Исторический альманах, портал коллекционеров информации, электронный музей 'ВиФиАй' work-flow-Initiative 16+
СОХРАНИ СВОЮ ИСТОРИЮ НА СТРАНИЦАХ WFI Категории: Актуальное Избранное Telegram: Современная Россия
Исторический альманах, портал коллекционеров информации, электронный музей

Путь:

Навигация


Язык [ РУССКИЙ ]

Поиск
Подписка и соц. сети

Подписаться на обновления сайта


Поделиться

Яндекс.Метрика

Новые материалы

Картинка недели

К началуК началу
В конецВ конец
Создать личную галерею (раздел)Создать личную галерею (раздел)
Создать личный альбом (с изображениями)Создать личный альбом (с изображениями)
Создать материалСоздать материал

События 90х

Оценка раздела:
Не нравится
3
Нравится

Далее в разделе: Эпоха 90х

В этом разделе События 90х в основном собраны новости и события России уже после разпада СССР начиная примерно с 1993 года
В похожем разделе Развал СССР, Перестройка, 80е, 90е содержатся материалы с начала 80х и до первой половины 90х, и в основном касаются Перестройки, Путча и событий связанных с распадом СССР.


 
Краткий список важнейших событий в стране 90х
- Кризис 90х и все вытекающие от сюда последствия
- экономическая и политическая жизнь после разпада СССР

- Страшная война в Чечне. 
- Президентские выборы 1996 года и все, что было связано с этими выборами, - безнадежные поиски демократического лидера, способного сплотить страну, крепнущий голос олигархов, нитевидный, пропадающий пульс реформ и невероятная победа больного и непоследовательного Ельцина.
- 97-й, запомнившийся энергией "Молодых реформаторов" на фоне начавшейся "информационной войны", интригами и битвами под кремлевским ковром.
- Октябрь 1997-го - начало проявления мирового финансового кризиса в России.
- 98-й, в котором под грохот шахтерских касок, "рельсовой войны", "организованной профсоюзно-коммунистическим штабом", металось никем не защищаемое правительство Кириенко и дальше - кризис, дефолт...
- Март 1998-го - отставка кабинета Черномырдина.
- Август-сентябрь 1998-го - без комментариев.
- 99-й, полугодие которого уже на исходе, запомнится упрямым бездействием правительства Примакова, нарастающим напряжением в Думе, готовящей импичмент. Отставкой Примакова и провалом импичмента завершился этот политический год по кремлевскому календарю.
- Май 1999-го - отставка кабинета Примакова.
- Август 1999-го - назначение В.В.Путина на должность председателя правительства РФ.
- Декабрь 1999-го - выборы в Госдуму.
 



 

Категории

Ни одно реформаторское наступление в России не длилось более полугода

Дата публикации: 2018-09-07 13:44:39
Дата модификации: 2018-09-07 13:44:39
Просмотров: 997
Материал приурочен к дате: 1997-09-15
Прочие материалы относящиеся к: Дате 1997-09-15 Материалы за: Год 1997
Автор:
Реформы в очередной раз могут быть заморожены с подачи части
российских банков, не довольных своим недостаточно
привилегированным положением, считает Андерс Ослунд, один из
ведущих западных специалистов по экономике России
 
 
         Интервью записал Андрей Галиев.
         Реформы в очередной раз могут быть заморожены с подачи части
российских банков, не довольных своим недостаточно
привилегированным положением, считает Андерс Ослунд, один из
ведущих западных специалистов по экономике России.
         Профессор Андерс Ослунд принадлежит к тому
немногочисленному кругу зарубежных экономистов, которые имеют
возможность из первых рук получать информацию о происходящем в
России. Во второй половине 80-х он был первым секретарем посольства
Швеции в СССР, а в начале 90-х создал и возглавил Стокгольмский
институт экономики стран Восточной Европы. В 1991-1994 годах Ослунд
выполнял функции экономического советника правительства РФ. С тех
пор, кстати, он считает Егора Гайдара лучшим российским экономистом.
Являясь ныне ведущим исследователем Фонда Карнеги, профессор по-
прежнему в курсе российских событий, что он и продемонстрировал в
беседе с нашим корреспондентом.
         -- Профессор, практически все реформирование российской
экономики разворачивалось на ваших глазах. Какие этапы вы выделяете
в этом процессе? В чем отличие нынешнего этапа?
        -- Главный период наиболее радикальных реформ приходится на
ноябрь 1991-го -- май 1992 года. 1993-й -- противоречивый год, на конец
которого приходятся очень важные решения, связанные с отменой
льготных кредитов и импортных дотаций. 1994 год был просто потерян
для общеэкономической ситуации, хотя приватизация развивалась бурно.
1995-й -- вновь приватизация и стабилизация. 1996-й -- еще один
потерянный год. С марта 1997 года начинается общее очищение
экономической ситуации...
        Все это очень похоже на волны: ни одно реформаторское
наступление не длится более полугода, обычно даже три-четыре месяца.
То есть сперва делается много и сразу, а дальше дело не идет совсем,
поскольку организуется сопротивление. Сейчас ситуация аналогичная...
        -- То есть мы должны столкнуться с организованным
сопротивлением реформам?
        -- Да. В этом году уже проведены четыре главных мероприятия.
Во-первых, с помощью секвестра наведен порядок в бюджете, что
означает сокращение официальных расходов, в свою очередь снижающее
неплатежи. То есть из жизни уходят государственные гарантии,
упорядочивается система уполномоченных банков. Второе, еще более
важное в долгосрочной перспективе, -- это налоговая реформа. Третье --
контроль над естественными монополиями. Четвертое -- лучший порядок
приватизации. Особенно это касается "Связьинвеста" -- открытого
аукциона, на котором была получена высокая цена. То же самое
относится к Тюменской нефтяной компании. По-моему, денег получено
очень много. И сейчас вопрос в том, удастся ли так продолжать дальше.
        -- Каким образом сопротивление реформам осуществлялось
раньше, как может проявится сейчас? Если уполномоченные банки, о
которых вы говорили, выводятся из системы обслуживания
государственных денег, часть сопротивления может быть связана с ними?
        -- Реформа весной 1992 года окончилась из-за Верховного Совета.
Конкретной экономической причиной была либерализация цен на
электроэнергию. Это явно сделали "красные директора", особенно в
энергетике.
        В декабре 1993 года все уперлось в выборы, в декабре 1995-го -- в
выборы. Сейчас -- в приватизацию "Связьинвеста". Против нее
капиталисты, стоящие близко к власти и считающие, что им нужно иметь
льготы. Это, кстати, подтверждает, что половинчатые либеральные
реформы опасны: фактически это новые "красные директора" вне
зависимости от их происхождения и окраски требуют от государства
привилегий. Так нельзя.
        -- Дважды причиной остановки реформ вы назвали выборы. Вы
имеете в виду, что исполнительная власть сама притормаживала
реформы, чтобы повлиять на результат парламентских выборов? Или это
связано уже с недостатками законодательной работы оппозиционных
парламентов?
        -- В России силен политический плюрализм. Выборы 1993 года все
восприняли как поражение демократов. Президент прислушался к
политическим настроениям и "отдал" Гайдара и Федорова. Это
нормальная последовательность политических демократических
процессов. Чубайс тогда остался потому, что был ключевой фигурой в
приватизации, а это было крайне важно. Затем был всплеск
античубайсовских настроений, он ушел. И только президентские выборы
оправдали его. Это была явная победа либерализма в России. Как
референдум в апреле 1993 года.
        Тогда я считал, что президент мог распустить парламент раньше,
когда симпатии демократов были на его стороне, а конституционная
обстановка была очень неясной.
        Президент и премьер, разумеется, ориентируются на
политические настроения, которые показывают выборы.
        -- Сейчас мы вроде бы на гребне реформаторского наступления.
До выборов достаточно далеко. Исполнительная власть могла бы не
обращать внимания на политические настроения и заниматься
строительством такой экономики, которая ей кажется целесообразной. В
этой ситуации, по вашему мнению, банкиры стараются избежать прямой
конкурентной борьбы за собственность, являясь той силой, которая
способна повлиять на политико-экономическую ситуацию в стране...
        -- Мы явно это видим...
        -- Существуют ли еще какие-то силы? Ведь и сама исполнительная
власть не монолитна...
        -- Власть никогда не бывает монолитной. Странность России --
это то, что население имеет очень мало прямого влияния на власть. После
каждых очередных выборов это влияние будет усиливаться. Это очень
здоровый процесс. Например, победа над инфляцией -- это победа
населения над группой неких привилегированных лиц, имевших доступ к
льготному кредиту. Ведь инфляция выявляет степень демократии.
        -- Задавленная инфляция является одной из важнейших
характеристик состояния российской экономики. Что еще характеризует
ее сегодня?
        -- Конечно, степень приватизации. Комбинация приватизации и
стабильных цен. Это значит, что предприятия будут требовать большей
либерализации. Пока экономика недостаточно либеральна.
Госрегулирование экономики находится на очень плохом уровне: в одной
части регулирования слишком много, в другой -- сплошной произвол.
        С одной стороны, предприятия удушаются различными
инспекциями (экологической, санитарной, пожарной, сертификацией
производства...), которые стараются не столько контролировать, сколько
получать взятки. Трудно сказать, где кончается бюрократия и
начинается коррупция.
        С другой -- преступность, отсутствие правопорядка. Когда слово
"крыша" уйдет из экономического жаргона России, тогда мы поймем
роль государства в экономике...
        Согласно статистическому ежегоднику, в России насчитывается
2,5 миллиона предприятий, по одному на 60 человек. В Польше или
Венгрии одно предприятие на 10. Почему? Опросы ВЦИОМ выявляют
две причины: неясность политики правительства и недостатки налоговой
системы.
        Налоговая реформа -- вот ключевой вопрос. Вопрос о том, будет
ли у России через 3-4 года рост 4-8 процентов ВНП в год.
        -- Принято считать, что на пути налоговой реформы стоит
парламент...
        -- Я приятно удивлен тем, что Дума быстро приняла Налоговый
кодекс в первом чтении. Уменьшается число налогов; думаю, по этому
поводу будет мало сопротивления. Прибыль предприятий становится
реальной прибылью. Местные органы имеют возможность назначить
налоги по своему усмотрению. Налоговая система упорядочивается.
Нагрузка снижается. Меньше налогов на рабочую силу -- меньше
безработица: по 35 процентов на капитал и на труд -- это очень
нормально. Думаю, Дума должна принять кодекс. Впрочем, меня очень
удивляет, что "Яблоко" голосовало против.
        -- Рудигер Дорнбуш недавно заявил (см. "Эксперт" N34, стр. 9),
что считает макроэкономическую стабилизацию в России свершившимся
фактом, и выразил уверенность, что, когда это станет ясно всем,
произойдет резкий приток инвестиций в страну. Согласны ли вы с ним?
Если да, то на пользу ли это придется собственно российской экономике?
        -- Инвестиции придут в новую налоговую систему. Собственно
макроэкономической стабилизации здесь недостаточно. Рудигер скорее
всего не знает, насколько сложна налоговая система сегодня. Вообще же
иностранные инвестиции -- это хорошо. Причем лучше прямые, для
которых нужны большие возможности. Помимо налоговой реформы и
дерегуляции очень важны права собственности на землю. Нужны именно
три эти элемента.
        Из 27 посткоммунистических стран сравнительно много
иностранных инвестиций получили Венгрия, Чехия, Эстония и Польша.
Для России это могут быть очень большие суммы.
        Но какие тогда могут возникнуть проблемы?
        Во-первых, слишком легко полученные деньги могут уйти, если
экономическая политика недостаточно хороша. Если банкротства не
происходят тогда, когда они должны происходить. Это мы видим сейчас
в Малайзии. Если слишком много уходит в строительство, как в
Таиланде. Проблема в том, что иностранные инвестиции могут
избаловать.
        Но если ответственно вести экономическую политику, как,
например, Тайвань, проблем не будет.
        -- Какие действия российского правительства в области
экономической политики вы бы поддержали, а какие нет? Например, в
стране явно отсутствует промышленная политика: контроль над
естественными монополиями сейчас является скорее элементом бюджета...
        -- Скажу как швед. Скандинавские страны никогда не имели
никакой промышленной политики. Маленькие открытые экономики,
которые при всех социал-демократических достижениях хорошо поняли
свою зависимость от рыночных сил... Я не считаю, что это таит
серьезную опасность.
        -- Даже для такой немаленькой страны, как Россия?
        -- Опасность в искушении промышленной политикой: в большой
Бразилии ее было очень много, но это ничего не дало...
        -- Каков примерный объем инвестиций, на который Россия могла
бы рассчитывать в случае проведения налоговой реформы?
        -- Обычно считается, что доля иностранных инвестиций в 10
процентов ВНП -- это нормально для расцветающей страны. То есть 45
миллиардов долларов. Польша в 1996 году приняла 6 миллиардов
долларов -- 5 процентов ВНП.
        -- Говорят, что вы часто выступаете перед инвесторами, убеждая
их вкладываться в Россию. Какие доводы вы используете?
        -- Страна явно будет развиваться. Ожидания на этот счет сейчас
куда более оптимистичны, чем раньше.
        Политическая стабилизация после президентских выборов
состоялась. Финансовая стабилизация явная. Есть надежда получить в
будущем году нормальную налоговую систему. Наконец, надежда на
большую либерализацию экономики.

Источник информации : Эксперт
 
 
Оценка материала:
Нравится
0
Не нравится
Описание материала: Реформы в очередной раз могут быть заморожены с подачи части российских банков, не довольных своим недостаточно привилегированным положением, считает Андерс Ослунд, один из ведущих западных специалистов по экономике России

Остальные материалы раздела: События 90х

Предыдущая ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК На 25 июня 1997
Следующая ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК на 20 июля 1997

Оставить комментарий

Новые альбомы:


Разработка страницы завершена на 0%
Используйте средства защиты! Соблюдайте гигиену! Избегайте посещения людных мест!
Операции:
WFI.lomasm.ru исторические материалы современной России и Советского Союза, онлайн музей СССР
Полезные советы...