Пайдиев Л.Е., Гарант-Парк.
Публикацию очередного проекта Программы Правительства "Коммерсантъ" снабдил ядовитым комментарием: "левацко-корейские" загибы и отступление от рынка.
Предлагаем Вашему вниманию наш комментарий.
Программа представляет из себя перечень давно обсуждаемых, общепризнанных и разумных предложений. Но она не может быть названа программой первоочередных мер. Это программа для очень спокойной и неторопливой жизни. А ведь ситуация такова, что соответствующий ей документ должен называться перечнем чрезвычайных и авральных мер: "Хватай мешки! Перрон отходит!".
Государственное банкротство будет реальностью не позже февраля 1999 года. Эмиссия в условиях паники и тотального неверия в рубль - не помощник.
В этой связи разумно вспомнить программу Гайдара:
* Консолидация всех внебюджетных фондов в бюджет
* Адресный (заявительный) характер социальной помощи
* Ускоренное банкротство
* Полное прекращение или замораживание федеральных инвестиционных программ.
Программа Правительства Российской федерации воспроизводит эти меры в смягчённом виде:
* Против должников бюджета будут возбуждаться процедуры банкротства
* Сокращены расходы на аппарат социальных фондов
* Упорядочение системы социальных выплат для повышения их адресности
* Не прекращение, но ревизия списка федеральных программ.
Всё правильно. Но неконкретно и без сроков. А бюджетная катастрофа начнётся уже в феврале. В Архангельске люди будут мерзнуть в холодных квартирах, а бюджет будет финансировать программы помощи Украине или чинить здания посольств.
Нельзя предъявить никаких претензий к качеству и обстоятельности документа, программа содержит только правильные и необходимые меры, спорить с ними невозможно:
1. Расширение сферы действия доверительного управления госимуществом. Но не прописан механизм ответственности.
2. Снижение железнодорожных тарифов на 50 % для жизненно важных грузов. Но не ясно, за счёт чего. А как быть с существующими тарифами? При этом МВФ жёстко требует запретить перекрёстное субсидирование тарифов.
3. Провести реструктуризацию долгов. Не ясно, как быть с отсрочкой долга: России не оплатить текущие платежи.
4. Дедушкина оговорка иностранным инвесторам. Но что будет с разделом продукции, ведь под другие формы инвестирования они не пойдут. Им необходимо ограничение суверенитета России над экспортными предприятиями.
5. Обеспечение госмонополии на водку. Но как они обеспечат её выполнение?
Одновременно исчезли, по сравнению с предыдущей версией, и вполне очевидные меры:
* исчезла организация вексельных расчётов для кредитования промышленности;
* исчезли любые меры по дедолларизации экономики.
Причины, сделавшие документ столь несвоевременно рассудительным, очевидны: экономическую программу всегда делали в Госплане, но не в аппарате Совмина. Подлинная программа делается в тиши. А не там, где начальство и иные влиятельные люди бродят толпами. Так и теперь разработка программы в аппарате Правительства, но не Минэкономики, привели к появлению неработоспособного и нереализуемого документа.