Э. Хамаза
Доклад был прочитан на философской конференции
под названием "Русская философия XXI века".
Не секрет, что в древнейшем религиозном сознании существовало понятие богочеловека. Условно его можно разделить на два аспекта. Во-первых, это единство Бога и человека в творении. По представлению древних язычников Бог существует в природе, един со всем материальным миром, находится в самом человеке, в его страстях и похотях.
Во-вторых, это единство Бога и человека в рождении. Некоторые люди (как правило это те, кто обладал властью и положением), по мнению древних, имели божественное происхождение. Их считали детьми Бога, которые были непосредственно рождены от Него. И их миссией было представлять владычество Божье в управлении людьми.
В одной из ранних работ Владимир Соловьев, рассматривая мифологический процесс в древнем язычестве, приходит к интересным выводам. Первобытный монотеизм, говорит он, является древнейшим известным нам религиозным сознанием. Продолжая свое исследование, он находит, что древний религиозный человек, осознавая свою греховность пред Божеством, не может приблизиться к духовному, абстрактному, а главное удаленному от человека Богу. Именно поэтому, из-за необходимости внешнего проявления единого Бога, рядом с Ним появляется независимое материальное начало в виде женского божества*. А это уже в свою очередь обуславливает весь мифологический процесс и образование многобожия во всех пантеистических религиях. Постепенно духовное Божество уходит на задний план, вперед выдвигаются чисто материальные объяснения. Вернее, духовное и материальное как бы взаимопроникают друг в друга, одухотворяются и материализуются, что также определяет последний этап в развитии древних языческих мифов и культов - фаллический период, вакхическую религию. Именно так, в сознании древних язычников, Божество входит в органическую жизнь человека. Человек предается природным инстинктам, находя таким образом единство с живущим в нем богом.
Исходя из последнего вывода, приходим к заключению, что единство Бога и человека в языческих религиях мыслилось как существование духовного, божественного начала во всем материальном, в том числе и человеке как существе сотворенном Богом.
Другое понятие богочеловека также было широко распространено в древних религиях. Тайлор, этнограф и историк, говоря о сути политеистической религии в древнем обществе, утверждает, что, как правило, все политеистические системы отражают социальное устройствочеловека, а боги же характеризуются в сравнении с бытовыми отношениями людей. "Божество антропоморфно, - говорит Тайлор, - явлено как сформированное по образу души человека". Такой взгляд на религию в свое время дал повод древнегреческому философу Ксенофону сказать: "Люди создали богов по своему подобию".
Но не только Божество определялось социальным и политическим устройством древнего общества, а также и само понятие богочеловека. Богочеловеком считался верховный носитель власти. В Древнем Египте, например, в обожествлении фараона проявилась эксплуататорская роль египетской религии. Кроме того, главным стержнем японского синтоизма также был догмат об обожествлении императора. Царь объединенного Двуречья, носитель неограниченной власти, был удостоен религиозного поклонения. Можно было бы привести еще много примеров, из которых становиться ясно одно - в религиозном сознании древних язычников существовало ясное понимание того, что представитель верховной власти имел божественное происхождение, был прямым потомком богов и по праву назывался богочеловеком.
Подходя непосредственно к рассмотрению идеи богочеловека в Библии, необходимо заметить, что сравнивая понятие единства Бога и человека в древнем язычестве с понятием Богочеловека в Библии, можно найти между ними удивительные сходства. Тем не менее, при более глубоком исследовании этого вопроса можно увидеть, что в своей сути и смысле они совершенно различны. Вероятно, это потому, что учение о Богочеловеке разрабатывалось в механизме богословского мышления, подчиняющего все религиозные догматы богословским принципам. Так или иначе, это вопрос христианской веры, поэтому изложение этой темы требует привлечение авторитетов богословия и исследователей Библии. Можно, конечно, было бы подойти к этой проблеме с так называемой независимой, научной или философской точки зрения, но Библия была написана не историками и философами, не учеными и атеистами. Она была написана глубоко верующими людьми и для тех, кто имеет такую же как и они веру. Именно поэтому взгляд самих верующих по этому вопросу наиболее интересен при изучении этого учения в Библии.
Итак, прежде всего об этой идее начали говорить отцы церкви первых веков. Для них учение о Богочеловеке являлось непреложной истиной, положенной в основу всего богословия Восточной Церкви. В работах многих отцов всех веков, начиная с Афанасия, можно встретить (в разных формах, но с этим же смыслом) коротко сформулированный афоризм, который производит не мало споров в христианстве и богословии. "Бог стал Человеком, чтобы человек мог стать Богом", - так гласит этот простой постулат чистой христианской веры. Что же имели в виду эти столпы церкви, когда произносили его? Что за смысл кроется в этих простых словах? И что понимали под термином "Богочеловек" верующие тех далеких времен? Для ответа на эти вопросы невольно придется обратиться к истокам учения христиан.
В первой главе книги "Бытие" есть место, которое показывает как и для чего Бог решил сотворить человека. Человек был создан по образу и подобию самого Бога (Быт. 1:26а). Это значит, что как творение человек имеет образ и подобие Бога, он как бы само Божье отражение. Именно так зарождается идея Богочеловека с первых страниц Библии. Далее, в Новом Завете, в книге "Деяния", апостол Павел, стоя в ареопаге, в Афинах, перед эпикурейскими и стоическими философами, привел цитату одного из греческих поэтов, который сказал о происхождении человека так: "Мы Его и род" (Деян. 17:28). Это подчеркнуло мысль книги "Бытие", где при описании всех живых тварей говориться, что они были созданы каждый по роду своему, а человек же был сотворен не по роду своему, а по роду Божьему, что и отличает его от остального творения. Итак, мы находим, что в Библии есть понятие о том, что сотворенный человек един с Богом по образу и подобию. В каком-то смысле сотворенный человек и вечный Бог, раскрытые в первых главах "Бытия" похожи друг на друга как близнецы. Теперь же остается выяснить существует ли в Библии такое учение о происхождении человека, которое определило бы единство Бога и человека в рождении. И такое учение существует.
Нет сомнений, что многие христиане сегодня знают доктрину о воплощении Иисуса Христа. Иисус Христос, вторая ипостась божественной Троицы, воплотился и стал Человеком. Он прожил на земле № 33,5 года: учился, работал, служил Богу, был распят, умер, воскрес и вознесся. Вот, что сегодня могут сказать христиане об этой Личности. Они точно знают, что Бог стал Человеком, чтобы совершить великое искупление их грехов; Он пролили драгоценную кровь, благодаря которой может простить их. Но они совершают ошибку, когда ставят эти свершения целью воплощения Христа. Отцы церкви этому не учили. "Бог стал Человеком……... " Да, Он был первый Богочеловек на земле, но совершить юридическое искупление верующих в Него не было его целью. Его цель - совершить полное органическое спасение, которое несомненно включает в себя юридический аспект спасения - искупление для прощения грехов, оправдания и примирения верующих с Богом. "…... Чтобы человек мог стать Богом", - вот цель всего, что делает Бог в Своем домостроительстве, именно так это видели учителя церкви. Бог желает обожить человека, сделать его Богом в жизни и природе. Апостол Петр в своем послании говорит о том, что верующие в Триединого Бога соделываются "причастниками Божественного естества" (2 Петр 1:4), то есть теми, кто причащается природы Бога. Правда сразу стоит оговориться, чтобы не зайти слишком далеко.
Отцы церкви имели четкое различие в том, что соединение с Богом не есть ни соединение ипостасное, как для человеческой природы Христа, ни соединение сущностное, как для Трех Лиц Троицы. Для них это соединение с Богом в Его энергиях, или соединение по благодати, "причащающей" Божественному естеству без того, чтобы естество верующих стало от этого естеством Божественным. Максим Исповедник говорит, что становясь богами по благодати, верующие остаются тварными, так же как Христос, став Человеком по воплощению, оставался Богом. Сотворенному человеку, имеющему образ Бога, обоженному по благодати, никогда невозможно стать Богом-Творцом или Богом в Его Божестве. Человек становиться Богом в божественной жизни, полученной от возрождающего Отца по вере верующего, а также в природе, но никогда в Божестве.
Итак, коротко излагая суть христианского учения, отцы церкви понимали под формулой "Бог стал Человеком, чтобы человек мог стать Богом" простую и очевидную для всех христиан того времени истину Библии. Первый Богочеловек - Иисус Христос, в прошлой вечности Единородный Сын Божий, вторая ипостась Триединого Бога, стал Человеком. Совершив юридическое искупление, Он воскрес из мертвых и стал животворящим Духом, чтобы давать новое духовное рождение верующим в Него. В Своем воскресении Он является Первородным Сыном Божьим, началом всего нового творения. В Своем воскресении Он также жизнедающий Дух, который возрождает всех верующих в Него, принося в них саму жизнь Бога и обоживающую благодать, в которой они становятся "причастниками Божеского естества", многими сынами, боголюдьми, а проще - богами по благодати.
Примерно так, в очень сжатой форме, выглядит учение о Богочеловеке, раскрытое в Библии. На самом же деле, если рассмотреть все священные книги от "Бытия" до "Откровения", то можно понять, что буквально каждая их страница "дышит" идеей о Богочеловеке. В Ветхом Завете Бог по крайней мере пять раз являет Себя в человечестве Христа (Быт.18, 32%; Иис.Н. 5%:13-15; Дан. 3:1-25). В отношениях со своим избранным народом Он представляет Себя переживающим и радующимся за Своих людей точно так, как это свойственно человеку. В Новом Завете рождается человеком и называет Себя Сыном Человеческим. В конце, в Апокалипсисе, Он явлен как Бог полностью слитый с Человеком, представляя Собой неделимую совокупность, оформленную Новым Иерусалимом. Даже Антихрист, который, несомненно будет человеком, однажды провозгласит себя богом. Действительно, значение учениия о Богочеловеке в Писании и во всем, что связано с этим, велико и богато.
Но все это остается только словами, учениями, догматами, красуясь черными буквами на белой бумаге. А вспомним как первые христиане практиковали учение о Богочеловеке в своей жизни. Интересно, что не за идею, а именно за практику, они умирали с голоду в тюрьмах или утоляли голод львов в амфитеатрах Римской империи. Да и во всей истории церкви, видно, что как только кто-то начинает применять какое-нибудь учение из Библии, то тут же рождается что-то грандиозное. Так, например, применение религиозных практик язычества и чистого учения апостолов породило Римскую католическую церковь и ее дочь - православие. Практика учения об оправдании по вере дала человечеству протестантизм. А учение об искуплении и спасении, плюс, какие-нибудь "динамические", харизматические дары в практике верующих дают современное христианство с его множеством сект и деноминаций. Так что становится любопытно, а что если кто-то из верующих действительно решит вернуться к началу, чтобы возобновить "растерзанную голодом" практику первых боголюдей. Что это может дать в наше время, в нашу эпоху? К чему это может привести? К гибели группы религиозных фанатиков или установлению Царства Божьего на Земле? Прогноз остается за социологами. А религиоведы пред лицом второго тысячелетия ожидают нового религиозного оживления - пищи для их умов.