Финансовая колонка Алексея Никольского
Решение Совета директоров МВФ о выделении России кредита сопровождалось неприятной для нашей страны речью второго человека в Фонде Стэнли Фишера. В речи была два момента - во-первых, случай с оффшорной компанией ФИМАКО, в которой ЦБ прятал свои резервы. По словам чиновника МВФ, если бы Фонд знал истинное состояние золотовалютных резервов ЦБ, включая и упрятанные в ФИМАКО деньги, то не стал бы выдавать России некоторые кредиты в 1996 году. Во-вторых, Фишер потребовал от российского правительства и ЦБ всемерно ускорить реструктуризацию банковской системы.
Если с ФИМАКО все более или менее ясно - скандал удалось замять, но для сохранения лица перед Конгрессом США чиновникам МВФ пришлось еще раз выразить свое неудовольствие этой операцией ЦБ РФ, то настойчивость в отношении банковской реструктуризации нуждается, похоже, в дополнительных объяснениях.
Решительная перестройка банковского сектора является стандартным требованием МВФ для всех "кризисных" стран - и для Индонезии, и для Кореи, и для России. При этом одним из условий является открытие доступа в банковский сектор для иностранных (то есть западных) банков. Казалось бы, того же требует МВФ и от России - расчистить, путем ликвидации бывших "системообразующих" банков, место для западного банковского капитала. Однако на деле многие западные банки-кредиторы российских банков, наоборот, просят вернуть лицензии своим должникам. Последний пример - случай Межкомбанка, лишившегося лицензии вместе с ОНЭКСИМбанком, Мосбизнесбанком и Промстройбанком РФ 1 июля. ЦБ объяснял этот свой шаг нажимом со стороны МВФ. Но на самом деле получил письмо от иностранных кредиторов с прозрачным намеком на возврат лицензии Межкомбанку.
Можно вспомнить и прошлогодние просьбы немецких кредиторов Токобанка не спешить с его ликвидацией. Казалось бы, налицо противоречие - с одной стороны, МВФ требует скорейшей смерти обанкротившихся олигархов, а с другой стороны, западные банки, чьи интересы Фонд вроде бы обычно защищает, просят ЦБ не торопиться. Чего же, в конце концов, хочет от России западное финансовое сообщество?
Ответ на этот вопрос, возможно, следует искать в различии между краткосрочными и долгосрочными интересами иностранцев в России. В прошлом году тем же кредиторам Токобанка и Инкомбанка нужно было затянуть банкротство, чтобы их активы в этих банках можно было отразить в балансах как не полностью безнадежные. По итогам года все эти потери были списаны и покрыты, и встал следующий вопрос - как вытрясти из российских должников хоть что-то. Денег у российских банков нет, поэтому с их стороны логичным было бы предложение обменять свои долги на выделение доли иностранцам в своем капитале. То есть продать банк за долги кредиторам. Однако только Межкомбанк успел (а может быть, только он и захотел) реально договориться об этом. А тут такая незадача - отзыв лицензии�� Правда, Межкомбанк уже успел отсудить ее - 27 июля.
Позиция Центрального банка в отношении реструктуризации известна: не торопиться, чтобы не навредить. Помимо присущей Виктору Геращенко осторожности, которая выражается в нежелании портить с кем-либо отношения, что неизбежно при "решительном" отзыве лицензий, эта неспешность ЦБ объясняется и объективными экономическими факторами. Действительно, трудно назвать хотя бы одно удачное банкротство крупного банка в России. Стало быть, кредиторы, особенно западные, в случае ускорения банкротств все равно больше денег не получат.
Поэтому выбор в качестве жертвы Межкомбанка, который единственный пока смог реально договориться с западными кредиторами, мог быть сделан с далеко идущими целями. Тем самым ЦБ послал сигнал западному финансовому сообществу - мол, вы хотите отзыва лицензий? Получайте. Может, вам еще напомнить, сколько вы получили денег в ходе банкротства Токобанка?
При этом долгосрочные интересы западного банковского капитала в России не изменились. Просто кризис поставил крест на планах быстрой экспансии, как в Польше или Чехии. Да и сложившаяся в России правовая среда, особенности которой ярко продемонстрированы в ходе банкротств Токобанка и Инкома, дает дополнительный повод не спешить. Что-что, а ждать западные банкиры умеют. Пока большинство их офисов в Москве выполняет лишь "наблюдательные" функции, да еще используются для обслуживания родных западных компаний. Но если ситуация изменится в лучшую сторону, их действия в России будут быстрыми и эффективными.
И правительство Примакова, и нынешнее правительство, и ЦБ после кризиса приглашали в Россию иностранные банки, но больших успехов не добились. Однако когда конъюнктура сложится, дополнительных приглашений не понадобится. Как сказал в свое время представитель Ситибанка - "мы могли бы получить лицензию в России хоть 7 ноября 1917 года". Сейчас же иностранцам хотелось бы просто вернуть хоть часть своих денег. Для этого и необходимы разные ухищрения в процессе банкротства и "слезные письма в ЦБ", как выразился Виктор Геращенко. А МВФ действует в долгосрочных интересах западных банкиров, подталкивая Россию к расчистке поля деятельности для гигантов вроде Дж. П. Моргана или Коммерцбанка. Которые, кстати, получили лицензию в России уже после 17 августа, несмотря на кризис.