Виктор Степанович Черномырдин попросил меня сегодня встретиться с прессой и рассказать в связи с утверждением президентом нашей новой программы на 1998 год о том, что в ней главное, и еще ≈ об итогах ⌠программы 7 главных дел■, тем более, что срок ее завершен. Именно с этим связано и появление новой ⌠программы 12 дел■.
Я бы хотел коротко пройти по основным положениям того, что мы намеревались сделать в 1997 году. Оценить, что исполнено, что нет из того, что нам поручалось.
Первое дело у нас было ≈ выплатить долги по заработной плате бюджетникам. При этом прямо указывалось, что РАО ⌠Газпром■, РАО ⌠ЕЭС России■ и другие предприятия-неплательщики должны погасить задолженность перед бюджетом.
Могу сообщить, что на сегодня ни у РАО ⌠ЕЭС России■, ни у РАО ⌠Газпром■ задолженности перед бюджетом нет. Фактически именно за счет этих ресурсов, а также за счет привлеченных средств мы решили в прошлом году задачи, связанные с заработной платой.
Вместе с тем хорошо известно, что задача все-таки до конца доведена не была. Вот самые свежие данные на этот счет. Когда мы начинали программу в целом, а это было в мае 1997 года, заработная плата своевременно выплачивалась в 4 регионах страны. На сегодняшний день заработная плата выплачена в 83 регионах страны.
Сдвиг очевиден. Хорошо известно, что для того, чтобы решить эту задачу, было привлечено 15 триллионов рублей, но вместе с тем известно и то, что осталось 5 регионов, в которых проблема пока еще не снята. Я могу их перечислить ≈ Республика Алтай, Приморский край, Волгоградская, Свердловская области, Эвенкийский автономный округ. В трех из пяти, как мы считаем, за счет собственных средств эта проблема будет решена в ближайшие дни. В двух случаях, по-видимому, потребуется еще наше дополнительное решение. Таково общее положение дел.
Кстати говоря, я обратил бы ваше внимание на то, что в самом тексте программы, подписанной Черномырдиным, ставились другие сроки. Здесь написано так: ⌠К 31 декабря сего года задолженность по заработной плате работникам всей бюджетной сферы будет сокращена вдвое. К 30 июня следующего года полностью ликвидирована■.
Мы изначально для себя просили год у президента на эту задачу. Но, как хорошо известно, Борис Николаевич не согласился, ужесточил сроки, поставил нам срок полгода. Вот состояние дел по исполнению первой задачи.
По второй задаче. Реальная помощь тем, кто в ней нуждается. Задолженность федерального Пенсионного фонда по пенсиям будет погашена к 30 июня сего года. Как вы знаете, 30 июня прошлого года задолженность федерального бюджета по пенсиям была погашена полностью на 100 процентов. За прошедшее время если возникали какие-то сбои, то они, как правило, измерялись одной-полутора неделями, не больше. Общенациональной российской проблемы по погашению пенсий сегодня не существует. Эта задача решена полностью.
Третья задача ≈ добиться подъема отечественной промышленности за счет снижения тарифов и принятия Налогового кодекса. Что происходит здесь? Прежде всего, Налоговый кодекс ≈ провален.
Эту задачу мы в прошлом году решить не смогли, что, безусловно, плохо. Это отбросило нас минимум на год, что ни экономике, ни политике ничего хорошего не приносит. Могу только добавить, что работа сейчас приоритетна, вы знаете, что в ⌠программе 12 дел■ именно эта задача поставлена первой.
Через час у меня совещание по Налоговому кодексу. 1 февраля правительство вносит в Государственную Думу доработанный вариант проекта Налогового кодекса с твердым расчетом на то, что до конца года он должен быть полностью принят, подписан президентом и вступит в силу с 1 января будущего года.
Вместе с тем могу сообщить вам самую последнюю, официальную цифру: в 1997 году произошел подъем отечественной промышленности. Темпы роста промышленности в России составили 1,9 процента. Это абсолютный прирост, произошедший впервые с 1988 года. То есть впервые за последние десять лет в прошлом году российская промышленность увеличила объемы производства почти на 2 процента. Это, безусловно, значимый результат.
Могу прямо сказать, что большую роль в том, чтобы это состоялось, внесли действия, осуществленные правительством по контролю за естественными монополиями, которые привели к реальному снижению ставок тарифов. Если посмотреть реальный уровень тарифов на продукцию важнейших естественных монополистов, то можно с уверенностью говорить о том, что эти задачи правительство выполнило.
По электроэнергии для промышленных потребителей ставки снизились на 8 процентов; по грузовым железнодорожным перевозкам ставки снизились с учетом инфляции на 10 процентов; по газу для промышленных потребителей ставки снизились на 13 процентов за прошлый год. Повторю еще раз, с учетом реального 11-процентного роста цен это, безусловно, принципиально новая картина, хотя, в то же время, и здесь мы не считаем, что задача решена по всем трем отраслям естественных монополистов. Мы только начали наши активные действия и считаем, что их необходимо продолжать в том же самом направлении, потому что по-прежнему нынешний уровень тарифов и по газу, и по электроэнергии, и по железнодорожным перевозкам едва ли не главное препятствие для предприятий-производителей, для роста производства.
Ставилась задача, связанная с поддержкой из центра местной инициативы по укреплению бюджетов, наведению порядка в жилищно-коммунальном хозяйстве города и села. Мы как-то не очень много об этом рассказываем. Борис Ефимович Немцов, как известно, занимается этим направлением. Могу прямо сказать, что сдвиги здесь в прошлом году радикальные.
Местные бюджеты сэкономили 13 триллионов рублей текущих затрат на эксплуатацию жилищно-коммунального хозяйства. Само по себе укрепление местных бюджетов было дополнено теми решениями, которые мы осуществили по зарплате бюджетников. Как известно, более 15 триллионов местные бюджеты получили из федерального бюджета.
Таким образом, здесь, совершенно очевидно, произошел сдвиг, хотя, конечно, не могу сказать, что эта проблема была решена в полном объеме.
Пятая задача ≈ контроль за госслужащими. Как вы знаете, мы ввели обязательное декларирование доходов госслужащих с публикацией соответствующих данных, хотя отношение к этому не всегда однозначное. Тем не менее мы считаем, что это все-таки шаг вперед. Другое дело, что мы не можем похвастаться тем, что какие-то конкретные госслужащие уволены за то, что предъявленные ими данные не соответствовали действительности. Но, тем не менее, дело сдвинуто с мертвой точки. Точно так же, как и начатые в прошлом году массовые конкурсы при проведении госзакупок. Это тоже кажущаяся рутина, но в действительности очень серьезное дело прошлого года.
Шестая задача ≈ приучить государство жить честно, по средствам, в рамках реального бюджета, сократив в том числе численность госаппарата.
Мы считали и считаем, что бюджет 1997 года в том виде, в каком он был поначалу утвержден, был абсолютно нереальным документом. Именно поэтому мы вызвали огонь на себя и пошли на внесение в Госдуму сокращенного, секвестрированного бюджета 1997 года.
Сегодня можно спокойно сказать о том, что секвестрированный бюджет 1997 года выполнен на 100 процентов. Все заложенное в него выполнено в полном объеме. Мне бы хотелось этим заявлением прекратить спекуляции о том, что правительство сорвало и секвестрированный бюджет. Это не соответствует действительности.
Что касается сокращения численности аппарата, мы как-то тоже мало об этом говорим, но я вам приведу один пример того, что было сделано в 1997 году. В результате сокращения более 7 министерств и укрупнения Министерства экономики, ликвидации Министерства промышленности фактическое реальное сокращение численности здесь, на федеральном уровне, в аппарате Минэкономики превысило 2400 человек. 2400 человек ≈ сокращение численности. Могу вам честно сказать, просто по опыту практической работы: незаметно, что кого-то не хватает. Это говорит о том, что сокращение было правильным, что ликвидированные отраслевые министерства явно изжили себя. Жизнь просто подтвердила правильность этого решения.
Ну, и последняя задача ≈ объяснять гражданам страны все действия правительства. Это, собственно, то, что мы сейчас и делаем, хотя вряд ли можно быть полностью удовлетворенным нашей деятельностью в этом направлении.
Вот кратко итоги того, что поручалось правительству. Если давать общую самооценку, если такое будет позволено, то в общем видно, что из 7 дел, пожалуй, 5 твердо выполнены. По двум другим есть серьезные вопросы. Собственно говоря, именно поэтому в ⌠12 делах■ повторяется задача по налоговой реформе.
Хотя в целом не могу согласиться с оценками, которые тоже уже звучат, о том, что правительство специально придумало ⌠12 дел■, чтобы все забыли про то, что у него были перед этим ⌠7 дел■, которые оно и провалило. Я постарался показать вам на конкретных фактах, что это все-таки не совсем так. Мы не видим оснований для того, чтобы себя сильно хвалить, но в то же время не можем согласиться и с полным отрицанием того, что реально в действительности сделано.
* * *
Агентство ⌠Интерфакс■: Не могли бы вы рассказать немного о вашей поездке в Давос, о тех встречах, которые там состоялись, о переговорах, которые вы там вели, и о том, какое значение это может иметь для России, для нашей экономики?
≈ Хорошо, попробую. Давос ≈ это такое особое мероприятие в том смысле, что его результаты не измеряются количеством подписанных соглашений или объемом контрактов. И тем не менее, значимость его очень велика. Я там уже в шестой или седьмой раз и могу сравнить, что сохраняется в Давосе и какие есть новшества.
Что касается меня ≈ дело в том, что я вообще, собственно, пробыл там два дня, как и предполагалось. Не так много удалось сделать, как хотелось бы. Тем не менее кое-что важное было. Прежде всего это в целом представление России, лица России на важнейших мероприятиях.
Очень важную встречу провел Виктор Степанович Черномырдин с крупнейшими предпринимателями, бизнесменами ≈ обед для деловых людей, с большим его докладом и с неофициальным разговором, как это всегда бывает, очень открытым, откровенным, в котором и я участвовал. Как мне кажется, это полезно и позитивно.
Кстати говоря, там были и думские представители, и губернаторы, причем, я бы сказал, разной политической окраски. Но, тем не менее, по-моему, в этот раз удалось уйти от того, чтобы выносить на международную общественность какие-то наши внутрироссийские проблемы, внутрироссийские дискуссии, иногда даже дрязги. В целом, мне кажется, выглядела российская делегация достаточно солидно. Сужу по тому объему интереса, который был к ней проявлен.
У меня были и свои специальные задачи, я могу о них откровенно сказать. Мне кажется крайне важным глубокое и полное понимание того, что происходит сейчас в Юго-Восточной Азии. В моем представлении, это самая главная опасность для России в текущем году, самая масштабная, самая серьезная и самая значимая, к сожалению, пока еще далеко не преодоленная.
Впервые получилось так, что мы боремся не с внутренними нашими проблемами, а с теми, что пришли совсем из другой части мира, казалось бы, очень далекой от наших проблем. Но, к сожалению, это не так.
Поэтому я специально провел несколько встреч, беседовал с очень сильными специалистами, которые профессионально, в деталях знают ситуацию в каждой стране Юго-Восточной Азии, беседовал со Стэнли Фишером, который только что вернулся оттуда, переговорив с основными президентами. Встречался с вновь назначенным премьер-министром Таиланда, особенно интересовался малайзийской ситуацией, которая, мне кажется, чуть менее тревожна. А вот ситуация в Индонезии беспокоит крайне. Это гигантская страна, и любой тяжелый вариант развития событий там, конечно же, отразится на России.
Думаю, что мне удалось понять, какова степень риска для России от положения вещей там. Ситуация очень динамичная. Страны, полтора месяца назад казавшиеся источниками главных проблем, сегодня уже преодолели самую опасную точку. Например, Южная Корея или, рискну сказать, Таиланд. Другие страны, которые казались, наоборот, наиболее стабильными (я говорю о Юго-Восточной Азии), сейчас находятся в самом тяжелом положении ≈ например, Индонезия.
Понимание ситуации крайне важно для практических решений, касающихся кредитно-финансовой ситуации в России, которые нам придется принимать в ближайшее время. Были, как всегда, встречи с крупнейшими предпринимателями, наиболее авторитетными бизнесменами, просто с друзьями...
Сорос попросил встречу. Неожиданно для меня попросил встречу Генеральный секретарь НАТО Солана. Был крайне значимый разговор прямо в аэропорту, он прилетал, я улетал, но разговор оказался очень содержательным. Я постарался, что называется из первых рук, объяснить, с чем связаны наша российская и моя личная отрицательные позиции по отношению к расширению НАТО на Восток.
Агентство РОСИКА: Анатолий Борисович, а все-таки как мировые эксперты оценивают ситуацию в России? И это случайно, что изменение ставки рефинансирования произошло накануне визита в Давос? Как это может сказаться сегодня на промышленности, такой резкий скачок в два раза, по существу, за полгода?
≈ Вы знаете, мировые эксперты ≈ разные. Есть хорошие мировые эксперты, а есть плохие мировые эксперты. Я думаю, что нас с вами интересуют хорошие. А они говорят о двух слоях оценки положения вещей в России.
В чем состоит эта двуслойность? В том, что, с одной стороны, все говорят о нынешних финансовых проблемах. Ноябрь, декабрь, январь: финансовые трудности совершенно очевидны. Повышение ставки рефинансирования, осуществленное дважды, изменение нормы резервирования, другие действия, произведенные нами; общий уровень процентных ставок, который оказался в ноябре-декабре выше, чем мы рассчитывали в середине года. Ну, очевидные совершенно российские финансовые проблемы, привнесенные кризисом в Юго-Восточной Азии.
Тревожна, далеко не исчерпана основная реакция российских денежных властей, как это называется (то есть правительства и Центрального банка), она оценивается абсолютно позитивно, как профессиональная, но, тем не менее, нет никаких оснований говорить, что все проблемы решены. Вот это первый ≈ тревожный ≈ слой, который заметен практически всем экспертам, серьезно понимающим, что происходит в России.
А есть и второй слой, более масштабного характера. В прошлом году Россия осуществила и доказала опять же всем специалистам абсолютно очевидный принципиальный разворот по всем экономическим тенденциям внутри страны. Это следует не из мнений, не из взглядов, это следует из фактов.
Промышленность ≈ плюс 1,9; валовой внутренний продукт ≈ плюс 0,4; реальная заработная плата ≈ плюс 3,5; инфляция ≈ снижение до 11 процентов; валютные резервы ≈ 18 миллиардов долларов, ну, и так далее. Все это можно долго продолжать, причем не только собственно зарплатными показателями, но и, например, снижением уровня смертности. В 1997 году в России снизился уровень смертности. В 1997 году в России сократился разрыв в уровне жизни бедных и богатых. Снизилось количество людей, проживающих ниже прожиточного минимума. Есть большое число позитивных показателей. Все цифры, которые я сейчас назвал, маленькие. Ну, что такое ВВП ≈ 0,4, ну, это все в пределах точности измерения. Если была бы только эта цифра, не было бы предмета для разговоров. А когда полтора-два десятка базовых экономических параметров, определяющих промышленность, экономику, уровень жизни, со всей очевидностью показывают смену тенденции с минуса на плюс, для специалистов это ≈ аргумент. Им ясно, что, помимо первого, тревожного, слоя, далеко не исчерпанного, с нынешними финансовыми проблемами, есть и абсолютно очевидный крупномасштабный принципиальный, впервые за последние 10 лет, совершенный разворот в российской экономике от минуса к плюсу.
Программа ⌠Время■: Первый вопрос касается состояния финансовых и фондовых рынков. Ситуация на этой неделе продолжала ухудшаться, и на следующей неделе специалисты ожидают дальнейшего ухудшения. И вот, с учетом последних действий Центрального банка, будет ли идти речь все-таки о девальвации рубля? Это первый вопрос. И второй. Как бывший руководитель избирательной кампании президента, прокомментируйте, пожалуйста, вчерашние высказывания Бориса Николаевича о том, что он не будет баллотироваться на третий срок.
≈ Вообще-то, я не был руководителем избирательной кампании президента. А что касается высказываний, мне трудно комментировать, поскольку я вообще из командировки приехал, это вы тут в курсе, а я так, по газетам больше.
По первому вопросу. Это очень серьезный вопрос. Вынужден согласиться с вами, что ситуация действительно не простая. И мы не можем сказать, что в январе все закончилось и все финансовые проблемы российские рассосались, это не так. Тревожная ситуация сохраняется, и, конечно, решение, которое принято по повышению ставки рефинансирования до 42 процентов, это, в общем, решение, что называется, ну как бы не от хорошей жизни. Тем более, что мы говорим о том, что все равно считаем своей стратегической задачей снижение ставки рефинансирования ЦБ для того, чтобы снизить ставки по кредитам коммерческих банков и обеспечить свободный доступ к кредитам производителю.
В этом смысле есть отступление, какой-то шаг назад. Мы вынуждены были сделать его, и Центральный банк должен был пойти на этот шаг, чтобы защитить отечественный рубль. Причины ≈ те самые азиатские проблемы, которые нас задевают, и задевают сильно. Они далеко еще не исчерпаны, но вместе с тем моя оценка положения, что особенность последних событий состоит в том, что в этот раз на рынке у банков (да и у брокеров на корпоративном рынке такая же ситуация) больше эмоций и меньше фундаментальных причин для повторения событий ноября-декабря.
Откуда же, собственно говоря, берутся заявления про неизбежную девальвацию? То один банкир угрожал нам ею, теперь еще один крупный специалист нашелся. Он, видимо, в курсе дел больше, чем мы, и рассказывает нам о том, что мы будем делать.
Давайте посмотрим на факты. Логика такая: убежали из России деньги, значит, и оставшиеся убегут в ближайшее время. Соответственно, для того, чтобы деньги убегали, нужно переводить их в России в доллары ≈ у Центрального банка не хватит валютных резервов. И действительно, почти истерия создается, потому что только факт заявления о том, что в России, возможно, произойдет девальвация, немедленно влияет на поведение банкиров на рынке.
А что по факту? По факту за январь месяц объем оттока из России средств нерезидентов ≈ 1,8 миллиарда долларов, объем притока в Россию средств нерезидентов ≈ 1,2 миллиарда долларов. 600 миллионов разница. 600 миллионов в месяц ≈ это просто не деньги, это, так сказать, величина, не влияющая на макроэкономические параметры.
Я просто хочу этим примером показать, что фундаментальных причин гораздо меньше, чем эмоций, чем истерики. И девальвация рубля ≈ то ли завтра они уже ее проведут, то ли она уже состоялась, даже такое где-то я читал. Но посмотрите на реальные цифры. Во-первых, политика в этой сфере заявлена внятно и жестко Центральным банком в своем годовом документе об основных положениях денежной политики. Если вы возьмете документ, а рядом положите итоги января, то увидите, что ровно то, что заявлялось в этом документе три месяца назад, в январе и делается.
Да, действительно, снижение курса рубля произошло, но строго в пределах инфляции. Январская инфляция ≈ 1,5≈1,6 максимум. Снижение курса рубля ≈ 1,5. Никаких изменений в базисных тенденциях не произошло и не произойдет. Хотя, возможно, кому-то хотелось бы на этом сделать большие деньги.
Агентство Доу-Джонс: Опять о ситуации на финансовых рынках. Инвесторы взволнованы не только ситуацией в Азии, но и положением российского бюджета. Внесите, пожалуйста, ясность, какова ситуация со сбором налогов в январе и как повлияет повышение ставок на рынке на стоимость финансирования бюджета и обслуживание долга. Откуда правительство возьмет дополнительные деньги на это?
≈ Тут два вопроса. Один вопрос ≈ это состояние бюджета, другой вопрос ≈ источники финансирования дефицита, то есть источники средств для обслуживания долга. Что касается состояния бюджета, то, честно говоря, тут я как раз не вижу оснований для тревоги. Документ, может быть, не очень быстро, но верно продвигается к следующему чтению, затем к утверждению в Госдуме и в Совете Федерации.
Откровенно говоря, мне представляется, что сейчас здесь неожиданностей не будет. Бюджет перестал быть инструментом политического торга. Всем стало ясно, что разыграть его для решения какой-то политической или кадровой задачи не удастся. Как только это стало ясно, с этого момента работа над бюджетом перешла из области политической демагогии в область реальной и содержательной профессиональной работы.
По январю сбор налогов ≈ не знаю, вот не могу вам сказать, опять же вернулся из командировки, в понедельник утром проведу совещание, и тогда будет ясна ситуация. Между прочим, я перед командировкой еще в отпуске был два дня, так что пока еще имею право не ответить на этот вопрос.
По данным на прошлую неделю ≈ задача Налоговой службы была 11,0, если мне память не изменяет, обещали они выйти где-то на 10,5, но это предварительные данные, я их даже не хотел говорить. В любом случае очевидно, что по налогам в январе никаких революций не произойдет.
Что касается финансирования долга ≈ да, конечно, мы ясно понимаем, что повышение ставок на рынках ≈ это объективный процесс, который требует увеличения цены обслуживания долга.
Мы к этому готовы, и не только готовы, но и, обратите внимание, правительство внесло специальную поправку в федеральный бюджет, или если быть более точным ≈ две поправки. В одной из этих поправок содержится цифра объема дополнительных расходов на обслуживание госдолга, а во второй поправке ≈ это принципиально важно ≈ в бюджет заложена возможность увеличения этой цифры на случай, если фактический уровень ставок сложится выше, чем предполагается.
РИА-Новости: Анатолий Борисович, если позволите, два вопроса. Первый такой. Хотя вы объявили, что будете в основном о ⌠12 делах■ говорить, вы все-таки как-то ограничились ⌠7 делами■ прошлыми и ⌠12 дел■ забыли.
Поэтому у меня первый вопрос такого плана: скажите, пожалуйста, что конкретно вы намечаете сделать в самое ближайшее время по основным пунктам ⌠12■? Это ≈ по налогам, по неплатежам, задолженностям, соцпроектам и так далее?
И второй, если вы позволите. Вот в ⌠12 делах■ по одиннадцати пунктам имеются ответственные и из администрации президента, только по одному нет. Скажите, пожалуйста, как вы считаете, в какой форме и насколько серьезно может администрация помочь реализации этих ⌠12 дел■?
≈ А где нет-то? По-моему, везде есть.
≈ Нет там, где военные квартиры.
≈ А, квартиры для военных. Спасибо за вопрос. Я только боюсь, что если я сейчас буду про ⌠12 дел■ рассказывать так же подробно, как про ⌠7■, то это займет еще 30 минут времени, тем более я знаю, что мои коллеги ≈ и Борис Немцов, и Александр Лившиц ≈ уже об этом рассказывали. Но я готов сказать хотя бы несколько слов, поскольку, собственно, этим и занимаемся.
Первый пункт, первое дело ≈ налоги. Как я уже сказал, просто повторю, сегодня днем у меня было итоговое совещание, мы снимаем оставшиеся, последние вопросы по Налоговому кодексу. 1 февраля Налоговый кодекс в доработанном виде будет внесен. Вот его основные идеи.
Первое здесь ≈ снижение налоговой нагрузки. Вторая идея ≈ сокращение количества налогов. Третья, принципиальнейшая идея ≈ снижение той части налоговой нагрузки, которая падает на заработную плату. Это ≈ фундаментальная, долгосрочная, базовая задача. Только за счет этой задачи мы действительно можем добиться нашей долгосрочной цели ≈ повышения уровня средней заработной платы в стране.
На сегодня, к сожалению, положение дел таково ≈ налог на прибыль, скажем, 35 процентов, а совокупный налог на фонд заработной платы достигает 75 процентов. Отсюда ≈ заинтересованность спрятать зарплату и далее ≈ целая цепочка негативных последствий.
Этот набор задач, как мне кажется, тем вариантом кодекса, который будет подписан завтра, в целом решается. Хотя, конечно, прямо скажу, что в Думе нам предстоит непростое время. Там семь или восемь вариантов ≈ проект Жириновского, ряд других.
≈ Кто над Налоговым кодексом в правительстве работает?
≈ Задорнов, Моторин. Ну, естественно, Починок. Сокращение неплатежей, упорядочение экономики госрасходов. Вы знаете, это даже трудно сказать коротко, но попробую. Это едва ли не самая масштабная, самая принципиальная часть всей работы 98-го года ≈ то, что можно назвать глобальной бюджетной расчисткой всей бюджетной системы страны.
В чем здесь суть дела? Суть дела вот в чем. Мы вроде бы научились сокращать расходы. Даже секвестр приняли в 97-м году, поджали там, где нужно было поджать. Что выясняется за этим? Бюджетные расходы падают, а фактические расходы бюджетополучателей не собираются падать, а даже, наоборот, растут. Заключаются новые контракты на строительство зданий, растут затраты на обслуживание помещений, электроэнергию, тепло и так далее. Вроде бы сокращается бюджет, а в действительности весь набор неплатежных проблем вылезает у бюджетополучателей. Растет кредиторская задолженность.
Эта ситуация достигла масштаба, который терпеть дальше нельзя. Абсолютно очевидно, что здесь ≈ корень неплатежей в целом. Не в самой экономике, а именно в бюджетной ее части. У бюджетополучателей, которые, не получив бюджетных денег, тем не менее, приобретают электроэнергию по договорам, получают тепло, расходуют его, не оплачивая средства электроэнергетике, а дальше ≈ и вся остальная цепочка.
Если посмотреть весь объем неплатежей в народном хозяйстве ≈ 850 триллионов рублей, ≈ треть из них в электроэнергетике. А дальше, если и у нее поднять источники задолженности, ясно, что основная задолженность от бюджетников. Здесь есть громадная расчетная часть и мы ее начали делать.
Выпущено постановление правительства о проведении полной ревизии кредиторской задолженности бюджетополучателей, чтобы отделить обоснованную от необоснованной.
Вторая стадия по обоснованной ≈ принять решение о том, как с ней разбираться. Большая часть будет переводиться в специальные ценные бумаги, которые станут обслуживаться государством. Но всего этого мало. Причина-то какова? Что значит бюджетные расходы сократились, а расходы бюджетополучателей выросли? А это означает, что государство живет не по средствам. Это означает, что существуют бюджетные организации, которые не могут быть профинансированы.
Как эту задачу решать? Самым болезненным, самым тяжелым, самым неприятным образом ≈ реструктуризацией бюджетной сети. Есть деньги у государства на это ≈ это должно быть. Нет денег у государства на это ≈ закрывать, реорганизовывать, сливать, соединять, укрупнять. Громадная работа, тяжелейшая работа, которая потребует, я думаю, не одного года, но сегодня вот сюда, в этот документ, мы постарались внести как бы каркасный скелет того, как это будет делаться. Врубившись в эту задачу, переломив положение дел там, мы действительно переломим положение дел с неплатежами в целом. Вот вам цена всего лишь одной из задач, о которых здесь идет речь. Я лучше остановлюсь, а то я буду еще целый час говорить.
≈ Об администрации.
≈ Администрация, ну, то, что они здесь участвуют, я считаю абсолютно правильным, потому что не может и не должно быть ситуации, когда одни отвечают, другие наблюдают. Ответственность должна быть совместной, и я знаю, что, когда Борису Николаевичу такую конструкцию предложили, он сразу с ходу ее принял, поддержал.
Газета ⌠Патриот■: Вы сказали о декларации доходов государственных служащих. Где публикуются эти сведения и какой срок является конкретным?
≈ Срок, по-моему, назван в тексте указа, 30 марта, если мне память не изменяет, ≈ это предельный срок для публикации деклараций. Требование, кажется, состоит в том, чтобы публикация осуществлялась в общероссийских средствах массовой информации. Я видел публикации в ⌠Российской газете■, ⌠Российских вестях■.
⌠Независимая газета■: С вашего позволения, два вопроса. Первый. Прокомментируйте, пожалуйста, слова вашего коллеги Александра Лившица о том, что время правых либералов в политике проходит и экономический рост будут обеспечивать люди уже с какими-то умеренно левыми взглядами? И второй вопрос. Каких оргвыводов вы ждете от отчета правительства, поскольку вчера премьер-министр заявил, что и Чубайс, и Немцов останутся?
≈ У меня есть такая традиция: я никогда не комментирую текст, которого я не видел. Я такого текста не знаю, значит, не уверен, что Лившиц это говорил. Если такая фраза звучала, считаю ее абсурдной, но думаю, что Лившиц ее не говорил, надеюсь на то, что Александр Яковлевич достаточно хорошо понимает ситуацию, чтобы избежать такого рода заявлений.
Это мне напоминает выступление одного крупного руководителя, который недавно в Соединенных Штатах заявил, что время монетаризма в России прошло. Это было воспринято там примерно, как если бы он сказал, что время закона всемирного тяготения прошло и больше он теперь не действует. Здесь примерно такое же восприятие.
Что касается возможных изменений в правительстве ≈ президент же сказал: один, два человека. Об этом Борис Николаевич говорил еще в декабре, когда впервые речь пошла об отчете правительства.
Но я думаю, что вряд ли на этом этапе могут произойти какие-то радикальные революционные изменения в структуре или в составе правительства.