за: Год 1997
Автор:
 
 Попытки осмыслить феномен свободы в понятийной форме начались вместе с возникновением философской мысли, и до сих пор границы понятия свободы весьма размыты. В связи с этим представляется весьма полезным найти концептуальную основу для анализа многочисленных проявлений этого феномена, указав, таким образом, границы владений человеческой субъективности.
С точки зрения функционального подхода идеальное в обществе и свободу как один из его аспектов следует рассматривать как модусы процессов информационной регуляции социума. Информационные процессы в обществе — это процессы создания, хранения, обмена и использования социальной информации. Главными субъектами информационных взаимодействий являются индивиды, опредмечивающие и распредмечивающие социальные смыслы, создающие и использующие символические и знаковые системы. Учитывая, что материально-вещественное бытие информации, т.е. нейромозговые структуры человеческих индивидов, в которых закодированы социальные смыслы, являются лишь базой, обеспечивающей информационные процессы, но не заключают в себе их сущности, считаю крайне важным видеть специфику социальной регуляции в процессах смыслового соотнесения, сопутствующих каждому акту информационного взаимодействия.
Под «свободой» я предлагаю понимать свойство человеческого сознания (информационной системы управления, локализованной в отдельных индивидах) осуществлять выбор вариантов, способов и программ действий. На уровне материально-вещественного бытия информации свобода есть актуализация одного из многих нейродинамических кодов. На уровне социального бытия информации, т.е. в отношении производства, хранения и передачи идеальных смыслов, свобода проявляется как двухсторонний феномен. С одной стороны, это объективная возможность выбора вариантов действий, с другой стороны, это осознание субъектов деятельности своей независимости в акте выбора. Другими словами, объективный выбор, объективная свобода как безусловный аспект любого человеческого действия имеет своим постоянным спутником субъективное осмысление, осознание самого этого выбора как свободного или несвободного, которое зависит как от степени ограниченности вариантов выбора, так и от эмоциональной и интеллектуальной зрелости индивида.
Последний из обозначаемых аспектов феномена свободы является крайне значимым, поскольку сама проблемность феномена свободы заключена именно в осознании субъектами деятельности своего выбора. Смысловая реальность, с моей точки зрения, единственная, в которой возможно разрешение проблемы субъективной свободы как в первую очередь экзистенциального, а не только социального или информационного феномена. Смысловая реальность — сфера идеальной детерминации, относительно автономная от биологической, психологической, социальной реальностей. Человеческая свобода принадлежит к миру ценностей и смыслов, локализованных в особом измерении, и не испытывает прямых воздействий со стороны наследственности, влечений, социальной среды, поскольку все эти воздействия проходят через фильтр индивидуальной субъективности и являются детерминирующими факторами поведения уже как идеально оформленные факторы.
Общество как систему, которая для выполнения своих функций стремится упорядочивать активность своих членов, интересуют лишь последствия человеческих действий, поскольку именно они являются социологически значимыми. Если индивиды стремятся к независимости и автономности, то общество объективно нацелено на их зависимость, согласованность, конформность. Субъективные переживания индивидом своей свободы являются его личной проблемой. Путь, который проходит каждый для того, чтобы обрести субъективную свободу, связан с нахождением субъективно-значимых ценностей, устойчивых смыслов, способных служить основанием цельности человеческой личности. Только в случае наличия подобных ориентиров реализуется фроммовская «свобода для» и человек обретает способность свою объективно данную свободу воспринимать как свободу и с субъективной точки зрения. В анализе подобных ценностей велика заслуга основателя школы экзистенциальной логотерапии В. Франкла.
Таким образом, мне представляется, что решение проблемы свободы лежит в плоскости анализа семантического, смыслового поля субъектов деятельности и связано с рассмотрением в первую очередь общей экзистенциальной ситуации и ее проекции на плоскость индивидуальной жизни людей.
Вестник Московского университета
Описание материала: Попытки осмыслить феномен свободы в понятийной форме начались вместе с возникновением философской мысли, и до сих пор границы понятия свободы весьма размыты.

Остальные материалы раздела: Учебные материалы по философии

Предыдущая Индивид, государство и общество в немецкой и англо-американской социально-философской традиции
Следующая Философско-математические идеи Блеза Паскаля

Адрес страницы: link

Попытки осмыслить феномен свободы в понятийной форме начались вместе с возникновением философской мысли, и до сих пор границы понятия свободы весьма размыты. К вопросу о феномене социальной свободы